Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»

Москве.  Роли:  Громов  ("Аристократы"  Погодина),  Павел   ("Мать"   по
Горькому), Отелло (о. п. Шекспира) и др. С 1938- в Т-ре им.  Вахтангова.
Роли: Клавдио ("Много шума из ничего"), Незнамов;
   Сем„н Котко  ("Ш„л  солдат  с  фронта"  Катаева),  Сафонов  ("Русские
люди"), Огнев ("Фронт"), Игнат Гордеев  ("Фома  Гордеев"  по  Горькому),
Рагозин  ("Кирилл  Извеков"  по  Федину)  и  др.  Иск-во  А.  отличается
сдержанностью, простотой, ла- коничностью выразит,  средств.  А.  широко
известен как  киноакт„р  (снимается  с  1929).  Роли:  Григорий  Мелехов
("Тихий Дон", 1929), Колычев ("Иван  Грозный",  2  иерии);  играл  также
отрицательные  роли:  Павел  Куганов  и  Иннокентий  (фильмы  "Партийный
билет", "Вражьи тропы"). Ст. пр. 1941. Член КПСС с 1950.
   Лит.: Кузнецова Е., Андрей Абрикосов, М., 1939.
   АБРЙЛЬ  (Abril),  Педро  Симон  (ок.  1530-  ок.  1595)  -  испанский
гуманист, филолог и педагог. Один из пропагандистов исп. "уч„ной драмы",
авто-ры к-рой ориентировались на античные образцы. Пе' ревел на исп. яз.
6 комедий Теренция, "Медею" Ев' рипида и ряд  трактатов  у  в  частности
Аристотеля.
   Лит.: Marfil М., Pedro Simon Abril: sus ideas politi cas y  sociales,
"Nuestro tiempo", 1908, VIII. Я. Т.
   АБСАЛОН (Absalon) - см. Педерсен, А. АБСАЛЯМОВ, Мифтах Шагеевич (1894
- янв. 1928) - татарский советский акт„р. В 1920 учился  в  тат.  театр.
студии под рук. К. Тинчурина и 3. Султа-нова (Самара). С 1921 работал  в
Тат. показательном драм. т-ре в Казани (ныне  Т-р  им.  Камала).  Мастер
психологич.  портрета,  темпераментный  и  эмоциональный,  А.   создавал
трагедийные (Грозный - "Смерть
   Иоанна Грозного" А. К. Толстого) и сатирич. образы (мулла Гайнетдин -
"Переселение" Исанбета). В 1926 в связи с 20-летним юбилеем тат. т-ра А.
присуждено звание Героя труда. X. К.
   АБСЙЛЬ  (Absil),  Жан  (р.  23.X.1893)  -  бельгийский  композитор  и
музыкально-общественный  деятель.   Музыке   обучался   в   Брюссельской
консерватории (ученик П. Жильсона). Автор феерий с музыкой:
   "Ослиная шкура" (1942, Рим,  "Театре  дель  Арте"),  "Фансу"  (1947),
"Голоса моря" (1953) (обе пост. в Брюсселе, т-р "Де ла Монне"),  балетов
"Пугало"  (1951),  "Чудо  Пана"  (1952,  пост.   в   Брюсселе),   симф.,
камерно-инструментальных и  др.  соч.  В  сво„м  творчестве  А.  испытал
влияние композиторов-модернистов (Ш„нберг, Хиндемит и др.).  С  1923  А.
возглавляет Муз. академию в  Эттербеке.  С  1931  -  проф.  Брюссельской
консерватории. Организатор группы композиторов "Сирена" (1936). Один  из
основателей   журн.   "Международное   музыкальное   обозрение"   (1938,
Брюссель). Удостоен премий: Анье (1921), Римской (1922), Рубенса (1934),
Изаи (1938).
   Лит.: D о р р J., Le style dans la musique  de  Jean  Ab-sil,  "Revue
Musicale", P., 1937, nov.-dec.; Du buis R., L'inspiration dans  l'oeuvre
de Jean Absil,Brux.,1938. JS.J7.,
   АБХАЗСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки А. т. и д. -в  нар.  обрядах  и
играх,  в  устном  нар.  творчестве.   С   давних   врем„н   абх.   нар.
певцы-сатирики - ахъдзыртвъю -в своих по-этич. импровизациях сатирически
изображали отри-цат. явления жизни, выступления  нар.  комиков  кечековь
содержали отч„тливые элементы драматич.  действия.  "Вы  сейчас  увидите
знакомых  вам   людей,   их   дела   и   поступки",-   громко   возвещал
"ахьд-зыртвью", оборвав свою песню, сопровождавшуюся аккомпанементом  на
нар. инструменте апхирце; в образовавшийся круг выходили кечеки,  одетые
в разноцветные платья, и  разыгрывали  сюжет  песни-сатиры  ахьдзыртвыо,
изображая подчас присутствующих тут же  людей.  Эти  музыкально-сатирич.
сценки и были первыми театр. представлениями абх. народа.
   В 1914 в Сухуми был организован  абхазско-гру-зинский  хор  под  рук.
певца  Д.  Лолуа.  Исполняя  нар.  песни,  хор  постепенно  обратился  к
инсценировкам  этих  песен.  Участники  хора  мимически   воспроизводили
события,  о  к-рых  рассказывалось  в  песнях  (песня  раненого,   песня
обработки кукурузы  и  др.),  сопровождали  сво„  исполнение  жестами  и
возгласами.  С  1915  ставятся  любительские  спектакли  "Арсланбей"   и
"Се-фербей"  (инсценировки  С.  Ашхацава  историч.  повести   Мордовцева
"Прометеево потомство"), разыгранные учащимися.
   В 1917 педагог П. Шакрыл организовал в г. Очам-чире  абх.  хоровой  и
драм. кружок, ставивший инсценировки нар. песен и бытовую драму  Шакрыла
"Во тьме". В 1918 театр. художник А.  Шервашидзе  (Чач-ба),  абхазец  по
национальности, работавший долгие годы в петерб. Мариинском т-ре, вместе
со своей женой - актрисой и педагогом Н. И. Бутковской и театр. деятелем
Н. Н. Евреиновым открыл в Сухуми драм. курсы, просуществовавшие  8  мес.
Силами  учащихся  в  пост.  и  оформлении   Шервашидзе   были   показаны
инсценировки абх. нар. песен "Шигу", "Раненный в сердце". Спектакли  эти
получили в годы шови-нистич. политики груз. меньшевиков в Абхазии острое
политич.  звучание.  В  1918  в  Сухумской  учительской   семинарии   по
инициативе поэта и педагога Д. Гулиа был организован лит.-драм.  кружок,
объездивший в 1919 много горных абх. селений.
   После  установления  в  Абхазии  Сов.  власти  (1921)  по  инициативе
Главполитпросвета была создана абх. труппа под рук. Д. Гулиа.  Разъезжая
по абх. селениям, коллектив ставил одноактные пьесы, перевед„нные  Гулиа
с груз. на абх. яз. Представления давались на открытых  террасах  домов,
зрители сидели на траве. В  1926  в  коллектив  был  приглаш„н  реж.  В.
Кривцов, к-рый начал проводить с молодыми акт„рами педагогич. работу.  В
1928 состоялось открытие  абх.  сектора  Сухумского  т-ра,  в  коллектив
к-рого вошло 18 чел. В этом т-ре были пост. первые мно-гоактные пьесы на
абх. яз.: "Махаджиры" С. Чанба (1931), "Под чужим небом" Д. Гулиа  -  об
изгнанниках из Абхазии. Старые обычаи абхазцев высмеивались в  пьесе  "В
глухой старине" Д. Дарса-лия.  В  30-е  гг.  коллектив,  руководимый  К.
Дзидза-рия и С. Бжания, активно участвовал в борьбе за  коллективизацию.
Передвижная группа, называвшаяся "штурмовой колонной", давала  спектакли
в  горных  селениях,  часто  на  открытом  воздухе,  пропагандируя  идею
коллективизации. Были пост.  пьесы  "Победа"  Чанба  и  Агрба  (1932)  и
"Кучита" Бжания (1929), посв. социалистич. преобразованиям в жизни  абх.
крестьянства, коллективизации. В начале 1930 создана абх. драм.  студия,
к-рую возглавил реж. В. И. Домогаров.
   9 дек. 1930 постановкой пьесы "Анзор" Шаншиа-швили открылся Абхазский
нац. т-р в Сухуми, в состав к-рого вошли акт„ры,  окончившие  студию.  В
эти годы получает развитие абх. нац. драматургия. Акт„р М.  Кове  создал
инсценировки абх. нар. песен "Кьяхь Хаджарат" (1933)  и  "Напха  Кьягуа"
(1936). О  борьбе  за  установление  Советской  власти  в  Абхазии  были
написаны пьесы "Кераз" С. Чанба, "Кровавый путь" (1931) и "Посеешь ветер
- пожн„шь бурю" В. Агрба; о борьбе за коллективизацию - "Сейдык"  ЧанСа,

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия