Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

играть в труппах, возглавляемых его  учениками  Кель  Хасаноми  Нашитом.
Оставив сцену, открыл небольшую лавку. Л. А., Л. Ай,
   АБЕЛЛЬ(АЬеИ),Кьелль(25.УШ.1901-5.IIL1961)-   датский   драматург.   В
1927-32 работал театр. художником в Париже и  Лондоне  (в  1930-31  -  в
Королевском т-ре в Копенгагене). В 1934 написал либретто к балету "Вдова
в  зеркале"  Кристенсена.  В  1935  выступил  как  драматург  с   пьесой
"Исчезнувшая мелодия" (т-р "Риддерсален"  в  Копенгагене),  высмеивающей
мещанский  образ  жизни.  А.  -  автор  пьес,  поставленных   на   сцене
Королевского  т-ра:  "Ева  отбывает  свою  детскую  повинность"  (1936),
осуждающая буржуазное воспитание детей; "Анна Софи Хедвиг" (1939) - одно
из наиболее  острых  антифашистских  произведений  в  дат.  драматургии,
обличающее пассивный гуманизм и бездеятельность; "Силькеборг" (1946) - о
годах оккупации Дании и Движении Сопротивления; "Дни на облаке"  (1947),
направленная против пассивности, отказа  от  борьбы  с  силами  реакции;
"Голубая пекинка" (1954)- о поисках смысла жизни. В 1955  А.  написал  и
поставил в Королевском т-ре пьесу "Андерсен, или Сказка  его  жизни".  В
1959 написал пьесу "Дама с камелиями" (по мотивам романа Дюма-сына) -  о
губительном влиянии бурж. общества на личность.
   Соч.: Fire skuespil, Kbh., 1955; в рус. пер.- Потерянная мелодия, М.,
1960.
   Лит.: К r istense n S. M., Dansk litteratur. 1918- 1952. Kbh,.  1953.
Я. Кр.
   АБЕЛЯН, Александр Артемьевич (1858 - 6.V. 1940) - армянский драматург
и театральный деятель.  Лит.  деятельность  начал  в  1888.  Автор  пьес
"Угасающие  огни",  "Обруч„нные",  "Пыл-Дуги";  шли  в  арм.  т-рах   до
революции и всов. время.  Большинство  пьес  А.  реалистически  отражает
жизнь мелкой арм.буржуазии
   АБЕЛЯН,     Ованес      Артемьевич      [23.Х(4.Х1).1865,      Шемаха
(Азербайджан),1.VII.1936, Ереван] - армянский советский  акт„р.  Род.  в
семье ремесленника. Учился в  бакинском  рус.  реальном  уч-ще.  Сценич.
деятельность яачал в 1882 в Бакинском рус. т-ре.  С  1886  переходит  на
арм. сцену. Организовывал и возглавлял труппы для  гастрольных  поездок.
Выступал в 1"аку, Тифлисе и др. городах России, а также за границей -  в
Турции, Иране, Египте, Германии, Франции, Англии,  США  (1908-10,  1913,
1920-25). С 1918 был председателем "Союза артистов" (Тифлис). ? 1925  А.
вступил в труппу  1-го  Гос.  т-ра  Армении  в  Ереване  (ныне  Т-р  им.
Сундукяна) и стал активным участником строительства сов.  т-ра.  Вначале
акт„р романтич. плана,  А.  с  90-х  гг.  утверждает  своим  творчеством
реалистич.  направленность  арм.  т-ра.  Творчество  А.   способствовало
развитию демократич. прогрессивных тенденций в дореволюц. арм. т-ре,  он
претворял реалистич. принципы арм., русского и мирового сценич.  иск-ва.
Активно пропагандируя арм. и лучшую переводную драматургию,  А.  боролся
за идейное, жизненно-правдивое  иск-во.  Глубокий  реализм,  народность,
мощный темперамент, разносторонность и яркость  характеристик,  присущие
сценич. работам А., определили значение его творчества  в  истории  арм.
культуры. А. был  выдающимся  исполнителем  драматургии  А.  Ширванзаде;
роли:  Элизба-ров,  Рустам,  позднее   Бархудар,   Гиж   Данэл   ("Из-за
чести",1905, "Намус",19И, "Злой дух", 1913). Среди др.  ролей  в  пьесах
арм. авторов: Пэпо, Зимзимов, Микаэл ("Пэпо", 1907,  "Ещ„  одна  жертва"
Сундукяна), Назар ("Храбрый Назар" Демирчяна,  1932).  Значит,  место  в
репертуаре А. занимала переводная классич. драматургия. Среди его лучших
ролей:  Осип  ("Ревизор",  1898),  Несчастливцев,  Жадов,  позднее  Юсов
("Лес", 1903, "Доходное место", 1893), Расплюев ("Свадьба  Кречинского",
1898), Отелло, (1896), Лир (1910); Пет-руччио ("Укрощение  строптивой"),
Штокман, Освальд ("Враг народа", 1895, "Привидения",  1891,  Ибсена).  В
сов. драматургии: Берсенев ("Разлом",  1928),  Егор  Булычев  (1933).  В
1932, в  дни  празднования  50-летия  творческой  деятельности  А.,  ему
присвоены звания нар. арт. Арм. и Азерб. ССР, Героя труда.
   АБЕНДРОТ (Abendroth), Герман (19.1.1883 - 29.  V.  1956)  -  немецкий
дириж„р. Музыке обучался в Мюнхене у Л. Тюйля, Ф. Мотля и др. педагогов.
Дириж„рскую деятельность начал в 1905. В качестве оперного и концертного
дириж„ра выступал в Любеке (1905-11), Эссене (1911-15), К„льне (в  1914)
и Лейпциге, где с 1934 был директором оркестра "Ге-вандхауза". С 1923 по
1934 дирижировал также в Берлинской гос. опере. В 1946 А.  занимал  пост
муз. руководителя (генеральмузикдиректор) в  Веймаре.  Гастролировал  во
мн. странах Европы, в т. ч.  в  СССР  (периодически  с  1925  по  1954).
Завоевал  широкую  известность  исполнением  опер  Моцарта,   Бетховена,
Вагнера и др. композиторов. Л. М., В. Дан,
   "АБЕСАЛОМ И ЭТ‚РИ" - опера 3. Палиашвили, либр. П.  Мирианашвили  (на
сюжет нар. сказания "Этериани"). Пост. 21 февр.  1919  Тбилисским  т-ром
оперы (дириж„р И.  Палиашвили,  реж.  Цуцунава;  Абесалом  -  Залипский,
Эте-Г'и  -  Бахуташвили-Шульгина,  Мурман  -  Инашвили,  Абио-  Курхули,
Тандарух  -  Чумбуридзе).  Новые  сценич.  редакции:   в   1924   (пост.
Марджанишвили), в 1930 (пост. Пагава), в 1936 (пост. Цуцунава),  в  1937
(пост. Агсабадзе); опера была показана на декаде груз. иск-ва  в  Москве
(Этери - Сохадзе, Абесалом - Андгуладзе, Мурман - Амиранашвили,  Абио  -
Григорашвили, Тандарух - Кашели, Натэла  -  Цомая,  Ма-риха  -  Харадзе;
дириж„р Микеладзе, худ. Гамрекели), в 1942 (пост. Квалиашвили),  в  1947
(пост. Агсабадзе), в 1953 (Нрст. Туманишвили).  19  июня  1939  пост.  в
Большом т-ре (Этери - Кругликова, Абесалом - Ханаев, Натэла -  Шевченко,
Мурман - Селиванов, Тандарух - Залезинский; дириж„р  Мелик-Пашаев,  реж.
Р. Симонов, худ. Рындин, балетм. Джавришвили). Опера пост. в Харьковском
т-ре оперы и балета (1931; на укр. яз., реж. Пагава).
   И з д а н и я.- Клавир с рус. переводом Р. Ивнева, А. Кан-чели  и  М.
Квалиашвили, Тр., Госиздат Груз. ССР, 1941. Лит.:  Донадзе  В.,  Захарий
Палиашвили. М., 1958, стр. 56-62, 66-176. Я. Гр.
   АБЖАЛЙЛОВ,Халил   Галеевич   [р.17(29).IX.1896]-татарский   советский
акт„р. Нар. арт. СССР (1957). Член КПСС с 1944. Деп. Верх.  Совета  Тат.
АССР 2-4-го созывов. Род. в дер. ]\(устафа  Оренбургской  губ.  в  семье
крестьянина-бедняка. Сценич. деятельность начал в  1916  в  оренбургской
тат. драм. труппе "Ширкат" ("Товарищество"). В годы гражданской войны А.
- участник театр. бригад, основатель тат. "Восточного т-ра" в  Оренбурге
(1919). В 1920-23 участвовал в организации узб. т-ров в Ташкенте, Бухаре
и Хиве. С 1928- акт„р Т-ра им. Камала (Казань). Среди  ролей  А.:  Халил
("В вороньем  гнезде"  Ш.  Камала,  1930),  Хафиз  ("Письмо  на  платке"
Блттала, 1932),' Сиражетдин ("Банкрот" Г.  Камала,  1933),  Яков  Бардин
("Враги", 1936), Бик-тимир ("Потоки" Гиззата, 1937),  Лир  (1945);  Хужа
Насретдин (о. п. Исанбета, 1946), Гильманов ("Мин-никамал" Амира, 1944),
Харитонов ("За тех, кто в море" Лаврен„ва, 1946), профессор Полежаев (о.
п. Рахманова, 1952), Мисбах ("Без ветрил" Тинчурина, 1958).  А.  созда„т

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия