Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 689   690   691   692   693   694   695   696   697  698   699   700   701   702   703   704   705   706   707  » »»

И. Л. Хейберг. В это время  окончательно  определилось  одно  из  важных
качеств  этого  коллектива  -  отсутствие   ориентации   на   премьеров,
целостность акт„рского ансамбля. В Копенгагене открылись первые  частные
т-ры: "Казино" (осн. 1848) и Народный т-р (осн. 1857). В 70-80-е гг.  19
в., в период усиленного капиталистич. развития страны, на  сценах  т-ров
Дании выступали крупные артисты, но отсутствие значит, произв. драматург
гии  обусловило  кризис  нац.  т-ра.   Народный   т-р,   т-р   "Казино",
"Александртеатр" (осн. 1870), "Дагмар-театр"  (осн.  1883)  ставили  гл.
обр. переводные пьесы развлекат. характера и оперетты. Королевский т-р с
трудом отстаивал реалистич., просветительские принципы.  В  70-80-е  гг.
т-р ставил драмы Г. Ибсена и Б. Бь„рнсона, а в конце 19 - нач. 20 вв.  в
репертуаре его  появились  незначит.  в  идейном  отношении  комедии  Э.
Брандеса, О. Бенсона, Г. Эсмана, драмы Э. Кристиансена и Я.  Бергстр„ма.
Дирекция т-ра запретила в это время  пост.  остро  сатирич.  комедий  Г.
Вида. Ядро труппы составляли О. и Э. Поуль-сен, Б. Хеннингс - выдающаяся
создательница женских образов в пьесах Г. Ибсена, характерный  акт„р  П.
Йерндорф, актриса Ю. С„дринг,  К.  Манциус.  Под  рук.  реж.  В.  Блоха,
поставившего  серию  блестящих  хольберговских  спектаклей,  эти  акт„рн
развивали сценич. реализм, обогащали традиций Д. т. В первые десятилетия
20 в., несмотря на внешнее  оживление,  выразившееся  в  открытии  новых
т-ров в столице (Новый т-р, 1908) и на  периферии  (театры  в  Ольборге,
1878, и Орхусе, 1900), Д. т. испытывал кризис. Репертуар становился  все
более  эклектичным,   усилились   декадентские   тенденции   (пьесы   К.
Гьеллерупа, X. Роде, С. Ланге). Акт„рское иск-во в это время развивалось
на  основе  классич.  драматургии.  В  Королевский  т-р  влилась  группа
акт„ров, ставших прославленными  мастерами-реалистами,-И.  Поулъсен,  X.
Габр иелъсе к, П. Р„ймерт, Б.  Ип-сен,  К.  Понтоппидан,  Э.  Скубо,  К.
Неллемосе, С. Мет-линг, И. Мейер.
   Рост рабочего движения  в  Дании  способствовал  появлению  самодеят.
рабочих т-ров и агитбригад, В 1924 нек-рые из них объединились во  вновь
созданном "Рабочем т-ре" (Копенгаген) под рук.  драматурга  Б.  Мюллера.
Репертуар нового коллектива состоял из комедий С.  Клауссена  и  произв.
дат. и нем. экспрессионистов.  В  1931  акт„р  и  режисс„р  П.  Кнут-сон
организовал "Социальный т-р" (Копенгаген), рассчитанный  на  демократич.
зрителя. Этот т-р пост. антибурж.  трагикомедию  "Паразиты"  Соя  и  др.
спектакли  прогрессивной  направленности,   но   вскоре   был   вынужден
прекратить   сво„   существование.   Среди   новых    т-ров    выделялся
копенгагенский "Т-р Беттв Нансен" (осн. 1917), во  главе  к-рого  стояли
драматич. актриса Б. Нансен и е„ постоянный партн„р X. Бентсон.  В  30-е
гг. 20 в. ставились драмы Соя, К. Абелля,  посв.  социальным  проблемам.
Крупным событием в театр. жизни страны  явилась  пост.  П.  Кнутсоном  в
созданном им т-ре "Рйддерсален" (Копенгаген) комедии Абелля "Исчезнувшая
мелодия" (1935), обличающей мелкобурж. эгоизм и пассивность.  На  сценах
Д. т. появлялись значит, антифашистские спектакли:  "Анна  Софи  Хедвиг"
Абелля (1939, Королевский т-р), "Умбабумба" Соя (1935, Новый  т-р),  "Он
сидит на кипящем котле" Мунка (1938, Народный т-р).
   В  период  гитлеровской  оккупации  Д.  т.  пережил  полосу   застоя.
Передовые деятели Королевского т-ра организовывали т. н. нац. сезоны, во
время  к-рых  ставились  только  историко-героич.  пьесы,  произв.  дат.
классиков. После освобождения страны от фашизма  нек-рая  демократизация
обществ, жизни страны привела к  созданию  спектаклей  "Нильс  Эббе-сен"
Мунка (1945, Королевский т-р и т-р в Оденсе), "Силькеборг" Абелля (1946,
Новый т-р), отражавших героич. подвиги борцов  Сопротивления,  ставились
новые пьесы, посв. злободневным вопросам.
   Вступление Дании в Североатлантич. блок (1949),  американизация  дат.
культуры пагубно сказались на Д. т. Вс„ большее место в репертуаре т-ров
занимают  пьесы  амер.,   англ.   и   франц.   драматургов   упадочнич.,
модернистского направления.  Им  подражают  и  нек-рые  дат.  драматурги
(напр., Ф. Метлинг). Оплотом реалистич. иск-ва является Королевский т-р,
ставящий лучшие пьесы совр. дат. авторов (Соя, К. Мунк,  К.  Абелль,  Л.
Фишер, К. С„ннербю,
   X. К. Браннер) и зарубежных драматургов (Б.  Брехт,  Ш.  0'Кейси,  А.
Миллер, Ф. Дюрренматт). В репер- туаре т-ра - комедии  Хольберга  и  др.
дат. класси-] ков, трагедии Шекспира,  драмы  Ибсена,  комедии  Мольера,
Шоу, пьесы Тургенева, Л. Толстого, Чехова. Наряду  с  акт„рами  старшего
поколения (Б. Ипсен, П.  Р„ймерт,  К.  Понтоппидан,  И.  Мейер)  успешно
выступают актрисы И. Брамс, Б. Кьер, Л. Рингхейм,  акт„ры  Э.  Фосс,  X.
Моритцен, П. Рейхардт, Э. Роде,М. Вит, И. Ренберг, режисс„ры Дж.  Прайс,
С. Мельсон, Т. А. Свен-сен и др. При т-ре  работает  драм.  школа  (осн.
1886).
   В Копенгагене, помимо  Королевского  т-ра  и  его  филиала,  8  т-ров
(1961), прич„м ни один из  них  не  является  репертуарным  и  не  имеет
постоянных трупп. Нек-рые т-ры ("АБЦ", "Авеню", "Роде Кро") ставят  ревю
и муз. комедии. В числе крупных т-ров -  Народный  театр.  Новый  театр.
"Датская школьная  сцена".  С  1959  работает  "Т-р  пантомимы".  Широко
развита сеть передвижных т-ров и антреприз, среди к-рых выделяется своим
демократизмом и стремлением к идейно-худ ожеств.  поискам  Кооперативный
театр.  обслуживающий  сельское  население.  Стационарные   драм.   т-ры
работают в гг. Ольборге, Оденсе, Орхусе. В летний период во мн.  городах
открываются летние т-ры. К ним относятся и "Хольберговские представления
в Старом городе" (в Орхусе), комедии великого драматурга исполняются  на
открытом воздухе в старинном квартале-музее 17-18 вв.
   Среди ведущих деятелей дат. т-ров: реж. С. Бесеков,  Э.  Тим-рот,  Б.
Ватт-Больсен, актрисы Б. Квистгор, X. Виркнер,  С.  Хорне-Расмуссен,  И.
Вид-Мел-лер, Б. Федерспиль, Э. Гот-шальк, акт„ры О. и  Ф.  Хель-мут,  П.
Кьерульф-Шмидт, К. Маркуслунн, Э. Мерк, Б. Форш-хаммер. В л. М.
   Музыкальный театр. В 1-й пол. 17 в. в Дании были осуществлены  первые
придворные муз. спектакли и балетные дивертисменты по франц. образцу.  В
1703 было построено постоянное здание для оперного т-ра, к-рый  с  этого
времени начинает регулярную  деятельность.  В  Копенгагене  неоднократно
гастролировала гамбургская оперная труппа во главе с Р. Кейзером,  к-рый
сочинил для Копенгагенского театра и поставил там оперу "Улисс"  (1722).
Несмотря на сильный приток в Данию нем. -музыкантов в 17 - нач. 18  вв.,
большое распространение получила итал.  опера.  До  1756  итал.  оперная
труппа под рук. П. Минготти была законодателем муз.- театр.  жизни  дат.
столицы. Среди композиторов и дириж„ров труппы были X. В. Глюк (1748)  и
Дж. Сарти (1753-57 и 1770-73). После первых безуспешных попыток создания
нац. дат. оперы, предпринятых Дж. Сарти  и  Н.  К.  Бредалем,  известный
успех имели зингшпили, соч. И. А. П. Шульцем-"Праздник  урожая"  (1790),
"Свадьба Петера" (1793) и др., написанные на оригинальные дат. либр.  Т.

Страницы: «« « 689   690   691   692   693   694   695   696   697  698   699   700   701   702   703   704   705   706   707  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия