Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»

ihrem Anfang bis 1938, W., 1947.
   Балет. Истоки балетного иск-ва в  Австрии  зародились  в  15-16  вв.,
когда при дворе эрцгерцога Максимилиана (70-80-е гг. 15 в.) устраивались
рыцарские турниры. Одним из ритуалов турнира была т. н. рыцарская  игра,
в к-рой танцующие дамы приветствовали победителя, увенчивая его  венком,
а затем победитель выступал в роли "руководителя" танцев.  Позднее  -  в
16-17 вв., во время дворцовых празднеств устраивались  танц.  выходы,  в
к-рых участвовали аристократы, одетые в костюмы героев греч. мифологии и
др. Эти танц. выходы часто превращались в помпезные зрелища со  сложными
декорациями  и  пышными  костюмами.  В  17-18  вв.  в  драм.  и  оперных
спектаклях ставились интермедии с танцами (опера "Золотое яблоко" Чести,
1667, балетная музыка Шмель-цера). В 60-х гг. 17  в.  при  австр.  дворе
существовала театр.'  труппа,  возглавлявшаяся  "директором  театральной
музыки",  композитором  А.  Драги.  В  этой  труппе   появились   первые
профессиональные танцовщики (вначале 8, затем 15). На рубеже  17-18  вв.
здесь выступали танцовщики: К. Аппельсхофер, С. Делла Мотта,  танцовщица
М. Сцио, Т. Гумпенхубер, его сыновья Бруно и Филипп, А.  и  К.  Филебуа.
Труппу  возглавлял  (1690-1710)  балетм.  Ф.  Торти,  педагогом  был  А.
Филебуа, затем его сменил П. Соди.
   В нач.  18  в.  широкое  распространение  получил  балет  "масок".  В
балетных  интермедиях,  оперных  спектаклях  сочетались  элементы  итал.
комедии дель а рте  и  северного,  в  частности  нидерландского,  фарса.
Популярны были сюжеты из др.-рим. мифологии. В середине  18  в.  в  Вене
работали проф. балетные труппы: немецкая - в "Бургтеатре" и  французская
- в "Кернт-нертортеатре". Австр. придворному балету, испытавшему сильное
влияние итал. и франц. балетного т-ра,  противостояли  бродячие  труппы,
представления к-рых продолжали нац. традиции танца.
   Развитие  нац.  австр.  балета  связано  с  творчеством  балетм.   Ф.
Хильфердинга. Работая танцовщиком во  франц.  труппе  Вены,  Хильфердинг
пост. в 40-50-х гг. 18 в. балет "Британии", балеты на мифологич.  сюжеты
("Улисс  и  Цирцея",  "Орфей  и   Эвридика",   "Похищение   Прозерпины",
"Пигмалион" и др.), жанрово-бы-товые ("Дон Кихот", "Меланхолик и  богиня
радости", "Времена дня и года" и др.), комич., или  гротесковые,  балеты
("Кума, одолжи мне кочергу", "Игра в фанты" и др.). Он вв„л в бытовой  и
комич.  балет  элементы  крестьянского  и  городского  танца,  органично
сочетал танец с пантомимой. С Хильфердингом в  области  балета  работали
композиторы И. Штарцер, И. Гольцбауэр, Ф. Гасман и др.  Большое  влияние
на развитие австр. балета оказало также творчество балетм. Г. Анджолини,
к-рый работал в Вене в 1759-66. Выступая как балетмейстер  и  танцовщик,
Анджо-лини развивал жанр героич. пантомимного балета.  В  содружестве  с
композитором Глюком он пост. балеты "Дон Жуан"  (1761),  танцы  в  опере
"Орфей и Эвридика" (1762),  "Семирамида"  (по  Вольтеру,  1765),  комич.
балеты  "Лионская  ярмарка"  (1759),   "Угольщики"   (1760),   "Сельские
увеселения" (1760), "Калмыки и казаки" (1761) и др.
   В 1767-74 в Вене работал Ж. Ж. Новер, к-рый также в сотрудничестве  с
Глюком поставил танцы в опере "Альцеста" (1767). Он руководил придворной
балетной труппой, в к-рой танцевали Ш. Ле Пик Риче, Г. В ест рис и др.
   В 1767 в Вене вышли (2-е изд.) "Письма о танце" Новера.  Они  вызвали
дискуссию между Новером и  Анджолини  о  путях  развития  балета,  к-рая
оказала прогрессивное влияние на развитие австр. балета.
   В 1787 в Вене открылся оперный "Виденер-театр", в  1801-"Т-р  ан  дер
Вин", где существовали балетные труппы и ставились  танц.  интермедии  и
дивертисменты. В 1793-94 и 1799-1804 в  Австрии  работал  балетмейстерС.
Вигано, в 1801 впервые поставивший  в  Вене  балет  Бетховена  "Творения
Прометея". Его преемником был балетм.  Г.  Джоя  (работавший  в  Вене  в
1800-15). Длительное время в Вене работал известный танцовщик Л.  Дюпор,
ставивший балеты (в т. ч. "Телемак") с участием Вигано,  Ф.  Декаро,  П.
Рай-нольди и др.
   Начиная с 30-х гг. 19 в., наряду  с  "Кернтнертор-театром",  балетные
спектакли ставились также в "Леопольдштадттеатре", где постановки носили
более  демократический  характер.  В  первой  пол.  19  в.   в   Австрии
развивается  романтический  балет,  представительницей   которого   была
выдающаяся балерина Ф. Элъслер.
   В сер. 19 в. ведущее место в австр. балете  занимали  танцовщики:  Ф.
Черрито, Б. Линда, К. Куки, Ч. Черри, Ф. Синони, Ш. Мабиль, Л.Фраппар. В
этот период развиваются традиции придворного балета. Широко используется
в балетном спектакле  вальс  как  хореографич.  форма.  В  конце  19  в.
развитию  австрийской  хореографии  способствовал  танцовщик,  а   затем
ведущий балетмейстер И. Хасреыгнер который в содружестве с художником Ф.
Гаулем поставил "Фею  кукол"  Байера  (1888)  и  ряд  балетов,  занявших
прочное место в австрийском и немецком балетном репертуаре.
   "  В  нач.  20  в.  в  австр.  хореографии  получили  распространение
различные модернистские направления (сестры  Визенталь,  Баррисонти,  X.
Кр„йцберг и др.). Им противостояла деятельность реж. Э. Телъс (проводила
в жизнь реалистич. принципы Станиславского) и Г. Кр„ллера осуществившего
в Венской гос. опере пост. балетов "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса,  "Дон
Жуан"  Глюка  и  др.  Выделяются  балерина  Г.  Пихлер,  танцовщики   А.
Краузенекер, Р. Рааб,
   X. Пфундмайр, М. Гутхейль-Щодер, В.Р.Францль, X. Кр„йцберг и др.
   После освобождения Австрии (1945) во главе балетной труппы Гос. оперы
становится бллетм. 3. Хан ка. Труппа осуществляет пост. ряда клас-ич.  и
совр.  балетов:  "Коппелия",  "Дон  Жуан"  Глюка,  "легенда  об  Иосифе"
Штрауса,    "Испанское    каприччио"    и    "Ше-херазада"    на    муз.
Римского-Корсакова, "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского, "Дафнис и
Хл"  Равеля,  "Петрушка"  Стравинского,  "Карнавал"  на   муз.   Шумана,
"Треуголка" де Фальи, ряд балетов австр. композитора  Ф.  Зальмхофера  и
др. До 1954 балетные спектакли ставились в двух оперных  т-рах  Вены:  в
Гос. опере и в "Т-ре ан дер Вин" (чаще в 1 ос.  опере).  Среди  артистов
балета: Ю.Драпаль, О.Фидлер, Л. Франц-Бауэр, Э. Темпль, А.  Краузенекер,
Г. По-корны-Бауэр, Э. Брехнер, Л. Клемиш, К. Циммерль, А. Биркмейер,  В.
Диртль, В. Францль, К. Раймунд, Р. Адама, К. Музиль, Р. Новотны  и  др.,
балетмейстер Д.Парлич. Для подготовки нац.  кадров  хореографии  в  Вене
существует балетная школа при Венской гос. опере. . А. И., Л. М,
   Цирк. Возникновение цирка в Австрии  относится  к  16  в.,  когда  на
ярмарках и площадях наездники,  канатоходцы,  жонгл„ры  показывали  сво„
мастерство, В 1780 Ж. Порте  основал  в  Вене  цирк,  в  к-ром  выступал
наездник Гийам. В 1808 X. Бах, возглавлявший труппу странствующих конных
акрсбггов,  открыл  в  Вене  цирк  на  3  000  мест  (получил   название
"Гимнастический цирк"). Труппа Баха гастролировала в  Италии,  России  и
др, странах, В 20-х гг. 19  в.  премьером  этого  цирка  был  выдающийся

Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия