Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 666   667   668   669   670   671   672   673   674  675   676   677   678   679   680   681   682   683   684  » »»

к об-ву сен-симонистов,  после  разгрома  к-рого  в  1833  отправился  в
путешествие  по  Азии  и  Африке.  Пропагандировал   идеи   утопического
социализма,  изучал  и  собирал  музыку  вост.  народов.  Композиторскую
деятельность начал в 40-х гг. 19  в.  Является  основоположником  франц.
муз. ориентализма.  Автор  опер:  "Бразильская  жемчужина"  (1851,  "Т-р
лирик", Париж), "Геркуланум" (1859, т-р  "Гранд-Опера",  Париж),  "Лалла
Рук" (на сюжет поэмы Томаса  Мура,  1862,  т-р  "Опера  комик",  Париж),
"Сапфир" (1865, там же), ораторий и др. произв.
   Лит.: Azevedo A., F. David, sa vie et ses oeuvres, P., 1863; Brancour
R., Felicien David, P., 1911; Mire-court  E.  de,  Felicien  David,  P.,
1854. JJ M
   ДАВИД KEPAKAH (6 в.) - армянский уч„ный,  разрабатывал  теоретические
вопросы искусства. Оценивая виды совр. ему арм. т-ра в зависимости от их
общественной полезности, Д. К. учитывал восприятие представлений простым
народом. В книгах "Толкование труда Дионисия Фракийского"  и  "Искусство
грамматики" Д. К. высоко оценивал трагедию как "описание дел храбрецов",
одобрял назидательную комедию"  подразделяя  ее  на  "порицательную"  (о
людях, ведущих дурной образ жизни) и "одобрительную" (о тех,  кто  жив„т
хорошо, в добре).
   Лит.: Г о я н Г., 2000 лет армянского театра,  т.  2,  M."  1952,  с.
128-134. Г. Г.
   ДАВИДОВСКИЙ,   Константин   Алексеевич   (19.III.   1882-   1.   III.
1939)русский  советский  акт„р.  Засл.  арт.   РСФСР   (1933).   Окончил
Харьковский технологич. ии-т (1905). Учился на частных театр. курсах  E.
А. Лепков-ского. На сцене с 1906 (Товарищество новой драмы под  рук.  В.
Э. Мейерхольда). В 1907-08 выступал  в  т-ре  В.  Ф.  Комиссаржевской  в
Петербурге. В 1908-24 играл в провинции (Херсон, Одесса, Курск, Саратов,
Вильно и др.). С 1925 - акт„р Т-ра  им.  МГСПС  в  Москве.  Роли:  Гапон
("Георгий  Гапон"  Шаповаленко),   генерал   Кондратенко   ("Порт-Артур"
Никулина) и др. В 1927 создал  образ  комиссара  Фурманова  ("Мятеж"  по
Фурманову). Наиболее полно дарование Д. раскрылось в характерных  ролях:
Дерри Майр ("Человек, который сме„тся"  по  Гюго),  Ли-Бертран  ("Чернь"
Шаповаленко), Николай Скроботов ("Враги"). Пост.:
   "Дело рядового Шибунина" Никулина (1936), "Враги" (1937) и др.  Автор
пьесы "Золото" (1930), инсценировки "Кому на Руси жить  хорошо"  (1938).
Д. был известен также как мастер художественного чтения. А.Шн.
   ДАВИДОГЛУ (Davidoglu), Михаил (р. 11.XI. 1910) - румынский драматург.
Окончил лит. ф-т ун-та, работал  учителем.  В  1936  начал  драматургич.
деятельность  ("Смирненский  моряк").  Наиболее  значит,  драм.  произв.
Д."Человек из Чеатала" (1947), "Шахт„ры" (1948, пр. им. И. Л.  Караджале
Академии РНР, 1949), "Огненная крепость" (1950, Гос. пр., 1951),  "Город
в огнях" (1951), "Поч„тная вахта" (1953) -  посвящены  актуальным  темам
современности, жизни рум.  рабочих.  Д.  написал  также  историч.  драму
"Хо-рия" (1957), пьесы "Неслыханная буря" (1957), "Великан поля" (1958).
   ДАВИЛА (Davila), Александру (12.11. 1862 - 19. X. 1929)  -  румынский
драматург, режисс„р и театральный деятель. Образование получил в Париже.
На формирование взглядов Д. оказала влияние деятельность А.  Антуана.  В
1902 на сцене  бухарестского  Нац.  т-ра  было  пост.  наиболее  значит,
произв. Д.- историч. драма в стихах "Влайку Воде". В 1905-08  и  1912-14
был директором Нац. т-ра. Д. следовал принципам  К.  С.  Станиславского,
методу M XT, вв„л новые принципы отбора репертуара,  основой  к-рого  он
считал  отечеств.  драматургию  и  мировую  классику.  В   1909,   после
отстранения Д. от руководства Нац. т-ром, организовал труппу  под  назв.
"Компания Давиды", в к-рую вошла группа молодых акт„ров  Нац.  т-ра.  Д.
стремился ставить спектакли высокого художеств. уровня. Но т-р  не  имел
хорошего помещения, испытывал финансовые трудности и был вынужден давать
спектакли в др. городах, выпускать каждую неделю новую премьеру. Вс„ это
мешало Д. осуществить свои стремления. В Нац. т-ре и в труппе  "Компания
Давиды" он пост. спектакли: "Клад", "Шкатулка" Плавта,  "Сид"  Корне-ля,
"Скупой",  "Лекарь  поневоле",   "Мнимый   больной"   Мольера,   "Буря",
"Виндзорские проказницы" Шекспира. Ставил также комедии  Бомарше,  пьесы
Гаупт-мана, Уайльда и др. Д. уделял большое внимание  нац.  драматургии,
ставил произв.  И.  Л.  Караджале,  Б.  П.  Хашдеу,  В.  Делавранчи,  В.
Александри и совр. ему авторов. Но порой Д. приходилось идти на  уступки
вкусам   публики   и   ставить   бульварные   пьесы.   Деятельность   Д.
способствовала  развитию  режисс„рского  иск-ва  в  Румынии.   Под   его
руководством сформировалась плеяда лучших рум.  акт„ров,  режисс„ров.  С
1915 из-за паралича не работал в т-ре.
   Лит.: Alterescu S., Tornea Р., Teatrul National  "I.  L.  Caragiale",
Buc., 1955; С т y p д з а-Б у л а н  д-р  а  Л.,  Штрихи  моей  жизни  в
театре. Отрывки из воспоминаний, пер. с румын., "Театр", 1958, ј 2.  ff,
P.
   ДАВИСОН (Dawison), Богумил (15. V. 1818  -  l.II.  1872)  -  польский
акт„р. Род. в бедной евр. семье. С 1835 учился в Варшавской драм.  школе
под рук. Б. Кудлича. После дебюта в т-ре  "Бельки"  в  1837  выступал  в
Вильно. В 1840 переехал во Львов, где  работал  до  1847.  В  дальнейшем
играл в т-рах городов Любека, Гамбурга (до  1849),  Дрездена  (1853-64),
Вены (1850-53), исполняя  роли  на  нем.  языке.  В  Польше  выступал  в
качестве  гастрол„ра   (Львов,   1849;   Варшава,   1865).   В   1866-67
гастролировал  в  США.  Д.  обладал   большим   сценич.   темпераментом,
выразительной внепг-ностью, прекрасными голосовыми данными, острым умом,
энергией. Создал монументальные образы в классич. трагедиях и  комедиях:
Отелло,  Макбет,  Ричард  III,  Гамлет,  Лир;  Фальстаф   ("Генрих   IV"
Шекспира), Гарпагон, Франц Моор, Дон Карл ос; Мул ей Гассан, Валленштейн
("Заговор Фиеско", "Валлен-штейн" Шиллера).
   Лит.: Grot Z., Dzieje sceny polskiej w  Poznaniu  1782-1869,  Poznan,
1950; "Teatr", Warsz., 1951, ј 4-5.
   Б. Рост. ДАВИТАШВИЛИ, Георгий Михайлович  [р.  15(27).  II.  1893]  -
грузинский советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1934). В 1913-15 учился
в школе сценич. иск-ва А. Петровского в Петербурге. В 1915-20 работал на
рус.    сцене    (Таганрог,    Баку,    Владикавказ,    Батум).    Играл
героико-дра-матические    роли:    Незнамов,     Жадов;     Раскольников
("Преступление  и  наказание"  по  Достоевскому).  В  1920  переш„л   на
грузинскую  сцену,  вступив  в  Тбилисский  драм.  т-р  (ныне  Т-р   им.
Руставели). Создал ряд значит. образов, героич. и характерных: Фронд озо
("Овечий источник", 1922), Кристи Ме-гон ("Герой" Синга,  1923),  Гамлет
(1925), Миндия ("Ла-мара" по Важа-Пшавеле, 1926), фон Штубе ("Разлом",
   1928),  Гелахсан   ("Тетнульд"   Дадиани,   1931),   За-ал   ("Арсен"
Шаншнашвили, 1936), Гарсиа Лорка ("Алькасар" Мдивани,  1937),  профессор
Мамлок (о. п.

Страницы: «« « 666   667   668   669   670   671   672   673   674  675   676   677   678   679   680   681   682   683   684  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия