Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 710   711   712   713   714   715   716   717   718  719   720   721   722   723   724   725   726   727   728  » »»

декорации композиц. при„мы совр. реалистич. живописи, утверждали принцип
целостной  трактовки  спектакля.   В   постановках   опер   Чайковского,
Рим-ского-Корсакова, Мусоргского эти художники передали своеобразие рус.
истории, одухотвор„нный лиризм рус. пейзажа, обаяние и поэзию  сказочных
образов.
   Подчинение  принципов  сценич.  оформления   требованиям   реалистич.
режиссуры впервые достигается в конце 19 и в 20  вв.  в  практике  Моск.
Художеств. т-ра. Вместо традиц. кулис, павильонов и "сборных" декораций,
обычных  для  императорских  т-ров,  каждый  спектакль  МХТ  имел  спец.
оформление,   соответствовавшее   режисс„рскому   замыслу.    Расширение
планировочных возможностей (обработка плоскости  пола,  показ  необычных
ракурсов жилых помещений), стремление  создать  впечатление  "обжитости"
обстановки, психологич. атмосферу  действия  характеризуют  Д.  и.  МХТ.
Декоратор  Художеств.  т-ра  В.  А.  Симов  был,   по   словам   К.   С.
Станиславского,  "родоначальником  нового  типа   сценич.   художников",
отличающихся чувством жизненной правды  и  неразрывно  связывавших  свою
работу с режиссурой. Реалистич. реформа Д. и., провед„нная МХТ,  оказала
огромное влияние на мировое театр. иск-во.
   Важную  роль  в  технич.  переоборудовании  сцены  и   в   обогащении
возможностей Д. и. сыграло использование вращающейся сцены,  примен„нной
впервые  в  европ.  т-ре  К.  Лаутеншлегером  при  пост.  оперы  Моцарта
"Дон-Жуан" (1896, "Резиденц-театр", Мюнхен).
   В 1900-х гг. начинают свою деятельность в т-ре художники группы  "Мир
искусства" - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н.  К.  Рерих,
Е. Е.  Лансере,  И.  Я.  Билибин  и  др.  Свойственные  этим  художникам
ретроспективизм и  стилизаторство  ограничивали  их  творчество,  но  их
высокая  культура  и  мастерство,  стремление   к   целостности   общего
художеств.  замысла  спектакля   сыграли   положит.   роль   в   реформе
оперно-балетного Д. и. не только в России, но  и  за  рубежом.  Гастроли
рус. оперы и балета, начавшиеся  в  Париже  в  1908  и  повторявшиеся  в
течение ряда лет (см. Русские  сезоны  за  границей"  С.  П.  Дягилева),
показали  высокую  живописную  культуру  декораций,  умение   художников
передать  стиль  и  характер  иск-ва  разл.  эпох.  Деятельность  Бенуа,
Добужинского,  Б.  М.  Кустодиева,  Рериха  также  связана  с  МХТ,  где
свойственный этим  художникам  эстетизм  был  в  значит,  мере  подчин„н
требованиям  реалистич.  режиссуры  К.  С.  Станиславского   и   В.   И.
Немировича-Данченко. Крупнейшие рус. декораторы К. А. Коровин  и  А.  Я.
Головин, работавшие с нач. 20 в. в императорских т-рах, внесли  коренные
изменения в Д.  и.  каз„нной  сцены.  Широкая  свободная  манера  письма
Коровина,  присущее  его  сценич.   образам   ощущение   живой   натуры,
целостность цветовой гаммы, объединяющей декорации и костюмы персонажей,
наиболее ярко сказались в оформлении рус.  опер  и  балетов  -  "Садко",
"Золотой   петушок";   "Кон„к-Горбунок"   Ц.   Пуни   и   др.   Парадная
декоративность, ясная очерченность форм,  смелость  цветовых  сочетаний,
общая гармония, целостность решения отличают театр.  живопись  Головина.
Несмотря на то, что в ряде работ художника сказалось влияние модернизма,
в основе его творчества лежит большое реалистич. мастерство,  основанное
на глубоком изучении  жизни.  В  отличие  от  Коровина,  Головин  всегда
подч„ркивал  в  своих  эскизах  и  декорациях  театр.  природу   сценич.
оформления,  его  отдельные  компоненты;   он   использовал   портальные
обрамления,  украшенные  орнаментом,  разнообразные  апли-цированные   и
расписные занавеси, просцениум и пр. В 1908-17 Головин создал оформление
к ряду спектаклей, пост. В. Э. Мейерхольдом (в т. ч. "Дон-Жуан" Мольера,
"Маскарад"),
   Усиление анти реалистич. течений в бурж. иск-ве в конце 19 и нач.  20
вв., отказ  от  раскрытия  социальных  идей  отрицательно  сказались  на
развитии реалистич. Д. и. на Западе. Представители декадентских  течений
провозгласили "условность" осн. принципом иск-ва. А. Аппиа (Швейцария) и
Г. Крэг (Англия) вели последоват.  борьбу  с  реализмом.  Выдвигая  идею
создания "философского т-ра", они  изображали  "невидимый"  мир  идей  с
помощью  отвлеч„нной  вневременной  декорации  (кубы,  ширмы,  площадки,
лестницы  и  пр.),   посредством   изменения   света   добивались   игры
монументальных пространственных форм.  Собственная  практика  Крэга  как
режисс„ра и художника ограничилась немногими постановками, но его теории
впоследствии оказали влияние на  творчество  ряда  театр.  художников  и
режисс„ров в разл. странах. Принципы  символистского  т-ра  сказались  в
творчестве  польского  драматурга,  живописца  и  театр.  художника   С.
Выспянского,  стремившегося   к   созданию   монументального   условного
спектакля; однако претворение нац.  форм  нар.  иск-ва  в  декорациях  и
проектах пространственной  сцены  избавляло  творчество  Выспянского  от
холодной  отвлеченности,  делало   его   более   реальным.   Организатор
Мюнхенского Художеств. т-ра Г. Фукс совм. с  худ.  Ф.  Эрлером  выдвинул
проект т. н. "рельефной сцены" (т. е. сцены,  почти  лиш„нной  глубины),
где фигуры акт„ров располагаются на плоскости в виде рельефа.
   Режисс„р М. Рейнхардт (Германия)  применял  в  руководимых  им  т-рах
разнообразные  при„мы  оформления:  от  тщательно  разработанных,  почти
иллюзионистских живописно-объ„мных декораций, связанных с использованием
вращающегося сценич. круга, до обобщ„нно-условных неподвижных установок,
от упрощ„нного  стилизованного  оформления  "в  сукнах"  до  грандиозных
массовых зрелищ на арене цирка, где вс„ больший акцент ставился на чисто
внешней сценич. эффектности. С Рейнхардтом работали художники Э.  Стерн,
Э. Орлик, Э. Мунк, Э. Шютте, О. Мессель, скульптор М. Крузе и др.
   С 1917 к оформлению  балетных  спектаклей  "Русских  сезонов"  С.  П.
Дягилева, выступавшего за  границей,  привлекаются  западные,  гл.  обр.
франц., художники, среди них - П. Пикассо, А. Матисс, Ж. Брак, А. Дерен,
Дж. Де Кирико, М.  Утрилло,  Ж.  Руо  и  др.  Д.  и.  "Русских  сезонов"
утрачивает нац. характер, в н„м  вс„  сильнее  проявляются  свойственные
зап.  бурж.  иск-ву  этого   периода   формальное   экспериментаторство,
схематизм, декоративная условность.
   В конце 10-х и в 20-х гг. 20 в.  преобладающее  значение  приобретает
экспрессионизм, развивавшийся первоначально в Германии,  но  захвативший
широко иск-во и др.  стран.  Экспрессионистские  тенденции  приводили  к
углублению противоречий в Д. и., к  схематизации,  отходу  от  реализма.
Используя "сдвиги" и "скосы" плоскостей, беспредметные или фрагментарные
декорации, резкие контрасты света и тени, художники пытались создать  на
сцене мир субъективных видений. В то же время нек-рые экспрессионистские
спектакли имели ярко выраженную  анти-империалистич.  направленность,  и
декорации в них приобретали черты острого социального  гротеска  (напр.,
проекц. декорации Г. Гросса  для  постановок  Э.  Пискатора  "Похождения
Швейка" и др.). Для Д. и. этого периода характерно увлечение  художников

Страницы: «« « 710   711   712   713   714   715   716   717   718  719   720   721   722   723   724   725   726   727   728  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия