|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 » »» Воронеже. С 1904 работал секретар„м Шаляпина; руководил спектаклями с
его участием. В 1918-19 был зав. Свободного т-ра в Воронеже. С 1920
Д.хорист, с 1923 - режисс„р, с 1936 - режисс„р-инспектор Т-ра оперы и
балета им. Кирова. На сцене этого т-ра пост. оперу "Паяцы", в филиале
т-ра - "Лакме"; возобновил "Русалку", "Евгения Онегина", "Травиату" (две
последние оперы - в дни блокады Ленинграда).
Лит.: Черкасов Н. К., Записки советского акт„ра, М., 1953, с. 15, 23:
Шаляпина И. Ф., Воспоминания об отце, в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. l, M.,
1957. с. 635-639, 645-648, и др. О. В.
"ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" - по одноим„нному роману И. С. Тургенева; первая
инсценировка (1893) принадлежит П. И. Вейнбергу. Пьеса в 4 д., 5 к.
Пост. 27 янв. 1894 в Александрийском т-ре в бенефис Савиной (Лиза -
Савина, Марья Дмитриевна -Абаринова, Марфа Тимофеевна - Жулева,
Гедеоновский -Варламов, Лаврецкий - Сазонов, Паншин -Аполлонский, Лемм -
Нильский, Лаврец-кая -Дюжикова 1-я). 17 окт. 1895-в Малом т-ре (Марья
Дмитриевна - Полянская, Полякова, Лиза - Лешков-ская, Марфа Тимофеевна -
О. Садовская, Гедеоновский - Горев, Лаврецкий - Южин, Паншин - Багров,
Лемм - Правдин, Лаврецкая - Тираспольская), в 1914 - в Моск. драматич.
т-ре (Марфа Тимофеевна-Блюменталь-Тамарина, Лиза - Полевицкая). "Д. г."
(в инсц. Вейнберга, позднее в инсц. Соболыцикова-Самарина) широко
ставилось на про-винц. сцене: т-р "Соловцов", Киев (1913, реж.
Синельников; Лиза - Полевицкая, Шатрова, Лаврецкий - Радин, Баратов,
Лемм-С. Кузнецов), Саратовский т-р (1913) и др.
На сов. сцене "Д. г." ставилось до 1957 гл. обр. в инсц.
Собольщикова-Самарина, затем в инсц. А. В. Успенского и И. В. Штока: Т-р
Ленсовета, Москва (1940); Харьковскич т-р (1940, реж. Крамов); Ленингр.
т-р им. Пушкина (1941, 1956, реж. Музиль, худ. Дмитриев, Марья
Дмитриевна - Мичурина-Самойлова, Лиза - Рашевская, Марфа Тимофеевна -
Корчагина-Александровская, Лаврецкий - Н. Симонов, Лемм - Скоробогатов);
Горьковский т-р (1941, реж. Соболыциков-Самарин); Моск. т-р драмы и
комедии (1948); Рязанский т-р (1949, реж. Канин); МХАТ (1957,
реж..Яншин; Лиза-Калинина, Лемм-Топорков) и др. Издания: Первая
публикация инсц. "Д. г." - 1894;
"Д. г.", инсц. в 4 д. А. Успенского и И. Штока, М., 1957. Лит.:
"ЕИТ". Сезон 1893-1894, СПБ, 1895. с. 173-177. А. Шн.
ДЕ АМЙЧИС БУОНСОЛАЦЦИ, А.- см. Амичис, Анна Лючия де.
Д‚ББЕЛИН (Dobbelin), Карл Теофиль (27.IV.1727- 10.XII.1793) -
немецкий акт„р и театральный деятель. Изучал юриспруденцию в
университете в Галле, затем поступил в труппу К. Н„йбер; выступил
впервые в Цербсте в роли Цинны (о. п. Корнеля, 1750). Играл героич. роли
и позднее. В 1752 работал в труппе Шуха, в 1754 в труппе Аккермана, где
играл роли молодых любовников и интриганов. Выступал в спектаклях,
организованных Аккерманом в Галле в 1754-55, играл гл. роль в "Умирающем
Катоне" Готшеда. В 1756 Д. организовал в Эрфурте свою труппу, с к-рой
выступал в Лейпциге, Галле, Магде-бурге, Брауншвейге, Дрездене,
Гамбурге. В Гамбурге играл в 1767 роль Замора ("Альзира" Вольтера). В
1768 Д. пост. в Берлине "Минну фон Барн-хельм", в к-рой играл роль
вахмистра, позднее "Эмилию Галотти" (1772) и "Натана Мудрого" (1783,
играл роль Натана) Лессинга. В 1771 пост. в Лейпциге "Ричарда III" в
переработке X. Вейсе. Д. боролся за развитие нац. т-ра. Он обладал
глубоким знанием совр. и классич. драматургии, критич. способностями.
Как акт„р отличался совершенной техникой декламации, большим
темпераментом. С особым успехом играл роли, характеризующиеся патетич.
напряжением, сильными взрывами чувств. Д. был автором пьес: "Психея в
детстве" (1775), "Филидор, или Девяностолетний старик" (1776) и "Генрих
Великий" (1780). Историч. значение Д.- гл. обр. в его неутомимой работе
театр. организатора, он стремился поднять художеств. уровень спектаклей,
привлечь в т-р лучших акт„ров и т. д. Обосновавшись в Берлине в 1775,
труппа Д. пост. спектакли: "Отелло" (1775), "Гамлет" (1777). С 1786 Д.
возглавлял Королевский нац. т-р. В 1789 уш„л со сцены.
ДЕБЕВЕЦ (Debevec), Цирил (р. 2. IV.1902) - югославский режисс„р и
оперный акт„р. В 1920-23 учился в Немецкой театр. академии в Праге. В
1927- 1945 работал режисс„ром и акт„ром в т-ре драмы в Любляне. Пост.
спектакли: "Прекрасная Вида" Цан-кара, "Невеста в венце" Стриндберга;
"На краю пути" Шериффа (1930) и др. С 1946 Д. - режисс„р т-ра Оперы в
Любляне. Д. вед„т активную театр.-пуб-лицистич. работу. А. М.
ДЕ БЕНЕДЕТТИ (De Benedetti), Альдо (р. 3. VIII. 1892) - итальянский
драматург, режисс„р. Дебютировал в 1916 комедией "Тот, который" (т-р
"Ард-жентина", Рим). Наибольшим успехом пользовались пьесы Де Б. в 30-х
гг.: "Белая дама" (1931, т-р "Олимпия", Милан), "Лоэнгрин" (т-р
"Арджентина", Рим), "Человек, который улыбается" (1935, там же) и др.
Пьесы Де Б. имеют преим. развлекат. характер, построены на разл.
забавных недоразумениях, отличаются внешней злободневностью, напр. пьеса
"Доброй ночи, Патриция" (1956, т-р "Мандзони", Милан; 1960, Моск. т-р
им. Пушкина), в к-рой адюльтерные похождения "благородного вора"
показаны на фоне кулуаров ООН. Р. X.
ДЕВЕСА (Debesa), Фернандо (р. 1921) - чилийский драматург. Сценич.
иск-ву учился во Франции у Г. Бати и П. Сонреля. Был одним из
основателей Опытного т-ра Католич. ун-та, где в 1943 начал работать как
художник-декоратор. Автор пьесы "Мама Роза" (1957, Экспериментальный и
Опытный т-ры, исп. яз.), написанной в духе критич. реализма (показывает
жизнь чилийской бурж. семьи за 40 лет). Эта пьеса, воссоздающая типич.
образы, отмеченная глубиной психологич. характеристик, имела большой
успех и стала значительным явлением в лат.-амер. драматургии.
Лит.: "Atenea", 1959, .No.Ns 380-381; Editorial Universitaria, S. A.,
Santiago, Chile, [s. a.]. JI. X.
ДЕБРЕЦЕНСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЧОКОНАИ - музыкально-драматический театр в г.
Дебрецен (Венгрия). В 1861 в Дебрецене начала выступать муз.-драм.
труппа во главе с певцом И. Реслером. Спектакли шли во временном
помещении. Эта труппа ставила произв. венг. п зап.-европ. композиторов:
"Банк-бан" Эркеля, "Илка" Доплера, "Эрнани", "Трубадур", "Риголетто"
Верди, "Гугеноты", "Роберт-дьявол" Мейербера и др.
7 окт. 1865 начались спектакли в постоянном здании. Поэт М. Йокаи
написал к открытию т-ра торжественный пролог. На первом представлении
была исполнена опера Эркеля "Банк-бан". В т-ре выступали П. Янчо, М.
Секей, Р. Дерине. Труппа города Кашша (Кошице) пост. на сцене т-ра нац.
оперы, а также оперы "Сорока-воровка" Россини, "Вольный стрелок" Вебера
и др.
8 1866 т-р переш„л в ведение Дебреценского театр. об-ва. Наступает
период творч. расцвета т-ра. На сцене его были пост. оперы: "Фауст";
Страницы: «« « 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |