Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 » »» технич. экспериментами, стремление к уничтожению сцены-коробки, обнажению сценич. площадки, при„мов постановочной техники. Формалистич. течения - конструктивизм, кубизм, футуризм - приводили Д. и. на путь самодовлеющего техницизма. Художники этих направлений, воспроизводя на сцене "чистые" геометрич. формы, плоскости и объ„мы, отвлеч„нные сочетания частей механизмов, стремились передать "динамизм", "темп и ритм" совр. индустриального города, добивались создания на сцене иллюзии работы настоящих машин (Дж. Северини, Ф. Деперо, Э. Прамполини - Италия; Ф. Леже - Франция, и др.). В Д. и. Зап. Европы и Америки сер. 20 в. отсутствуют определ„нные художеств. направления и школы: художники стремятся выработать широкую манеру, позволяющую им обращаться к различным стилям и при„мам. Однако во многих случаях художники, оформляющие спектакль, не столько передают идейное содержание пьесы, е„ характер, конкретно-историч. черты, сколько стремятся создать на е„ канве независимое произведение Д. и., являющееся "плодом свободной фантазии" художника. Отсюда произвольность, абстрактность оформления, разрыв с реальной действительностью во многих спектаклях. Этому противостоят практика прогрессивных режисс„ров и творчество художников, стремящихся сохранять и развивать реалистич. Д. и., опираясь на классику, прогрессивную совр. драматургию и нар. традиции. С 10-х гг. 20 в. к работе в т-ре вс„ чаще привлекаются мастера станкового иск-ва, укрепляется интерес к Д. и. как к виду творч. художеств. деятельности. С 30-х гг. увеличивается число квалифицированных проф. театр. художников, хорошо знающих постановочную технику. Сценич. технология обогащается разнообразными средствами, применяются новые синтетич. материалы, люминесцентные краски, фото- и кинопроекции и пр. Из различных технич. усовершенствований 50-х гг. 20 в. наибольшее значение имеет применение в т-ре циклорамы (синхронное проецирование изображений нескольких кинопроекц. аппаратов на широкий полукруглый экран), разработка сложных световых эффектов и пр. Старейшим театр. художником Франции являлся Э. Бертен. В 1910-х гг. работу в т-ре начинают М. Детома, Ж. Дреза; в 1920-х - П. Колен, А. Барсак, А. Дерен, М. Брианшон, А. Болль, Л. Куто; позднее - К. Берар, Д. Бушен, И. Бонна, М. Кассандр, Ж. Вакевич, Л. Гишиа, Ф. Лабис, С. Лалик, Ж. Д. Малькле, С. Раймонд, Л. Фини и др. Нек-рые режисс„ры и балетмейстеры являются в то же время и художниками (Г. Бати, Ж. Кок-то и др.). В т-рах В еликобритании вслед за первыми крупными декораторами Э. Годвином и В. Рэлем, выдвинувшимися на рубеже 19 и 20 вв., в 1910-х гг. работают Ч. Риккетс, К. Робинсон, живописцы А. Разерстон, Н. Уилкинсон, в 1920-х гг. - С. Федорович (гл. обр. в области балета), Р. Уистлер, С. Битон, О. Массель и др., позднее - Дж. Пайпер, Л. Харри, М. Уарр, У. Чаппелл, Г. Стивенсон, Г. Шеп-пард, О. Ланкастер, Э. Барр, Т. Моисеевич (последние годы работает в США), Мотли (группа, объединяющая 3 художниц, - Э. Монтгомери, О. и М. Харрис) и др. В Германии- Г. Рихтер, Г. Бейскер, Г. Юргенс, Р. Шульц, П. Гафе-рунг, А. Зирке и др. Выдающимся художником итальянского театра нач. 20 в. был Дж. Камбеллотти. Среди совр. декораторов - Г. Ратто, Ф. Клеричи, В. Колоссанти, Д. Кольтеллачи, Този и др. В оформлении спектаклей принимал участие также известный итал. живописец и график Р. Гуттузо. В т-рах США в 20-е гг. выдвигаются: Р. Э. Джонс, Л. Симонсон, особенно Н. БельТеддес- художник и архитектор, разрабатывавший новые принципы сценич. архитектуры; в 30-е гг.- Дж. Мил-цинер, Д. Онслагер, Б. Аронсон, Г. Бей, М. Горелик, О. Армстед и др. В японский театр с 70-х гг. 19 в. проникают влияния европ. реалистич. иск-ва. В связи с постановкой в япон. "Свободном т-ре" пьесы Г. Ибсена "Джон Габриэль Боркман" (1909) к оформлению были привлечены живописцы европ. школы Сабуросукэ Окада и Эйсаку Вада, это положило начало работе в япон. т-ре художников-станковистов. В японском Д. и. 20 в. сказались влияния А.Аппиа и Г.Крэга, нем. экспрессионизма и конструктивистских постановок В. Э. Мейерхольда. В то же время огромное воздействие на театр и Д. и. Японии имел метод МХТ и К. С. Станиславского. Д. и. европ. школы и традиц. сцена Кабуки сосуществуют в Японии рядом, взаимно влияя друг на друга. В япон. т-рах работают художники: Кисаку Ито, Кенкити Йосида, Йоннусукэ Ямадзаки, Юкихико Ясуда, Юси Ито, Синкиси Ямада и др. Октябрьская революция создала в СССР условия для расцвета многонац. т-ра и Д. и. Советские театр. являющийся качественно новым этаном в развитии мирового т-ра, в корне изменил функции художника-декоратора, сделав его подлинным участником режиссуры. Тенденции реалистич. Д. и. развивались и обогащались в творчестве мастеров старшего поколения - В. А. Симова, А. Я. Головина, К. Ф. Юона, Б. М. Кустодиева, Н. П. Ульянова, Н. П. Крымова, Е. Е. Лансере, Д. Н. Кардовского и др. Работы этих художников по преимуществу были связаны с классич. репертуаром. Возникновение качественно новых черт в Д. и. СССР определяется развитием сов. реалистич. драматургии, воплощающей актуальные темы современности. Идейно-публи-цистич. заостр„нность, яркая выразительность социальных характеристик, подч„ркнутая агитационность, экспериментальные поиски в области сценич. техники характерны для спектаклей 20-х гг. Однако в период своего становления советскому Д. и. приходилось преодолевать воздействие формалистич. течений, связанных с влияниями упадочного иск-ва зарубежных стран (кубофутуризм, экспрессионизм, конструктивизм) и пережитков рус. декаданса дореволюц. поры. Сценич. конструктивизм получил сво„ воплощение в постановках В. Э. Мейерхольда - "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (худ. Л. С. Попова), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (худ. В. С. Степанова) и др. Художники-конструктивисты полностью отрицали принцип живописной изобразительности, превращали декорацию в "станок" для игры акт„ров, обнажали технику конструкций. Это вело к отказу от создания реалистич. образа. Экспрессионистич. тенденции наиболее отч„тливо сказались в декорациях М. 3. Левина к спектаклям Ленингр. Большого драм. т-ра, М. 3. Шагала, Р. Р. Фалька, Н.И. Альтмана, И. М. Рабиновича в Гос. еврейском т-ре (Москва), И. И. Нивинскогов МХАТе 2-м и др. Влияние кубофу-туристич. живописи, принцип ритмического, объемно-архитектурного построения сценич. пространства, эмоциональность цвета и света, порою приобретавших самодовлеющий характер, проявились в работах художников Камерного т-ра (А. А. Экстер, А. А. Веснин, Г. Б. Якулов, В 1923 Рабинович создал для спектакля Музыкальной студии МХАТа "Лизистрата" Аристофана оформление, в к-ром единая архитектурная установка, е„ динамика, цветовое и световое решение служили задачам образной трактовки спектакля. В сер. 20-х гг. развитие реалистич. Страницы: «« « 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |