|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 » »» Москве. Роли: Громов ("Аристократы" Погодина), Павел ("Мать" по
Горькому), Отелло (о. п. Шекспира) и др. С 1938- в Т-ре им. Вахтангова.
Роли: Клавдио ("Много шума из ничего"), Незнамов;
Сем„н Котко ("Ш„л солдат с фронта" Катаева), Сафонов ("Русские
люди"), Огнев ("Фронт"), Игнат Гордеев ("Фома Гордеев" по Горькому),
Рагозин ("Кирилл Извеков" по Федину) и др. Иск-во А. отличается
сдержанностью, простотой, ла- коничностью выразит, средств. А. широко
известен как киноакт„р (снимается с 1929). Роли: Григорий Мелехов
("Тихий Дон", 1929), Колычев ("Иван Грозный", 2 иерии); играл также
отрицательные роли: Павел Куганов и Иннокентий (фильмы "Партийный
билет", "Вражьи тропы"). Ст. пр. 1941. Член КПСС с 1950.
Лит.: Кузнецова Е., Андрей Абрикосов, М., 1939.
АБРЙЛЬ (Abril), Педро Симон (ок. 1530- ок. 1595) - испанский
гуманист, филолог и педагог. Один из пропагандистов исп. "уч„ной драмы",
авто-ры к-рой ориентировались на античные образцы. Пе' ревел на исп. яз.
6 комедий Теренция, "Медею" Ев' рипида и ряд трактатов у в частности
Аристотеля.
Лит.: Marfil М., Pedro Simon Abril: sus ideas politi cas y sociales,
"Nuestro tiempo", 1908, VIII. Я. Т.
АБСАЛОН (Absalon) - см. Педерсен, А. АБСАЛЯМОВ, Мифтах Шагеевич (1894
- янв. 1928) - татарский советский акт„р. В 1920 учился в тат. театр.
студии под рук. К. Тинчурина и 3. Султа-нова (Самара). С 1921 работал в
Тат. показательном драм. т-ре в Казани (ныне Т-р им. Камала). Мастер
психологич. портрета, темпераментный и эмоциональный, А. создавал
трагедийные (Грозный - "Смерть
Иоанна Грозного" А. К. Толстого) и сатирич. образы (мулла Гайнетдин -
"Переселение" Исанбета). В 1926 в связи с 20-летним юбилеем тат. т-ра А.
присуждено звание Героя труда. X. К.
АБСЙЛЬ (Absil), Жан (р. 23.X.1893) - бельгийский композитор и
музыкально-общественный деятель. Музыке обучался в Брюссельской
консерватории (ученик П. Жильсона). Автор феерий с музыкой:
"Ослиная шкура" (1942, Рим, "Театре дель Арте"), "Фансу" (1947),
"Голоса моря" (1953) (обе пост. в Брюсселе, т-р "Де ла Монне"), балетов
"Пугало" (1951), "Чудо Пана" (1952, пост. в Брюсселе), симф.,
камерно-инструментальных и др. соч. В сво„м творчестве А. испытал
влияние композиторов-модернистов (Ш„нберг, Хиндемит и др.). С 1923 А.
возглавляет Муз. академию в Эттербеке. С 1931 - проф. Брюссельской
консерватории. Организатор группы композиторов "Сирена" (1936). Один из
основателей журн. "Международное музыкальное обозрение" (1938,
Брюссель). Удостоен премий: Анье (1921), Римской (1922), Рубенса (1934),
Изаи (1938).
Лит.: D о р р J., Le style dans la musique de Jean Ab-sil, "Revue
Musicale", P., 1937, nov.-dec.; Du buis R., L'inspiration dans l'oeuvre
de Jean Absil,Brux.,1938. JS.J7.,
АБХАЗСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки А. т. и д. -в нар. обрядах и
играх, в устном нар. творчестве. С давних врем„н абх. нар.
певцы-сатирики - ахъдзыртвъю -в своих по-этич. импровизациях сатирически
изображали отри-цат. явления жизни, выступления нар. комиков кечековь
содержали отч„тливые элементы драматич. действия. "Вы сейчас увидите
знакомых вам людей, их дела и поступки",- громко возвещал
"ахьд-зыртвью", оборвав свою песню, сопровождавшуюся аккомпанементом на
нар. инструменте апхирце; в образовавшийся круг выходили кечеки, одетые
в разноцветные платья, и разыгрывали сюжет песни-сатиры ахьдзыртвыо,
изображая подчас присутствующих тут же людей. Эти музыкально-сатирич.
сценки и были первыми театр. представлениями абх. народа.
В 1914 в Сухуми был организован абхазско-гру-зинский хор под рук.
певца Д. Лолуа. Исполняя нар. песни, хор постепенно обратился к
инсценировкам этих песен. Участники хора мимически воспроизводили
события, о к-рых рассказывалось в песнях (песня раненого, песня
обработки кукурузы и др.), сопровождали сво„ исполнение жестами и
возгласами. С 1915 ставятся любительские спектакли "Арсланбей" и
"Се-фербей" (инсценировки С. Ашхацава историч. повести Мордовцева
"Прометеево потомство"), разыгранные учащимися.
В 1917 педагог П. Шакрыл организовал в г. Очам-чире абх. хоровой и
драм. кружок, ставивший инсценировки нар. песен и бытовую драму Шакрыла
"Во тьме". В 1918 театр. художник А. Шервашидзе (Чач-ба), абхазец по
национальности, работавший долгие годы в петерб. Мариинском т-ре, вместе
со своей женой - актрисой и педагогом Н. И. Бутковской и театр. деятелем
Н. Н. Евреиновым открыл в Сухуми драм. курсы, просуществовавшие 8 мес.
Силами учащихся в пост. и оформлении Шервашидзе были показаны
инсценировки абх. нар. песен "Шигу", "Раненный в сердце". Спектакли эти
получили в годы шови-нистич. политики груз. меньшевиков в Абхазии острое
политич. звучание. В 1918 в Сухумской учительской семинарии по
инициативе поэта и педагога Д. Гулиа был организован лит.-драм. кружок,
объездивший в 1919 много горных абх. селений.
После установления в Абхазии Сов. власти (1921) по инициативе
Главполитпросвета была создана абх. труппа под рук. Д. Гулиа. Разъезжая
по абх. селениям, коллектив ставил одноактные пьесы, перевед„нные Гулиа
с груз. на абх. яз. Представления давались на открытых террасах домов,
зрители сидели на траве. В 1926 в коллектив был приглаш„н реж. В.
Кривцов, к-рый начал проводить с молодыми акт„рами педагогич. работу. В
1928 состоялось открытие абх. сектора Сухумского т-ра, в коллектив
к-рого вошло 18 чел. В этом т-ре были пост. первые мно-гоактные пьесы на
абх. яз.: "Махаджиры" С. Чанба (1931), "Под чужим небом" Д. Гулиа - об
изгнанниках из Абхазии. Старые обычаи абхазцев высмеивались в пьесе "В
глухой старине" Д. Дарса-лия. В 30-е гг. коллектив, руководимый К.
Дзидза-рия и С. Бжания, активно участвовал в борьбе за коллективизацию.
Передвижная группа, называвшаяся "штурмовой колонной", давала спектакли
в горных селениях, часто на открытом воздухе, пропагандируя идею
коллективизации. Были пост. пьесы "Победа" Чанба и Агрба (1932) и
"Кучита" Бжания (1929), посв. социалистич. преобразованиям в жизни абх.
крестьянства, коллективизации. В начале 1930 создана абх. драм. студия,
к-рую возглавил реж. В. И. Домогаров.
9 дек. 1930 постановкой пьесы "Анзор" Шаншиа-швили открылся Абхазский
нац. т-р в Сухуми, в состав к-рого вошли акт„ры, окончившие студию. В
эти годы получает развитие абх. нац. драматургия. Акт„р М. Кове создал
инсценировки абх. нар. песен "Кьяхь Хаджарат" (1933) и "Напха Кьягуа"
(1936). О борьбе за установление Советской власти в Абхазии были
написаны пьесы "Кераз" С. Чанба, "Кровавый путь" (1931) и "Посеешь ветер
- пожн„шь бурю" В. Агрба; о борьбе за коллективизацию - "Сейдык" ЧанСа,
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |