|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» играть в труппах, возглавляемых его учениками Кель Хасаноми Нашитом.
Оставив сцену, открыл небольшую лавку. Л. А., Л. Ай,
АБЕЛЛЬ(АЬеИ),Кьелль(25.УШ.1901-5.IIL1961)- датский драматург. В
1927-32 работал театр. художником в Париже и Лондоне (в 1930-31 - в
Королевском т-ре в Копенгагене). В 1934 написал либретто к балету "Вдова
в зеркале" Кристенсена. В 1935 выступил как драматург с пьесой
"Исчезнувшая мелодия" (т-р "Риддерсален" в Копенгагене), высмеивающей
мещанский образ жизни. А. - автор пьес, поставленных на сцене
Королевского т-ра: "Ева отбывает свою детскую повинность" (1936),
осуждающая буржуазное воспитание детей; "Анна Софи Хедвиг" (1939) - одно
из наиболее острых антифашистских произведений в дат. драматургии,
обличающее пассивный гуманизм и бездеятельность; "Силькеборг" (1946) - о
годах оккупации Дании и Движении Сопротивления; "Дни на облаке" (1947),
направленная против пассивности, отказа от борьбы с силами реакции;
"Голубая пекинка" (1954)- о поисках смысла жизни. В 1955 А. написал и
поставил в Королевском т-ре пьесу "Андерсен, или Сказка его жизни". В
1959 написал пьесу "Дама с камелиями" (по мотивам романа Дюма-сына) - о
губительном влиянии бурж. общества на личность.
Соч.: Fire skuespil, Kbh., 1955; в рус. пер.- Потерянная мелодия, М.,
1960.
Лит.: К r istense n S. M., Dansk litteratur. 1918- 1952. Kbh,. 1953.
Я. Кр.
АБЕЛЯН, Александр Артемьевич (1858 - 6.V. 1940) - армянский драматург
и театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1888. Автор пьес
"Угасающие огни", "Обруч„нные", "Пыл-Дуги"; шли в арм. т-рах до
революции и всов. время. Большинство пьес А. реалистически отражает
жизнь мелкой арм.буржуазии
АБЕЛЯН, Ованес Артемьевич [23.Х(4.Х1).1865, Шемаха
(Азербайджан),1.VII.1936, Ереван] - армянский советский акт„р. Род. в
семье ремесленника. Учился в бакинском рус. реальном уч-ще. Сценич.
деятельность яачал в 1882 в Бакинском рус. т-ре. С 1886 переходит на
арм. сцену. Организовывал и возглавлял труппы для гастрольных поездок.
Выступал в 1"аку, Тифлисе и др. городах России, а также за границей - в
Турции, Иране, Египте, Германии, Франции, Англии, США (1908-10, 1913,
1920-25). С 1918 был председателем "Союза артистов" (Тифлис). ? 1925 А.
вступил в труппу 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им.
Сундукяна) и стал активным участником строительства сов. т-ра. Вначале
акт„р романтич. плана, А. с 90-х гг. утверждает своим творчеством
реалистич. направленность арм. т-ра. Творчество А. способствовало
развитию демократич. прогрессивных тенденций в дореволюц. арм. т-ре, он
претворял реалистич. принципы арм., русского и мирового сценич. иск-ва.
Активно пропагандируя арм. и лучшую переводную драматургию, А. боролся
за идейное, жизненно-правдивое иск-во. Глубокий реализм, народность,
мощный темперамент, разносторонность и яркость характеристик, присущие
сценич. работам А., определили значение его творчества в истории арм.
культуры. А. был выдающимся исполнителем драматургии А. Ширванзаде;
роли: Элизба-ров, Рустам, позднее Бархудар, Гиж Данэл ("Из-за
чести",1905, "Намус",19И, "Злой дух", 1913). Среди др. ролей в пьесах
арм. авторов: Пэпо, Зимзимов, Микаэл ("Пэпо", 1907, "Ещ„ одна жертва"
Сундукяна), Назар ("Храбрый Назар" Демирчяна, 1932). Значит, место в
репертуаре А. занимала переводная классич. драматургия. Среди его лучших
ролей: Осип ("Ревизор", 1898), Несчастливцев, Жадов, позднее Юсов
("Лес", 1903, "Доходное место", 1893), Расплюев ("Свадьба Кречинского",
1898), Отелло, (1896), Лир (1910); Пет-руччио ("Укрощение строптивой"),
Штокман, Освальд ("Враг народа", 1895, "Привидения", 1891, Ибсена). В
сов. драматургии: Берсенев ("Разлом", 1928), Егор Булычев (1933). В
1932, в дни празднования 50-летия творческой деятельности А., ему
присвоены звания нар. арт. Арм. и Азерб. ССР, Героя труда.
АБЕНДРОТ (Abendroth), Герман (19.1.1883 - 29. V. 1956) - немецкий
дириж„р. Музыке обучался в Мюнхене у Л. Тюйля, Ф. Мотля и др. педагогов.
Дириж„рскую деятельность начал в 1905. В качестве оперного и концертного
дириж„ра выступал в Любеке (1905-11), Эссене (1911-15), К„льне (в 1914)
и Лейпциге, где с 1934 был директором оркестра "Ге-вандхауза". С 1923 по
1934 дирижировал также в Берлинской гос. опере. В 1946 А. занимал пост
муз. руководителя (генеральмузикдиректор) в Веймаре. Гастролировал во
мн. странах Европы, в т. ч. в СССР (периодически с 1925 по 1954).
Завоевал широкую известность исполнением опер Моцарта, Бетховена,
Вагнера и др. композиторов. Л. М., В. Дан,
"АБЕСАЛОМ И ЭТ‚РИ" - опера 3. Палиашвили, либр. П. Мирианашвили (на
сюжет нар. сказания "Этериани"). Пост. 21 февр. 1919 Тбилисским т-ром
оперы (дириж„р И. Палиашвили, реж. Цуцунава; Абесалом - Залипский,
Эте-Г'и - Бахуташвили-Шульгина, Мурман - Инашвили, Абио- Курхули,
Тандарух - Чумбуридзе). Новые сценич. редакции: в 1924 (пост.
Марджанишвили), в 1930 (пост. Пагава), в 1936 (пост. Цуцунава), в 1937
(пост. Агсабадзе); опера была показана на декаде груз. иск-ва в Москве
(Этери - Сохадзе, Абесалом - Андгуладзе, Мурман - Амиранашвили, Абио -
Григорашвили, Тандарух - Кашели, Натэла - Цомая, Ма-риха - Харадзе;
дириж„р Микеладзе, худ. Гамрекели), в 1942 (пост. Квалиашвили), в 1947
(пост. Агсабадзе), в 1953 (Нрст. Туманишвили). 19 июня 1939 пост. в
Большом т-ре (Этери - Кругликова, Абесалом - Ханаев, Натэла - Шевченко,
Мурман - Селиванов, Тандарух - Залезинский; дириж„р Мелик-Пашаев, реж.
Р. Симонов, худ. Рындин, балетм. Джавришвили). Опера пост. в Харьковском
т-ре оперы и балета (1931; на укр. яз., реж. Пагава).
И з д а н и я.- Клавир с рус. переводом Р. Ивнева, А. Кан-чели и М.
Квалиашвили, Тр., Госиздат Груз. ССР, 1941. Лит.: Донадзе В., Захарий
Палиашвили. М., 1958, стр. 56-62, 66-176. Я. Гр.
АБЖАЛЙЛОВ,Халил Галеевич [р.17(29).IX.1896]-татарский советский
акт„р. Нар. арт. СССР (1957). Член КПСС с 1944. Деп. Верх. Совета Тат.
АССР 2-4-го созывов. Род. в дер. ]\(устафа Оренбургской губ. в семье
крестьянина-бедняка. Сценич. деятельность начал в 1916 в оренбургской
тат. драм. труппе "Ширкат" ("Товарищество"). В годы гражданской войны А.
- участник театр. бригад, основатель тат. "Восточного т-ра" в Оренбурге
(1919). В 1920-23 участвовал в организации узб. т-ров в Ташкенте, Бухаре
и Хиве. С 1928- акт„р Т-ра им. Камала (Казань). Среди ролей А.: Халил
("В вороньем гнезде" Ш. Камала, 1930), Хафиз ("Письмо на платке"
Блттала, 1932),' Сиражетдин ("Банкрот" Г. Камала, 1933), Яков Бардин
("Враги", 1936), Бик-тимир ("Потоки" Гиззата, 1937), Лир (1945); Хужа
Насретдин (о. п. Исанбета, 1946), Гильманов ("Мин-никамал" Амира, 1944),
Харитонов ("За тех, кто в море" Лаврен„ва, 1946), профессор Полежаев (о.
п. Рахманова, 1952), Мисбах ("Без ветрил" Тинчурина, 1958). А. созда„т
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |