Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 712   713   714   715   716   717   718   719   720  721   722   723   724   725   726   727   728   729   730  » »»

драматургии   вплотную   ставит   перед   Д.    и.    задачу    создания
конкретно-реалистич. оформления. В спектакле "Шторм" в т-ре МГСПС (1925)
худ.  Б.  И.  Волков,  стремясь  преодолеть   схематизм   и   условность
конструкции,  вводит  простые  конкретно-жизненные   решения   отдельных
эпизодов. Н. А. Мень-шутин в спектакле "Любовь Яровая" (Малый т-р, 1926)
создал объ„мно-архитектурную установку, позволявшую осуществить  быструю
смену картин,  выражавшую  присущий  пьесе  внутренний  ритм  реалистич.
средствами. В "Бронепоезде 14-69" Вс. Иванова (МХАТ, 1927) В.  А.  Симов
создал  обобщ„нное  простое  и   убедительное   оформление,   отвечающее
рево-люционно-героич.  содержанию   спектакля.   Жизненно   оправданные,
действенные, объ„мно-живописные декорации характерны и для  последующего
периода развития сов. Д. и., сочетающего глубину социального раскрытия с
обобщ„нностью и выразительностью театр. формы ("Горячее  сердце",  МХАТ,
1926, худ. Н. П. Крымов; "Разлом", Т-р им. Вахтангова, 1927, худ. Н.  П.
Акимов; "Растеряева улица" Успенского,  Малый  т-р,  1929,  худ.  А.  А.
Арапов, и др.).
   В 30-х гг. в творч. практике  сов.  т-ров  утвержда-ются  и  получают
развитие принципы  социалистич.  реализма.  Важнейшими  и  определяющими
принципами  Д.  и.  становятся  требования  жизненной  правды,  историч.
конкретности,   умение   отразить   типич.    черты    действительности.
Объемно-пространственный принцип декораций, господствовавший  во  многих
спектаклях 20-х гг., обогащается  широким  использованием  живописи.  На
основе этих принципов развивается в 30-50-х  гг.  творчество  художников
сов. т-ра: Н. П. Акимова, Н. И. Альтмана, М. П. Бобы-шова, Т. Г.  Бруни,
А. Д. Гончарова, А. И. Констан-тиновского,  В.  И.  Козлинского,  Б.  Г.
Кноблока, М. И. Курилко, И. М. Рабиновича, А. В. Рыкова, И. С. Федотова,
В. М. Ходасевич, В. А. Шестакова, Я. 3. Штоффера, Б. Р. Эрдмана,  С.  М.
Юнович и др. В области муз. т-ра ведущее место в эти  годы  принадлежало
Ф.  Ф.  Федоровскому,  плодотворно  развивавшему   живописные   традиции
реалистич. русского Д. и. Ценный вклад в Д. и. внесли работы  крупнейших
живописцев и  графиков  П.  П.  Кончаловского,  М.  С.  Сарьяна,  В.  А.
Фаворского и др.  Колористич.  богатство,  яркая  театральность,  поиски
парадной монументальности форм спектакля отличали работу одного из самых
блестящих декораторов П. В. Вилъ-ямса.  В  творчестве  В.  В.  Дмитриева
наиболее   ярко   воплотилось   стремление   к    органич.    соединению
изобразительных  задач  с  задачами  режиссуры,  углубл„нное   раскрытие
социальной  темы  спектакля.  Острое  чувство   современности,   поэтич.
воспроизведение сов. действительности нашло выражение в  театр.  работах
Ю.    И.    Пименова.    Многообразие    театрально-выразит.    средств,
изобретательность композиции, поиски мону-ментально-героич.  зрительного
образа спектакля характерны также для Н. А. Шифрина, Б. И.  Волкова,  В.
Ф. Рындина, А. Ф. Босулаева. Во 2-й пол. 40-х- нач. 50-х гг.  наряду  со
значит, произведениями Д. и. появляются пышные, помпезные  спектакли  со
сложными громоздкими декорациями; в ряде спектаклей реализм  подменяется
бытовым натуралистич. правдоподобием. Эти недостатки  успешно  преодоле'
ваются  в  Д.  и.  последующих   лет.   Поиски   яркой   театр.   формы,
обобщ„нно-лаконичной  и  в   то   же   время   реалистически-конкретной,
многообразие художеств. при„мов и технич. средств характерны для  Д.  и.
2-й пол. 50-х гг. Среди выдающихся работ этого периода - декорации Н. А.
Шифрина ("Поднятая целина" по М.  А.  Шолохову  в  ЦТСА,  1957),  А.  Ф.
Босулаева ("Оптимистическая трагедия" в Ленингр. т-ре драмы  им.  А.  С.
Пушкина, 1955), В. Ф. Рындина ("Гамлет"  в  Т-ре  им.  Вл.  Маяковского,
1954,  "Мать"  Хренникова  в  Большом  т-ре,  1958),  С.  Б.  Вирсаладзе
("Каменный цветок" Прокофьева, 1957, и "Легенда о любви" Меликова, 1961,
в Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова, "Отелло" Мача-варпани в
Т-ре оперы и балета  им.  Палиашвили,  1957),  А.  П.  Васильева  ("Дали
неоглядные"  Вирты  в  Т-ре  им  Моссовета,   1957),   А.   Г.   Тышлера
("Мистерия-Буфф" Маяковского в  Моск.  т-ре  Сатиры,  1957,  "Не  только
любовь" Щедрина в  Большом  т-ре,  1962)  и  мн.  др.  Активно  работают
представители младшего поколения художников:  Д.  В.  Афанасьев,  В.  И.
Дор-рер, Т. П. Гусева, В. М. Зайцева, Н. Н. Золотар„в, М. М. Курилко, А.
Б. Матвеев, М. А. Мукосеев, В. Ю. Шапорин и др.
   Подъ„м многонац. сов. культуры обусловил расцвет Д. я.  в  союзных  и
авт. республиках Сов. Союза, где значит, вклад в Д. и. внесли художники:
А. Г. Петриц-кий, А. В. Хвостов, В. Г. Меллер, В.  Н.  Греченко,  Ф.  Ф.
НироД, М. Б. Уманский, Н. И. Духновский, П. А. Злочевский (Украина);  С.
Ф. Николаев, О.Н. Ма-рикс, П. В. Масленников, И. М. Ушаков (Белоруссия);
   И. И. Гамрекели, С. С. Кобуладзе, Д. М. Тавадзе, И. Сумбаташвили,  П.
Г. Лапиашвили (Грузия);
   Н. М. Фатуллаев (Азербайджан); М. С. Сарьян, М.  А.  Арутчян,  К.  С.
Миносян, А. О. Мирзоян, П. А.  Ананян  (Армения);  О.Е.  Скулме,  А.  Я.
Лапиньш, Г. Вилке, К. Миезит, Э.  Вардаунис,  Спертал  (Латвия);  В.  М.
Хаас, Э. Рентор,  В.  Пейль,  Г.  Сандер  (Эстония);  И.  И.  Сюркявичус
(Литва);  М.  Мусаев,  X.  Икрамов,  Ш.   Шарахимов,   С.   М.   Миленин
(Узбекистан);  И.  Б.  Бальхозин,  А.   И.   Ненашев   (Казахстан);   X.
Аллабердыев, X. Кордыш (Туркмения);
   М. Н. Арсланов, Г. Ш. Имашева (Башкирия);
   А. В. Арефьев (Киргизия) и др. Значительный вклад в развитие сов.  Д.
и. вносят художники, работающие в областных, краевых т-рах РСФСР: Э.  В.
Гельмс, А. А.  Кузьмин,  Н.  Н.  Медовщиков,  В.  А.  Людми-лин,  И.  В.
Севастьянов, Н. В. Ситников, П. Т. Сперанский и др.
   Опираясь на реалистич. традиции нац. и мирового т-ра,  на  опыт  сов.
иск-ва, развивается Д. и. в странах нар. демократии. В Болгарии в  конце
19 в. еще не было проф. художников т-ра. Для  оформления  использовались
стандартные типовые декорации, для наиболее важных постановок  столичных
т-ров декорации заказывались мастерским Вены  и  Мюнхена.  Первый  болг.
декоратор А. Миленков начал свою  деятельность  в  1906.  Его  учениками
являются А. Попов и др. К ведущим театр. художникам Румынии относятся А.
Бартошану, М. Маросин и др. Активно работают над поисками новых форм  Д.
и. художники Польши: В. Дашевский, А. Пронашко, К. Фрич,  О.  Аксер,  3.
Беднарович,  А.  Стопка,  3.  Стшелецкий,  Я.  Косиньский,   Ю.   Шаппа.
Выдающимися театр. художниками Чехословакии являются:
   В. Гофман, О. Тростер, В. Готлиб, А. Вениг, Ф. Музи-ка,  И.  Свобода,
Я. Сладок, 3. Росман. В т-рах Германской  Демократической  Республики  в
области Д. и. работают профессора Г. Килъгер и П. Пиловски, К. фон Аппен
и др.  Среди  театр.  художников  Югославии  20-х  гг.  -  Л.  Бабич;  в
последующие годы выделяются Э. Ковашевич, К. Томп, Б. Рашик, М.  Сербан,
М. Денич, Д. Ристич и др.
   В Д. и. Китайской Народной Республики бережно сохраняются  богатейшие
традиции  оформления,  сложившиеся  в  течение  многовекового   развития

Страницы: «« « 712   713   714   715   716   717   718   719   720  721   722   723   724   725   726   727   728   729   730  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия