Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 713   714   715   716   717   718   719   720   721  722   723   724   725   726   727   728   729   730   731  » »»

классич. муз. драмы Китая. Оформление  спектаклей  составляют  гл.  обр.
богатые и  разнообразные  традиц.  костюмы  и  гримы,  орнаментированные
драпировки, узорные вышивки, предметы бутафории, превосходно выполненные
искусными мастерами и являющиеся подлинными произв. иск-ва. Декорации  в
китайском  т-ре  либо  отсутствуют  вообще,  либо   отличаются   крайним
лаконизмом и условностью. Место действия  обозначается  через  отдельные
детали или с помощью  симво-лич.  изображений  (так,  рисунок  кирпичной
кладки на ковре или стяге заменяет изображение крепости  или  крепостных
ворот, рисунок колеса - колесницы,  весла  -  лодки,  появление  ч„рного
занавеса означает бурю и т. д.). В  т-рах  Китая  складываются  и  новые
жанры, в к-рых канонич.  условные  принципы  оформления  уступили  место
современным реалистическим.  В  Пекине  при  Академии  искусств  создано
декоративное  отделение,  подготавливающее  кадры  художников  т-ра  под
руководством худ. Чэн Юнь-пина и знатока техники сцены  Ли  Чана.  Среди
театр. художников  Китая  -  Су  Ши-фин,  Син  Си,  Хуан  Цзы-си  и  др.
Аналогичный процесс развития и обогащения традиций классич. нац. оперы и
укрепления реалистич. основ Д. и. и его современных принципов происходит
в т-рах Кореи. Д. и. Китая и Кореи широко используют опыт многонац. сов.
театр. культуры.
   Лит.: Мокульский С.,  История  западноевропейского  театра,  т.  1-2,
М.-Л., 1936-39; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1-2, М.,  1956-57;  Гвоздев  А.  А.,  Западноевропейский
театр на рубеже XIX и XX столетий, М.-Л., 1939;
   Восточный театр. Сборник статей, под ред. А. М. Мерварта,  Л.,  1929;
Театр за рубежом. Вып. 1. Театр стран народной демократии. (Сб. статей],
М.-Л., 1958; Образцов С., Театр китайского народа, М., 1957; Л а т  о  в
В.,  Искусство  в  свободной  Корее,  М.,   1955;   Финкельштейн   Е.Л.,
Театральная техника XVI-XVII вв., в кн.: Работы по  технике  сцены.  Сб.
статей, Л., 1937; Оформление спектакля. Основы театральной техники. [Сб.
статей], под ред. Н. М. Горчаковя, М., 1948; Курбатов В., Перспективисты
и декораторы, "Старые годы", СПВ, 1911, июль - сентябрь;
   Ярсмич С.,О театральных постановках, там же; Елизарова Н. А.,  Театры
Шереметевых, М., 1944; Федоров-Давыдов А. А., Русский пейзаж XVIIIначала
XIX века, М., 1953; Столпянский П., Маг и волшебник русской сцены А.  А.
Роллер, П., 1918; В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять  лет  в  театре,  Л.,
1928; Сыркина Ф.Я., Русское театральное декорационное  искусство  второй
половины XIX века, М.,1956;Бассехес А., Художники  на  сцене  МХАТ,  М.,
1960; Пожарская М., Обогащение и развитие традиций,  "Искусство",  1958,
.ј2; Decugis N.et Reymond S., Le decor de theatre en France du moyen age
a 1925, P., 1955; Cogniat R.,  Les  decorateurs  de  theatre,  P.,  1955
(серия "Cinquante ans de spectacles en France");  Le  decor  de  theatre
dans le monde depuis 1935, Brux., 1956; Nicoli A.,  The  development  of
the theatre, L., 1927; Z u с k e r P., Die Theatcrdekoration des Barock,
В., 1925; Arlington L. Ch., The Chinese drama from  the  earliest  times
until to-day, Shanghai, 1930; Buss K.,  Studies  in'the  Chinese  drama,
N.Y., 1922; С h e n J., The Chinese theatre, L., 1949; C h a n d г а В h
an G upt a. The Indian theatre, its origin and  development  up  to  the
present day, Banaras, 1954; Moussinac L., L'art  francais  depuis  vingt
ans.  La  decoration  theatrale.  P.,  1922;   F   errar   i   Ch.,   La
scenografia..., Torino,  [1913];  Bapst  G.,  Essai  sur  l'histoire  du
theatre, P., 1893; Li v e n P., The birth of ballets-russes,  L.,  1956;
Propert W. A., The Russian ballet  in  Western  Europe.  1909-1920,  L.,
1921; M e !-vili Н., Designing and painting scenery for the theatre, L ,
1948. M. П.
   ДЕКОРАЦИЯ (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее
материальную среду, в  к-рой  действует  акт„р.  Д.  "...  являет  собой
художественный   образ   места   действия   и   одновременно   площадку,
представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического
действия" (Попов А. Д., Художественная целостность спектакля,  1959,  с.
118-19). Д. созда„тся с  помощью  разнообразных  выразительных  средств,
используемых в  совр.  т-ре,-  живописи,  графики,  архитектуры,  иск-ва
планировки места действия, особой  фактуры  Д.,  освещения,  сценической
техники, проекции, кино и др. Основные системы Д.:
   1)  кулисная   передвижная,   2)   кулисно-ароч-ная   подъ„мная,   3)
павильонная, 4) объ„мная  и  5)  проекционная.  Возникновение,  развитие
каждой  системы  Д.  и  смена  е„  другой  обусловливались   конкретными
требованиями драматургии,театр. эстетики, соответствующей истории эпохи,
а также ростом науки и техники.
   Кулисная передвижная Д. Кулисы - части  Д.,  располагаемые  по  бокам
сцены через определ„нные расстояния одна за другой (от портала  в  глубь
сцены) и предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное
пространство. Кулисы были мягкие, навесные или ж„сткие на рамках; иногда
они имели фигурный контур, изображавший архитектурный профиль, очертания
ствола дерева, листвы и  т.  п.  Смена  ж„стких  кулис  производилась  с
помощью специальных кулисных машин - рам на  кол„сах,  к-рые  находились
(18 и  19  вв.)  на  каждом  плане  сцены  параллельно  рампе.,Эти  рамы
передвигались в специально  вырезанных  в  планшете  сцены  проходах  по
рельсам, проложенным по полу первого трюма. Впервые такая  система  была
применена Дж. Б. Алеотти в дворцовом "театре Фарнезе" в Парме (1628).  В
первых дворцовых т-рах Д. состояла из задника, кулис и потолочных падуг,
к-рые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На  падугах
писались облака, ветки деревьев'с листвой, части плафонов  и  т.  п.  До
наших дней  сохранились  кулисные  системы  Д.  в  придворном  театре  в
Дротнинг-хольме (Швеция, 1766, архитектор К. Ф. Адель-кранц) и в  театре
бывшего подмосковного имения кн. Н. Б. Юсупова в "Архангельском"  (1818,
проект арх. П. Гонзаго).
   Кулисно-арочная подъ„мная Д. Возникла в Италии в  17  в.  и  получила
широкое распространение в общественных  т-рах  с  высокими  колосниками.
Этот вид Д. представляет собой холст, сшитый в виде арки  с  написанными
(по  краям  и  по  верху)  стволами   деревьев,   ветвями   с   листвой,
архитектурными деталями (с  соблюдением  законов  линейной  и  воздушной
перспективы). На сцене может быть подвешено до 75 таких  кулисных  арок,
фоном для  к-рых  служит  писаный  задник  или  горизонт.  Разновидность
кулисно-ароч-ной  Д.-  а  ж  у  р  н  а  я  Д.  (писаные  "лесные"   или
"архитектурные" кулисные арки, -подклеивающиеся на специальные сетки или
апплицирующие-ся  на  тюле).  В  настоящее  время  кулис  но-арочные  Д.
применяются главным образом в оперно-балет-ных постановках.
   Павильонная Д. Впервые применена в 1794 нем. акт„ром и режисс„ром  Ф.
Л. Шредером. Павильонная Д. изображает закрытое помещение и  состоит  из
стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под  рисунок  обоев,  досок,

Страницы: «« « 713   714   715   716   717   718   719   720   721  722   723   724   725   726   727   728   729   730   731  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия