Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 » »» драматургии вплотную ставит перед Д. и. задачу создания конкретно-реалистич. оформления. В спектакле "Шторм" в т-ре МГСПС (1925) худ. Б. И. Волков, стремясь преодолеть схематизм и условность конструкции, вводит простые конкретно-жизненные решения отдельных эпизодов. Н. А. Мень-шутин в спектакле "Любовь Яровая" (Малый т-р, 1926) создал объ„мно-архитектурную установку, позволявшую осуществить быструю смену картин, выражавшую присущий пьесе внутренний ритм реалистич. средствами. В "Бронепоезде 14-69" Вс. Иванова (МХАТ, 1927) В. А. Симов создал обобщ„нное простое и убедительное оформление, отвечающее рево-люционно-героич. содержанию спектакля. Жизненно оправданные, действенные, объ„мно-живописные декорации характерны и для последующего периода развития сов. Д. и., сочетающего глубину социального раскрытия с обобщ„нностью и выразительностью театр. формы ("Горячее сердце", МХАТ, 1926, худ. Н. П. Крымов; "Разлом", Т-р им. Вахтангова, 1927, худ. Н. П. Акимов; "Растеряева улица" Успенского, Малый т-р, 1929, худ. А. А. Арапов, и др.). В 30-х гг. в творч. практике сов. т-ров утвержда-ются и получают развитие принципы социалистич. реализма. Важнейшими и определяющими принципами Д. и. становятся требования жизненной правды, историч. конкретности, умение отразить типич. черты действительности. Объемно-пространственный принцип декораций, господствовавший во многих спектаклях 20-х гг., обогащается широким использованием живописи. На основе этих принципов развивается в 30-50-х гг. творчество художников сов. т-ра: Н. П. Акимова, Н. И. Альтмана, М. П. Бобы-шова, Т. Г. Бруни, А. Д. Гончарова, А. И. Констан-тиновского, В. И. Козлинского, Б. Г. Кноблока, М. И. Курилко, И. М. Рабиновича, А. В. Рыкова, И. С. Федотова, В. М. Ходасевич, В. А. Шестакова, Я. 3. Штоффера, Б. Р. Эрдмана, С. М. Юнович и др. В области муз. т-ра ведущее место в эти годы принадлежало Ф. Ф. Федоровскому, плодотворно развивавшему живописные традиции реалистич. русского Д. и. Ценный вклад в Д. и. внесли работы крупнейших живописцев и графиков П. П. Кончаловского, М. С. Сарьяна, В. А. Фаворского и др. Колористич. богатство, яркая театральность, поиски парадной монументальности форм спектакля отличали работу одного из самых блестящих декораторов П. В. Вилъ-ямса. В творчестве В. В. Дмитриева наиболее ярко воплотилось стремление к органич. соединению изобразительных задач с задачами режиссуры, углубл„нное раскрытие социальной темы спектакля. Острое чувство современности, поэтич. воспроизведение сов. действительности нашло выражение в театр. работах Ю. И. Пименова. Многообразие театрально-выразит. средств, изобретательность композиции, поиски мону-ментально-героич. зрительного образа спектакля характерны также для Н. А. Шифрина, Б. И. Волкова, В. Ф. Рындина, А. Ф. Босулаева. Во 2-й пол. 40-х- нач. 50-х гг. наряду со значит, произведениями Д. и. появляются пышные, помпезные спектакли со сложными громоздкими декорациями; в ряде спектаклей реализм подменяется бытовым натуралистич. правдоподобием. Эти недостатки успешно преодоле' ваются в Д. и. последующих лет. Поиски яркой театр. формы, обобщ„нно-лаконичной и в то же время реалистически-конкретной, многообразие художеств. при„мов и технич. средств характерны для Д. и. 2-й пол. 50-х гг. Среди выдающихся работ этого периода - декорации Н. А. Шифрина ("Поднятая целина" по М. А. Шолохову в ЦТСА, 1957), А. Ф. Босулаева ("Оптимистическая трагедия" в Ленингр. т-ре драмы им. А. С. Пушкина, 1955), В. Ф. Рындина ("Гамлет" в Т-ре им. Вл. Маяковского, 1954, "Мать" Хренникова в Большом т-ре, 1958), С. Б. Вирсаладзе ("Каменный цветок" Прокофьева, 1957, и "Легенда о любви" Меликова, 1961, в Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова, "Отелло" Мача-варпани в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, 1957), А. П. Васильева ("Дали неоглядные" Вирты в Т-ре им Моссовета, 1957), А. Г. Тышлера ("Мистерия-Буфф" Маяковского в Моск. т-ре Сатиры, 1957, "Не только любовь" Щедрина в Большом т-ре, 1962) и мн. др. Активно работают представители младшего поколения художников: Д. В. Афанасьев, В. И. Дор-рер, Т. П. Гусева, В. М. Зайцева, Н. Н. Золотар„в, М. М. Курилко, А. Б. Матвеев, М. А. Мукосеев, В. Ю. Шапорин и др. Подъ„м многонац. сов. культуры обусловил расцвет Д. я. в союзных и авт. республиках Сов. Союза, где значит, вклад в Д. и. внесли художники: А. Г. Петриц-кий, А. В. Хвостов, В. Г. Меллер, В. Н. Греченко, Ф. Ф. НироД, М. Б. Уманский, Н. И. Духновский, П. А. Злочевский (Украина); С. Ф. Николаев, О.Н. Ма-рикс, П. В. Масленников, И. М. Ушаков (Белоруссия); И. И. Гамрекели, С. С. Кобуладзе, Д. М. Тавадзе, И. Сумбаташвили, П. Г. Лапиашвили (Грузия); Н. М. Фатуллаев (Азербайджан); М. С. Сарьян, М. А. Арутчян, К. С. Миносян, А. О. Мирзоян, П. А. Ананян (Армения); О.Е. Скулме, А. Я. Лапиньш, Г. Вилке, К. Миезит, Э. Вардаунис, Спертал (Латвия); В. М. Хаас, Э. Рентор, В. Пейль, Г. Сандер (Эстония); И. И. Сюркявичус (Литва); М. Мусаев, X. Икрамов, Ш. Шарахимов, С. М. Миленин (Узбекистан); И. Б. Бальхозин, А. И. Ненашев (Казахстан); X. Аллабердыев, X. Кордыш (Туркмения); М. Н. Арсланов, Г. Ш. Имашева (Башкирия); А. В. Арефьев (Киргизия) и др. Значительный вклад в развитие сов. Д. и. вносят художники, работающие в областных, краевых т-рах РСФСР: Э. В. Гельмс, А. А. Кузьмин, Н. Н. Медовщиков, В. А. Людми-лин, И. В. Севастьянов, Н. В. Ситников, П. Т. Сперанский и др. Опираясь на реалистич. традиции нац. и мирового т-ра, на опыт сов. иск-ва, развивается Д. и. в странах нар. демократии. В Болгарии в конце 19 в. еще не было проф. художников т-ра. Для оформления использовались стандартные типовые декорации, для наиболее важных постановок столичных т-ров декорации заказывались мастерским Вены и Мюнхена. Первый болг. декоратор А. Миленков начал свою деятельность в 1906. Его учениками являются А. Попов и др. К ведущим театр. художникам Румынии относятся А. Бартошану, М. Маросин и др. Активно работают над поисками новых форм Д. и. художники Польши: В. Дашевский, А. Пронашко, К. Фрич, О. Аксер, 3. Беднарович, А. Стопка, 3. Стшелецкий, Я. Косиньский, Ю. Шаппа. Выдающимися театр. художниками Чехословакии являются: В. Гофман, О. Тростер, В. Готлиб, А. Вениг, Ф. Музи-ка, И. Свобода, Я. Сладок, 3. Росман. В т-рах Германской Демократической Республики в области Д. и. работают профессора Г. Килъгер и П. Пиловски, К. фон Аппен и др. Среди театр. художников Югославии 20-х гг. - Л. Бабич; в последующие годы выделяются Э. Ковашевич, К. Томп, Б. Рашик, М. Сербан, М. Денич, Д. Ристич и др. В Д. и. Китайской Народной Республики бережно сохраняются богатейшие традиции оформления, сложившиеся в течение многовекового развития Страницы: «« « 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |