|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 » »» для т-ров Кабуки, сцена к-рых имела сильно выдающийся в публику
просцениум и раздвигающийся горизонтально занавес. От правой и левой
сторон сцены к задней стене зрит. зала вели помосты ("ханамити",
букв.дорога цветов), на к-рых также разв„ртывалось представление
(впоследствии правый помост был упраздн„н; в наше время в т-рах Кабуки
сохраняется только левый помост). В т-рах Кабуки использовались
тр„хмерные декорации (садики, фасады домов и пр.), конкретно
характеризующие место действия; в 1758 впервые была применена
вращающаяся сцена, повороты к-рой делались вручную. Средневековые
традиции сохраняются во многих т-рах Китая, Индии, Индонезии и др.
стран, в к-рых декорации почти отсутствуют, а оформление ограничивается
костюмами, масками и гримами.
Франц. бурж. революция конца 18 в. оказала большое воздействие на
иск-во т-ра. Расширение тематики драматургии обусловило ряд сдвигов в Д.
и. В пост. мелодрам и пантомим на сценах "т-ров бульваров" Парижа
оформлению уделялось особое внимание; высокое иск-во театр. машинистов
позволяло демонстрировать разнообразные эффекты (кораблекрушения,
извержения вулканов, сцены грозы и пр.). В Д. и. тех лет широко
использовались т. н. пратикабли (объ„мные детали оформления,
изображающие скалы, мосты, 'холмы и т. д.). В 1-й четв. 19 в. получили
распространение живописные панорамы, диорамы или неорамы (Л. Ж. Дагер во
Франции, Ч. Баркерв Англии и др.) в сочетании с новшествами сценич.
освещения (в 20-х гг. 19 в. в т-рах вводится газ). Обширную программу
реформы театр. оформления выдвинул франц. романтизм, ставивший задачу
исторически конкретной характеристики мест действия.
Драматурги-романтики принимали непосредств. участие в постановках своих
пьес, снабжая их пространными ремарками, собств. эскизами (напр., эскизы
Гюго к "Рюи Блазу", "Бургграфам" и др.). К работе в т-ре привлекались
крупные художники - Э. Делакруа, Ж. Б. Изабе, П. Гаварни, А. Девериа, П.
Деларош и др. Театр. художники и режисс„ры П. Сисери, Ш. Сешан, Э.
Деп-лешен во Франции, Ф. Дингелыптедт в Германии, Ч. Кин в Англии и др.
создавали спектакли со сложными декорациями и пышными костюмами,
стремясь сочетать в постановках многоактных опер и драм на историч.
сюжеты точность колорита места и времени с эффектной красивостью.
Усложнение постановочной техники привело к частому применению занавеса в
перерывах между актами спектакля. В 1849 на сцене Парижской Оперы в
постановке "Пророка" Мейербера впервые были использованы эффекты
электрич. освещения.
В России в 30-70-х гг. 19 в. крупным декоратором романтич.
направления был А. Роллер, выдающийся мастер театр. машин. Разработанная
им высокая техника постановочных эффектов впоследствии была развита
такими декораторами, как К. Ф. Валъц, А. Ф. Г ельце р и др. Новые
тенденции в Д. и. во 2-й пол. 19 в. утверждались под воздействием
реалистич. классич. русской драматургии и акт„рского иск-ва. Борьба с
академич. рутиной была начата декораторами М. А. Шишковым и М. И.
Бочаровым. В 1867 в спектакле "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого
(Александрийский театр) Шишкову впервые удалось с историч. конкретностью
и точностью показать на сцене быт допетровской Руси. В противоположность
несколько суховатому археологизму Шишкова Бочаров вносил в свои
пейзажные декорации правдивое, эмоциональное ощущение рус. природы,
предвосхищая своим творчеством приход на сцену подлинных
художников-живописцев. Но прогрессивные искания декораторов каз„нных
т-ров тормозились приукрашен-ностью, идеализацией сценич. зрелища, узкой
специализацией художников, делившихся на "пейзажных", "архитектурных",
"костюмных" и т. д.; в дра-матич. спектаклях на совр. темы, как правило,
применялись сборные или "дежурные" типовые декорации ("бедная" или
"богатая" комната, "лес", "сельский вид" и пр.). Во 2-й пол. 19 в.
создаются большие де-корац. мастерские, обслуживающие разл. европ. т-ры
(мастерские Филастра и Ш. Камбона, А. Рубо и Ф. Ша-перона во Франции,
Лютке-Мейера в Германии и др.). В этот период получают широкое
распространение громоздкие, парадные, эклектичные по стилю декорации, в
к-рых иск-во и творч. фантазия подменяются ремесленничеством.
На развитие Д. и. в 70-80-е гг. значит, влияние оказала деятельность
Мейнингенского театра, гастроли к-рого в странах Европы
продемонстрировали целостность режисс„рского решения спектаклей, высокую
постановочную культуру, историч. точность декораций, костюмов и
аксессуаров. Мейнингенцы придавали оформлению каждого спектакля
индивидуальный облик, стремясь нарушить стандарты павильонных и п
ейзажных декораций, традиции итал. кулисно-арочной системы. Они широко
использовали разнообразие рельефа планшета, заполняя сценич.
пространство различными архитектурными формами, в изобилии применяли
пратикабли в виде различных площадок, лестниц, объ„мных колонн, скал и
холмов. На изобразит, стороне мейнингенских постановок (оформление к-рых
в большинстве сво„м принадлежало герцогу Георгу II) отч„тливо сказалось
воздействие нем. историч. школы живописи- П. Корне-лиуса, В. Каульбаха,
К. Пилоти. Однако историч. точность и правдоподобие, "подлинность"
аксессуаров временами приобретали в спектаклях мейнингенцев
самодовлеющее значение.
Э. Золя выступает в конце 70-х гг. с критикой абстрактных
классицистских, идеализованных романтических и самоцельно-эффектных
феерич. декораций. Он требовал изображения на сцене совр. жизни,
"точного воспроизведения социальной среды" с помощью декораций, к-рые он
сравнивал с описаниями в романе. К точному воспроизведению на сцене
жизни совр. общества стремились режисс„ры-натуралисты- А. Антуан
(Франция), О. Брам (Германия). Антуан принимал Деятельное участие в
оформлении спектаклей: В период его работы в Т-ре Антуана .ив "Одеоне" с
ним сотрудничали такие декораторы, как А. Ривьер,
Жюссом, Э. Бертен, Р. Дешан, П. Пакеро и др. Символистский т-р,
возникший во Франции в 90-х гг., под лозунгами протеста против театр.
рутины и натурализма осуществлял борьбу с реалистич. иск-вом. Вокруг
Художеств. т-ра П. Фора и т-ра "Творчество" Люнье-Поэ объединялись
художники модернистского лагеря М. Дени, П. Серюзье, А. Тулуз-Лотрек, Э.
Вюйяр, Э. Мунк и др.; они создавали упрощ„нные, стилизованные декорации,
импрессионистская неясность, подч„ркнутый примитивизм и символика к-рых
уводили т-ры от реалистич. изображения жизни.
Мощный подъ„м рус. культуры захватывает в последней четверти 19 в.
театр и Д. и. В России в 80-90-х гг. к работе в т-ре привлекаются
крупнейшие художники-станковисты - В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и А. М.
Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель.
Работая с 1885 в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова, они вводили в
Страницы: «« « 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |