Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 655   656   657   658   659   660   661   662   663  664   665   666   667   668   669   670   671   672   673  » »»

возвращении в Тифлис организует груз. любительские спектакли и участвует
в них.  В  1882  вступил  в  тифлисскую  груз.  драм.  труппу.  Поборник
реалистич. иск-ва, Г. вн„с значит, вклад в  развитие  нац.  груз.  т-ра.
Революц.-демократич. тенденции творчества Г. особенно полно проявились в
годы первой рус. революции 1905. Г.  исполнял  гл.  роли  в  спектаклях,
выражающих протест против социальной несправедливости  (Гела  -  "Патара
Кахи" А. Церетели и др.) и ставил  эти  спектакли.  Г.-  акт„р  глубокой
мысли, тщательно  работавший  над  сценич.  образами,  обладавший  ярким
темпераментом, красивым по тембру голосом. Играл разнохарактерные  роли:
Лир, Отелло; Како ("Како разбойник" по Чав-чавадзе),  Скалозуб("Горе  от
ума"),Эдип  ("Царь  Эдип"   Софокла),   Кин   (о.п.   Дюма-сына),   Осип
("Ревизор"), Отар-бек ("Измена" Сумбатова-Южина), Берсенев ("Разлом").
   Г. воспитал плеяду  талантливых  акт„ров,  организовывал  сезонные  и
гастрольные труппы для обслуживания груз. городов и с„л. В  1908  принял
участие в организации нар. т-ра в Кутаиси для рабочих. В 1882 Г. написал
свою  первую  пьесу  "Незаконнорожд„нный"  (пост.  в   Тифлисе).   Среди
многочисл. пьес, переводов, переделок Г.  -  патриотич.  драмы  "Брат  и
сестра",  "Два  героя",  комедия   "Ман„вры".   Г.   переводил   Гоголя,
Островского, Шекспира, Мольера, Гюго, Ибсена, Гауптмана  и  др.  Написал
либретто к операм "Даиси"  3.  Палиашвили  (1923),  "Динара"  Аракишвили
(1924), "Христине" Гогниашвили.  Перев„л  на  груз.  яз.  либретто  опер
"Севильский  цирюльник",  "Кармен",  "Риголетто".  Редактировал   газету
"Театри" (1886) и др.  перподич.  издания,  писал  статьи  в  газетах  и
журналах. В 1889 издал книгу "Грузинский театр 1879-1889".
   После установления в Грузии Сов.  власти  (1921)  Г.  стал  одним  из
активных строителей сов. театр. культуры: принимал  активное  участие  в
организации  бесплатных  спектаклей  для   рабочих,   руководил   театр.
коллективами и был избран первым председателем Союза работников  иск-ва.
С 1913 снимался в кино.
   Соч. на груз. яз.: Грузинский театр за 1879-1889, Тб., 1889; Драмы  и
комедии, кн. 1-2, Тб., 1893; Статьи и письма, Тб., 1953.
   Лит.:  День  благодарности.  Юбилейный  иллюстр.  альманах  в   честь
35-летней деятельности В. Гуния, Тб., 1917;
   Джанелидзе Д., В. Гуния, в кн.: Сахиоба, Тб., 1958;
   Бердзенишвили Н., Большой деятель грузинского театра [В. Гуния], Тб.,
1959 (все изд. на груз. яз.); Т а в з а-рашвили  Г.,  Грузинский  театр.
М., 1930; Б у х н и к а-швили Г., Грузинский  театр  за  сто  лет,  Тб.,
1950. А. П. ГУНО (Gounod), Шарль (17.  VI.  1818,  Париж,-18.  X.  1893,
Сен-Клу) - французский композитор, дириж„р, музыкальный  писатель.  Член
Ин-та Франции (с 1866). Виднейший  представитель  франц.  лирич.  оперы.
Отец Г. - художник, мать - пианистка. В 1836-38 Г.  учился  в  Парижской
консерватории у А. Рейха, Ф. Лесюэра, Ф. Галеви, А. Бертона и Ф. Па-эра.
В 1839 за кантату "Фер-нан" был удостоен Рим. пр. В 1845  -  52  работал
церк. органистом и капельмейстером в  Париже,  в  1852-  1860  руководил
объеди' нением хоровых обществ "Орфеон". В 1851 была поставлена опера Г.
"Сафо"  (т-р  "Гранд-Опера";  в  1884  переработана),  в  1854  -  опера
"Кровавая монахиня" ( т-р "Гранд-Опера"). В дальнейшем композитор создал
оперы: "Царица Савская" (1862, т-р "Гранд-Опера"), "Мирейль" (1864, "Т-р
лирик"), "Ромео и Джульетта" (1867, "Т-р лирик", с балетом 1888) и др. В
своих  сценич.  соч.  Г.  противопоставил   внешним   театр.   эффектам,
приподнятости чувств, характерным для романтич.  т.  н.  большой  оперы,
стремление к простоте, правдивости сюжета и музыки (сам  Г.  отдал  дань
этому жанру в операх "Сафо",  "Кровавая  монахиня",  "Царица  Савская").
Одно из популярнейших произв. мирового оперного репертуара  -  опера  Г.
"Фауст" по Г„те (1859,  "Т-р  лирик",  Париж).  Дал„кая  от  философских
обобщений  Г„те  (что  было  подч„ркнуто  композитором,   давшим   опере
первоначально   название   "Маргарита"),    опера    привлекает    своей
эмоциональностью, мелодичностью, изяществом формы. Муз.  язык  оперы  во
многом связан с мелодией франц. гор. песни-романса  и  танца.  Появление
"Фауста" нанесло сокрушительный удар эстетике большой оперы.  Реалистич.
тенденции, выявившиеся в "Фаусте", Г. частично развивал и в др. произв.,
но в этих операх, даже  в  лучшей  после  "Фауста"  опере  Г.  "Ромео  и
Джульетта", сказалось стремление к красивости,  искусственная  трактовка
муз. материала. Опера "Полиевкт" (1878,  т-р  "Гранд-Опера")  проникнута
религиозными настроениями, мистикой.
   Г. принадлежат также  музыка  к  спектаклям  и  соч.  в  др.  жанрах.
Творчество Г. оказало большое  влияние  на  дальнейшее  развитие  франц.
оперы (в частности,  на  молодого  Бизе).  Г.-автор  работ  ""Дон  Жуан"
Моцарта" (Париж, 1890), "Записки артиста"  (Париж,  1896,  в  рус.  пер.
1904), статей и др.
   Др. оперы: "Лекарь поневоле" по Мольеру (1858, "Т-р  лирик",  Париж),
"Коломба" (1860, Баден-Бадиг), "Филемон и Бавкида" (1860,  "Т-р  лирик",
Париж), "Сен-Мар"  (1877,  "Опера  комик"),  "Дань  Заморы"  (1881,  т-р
"Гранд-Опера") и др.; музыка к комедиям Мольера "Мещанин во  дворянстве"
(1857, "Театр Франсе") и "Жорж  Данден"  (1873,  неоконч.),  к  трагедии
"Улисс" Понсара (1852; т-р "Ко-меди Франсез"), к драмам  "Две  королевы"
Легуве (1872, т-р "Вентадур") и "Жанна д'Арк" Барбье (1873, т-р "Гете"),
   Лит.: 50 опер [Ред. сост. М. Друскин], Л., 1959;
   Французская музыка второй половины XIX века.  Сб.  переводных  работ.
Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938;  Серов  А.  Н.,  Критические
статьи, т. 4, СПБ, 1895; "Артист", 1893,  ј  31,  кн.  11,  с.  192-194;
"Всемирная иллюстрация", 1873, .Ns 210, с. 27; S a i n t-S a e n  s  C.,
Ch. Gounod et le Don Juan de Mozart, P., 1894; P r o d'-ho m m e J.  G.,
et Dandelot A., Gounod..., v. 1-2, P., 1911; Soubies A. et Curzon H. de,
Documents inedits sur le Faust de Gounod, P., 1912;
   0 1 1 on e R.  d\  Gounod  et  l'opera  comique,  "RM",  1933,  XIII,
novembre; H a r t l er H., Einfuhrung zur  Oper  Margarethe,  B.,  1939;
Landormy P., Gounod, P., 1942; H i l l e m а с h  e  r  P.  L.,  Charles
Gounod, P., [1906];
   Landormy P., "Faust" de Gounod, P., 1922.
   ГУРА (Gura), Эйген (8.XI.1842-26.VIII.1906)  -немецкий  артист  оперы
(баритон). В 1864-66 обучался пению в Мюнхенской консерватории.  Впервые
выступил на оперной  сцене  в  Мюнхене  в  1865,  пел  в  оперных  т-рах
Бреславля (1867-70), Лейпцига (18701876),  Гамбурга  (1876-83)  и  вновь
Мюнхена  (1883-95).  В  1876-96  выступал  на  Байр„йтских   фестивалях.
Считался одним  из  лучших  баритонов  2-й  пол.  19  в.  Обладал  драм.
талантом, сильным, мягким по тембру и ровным во всех регистрах  голосом.
Г. исполнял иногда и басовые партии. Особенно успешно выступал в  операх
Вагнера (Голландец, Ганс Сакс,  Гунтер,  Амфор-тас,  Доннер  -  "Летучий
голландец", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Гибель богов",  "Парсифаль",

Страницы: «« « 655   656   657   658   659   660   661   662   663  664   665   666   667   668   669   670   671   672   673  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия