Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

др. социалистич. стран ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни,  пьесы  Л.
Круч-ковского и др.), произв. англ. и амер. авторов (О' Кей-си,  Мальца,
Стейнбека, Гоу и д'Юссо, Миллера и др.).
   Наряду с "новыми т-рами"  в  Австралии  возникли  т.н.  "малые  т-ры"
("литл т-р")  -  полупроф.  театр.  коллективы,  объединяющие  передовую
интеллигенцию. Популярностью пользуется  любительский  студенческий  т-р
Мельбурнского ун-та, среди пост. к-рого пьесы и  инсценировки  рассказов
Чехова (на рус. яз.). Созданы новые проф. т-ры, театральные объединения:
в 1951 в Сиднее организована Нац. оперная компания Юж. Уэльса,  к-рая  в
1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией. Объедин„нная труппа  да„т
регулярные спектакли в крупных городах  страны.  В  1954  создана  творч
общественная организация - "Австралийский елизаветинский театр.  трест",
задачей  к-рого  является  развитие  всех  жанров   нац.   проф.   А.т.,
продвижение  на  сцену  и  субсидирование  пост.  пьес,  отмеченных   на
ежегодных  конкурсах  "Консультативного  совета  драматургов"  Австралии
(напр.,"Лето семнадцатой куклы" Лоулера  в  "Юнион  т-ре"  в  Мельбурне,
"Переменчивое сердце" Бейнона в "Университетском  т-ре  Гилд",  "Смотри,
ягуар" Нэша в "Керне литл тиэтр" и др.).
   Т. о., хотя общее организационное состояние А. т. препятствует  росту
этого вида нац. культуры (театр. коллективы, как правило, не имеют пост.
помещений, материально не обеспечены,  многие  акт„ры  вынуждены  искать
работу в т-рах Англии и США),  передовые  деятели,  выдвигая  требование
обществ, и государств. поддержки нац. т-ра, стремятся освободить его  от
подражательности, эпигонского следования образцам европ. и амер. иск-ва.
   Лит.: II р и ч а р  д  К.,  Австралийский  театр.  "Интернациональная
литература", 1939, ј 12; The Australian Encyclopaedia, v. 1 - Ballet and
the Dance, v. 6-Music, v. 8--  Theatre,  Sydney,  1958;  I.  T.  Richard
Beynon and "The Shif-tina: heart", "Overland", 1958, Winter, ј 12; К a r
d о s s J., A brief history of the Australian Theatre, Sydney, 1955; М с
Gr u i r e P., The Australian theatre, L.- Melb., 1948;  Moore  W.,  The
Development of Australian drama, в кн.: Best Australian  One-act  Plays,
Sydney, 1937; New Theatre. 15 years of  production,  Sydney,  1948;  New
Theatre proves that Art is a Weapon, "Tribune"", 1952, June 25; P h i  1
1 i p s A. A., Delia Ribush and the Australian Theatre, в кн.: P h  i  1
11 p s A.A., The Australian Tradition, Melb., 1958; Rees L., Towards  an
Australian drama, Sydney - L., 1953; Rees L., New  hope  for  Australian
drama, "Overland-, 1956, Autumn-Winter, ј 7; Gr a r 1 i n J., Australian
notes on the Ballet, Sydney, 1951; Orchard W. A.,  Music  in  Australia,
Melb., 1951. Д. Я. Л. М.
   АВСТРИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В средние века в Австрии,  как  и  в  других
еврод, странах, осн. драм. жанром была литургич. и полулитургич.  драма,
в к-рую в конце 13 в. включались сцены светского  характера,  постепенно
выделявшиеся в самостоятельные произведения (например, комедия  "О  злых
ж„нах").  В  15-16  вв.  в  гуманистич.  кружках  осваивалось   наследие
античности, преим. произв. Плавта и Те-ренция.  Драматурги-гуманисты  К.
Цельтис и Б. Хе-лидониус писали драмы  (на  латинском  языке),  в  к-рых
использовали античные и библейские сюжеты. Произв. В. Шмельцля -  автора
"Похвального слова Вене" (1548)-отмечены стремлением драматурга  к  нац.
тематике. Формирование нац. А. д. началось в конце 17  в.  после  победы
над турками (1683), значительно позже, чем в  др.  европ.  странах.  Это
отставание  было  определено  особенностями  обществ,   жизни   Австрии.
Экономич.  отсталость   страны,   разоряемой   войнами   и   феодальными
междоусобицами, мешала развитию нац. культуры. Засилие католич. церкви и
ориентация дворянства на исп., итал. и франц. культуру также задерживали
становление  нац.  драматургии.  Источником  А.  д.  является   фольклор
народов, населявших территорию совр. Австрии,  их  песенное  творчество,
сатирич. рассказы (шпрухи, шванки). На  этой  основе  в  бродячих  т-рах
создавались   импровизационные   сцены   бытового   характера,    широко
использовались нар. сказания, легенды. К концу 17 в., несмотря  на  гн„т
феодально-католич.  реакции,  демократич.  культура  Австрии  окрепла  и
развилась, что нашло яркое выражение  в  творчестве  крупнейшего  австр.
акт„ра и драматурга И. Страницкого, создавшего  многочисленные  комедии,
трагикомедии  и  фарсы.  Гл.  персонажем  этих  комедий  был  Гансвурст,
олицетворявший  тип  зальцбургского  крестьянина.  Комедии  Стра-ницкого
"Наказанное высокомерие турок", "Преследование из-за любви, или Жестокая
королева..."  строились  на   приключениях   Гансвурста,   связанных   с
актуальными  событиями  современности.  Автор  резко   выступал   против
представителей светской и духовной власти.
   В  17  в.  широкое  распространение  получила  драматургия  иезуитов,
соединявшая в себе элементы средневековой дидактич. драмы  (моралите)  с
ренессанс-ными мотивами (прославление светской  жизни  и  е„  радостей).
Авторы  иезуитской  драмы,  используя  ис-торич.  и  мифологич.  сюжеты,
проповедовали устойчивость феодализма, непогрешимость и величие церкви и
императорской власти. Видным представителем австр. иезуитской драмы  был
Н. Аванцинус.
   С сер. 18 в. в Австрию проникают  идеи  франц.  и  нем.  Просвещения.
Однако  развитие  культуры  Австрии  проходило  преим.  в  русле  т.  н.
просвещ„нного  абсолютизма.  В  этот  период  в  А.  д.  сложилось   два
направления.  Первое  из  них  было  связано  с   традициями   бродячего
демократич. т-ра. К нему принадлежали рыцарские и "волшебные"  пьесы  Ф.
Хафнера ("Бюргерская дама", 1763, "Новый  бурлеск",  1764,  и  др.),  Э.
Шиканедера, комедии акт„ров И.  Ланге,  Г.  Стефани,  П.  Вейдмана.  Под
значительным влиянием выдающегося нем.  теоретика  и  драматурга  Г.  Э.
Лессинга развивалось творчество драматурга Ф. Хейфельда  -  автора  пьес
"Юлия, или Спор долга и любви" (1766), "Крестьянин с гор" (1767),  и  Т.
Геблера,  написавшего   пьесы   "Министр"   (1771),   "Клементина,   или
Завещание". Другое направление А. д. определялось развитием  придворного
т-ра  и  стремлением  драматургов  к  подражанию   франц.   классицизму.
Теоретиком этого направления был журналист И. Зонненфельс - автор "Писем
о венской сцене" (1767-69).  Драматург  X.  Ай-ренгоф  написал  трагедии
"Ирена"  (1781),  "Клеопатра"  (1783),  являвшиеся  прямым   подражанием
произв. франц. классицизма.
   В конце 18 - нач. 19 вв. в предместьях Вены открылись демократич.  по
направленности т-ры, для к-рых  работали  драматурги  Й-  А,  Глейх,  А.
В„йерле, К. Мейсль. Они создали жарр: венской нар. комедии, придав  лит.
форму  элементам  нар.  т-ра,  выражавшимся  в  сочетании  реального   и
фантастического,  в  ярком  бытовом  колорите,   остроте   характеристик
действующих лиц, юморе, переходящем в сатиру. Эти пьесы,  героями  к-рых
были австр. ремесленники, крестьяне, буржуа, отражали современную жизнь.
Глейх, Б„йерле и Мейсль явились подлинными предшественниками  крупнейших

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия