|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 » »» возвращении в Тифлис организует груз. любительские спектакли и участвует
в них. В 1882 вступил в тифлисскую груз. драм. труппу. Поборник
реалистич. иск-ва, Г. вн„с значит, вклад в развитие нац. груз. т-ра.
Революц.-демократич. тенденции творчества Г. особенно полно проявились в
годы первой рус. революции 1905. Г. исполнял гл. роли в спектаклях,
выражающих протест против социальной несправедливости (Гела - "Патара
Кахи" А. Церетели и др.) и ставил эти спектакли. Г.- акт„р глубокой
мысли, тщательно работавший над сценич. образами, обладавший ярким
темпераментом, красивым по тембру голосом. Играл разнохарактерные роли:
Лир, Отелло; Како ("Како разбойник" по Чав-чавадзе), Скалозуб("Горе от
ума"),Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Кин (о.п. Дюма-сына), Осип
("Ревизор"), Отар-бек ("Измена" Сумбатова-Южина), Берсенев ("Разлом").
Г. воспитал плеяду талантливых акт„ров, организовывал сезонные и
гастрольные труппы для обслуживания груз. городов и с„л. В 1908 принял
участие в организации нар. т-ра в Кутаиси для рабочих. В 1882 Г. написал
свою первую пьесу "Незаконнорожд„нный" (пост. в Тифлисе). Среди
многочисл. пьес, переводов, переделок Г. - патриотич. драмы "Брат и
сестра", "Два героя", комедия "Ман„вры". Г. переводил Гоголя,
Островского, Шекспира, Мольера, Гюго, Ибсена, Гауптмана и др. Написал
либретто к операм "Даиси" 3. Палиашвили (1923), "Динара" Аракишвили
(1924), "Христине" Гогниашвили. Перев„л на груз. яз. либретто опер
"Севильский цирюльник", "Кармен", "Риголетто". Редактировал газету
"Театри" (1886) и др. перподич. издания, писал статьи в газетах и
журналах. В 1889 издал книгу "Грузинский театр 1879-1889".
После установления в Грузии Сов. власти (1921) Г. стал одним из
активных строителей сов. театр. культуры: принимал активное участие в
организации бесплатных спектаклей для рабочих, руководил театр.
коллективами и был избран первым председателем Союза работников иск-ва.
С 1913 снимался в кино.
Соч. на груз. яз.: Грузинский театр за 1879-1889, Тб., 1889; Драмы и
комедии, кн. 1-2, Тб., 1893; Статьи и письма, Тб., 1953.
Лит.: День благодарности. Юбилейный иллюстр. альманах в честь
35-летней деятельности В. Гуния, Тб., 1917;
Джанелидзе Д., В. Гуния, в кн.: Сахиоба, Тб., 1958;
Бердзенишвили Н., Большой деятель грузинского театра [В. Гуния], Тб.,
1959 (все изд. на груз. яз.); Т а в з а-рашвили Г., Грузинский театр.
М., 1930; Б у х н и к а-швили Г., Грузинский театр за сто лет, Тб.,
1950. А. П. ГУНО (Gounod), Шарль (17. VI. 1818, Париж,-18. X. 1893,
Сен-Клу) - французский композитор, дириж„р, музыкальный писатель. Член
Ин-та Франции (с 1866). Виднейший представитель франц. лирич. оперы.
Отец Г. - художник, мать - пианистка. В 1836-38 Г. учился в Парижской
консерватории у А. Рейха, Ф. Лесюэра, Ф. Галеви, А. Бертона и Ф. Па-эра.
В 1839 за кантату "Фер-нан" был удостоен Рим. пр. В 1845 - 52 работал
церк. органистом и капельмейстером в Париже, в 1852- 1860 руководил
объеди' нением хоровых обществ "Орфеон". В 1851 была поставлена опера Г.
"Сафо" (т-р "Гранд-Опера"; в 1884 переработана), в 1854 - опера
"Кровавая монахиня" ( т-р "Гранд-Опера"). В дальнейшем композитор создал
оперы: "Царица Савская" (1862, т-р "Гранд-Опера"), "Мирейль" (1864, "Т-р
лирик"), "Ромео и Джульетта" (1867, "Т-р лирик", с балетом 1888) и др. В
своих сценич. соч. Г. противопоставил внешним театр. эффектам,
приподнятости чувств, характерным для романтич. т. н. большой оперы,
стремление к простоте, правдивости сюжета и музыки (сам Г. отдал дань
этому жанру в операх "Сафо", "Кровавая монахиня", "Царица Савская").
Одно из популярнейших произв. мирового оперного репертуара - опера Г.
"Фауст" по Г„те (1859, "Т-р лирик", Париж). Дал„кая от философских
обобщений Г„те (что было подч„ркнуто композитором, давшим опере
первоначально название "Маргарита"), опера привлекает своей
эмоциональностью, мелодичностью, изяществом формы. Муз. язык оперы во
многом связан с мелодией франц. гор. песни-романса и танца. Появление
"Фауста" нанесло сокрушительный удар эстетике большой оперы. Реалистич.
тенденции, выявившиеся в "Фаусте", Г. частично развивал и в др. произв.,
но в этих операх, даже в лучшей после "Фауста" опере Г. "Ромео и
Джульетта", сказалось стремление к красивости, искусственная трактовка
муз. материала. Опера "Полиевкт" (1878, т-р "Гранд-Опера") проникнута
религиозными настроениями, мистикой.
Г. принадлежат также музыка к спектаклям и соч. в др. жанрах.
Творчество Г. оказало большое влияние на дальнейшее развитие франц.
оперы (в частности, на молодого Бизе). Г.-автор работ ""Дон Жуан"
Моцарта" (Париж, 1890), "Записки артиста" (Париж, 1896, в рус. пер.
1904), статей и др.
Др. оперы: "Лекарь поневоле" по Мольеру (1858, "Т-р лирик", Париж),
"Коломба" (1860, Баден-Бадиг), "Филемон и Бавкида" (1860, "Т-р лирик",
Париж), "Сен-Мар" (1877, "Опера комик"), "Дань Заморы" (1881, т-р
"Гранд-Опера") и др.; музыка к комедиям Мольера "Мещанин во дворянстве"
(1857, "Театр Франсе") и "Жорж Данден" (1873, неоконч.), к трагедии
"Улисс" Понсара (1852; т-р "Ко-меди Франсез"), к драмам "Две королевы"
Легуве (1872, т-р "Вентадур") и "Жанна д'Арк" Барбье (1873, т-р "Гете"),
Лит.: 50 опер [Ред. сост. М. Друскин], Л., 1959;
Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ.
Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Серов А. Н., Критические
статьи, т. 4, СПБ, 1895; "Артист", 1893, ј 31, кн. 11, с. 192-194;
"Всемирная иллюстрация", 1873, .Ns 210, с. 27; S a i n t-S a e n s C.,
Ch. Gounod et le Don Juan de Mozart, P., 1894; P r o d'-ho m m e J. G.,
et Dandelot A., Gounod..., v. 1-2, P., 1911; Soubies A. et Curzon H. de,
Documents inedits sur le Faust de Gounod, P., 1912;
0 1 1 on e R. d\ Gounod et l'opera comique, "RM", 1933, XIII,
novembre; H a r t l er H., Einfuhrung zur Oper Margarethe, B., 1939;
Landormy P., Gounod, P., 1942; H i l l e m а с h e r P. L., Charles
Gounod, P., [1906];
Landormy P., "Faust" de Gounod, P., 1922.
ГУРА (Gura), Эйген (8.XI.1842-26.VIII.1906) -немецкий артист оперы
(баритон). В 1864-66 обучался пению в Мюнхенской консерватории. Впервые
выступил на оперной сцене в Мюнхене в 1865, пел в оперных т-рах
Бреславля (1867-70), Лейпцига (18701876), Гамбурга (1876-83) и вновь
Мюнхена (1883-95). В 1876-96 выступал на Байр„йтских фестивалях.
Считался одним из лучших баритонов 2-й пол. 19 в. Обладал драм.
талантом, сильным, мягким по тембру и ровным во всех регистрах голосом.
Г. исполнял иногда и басовые партии. Особенно успешно выступал в операх
Вагнера (Голландец, Ганс Сакс, Гунтер, Амфор-тас, Доннер - "Летучий
голландец", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Гибель богов", "Парсифаль",
Страницы: «« « 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |