Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 » »» классич. муз. драмы Китая. Оформление спектаклей составляют гл. обр. богатые и разнообразные традиц. костюмы и гримы, орнаментированные драпировки, узорные вышивки, предметы бутафории, превосходно выполненные искусными мастерами и являющиеся подлинными произв. иск-ва. Декорации в китайском т-ре либо отсутствуют вообще, либо отличаются крайним лаконизмом и условностью. Место действия обозначается через отдельные детали или с помощью симво-лич. изображений (так, рисунок кирпичной кладки на ковре или стяге заменяет изображение крепости или крепостных ворот, рисунок колеса - колесницы, весла - лодки, появление ч„рного занавеса означает бурю и т. д.). В т-рах Китая складываются и новые жанры, в к-рых канонич. условные принципы оформления уступили место современным реалистическим. В Пекине при Академии искусств создано декоративное отделение, подготавливающее кадры художников т-ра под руководством худ. Чэн Юнь-пина и знатока техники сцены Ли Чана. Среди театр. художников Китая - Су Ши-фин, Син Си, Хуан Цзы-си и др. Аналогичный процесс развития и обогащения традиций классич. нац. оперы и укрепления реалистич. основ Д. и. и его современных принципов происходит в т-рах Кореи. Д. и. Китая и Кореи широко используют опыт многонац. сов. театр. культуры. Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1-2, М.-Л., 1936-39; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, М.-Л., 1939; Восточный театр. Сборник статей, под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929; Театр за рубежом. Вып. 1. Театр стран народной демократии. (Сб. статей], М.-Л., 1958; Образцов С., Театр китайского народа, М., 1957; Л а т о в В., Искусство в свободной Корее, М., 1955; Финкельштейн Е.Л., Театральная техника XVI-XVII вв., в кн.: Работы по технике сцены. Сб. статей, Л., 1937; Оформление спектакля. Основы театральной техники. [Сб. статей], под ред. Н. М. Горчаковя, М., 1948; Курбатов В., Перспективисты и декораторы, "Старые годы", СПВ, 1911, июль - сентябрь; Ярсмич С.,О театральных постановках, там же; Елизарова Н. А., Театры Шереметевых, М., 1944; Федоров-Давыдов А. А., Русский пейзаж XVIIIначала XIX века, М., 1953; Столпянский П., Маг и волшебник русской сцены А. А. Роллер, П., 1918; В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928; Сыркина Ф.Я., Русское театральное декорационное искусство второй половины XIX века, М.,1956;Бассехес А., Художники на сцене МХАТ, М., 1960; Пожарская М., Обогащение и развитие традиций, "Искусство", 1958, .ј2; Decugis N.et Reymond S., Le decor de theatre en France du moyen age a 1925, P., 1955; Cogniat R., Les decorateurs de theatre, P., 1955 (серия "Cinquante ans de spectacles en France"); Le decor de theatre dans le monde depuis 1935, Brux., 1956; Nicoli A., The development of the theatre, L., 1927; Z u с k e r P., Die Theatcrdekoration des Barock, В., 1925; Arlington L. Ch., The Chinese drama from the earliest times until to-day, Shanghai, 1930; Buss K., Studies in'the Chinese drama, N.Y., 1922; С h e n J., The Chinese theatre, L., 1949; C h a n d г а В h an G upt a. The Indian theatre, its origin and development up to the present day, Banaras, 1954; Moussinac L., L'art francais depuis vingt ans. La decoration theatrale. P., 1922; F errar i Ch., La scenografia..., Torino, [1913]; Bapst G., Essai sur l'histoire du theatre, P., 1893; Li v e n P., The birth of ballets-russes, L., 1956; Propert W. A., The Russian ballet in Western Europe. 1909-1920, L., 1921; M e !-vili Н., Designing and painting scenery for the theatre, L , 1948. M. П. ДЕКОРАЦИЯ (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в к-рой действует акт„р. Д. "... являет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия" (Попов А. Д., Художественная целостность спектакля, 1959, с. 118-19). Д. созда„тся с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в совр. т-ре,- живописи, графики, архитектуры, иск-ва планировки места действия, особой фактуры Д., освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы Д.: 1) кулисная передвижная, 2) кулисно-ароч-ная подъ„мная, 3) павильонная, 4) объ„мная и 5) проекционная. Возникновение, развитие каждой системы Д. и смена е„ другой обусловливались конкретными требованиями драматургии,театр. эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники. Кулисная передвижная Д. Кулисы - части Д., располагаемые по бокам сцены через определ„нные расстояния одна за другой (от портала в глубь сцены) и предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное пространство. Кулисы были мягкие, навесные или ж„сткие на рамках; иногда они имели фигурный контур, изображавший архитектурный профиль, очертания ствола дерева, листвы и т. п. Смена ж„стких кулис производилась с помощью специальных кулисных машин - рам на кол„сах, к-рые находились (18 и 19 вв.) на каждом плане сцены параллельно рампе.,Эти рамы передвигались в специально вырезанных в планшете сцены проходах по рельсам, проложенным по полу первого трюма. Впервые такая система была применена Дж. Б. Алеотти в дворцовом "театре Фарнезе" в Парме (1628). В первых дворцовых т-рах Д. состояла из задника, кулис и потолочных падуг, к-рые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На падугах писались облака, ветки деревьев'с листвой, части плафонов и т. п. До наших дней сохранились кулисные системы Д. в придворном театре в Дротнинг-хольме (Швеция, 1766, архитектор К. Ф. Адель-кранц) и в театре бывшего подмосковного имения кн. Н. Б. Юсупова в "Архангельском" (1818, проект арх. П. Гонзаго). Кулисно-арочная подъ„мная Д. Возникла в Италии в 17 в. и получила широкое распространение в общественных т-рах с высокими колосниками. Этот вид Д. представляет собой холст, сшитый в виде арки с написанными (по краям и по верху) стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями (с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы). На сцене может быть подвешено до 75 таких кулисных арок, фоном для к-рых служит писаный задник или горизонт. Разновидность кулисно-ароч-ной Д.- а ж у р н а я Д. (писаные "лесные" или "архитектурные" кулисные арки, -подклеивающиеся на специальные сетки или апплицирующие-ся на тюле). В настоящее время кулис но-арочные Д. применяются главным образом в оперно-балет-ных постановках. Павильонная Д. Впервые применена в 1794 нем. акт„ром и режисс„ром Ф. Л. Шредером. Павильонная Д. изображает закрытое помещение и состоит из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, досок, Страницы: «« « 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |