Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 709   710   711   712   713   714   715   716   717  718   719   720   721   722   723   724   725   726   727  » »»

для  т-ров  Кабуки,  сцена  к-рых  имела  сильно  выдающийся  в  публику
просцениум и раздвигающийся горизонтально занавес.  От  правой  и  левой
сторон сцены  к  задней  стене  зрит.  зала  вели  помосты  ("ханамити",
букв.дорога  цветов),  на  к-рых  также   разв„ртывалось   представление
(впоследствии правый помост был упраздн„н; в наше время в  т-рах  Кабуки
сохраняется  только  левый  помост).  В  т-рах   Кабуки   использовались
тр„хмерные  декорации  (садики,   фасады   домов   и   пр.),   конкретно
характеризующие  место  действия;  в   1758   впервые   была   применена
вращающаяся  сцена,  повороты  к-рой  делались  вручную.   Средневековые
традиции сохраняются во многих  т-рах  Китая,  Индии,  Индонезии  и  др.
стран, в к-рых декорации почти отсутствуют, а оформление  ограничивается
костюмами, масками и гримами.
   Франц. бурж. революция конца 18 в.  оказала  большое  воздействие  на
иск-во т-ра. Расширение тематики драматургии обусловило ряд сдвигов в Д.
и. В пост. мелодрам  и  пантомим  на  сценах  "т-ров  бульваров"  Парижа
оформлению уделялось особое внимание; высокое иск-во  театр.  машинистов
позволяло  демонстрировать   разнообразные   эффекты   (кораблекрушения,
извержения вулканов, сцены  грозы  и  пр.).  В  Д.  и.  тех  лет  широко
использовались   т.   н.   пратикабли   (объ„мные   детали   оформления,
изображающие скалы, мосты, 'холмы и т. д.). В 1-й четв. 19  в.  получили
распространение живописные панорамы, диорамы или неорамы (Л. Ж. Дагер во
Франции, Ч. Баркерв Англии и др.)  в  сочетании  с  новшествами  сценич.
освещения (в 20-х гг. 19 в. в т-рах вводится  газ).  Обширную  программу
реформы театр. оформления выдвинул франц.  романтизм,  ставивший  задачу
исторически      конкретной      характеристики      мест      действия.
Драматурги-романтики принимали непосредств. участие в постановках  своих
пьес, снабжая их пространными ремарками, собств. эскизами (напр., эскизы
Гюго к "Рюи Блазу", "Бургграфам" и др.). К работе  в  т-ре  привлекались
крупные художники - Э. Делакруа, Ж. Б. Изабе, П. Гаварни, А. Девериа, П.
Деларош и др. Театр. художники и  режисс„ры  П.  Сисери,  Ш.  Сешан,  Э.
Деп-лешен во Франции, Ф. Дингелыптедт в Германии, Ч. Кин в Англии и  др.
создавали  спектакли  со  сложными  декорациями  и  пышными   костюмами,
стремясь сочетать в постановках многоактных  опер  и  драм  на  историч.
сюжеты точность  колорита  места  и  времени  с  эффектной  красивостью.
Усложнение постановочной техники привело к частому применению занавеса в
перерывах между актами спектакля. В 1849  на  сцене  Парижской  Оперы  в
постановке  "Пророка"  Мейербера  впервые  были   использованы   эффекты
электрич. освещения.
   В  России  в  30-70-х  гг.  19  в.  крупным   декоратором   романтич.
направления был А. Роллер, выдающийся мастер театр. машин. Разработанная
им высокая техника  постановочных  эффектов  впоследствии  была  развита
такими декораторами, как К. Ф. Валъц, А.  Ф.  Г  ельце  р  и  др.  Новые
тенденции в Д. и. во  2-й  пол.  19  в.  утверждались  под  воздействием
реалистич. классич. русской драматургии и акт„рского  иск-ва.  Борьба  с
академич. рутиной была начата  декораторами  М.  А.  Шишковым  и  М.  И.
Бочаровым. В 1867 в спектакле "Смерть Иоанна Грозного"  А.  К.  Толстого
(Александрийский театр) Шишкову впервые удалось с историч. конкретностью
и точностью показать на сцене быт допетровской Руси. В противоположность
несколько  суховатому  археологизму  Шишкова  Бочаров  вносил   в   свои
пейзажные декорации  правдивое,  эмоциональное  ощущение  рус.  природы,
предвосхищая   своим   творчеством    приход    на    сцену    подлинных
художников-живописцев. Но  прогрессивные  искания  декораторов  каз„нных
т-ров тормозились приукрашен-ностью, идеализацией сценич. зрелища, узкой
специализацией художников, делившихся на  "пейзажных",  "архитектурных",
"костюмных" и т. д.; в дра-матич. спектаклях на совр. темы, как правило,
применялись сборные  или  "дежурные"  типовые  декорации  ("бедная"  или
"богатая" комната, "лес", "сельский вид" и  пр.).  Во  2-й  пол.  19  в.
создаются большие де-корац. мастерские, обслуживающие разл. европ.  т-ры
(мастерские Филастра и Ш. Камбона, А. Рубо и Ф.  Ша-перона  во  Франции,
Лютке-Мейера  в  Германии  и  др.).  В  этот  период  получают   широкое
распространение громоздкие, парадные, эклектичные по стилю декорации,  в
к-рых иск-во и творч. фантазия подменяются ремесленничеством.
   На развитие Д. и. в 70-80-е гг. значит, влияние оказала  деятельность
Мейнингенского   театра,    гастроли    к-рого    в    странах    Европы
продемонстрировали целостность режисс„рского решения спектаклей, высокую
постановочную  культуру,  историч.  точность   декораций,   костюмов   и
аксессуаров.  Мейнингенцы   придавали   оформлению   каждого   спектакля
индивидуальный  облик,  стремясь  нарушить  стандарты  павильонных  и  п
ейзажных декораций, традиции итал. кулисно-арочной системы.  Они  широко
использовали   разнообразие   рельефа   планшета,    заполняя    сценич.
пространство различными архитектурными  формами,  в  изобилии  применяли
пратикабли в виде различных площадок, лестниц, объ„мных колонн,  скал  и
холмов. На изобразит, стороне мейнингенских постановок (оформление к-рых
в большинстве сво„м принадлежало герцогу Георгу II) отч„тливо  сказалось
воздействие нем. историч. школы живописи- П. Корне-лиуса, В.  Каульбаха,
К. Пилоти.  Однако  историч.  точность  и  правдоподобие,  "подлинность"
аксессуаров   временами   приобретали    в    спектаклях    мейнингенцев
самодовлеющее значение.
   Э.  Золя  выступает  в  конце  70-х  гг.   с   критикой   абстрактных
классицистских,  идеализованных  романтических  и   самоцельно-эффектных
феерич.  декораций.  Он  требовал  изображения  на  сцене  совр.  жизни,
"точного воспроизведения социальной среды" с помощью декораций, к-рые он
сравнивал с описаниями в романе.  К  точному  воспроизведению  на  сцене
жизни  совр.  общества  стремились  режисс„ры-натуралисты-   А.   Антуан
(Франция), О. Брам (Германия).  Антуан  принимал  Деятельное  участие  в
оформлении спектаклей: В период его работы в Т-ре Антуана .ив "Одеоне" с
ним сотрудничали такие декораторы, как А. Ривьер,
   Жюссом, Э. Бертен, Р. Дешан,  П.  Пакеро  и  др.  Символистский  т-р,
возникший во Франции в 90-х гг., под лозунгами  протеста  против  театр.
рутины и натурализма осуществлял борьбу  с  реалистич.  иск-вом.  Вокруг
Художеств. т-ра П.  Фора  и  т-ра  "Творчество"  Люнье-Поэ  объединялись
художники модернистского лагеря М. Дени, П. Серюзье, А. Тулуз-Лотрек, Э.
Вюйяр, Э. Мунк и др.; они создавали упрощ„нные, стилизованные декорации,
импрессионистская неясность, подч„ркнутый примитивизм и символика  к-рых
уводили т-ры от реалистич. изображения жизни.
   Мощный подъ„м рус. культуры захватывает в последней  четверти  19  в.
театр и Д. и. В России в  80-90-х  гг.  к  работе  в  т-ре  привлекаются
крупнейшие художники-станковисты - В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и А. М.
Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В.  А.  Серов,  М.  А.  Врубель.
Работая с 1885 в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова, они вводили в

Страницы: «« « 709   710   711   712   713   714   715   716   717  718   719   720   721   722   723   724   725   726   727  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия