Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 711   712   713   714   715   716   717   718   719  720   721   722   723   724   725   726   727   728   729  » »»

технич.  экспериментами,   стремление   к   уничтожению   сцены-коробки,
обнажению сценич. площадки, при„мов постановочной техники.  Формалистич.
течения - конструктивизм, кубизм, футуризм - приводили  Д.  и.  на  путь
самодовлеющего техницизма. Художники этих направлений,  воспроизводя  на
сцене  "чистые"  геометрич.  формы,  плоскости  и  объ„мы,   отвлеч„нные
сочетания частей механизмов, стремились  передать  "динамизм",  "темп  и
ритм" совр. индустриального города, добивались создания на сцене иллюзии
работы настоящих машин (Дж. Северини, Ф. Деперо, Э. Прамполини - Италия;
Ф. Леже - Франция, и др.).
   В Д. и. Зап. Европы и Америки сер.  20  в.  отсутствуют  определ„нные
художеств. направления и школы: художники стремятся  выработать  широкую
манеру, позволяющую им обращаться к различным стилям и  при„мам.  Однако
во многих случаях художники, оформляющие спектакль, не столько  передают
идейное содержание пьесы, е„ характер, конкретно-историч. черты, сколько
стремятся создать на е„ канве независимое произведение Д. и., являющееся
"плодом   свободной   фантазии"   художника.   Отсюда    произвольность,
абстрактность оформления, разрыв с реальной действительностью во  многих
спектаклях.  Этому  противостоят  практика  прогрессивных  режисс„ров  и
творчество художников, стремящихся сохранять и развивать  реалистич.  Д.
и.,  опираясь  на  классику,  прогрессивную  совр.  драматургию  и  нар.
традиции.
   С 10-х гг. 20 в. к  работе  в  т-ре  вс„  чаще  привлекаются  мастера
станкового иск-ва, укрепляется  интерес  к  Д.  и.  как  к  виду  творч.
художеств.   деятельности.    С    30-х    гг.    увеличивается    число
квалифицированных проф. театр. художников, хорошо знающих  постановочную
технику.  Сценич.  технология  обогащается  разнообразными   средствами,
применяются новые синтетич. материалы, люминесцентные  краски,  фото-  и
кинопроекции и пр. Из различных технич. усовершенствований 50-х  гг.  20
в. наибольшее значение имеет применение  в  т-ре  циклорамы  (синхронное
проецирование изображений нескольких кинопроекц.  аппаратов  на  широкий
полукруглый экран), разработка сложных световых эффектов и пр.
   Старейшим театр. художником Франции являлся Э. Бертен. В  1910-х  гг.
работу в т-ре начинают М. Детома, Ж. Дреза; в  1920-х  -  П.  Колен,  А.
Барсак, А. Дерен, М. Брианшон, А. Болль, Л. Куто; позднее - К. Берар, Д.
Бушен, И. Бонна, М. Кассандр, Ж. Вакевич, Л. Гишиа, Ф. Лабис, С.  Лалик,
Ж.  Д.  Малькле,  С.  Раймонд,  Л.  Фини  и  др.  Нек-рые  режисс„ры   и
балетмейстеры являются в то же время и художниками (Г. Бати, Ж. Кок-то и
др.). В т-рах В еликобритании вслед за первыми крупными декораторами  Э.
Годвином и В. Рэлем, выдвинувшимися на рубеже 19 и 20 вв., в 1910-х  гг.
работают Ч. Риккетс, К. Робинсон, живописцы А. Разерстон, Н.  Уилкинсон,
в 1920-х гг. - С. Федорович (гл. обр. в области балета), Р. Уистлер,  С.
Битон, О. Массель и др., позднее - Дж. Пайпер, Л.  Харри,  М.  Уарр,  У.
Чаппелл, Г. Стивенсон, Г. Шеп-пард, О. Ланкастер, Э. Барр, Т.  Моисеевич
(последние годы работает в США), Мотли (группа, объединяющая 3 художниц,
- Э. Монтгомери, О. и М.  Харрис)  и  др.  В  Германии-  Г.  Рихтер,  Г.
Бейскер, Г. Юргенс, Р. Шульц, П. Гафе-рунг, А. Зирке  и  др.  Выдающимся
художником итальянского театра нач. 20 в.  был  Дж.  Камбеллотти.  Среди
совр. декораторов - Г. Ратто, Ф. Клеричи, В. Колоссанти, Д. Кольтеллачи,
Този и др. В оформлении  спектаклей  принимал  участие  также  известный
итал. живописец и график Р. Гуттузо. В т-рах США в 20-е гг. выдвигаются:
   Р.  Э.  Джонс,  Л.  Симонсон,  особенно  Н.  БельТеддес-  художник  и
архитектор, разрабатывавший новые принципы сценич. архитектуры;  в  30-е
гг.- Дж. Мил-цинер, Д. Онслагер, Б. Аронсон,  Г.  Бей,  М.  Горелик,  О.
Армстед и др. В японский театр с 70-х гг. 19 в. проникают влияния европ.
реалистич. иск-ва. В связи с постановкой в япон. "Свободном т-ре"  пьесы
Г. Ибсена "Джон Габриэль Боркман" (1909) к  оформлению  были  привлечены
живописцы европ. школы Сабуросукэ Окада  и  Эйсаку  Вада,  это  положило
начало работе в япон. т-ре художников-станковистов. В японском Д. и.  20
в.  сказались  влияния  А.Аппиа  и  Г.Крэга,  нем.   экспрессионизма   и
конструктивистских постановок В. Э. Мейерхольда. В то же время  огромное
воздействие  на  театр  и  Д.  и.  Японии  имел  метод  МХТ  и   К.   С.
Станиславского. Д. и. европ. школы и традиц. сцена Кабуки сосуществуют в
Японии рядом, взаимно влияя  друг  на  друга.  В  япон.  т-рах  работают
художники: Кисаку  Ито,  Кенкити  Йосида,  Йоннусукэ  Ямадзаки,  Юкихико
Ясуда, Юси Ито, Синкиси Ямада и др.
   Октябрьская революция создала в СССР условия для  расцвета  многонац.
т-ра и Д. и. Советские театр.  являющийся  качественно  новым  этаном  в
развитии мирового т-ра, в корне  изменил  функции  художника-декоратора,
сделав его подлинным участником режиссуры. Тенденции  реалистич.  Д.  и.
развивались и обогащались в творчестве мастеров старшего поколения -  В.
А. Симова, А. Я. Головина, К. Ф. Юона, Б. М. Кустодиева, Н. П. Ульянова,
Н. П. Крымова, Е. Е. Лансере,  Д.  Н.  Кардовского  и  др.  Работы  этих
художников  по  преимуществу  были  связаны  с   классич.   репертуаром.
Возникновение качественно новых черт в Д. и. СССР определяется развитием
сов. реалистич. драматургии, воплощающей актуальные темы  современности.
Идейно-публи-цистич.  заостр„нность,  яркая  выразительность  социальных
характеристик, подч„ркнутая агитационность, экспериментальные  поиски  в
области сценич. техники характерны для  спектаклей  20-х  гг.  Однако  в
период своего становления  советскому  Д.  и.  приходилось  преодолевать
воздействие  формалистич.  течений,  связанных  с  влияниями  упадочного
иск-ва зарубежных стран (кубофутуризм, экспрессионизм, конструктивизм) и
пережитков  рус.  декаданса  дореволюц.  поры.  Сценич.   конструктивизм
получил сво„ воплощение в постановках В. Э. Мейерхольда -  "Великодушный
рогоносец"  Кроммелинка  (худ.  Л.  С.   Попова),   "Смерть   Тарелкина"
Сухово-Кобылина (худ. В. С. Степанова) и  др.  Художники-конструктивисты
полностью  отрицали  принцип  живописной  изобразительности,  превращали
декорацию в "станок" для игры акт„ров, обнажали технику конструкций. Это
вело к отказу от создания реалистич. образа. Экспрессионистич. тенденции
наиболее отч„тливо сказались в декорациях  М.  3.  Левина  к  спектаклям
Ленингр. Большого драм. т-ра, М. 3. Шагала, Р. Р. Фалька, Н.И. Альтмана,
И. М. Рабиновича в Гос. еврейском т-ре (Москва), И. И. Нивинскогов МХАТе
2-м и  др.  Влияние  кубофу-туристич.  живописи,  принцип  ритмического,
объемно-архитектурного построения сценич. пространства,  эмоциональность
цвета и света, порою приобретавших самодовлеющий характер, проявились  в
работах художников Камерного т-ра (А. А. Экстер, А.  А.  Веснин,  Г.  Б.
Якулов,    В 1923  Рабинович  создал  для  спектакля  Музыкальной  студии  МХАТа
"Лизистрата"  Аристофана  оформление,  в  к-ром   единая   архитектурная
установка, е„ динамика, цветовое  и  световое  решение  служили  задачам
образной трактовки  спектакля.  В  сер.  20-х  гг.  развитие  реалистич.

Страницы: «« « 711   712   713   714   715   716   717   718   719  720   721   722   723   724   725   726   727   728   729  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия