Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 686   687   688   689   690   691   692   693   694  695   696   697   698   699   700   701   702   703   704  » »»

формирования Д. д. имели европ. театр.  традиции,  иск-во  странствующих
акт„ров. В эпоху Реформации получила  развитие  школьная  драма.  Иногда
переводы нек-рых из них называли "комедиями Кристьерна Хансена" по имени
Кристьерна Педерсена, основоположника дат.  лит-ры.  Среди  первых  дат.
драматургов - X. Стен, П. Хег-лунн, И. Ранх, авторы  грубоватых  бытовых
комедий написанных на сюжеты из совр. жизни. В 17 в. Д.  д.  развивалась
медленно. Среди  драм.  произв.  16-17  вв.-  аллегорич.  пьеса  "Колесо
счастья" X. Стена (дата неизв.),  "Комедия  графа  и  барона"  М.  Скеля
(1675).
   В 18 в., в эпоху раннего Просвещения, наступил новый этап в  развитии
Д.  д.  Он   связан   с   творчеством   крупнейшего   дат.   драматурга,
основоположника дат. т-ра Л. Хольберга, к-рый  выступил  как  обличитель
социальных пороков, отсталости, мещанского  филист„рства.  Обличительная
направленность  характеризует  комедии  Хольберга  "Оловянщик-политикан"
(1722), "Жан де Франс, или Ханс Франдсен" (1722),  "Йеппе  с  горы,  или
Превращ„нный крестьянин" (1722), "Мастер Герт Вестфалец,  или  Болтливый
цырюльник" (1722), "Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат" (1724) и  др.
Герои  его  произв.-простые  люди:  крестьянин  Йеппе,  умные  слуги   и
служанки. В поздних комедиях  Хольберга-"Эразмус  Монтанус,  или  Расмус
Берг" (1747), "Дон  Ранудо  де  Колибрадос,  или  Бедность  и  гордость"
(1748), "Абракадабра", "Плутус, или Спор между бедностью  и  богатством"
(оба в 1753), "Путешествие Сганареля в страну философии" (1754), усилены
социальные  мотивы,  психоло-гич.  характеристики   героев.   Творчество
Хольберга оказало большое влияние на развитие нац. и европ. драматургии.
Во 2-й пол. 18 в. Д. д.  испытывала  воздействие  переводной,  гл.  обр.
немецкой, лит-ры. И. Эвалъд автор библейской драмы "Адам и Ева"  (1769),
историч.  трагедии  "Рольф  Краге"  (1770),  поэтич.  трагедии   "Смерть
Вальдера"  (1773)  на  сюжет  из   древнесканд.   мифологии,   испытывал
воздействие сентиментализма, изображал простых  людей,  "истинных  детей
природы"  (драма  "Рыбаки",  1780).  Драм.  произв.  А.  Хейберга   были
проникнуты мотивами гуманизма и свободолюбия. В них нашли отражение идеи
франц. бурж. революции конца 18 в. В водевилях и комедиях Хейберга резко
критиковалось дворянство. Видную роль в пропаганде  идей  Просвещения  в
Дании сыграло творчество  И.  X.  Весселя,  автора  пародийной  трагедии
"Любовь без чулок" (1772), продолжавшего традиции Хольберга. Реалп-стич.
и сатирическим по своей  направленности  произв.  нац.  просветительской
комедиографии    противостояли     пьесы,     проникнутые     элементами
идеализации,драм.   идиллии   Т.   Торупа   ("Свадьба   Петера",   1793,
"Возвращение", 1802), историч. пьесы О. Самс„ ("Дювеке", 1794) и  К.  Л.
Саннера  ("Нильс  Эббесен  из  Н„ррериса",   1797).   В   нач.   19   в.
сформировалось романтич. направление в Д. д., в к-ром получили  развитие
две осн. тенденции: нац.-патриотич., демократическая  и  консервативная,
ориентировавшаяся на социально-эсте-тич. принципы нем. романтич.  школы.
Крупнейшим представителем демократич. направления был А. Эленшлегер. Ему
принадлежат пьесы: "Алладин" или  Волшебная  лампа"  (по  сказкам  "1001
ночи", 1804), "Ярл Хокон" (1806), "Пальнатоке" (1807) на сюжеты легенд и
нац. истории. Герои этих пьес- простые люди,  носители  высокой  морали,
борцы  за  обществ.  интересы.  Гуманистич.  представления   Эленшлегера
связаны с идеализацией дофеодальной и дохристианской  культуры.  Нек-рые
пьесы Эленшлегера - "Ярл  Хокон",  "Корреджио"  (1809),  обличающие  мир
наживы,  включают  в  себя  элементы  реализма.  Сочетание  романтич.  и
реалистич. мотивов отличают творчество X. Херца  -  автора  водевилей  и
драм "Сберегательная касса" (1836), "Дом Свена  Дюринга"  (1837),  "Дочь
короля Ренэ" (1845), и К.  В.  Бредаля,  к-рый  в  своих  "Драматических
сценах" (1819-33)  следовал  принципам  драматургии  Шекспира.  Элементы
социальной критики заключали в себе  романтич.  пьесы  X.  К.  Андерсена
"Любовь на Николаевой башне, или  Что  скажет  партер"  (1829),  "Мулат"
(1840), "Гр„зы короля" (1844). В противовес пропагандировавшейся  реакц.
романтиками "трагедии рока", Андерсен  стремился  создать  драматические
произведения, отмеченные  жизненной  правдой,  проникнутые  героизмом  и
свободолюбием. Демократизмом, любовью к простому  люду,  вес„лым  юмором
отличаются комедии-сказки Андерсена "Дороже  жемчуга  и  злата"  (1849),
"Оле Лукойе" (1850), "Бузинная матушка" (1851).
   Видное место в истории дат. прогрессивного романтизма 1-й пол. 19  в.
занимал И. Л. Хейберг. Он продолжил борьбу  Эленшлегера  за  утверждение
демо-кратич. принципов в области драматургии и т-ра. В  своих  теоретич.
трудах он подвергал критике реакц.  романтизм.  Хейберг  писал  о  путях
развития реали-стич. иск-ва, осуждал "бесформенность", присущую  произв.
романтиков. Вместе с тем  критич.  принципы  Хейберга  носили  социально
ограниченный характер. Среди его ранних романтич. пьес выделяются: "Холм
эльфов"  (1828),  "Принцесса  Изабелла"  (1829),   "Эльфы"   (1834).   В
философской комедии "Душа после  смерти"  (1840)  проявилось  стремление
драматурга  к  решению  актуальных  проблем  жизни.  Это  же  стремление
характеризует и его  муз.  комедии  "Царь  Соломон  и  Йорген,  шапочный
мастер" (1825), "Рецензент и животное" (1826),  "Неразлучные"  (1827)  и
др.
   Теоретич.  положения  реакц.  романтизма  разработал   X.   Стеффенс,
последователь  нем.  философа-романтика  Ф.   Шеллинга.   Консервативные
тенденции утверждал И. К. Хаук, стремившийся воплотить в своих  историч.
драмах "Баязет" (1828), "Тиберий" (1828), "Свен Грате"  (1841)  принципы
нем.  романтич.   школы.   Передовые   тенденции   выражало   творчество
драматургов П. К. Плоуга - автора т. н. студенческих  водевилей,  И.  К.
Хострупа,   писавшего   водевили   "Интриги"   (1845),    "Прогулка    с
приключениями" (1848), "Солдатские шутки"  (1850),  "Учитель  и  ученик"
'(1851), Т. Оверскоу, К. И. Бойе  и  др.  Сложный  процесс  перехода  от
романтизма к реализму характерен для философско-историч. драмы "Каланус"
Ф. Палудана-Мюллера (1854).
   В конце 19 в. Д. д. испытывала декадентские, а затем натуралистич.  и
символистские  влияния.  Лишь  в  теоретич.  трудах  Г.  Брандеса   были
осуществлены   попытки   противопоставить   этим   тенденциям    реализм
драматургии Шекспира, нац. реалистич. традиции.
   В конце 19 - нач.  20  вв.  попытки  драматургов  Я.  Бергстр„ма,  Э.
Кристиансена,  Э.  Брандеса,  X.  На-тансена  создать  театр  актуальных
идейно-этич. проблем не имели успеха из-за мелкобурж. ограниченности  их
мировоззрения, эклектич. подражания произв. Г. Ибсена  и  Б.  Бь„рнсона.
Представители т.  н.  "копенгагенской  школы",  комедиографы  О.  Бенсон
("Скандал", 1884, "Спортсмен", 1891, "Свободные руки", 1908),  Г.  Эсман
("В провинции", 1890, "Славная семейка", 1892), отказываются от сатирич.
направленности,   характерной   для   Д.   д.   В   комедиях   Г.   Вида
язвительно-сатирпч.   изображение   правящих   классов   сочеталось    с

Страницы: «« « 686   687   688   689   690   691   692   693   694  695   696   697   698   699   700   701   702   703   704  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия