Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 » »» Москве. Роли: Громов ("Аристократы" Погодина), Павел ("Мать" по Горькому), Отелло (о. п. Шекспира) и др. С 1938- в Т-ре им. Вахтангова. Роли: Клавдио ("Много шума из ничего"), Незнамов; Сем„н Котко ("Ш„л солдат с фронта" Катаева), Сафонов ("Русские люди"), Огнев ("Фронт"), Игнат Гордеев ("Фома Гордеев" по Горькому), Рагозин ("Кирилл Извеков" по Федину) и др. Иск-во А. отличается сдержанностью, простотой, ла- коничностью выразит, средств. А. широко известен как киноакт„р (снимается с 1929). Роли: Григорий Мелехов ("Тихий Дон", 1929), Колычев ("Иван Грозный", 2 иерии); играл также отрицательные роли: Павел Куганов и Иннокентий (фильмы "Партийный билет", "Вражьи тропы"). Ст. пр. 1941. Член КПСС с 1950. Лит.: Кузнецова Е., Андрей Абрикосов, М., 1939. АБРЙЛЬ (Abril), Педро Симон (ок. 1530- ок. 1595) - испанский гуманист, филолог и педагог. Один из пропагандистов исп. "уч„ной драмы", авто-ры к-рой ориентировались на античные образцы. Пе' ревел на исп. яз. 6 комедий Теренция, "Медею" Ев' рипида и ряд трактатов у в частности Аристотеля. Лит.: Marfil М., Pedro Simon Abril: sus ideas politi cas y sociales, "Nuestro tiempo", 1908, VIII. Я. Т. АБСАЛОН (Absalon) - см. Педерсен, А. АБСАЛЯМОВ, Мифтах Шагеевич (1894 - янв. 1928) - татарский советский акт„р. В 1920 учился в тат. театр. студии под рук. К. Тинчурина и 3. Султа-нова (Самара). С 1921 работал в Тат. показательном драм. т-ре в Казани (ныне Т-р им. Камала). Мастер психологич. портрета, темпераментный и эмоциональный, А. создавал трагедийные (Грозный - "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого) и сатирич. образы (мулла Гайнетдин - "Переселение" Исанбета). В 1926 в связи с 20-летним юбилеем тат. т-ра А. присуждено звание Героя труда. X. К. АБСЙЛЬ (Absil), Жан (р. 23.X.1893) - бельгийский композитор и музыкально-общественный деятель. Музыке обучался в Брюссельской консерватории (ученик П. Жильсона). Автор феерий с музыкой: "Ослиная шкура" (1942, Рим, "Театре дель Арте"), "Фансу" (1947), "Голоса моря" (1953) (обе пост. в Брюсселе, т-р "Де ла Монне"), балетов "Пугало" (1951), "Чудо Пана" (1952, пост. в Брюсселе), симф., камерно-инструментальных и др. соч. В сво„м творчестве А. испытал влияние композиторов-модернистов (Ш„нберг, Хиндемит и др.). С 1923 А. возглавляет Муз. академию в Эттербеке. С 1931 - проф. Брюссельской консерватории. Организатор группы композиторов "Сирена" (1936). Один из основателей журн. "Международное музыкальное обозрение" (1938, Брюссель). Удостоен премий: Анье (1921), Римской (1922), Рубенса (1934), Изаи (1938). Лит.: D о р р J., Le style dans la musique de Jean Ab-sil, "Revue Musicale", P., 1937, nov.-dec.; Du buis R., L'inspiration dans l'oeuvre de Jean Absil,Brux.,1938. JS.J7., АБХАЗСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки А. т. и д. -в нар. обрядах и играх, в устном нар. творчестве. С давних врем„н абх. нар. певцы-сатирики - ахъдзыртвъю -в своих по-этич. импровизациях сатирически изображали отри-цат. явления жизни, выступления нар. комиков кечековь содержали отч„тливые элементы драматич. действия. "Вы сейчас увидите знакомых вам людей, их дела и поступки",- громко возвещал "ахьд-зыртвью", оборвав свою песню, сопровождавшуюся аккомпанементом на нар. инструменте апхирце; в образовавшийся круг выходили кечеки, одетые в разноцветные платья, и разыгрывали сюжет песни-сатиры ахьдзыртвыо, изображая подчас присутствующих тут же людей. Эти музыкально-сатирич. сценки и были первыми театр. представлениями абх. народа. В 1914 в Сухуми был организован абхазско-гру-зинский хор под рук. певца Д. Лолуа. Исполняя нар. песни, хор постепенно обратился к инсценировкам этих песен. Участники хора мимически воспроизводили события, о к-рых рассказывалось в песнях (песня раненого, песня обработки кукурузы и др.), сопровождали сво„ исполнение жестами и возгласами. С 1915 ставятся любительские спектакли "Арсланбей" и "Се-фербей" (инсценировки С. Ашхацава историч. повести Мордовцева "Прометеево потомство"), разыгранные учащимися. В 1917 педагог П. Шакрыл организовал в г. Очам-чире абх. хоровой и драм. кружок, ставивший инсценировки нар. песен и бытовую драму Шакрыла "Во тьме". В 1918 театр. художник А. Шервашидзе (Чач-ба), абхазец по национальности, работавший долгие годы в петерб. Мариинском т-ре, вместе со своей женой - актрисой и педагогом Н. И. Бутковской и театр. деятелем Н. Н. Евреиновым открыл в Сухуми драм. курсы, просуществовавшие 8 мес. Силами учащихся в пост. и оформлении Шервашидзе были показаны инсценировки абх. нар. песен "Шигу", "Раненный в сердце". Спектакли эти получили в годы шови-нистич. политики груз. меньшевиков в Абхазии острое политич. звучание. В 1918 в Сухумской учительской семинарии по инициативе поэта и педагога Д. Гулиа был организован лит.-драм. кружок, объездивший в 1919 много горных абх. селений. После установления в Абхазии Сов. власти (1921) по инициативе Главполитпросвета была создана абх. труппа под рук. Д. Гулиа. Разъезжая по абх. селениям, коллектив ставил одноактные пьесы, перевед„нные Гулиа с груз. на абх. яз. Представления давались на открытых террасах домов, зрители сидели на траве. В 1926 в коллектив был приглаш„н реж. В. Кривцов, к-рый начал проводить с молодыми акт„рами педагогич. работу. В 1928 состоялось открытие абх. сектора Сухумского т-ра, в коллектив к-рого вошло 18 чел. В этом т-ре были пост. первые мно-гоактные пьесы на абх. яз.: "Махаджиры" С. Чанба (1931), "Под чужим небом" Д. Гулиа - об изгнанниках из Абхазии. Старые обычаи абхазцев высмеивались в пьесе "В глухой старине" Д. Дарса-лия. В 30-е гг. коллектив, руководимый К. Дзидза-рия и С. Бжания, активно участвовал в борьбе за коллективизацию. Передвижная группа, называвшаяся "штурмовой колонной", давала спектакли в горных селениях, часто на открытом воздухе, пропагандируя идею коллективизации. Были пост. пьесы "Победа" Чанба и Агрба (1932) и "Кучита" Бжания (1929), посв. социалистич. преобразованиям в жизни абх. крестьянства, коллективизации. В начале 1930 создана абх. драм. студия, к-рую возглавил реж. В. И. Домогаров. 9 дек. 1930 постановкой пьесы "Анзор" Шаншиа-швили открылся Абхазский нац. т-р в Сухуми, в состав к-рого вошли акт„ры, окончившие студию. В эти годы получает развитие абх. нац. драматургия. Акт„р М. Кове создал инсценировки абх. нар. песен "Кьяхь Хаджарат" (1933) и "Напха Кьягуа" (1936). О борьбе за установление Советской власти в Абхазии были написаны пьесы "Кераз" С. Чанба, "Кровавый путь" (1931) и "Посеешь ветер - пожн„шь бурю" В. Агрба; о борьбе за коллективизацию - "Сейдык" ЧанСа, Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |