|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 » »» др.
Льютер А. (р. 4.IV. 1903) - сын Якова и Сары А. Роли: доктор Гордон
("Люди в белом" Кингс-ли), Т„рнер ("Нищие приходят в город" Одетса) и
др. В 1932 работал в "Групп т-ре", затем в "Беласко т-ре" и др. т-рах.
Снимался в кино.
Труппа Якова А. знакомила евр. зрителя с произведениями передозой
евр. драматургии своего времени (Гордина, Кобрина, Пинского и др.) и
клас-сич. репертуаром.
Лит.: Lexicon of the Jiddish theatre, v. 1, N. Y., 1931 (на евр.
яз.). А. Шн.
АДУЕВ, Николай Альфредович (15.IX. 1895- 11. IV. 1950) - русский
советский поэт, драматург, либреттист. Член ВКП(б) с 1941. Лит.
деятельность начал в 1917. Писал пьесы для ((Синей блузы",
полит-обозрения, фельетоны для эстрадного исполнения и др. Автор
либретто муз. комедий "Акулина" Ков-нера (1948, Свердловский т-р муз.
комедии), "Женихи" Дунаевского (1926, Моск. т-р оперетты), "Табачный
капитан" Щербач„ва (1944, Свердловский т-р музыкальной комедии). А.
работал совм. с поэтом и драматургом А. М. Арго. Ими созданы новые
тексты к классич. опереттам: "Жирофле-Жирофля" Лекока (1922, моек.
Камерный т-р), "Прекрасная Елена" (1924, Большой т-р) и "Орфей в аду"
(1925, Моск. т-р муз. комедии) Оффенбаха и др. С. Д.
АДХИКАРИ (сапскр., букв.- главный, руководитель) - наименование
руководителя труппы и постановщика спектакля в бенгальских народных
представлениях джагпра. А. в определ„нные моменты представления
прерывает действие и объясняет смысл происходящего насцене. В. Э.
АДХИКАРИКА (санскр., букв.- принадлежащий главному) - один из
терминов теории индийской классической драмы. А. называется главная
сюжетная линия пьесы, определяющая действия героя пьесы, непосредственно
связанные с его стремлением к достижению цели. В. 9.
АДЫГЕЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. искусства адыгейского
народа - в фольклоре: былинах, сказках, баснях, песнях и шуточных
сценках, входивших в бытовые, праздничные и трудовые обряды. Элементы
театрализации имелись в свадебных обрядах, праздниках урожая и т. д. В
нач. 19 в. при дворах князей давались театр. представления силами
крепостных акт„ров. По свидетельству нар. ашуга Адыгеи Ц. А. Теучежема,
в одном из таких крепостных т-ров выступал акт„р, певец, танцор и
музыкант, автор театрализованных сценок Ибрагим Шазо, позже руководивший
восстанием против феодалов.
Октябрьская революция дала адыгейскому народу возможность для
формирования и развития нац. культуры, в т. ч. и т-ра. После образования
Адыгейской автономной области (1922) в Краснодаре под рук. педагогов Е.
Л. Урываевой и И. Г. Барабаша были созданы кружки художеств.
самодеятельности, которые стали основой ученического т-ра,
организованного в 1927 и просуществовавшего до 1932. Здесь были показаны
первые пьесы адыгейских авторов:
"Мосс Шовгенов" И. Ашканова - о деятельности выдающегося
революционера Адыгеи, погибшего от рук белогвардейцев, "Касей"
Тхаркахова, "Кочас" И.Цея - о народном герое, борце против тирании
князей. В 1933 в Краснодаре был открыт адыгейский театр. техникум. Из
выпускников техникума в 1936 организован первый нац. проф. театр.
коллектив - Адыгейский обл. колхозно-совхозный т-р. В 1936-41 реж. Е.
Кашерининовым и А. Артуновским пост. в этом т-ре спектакли: "Кочас" Цея,
"Честь" Мдивани, "Любовь Яровая", "Платон Кречет", "Коварство и любовь",
"Скупой" и др. В 1936 в Майкопе организован рус. драм. т-р, деятельность
к-рого сыграла значительную роль в становлении адыгейского нац. театр.
иск-ва. В 1941 в Майкопе создан объедин„нный (рус. и адыгейская труппы)
обл. драм. Т-р им. А. С. Пушкина. В его творч. состав вошли акт„ры Рус.
драм. т-ра и Адыгейского колхозно-совхозного т-ра, а также молодые
акт„ры, окончившие адыгейскую студию ГИТИСа в Москве. Руководителями
т-ра стали педагоги ГИТИСа К. Я. Тупоногов, О. С. Теракова и окончивший
ГИТИС режисс„р-адыгеец М. С. Ахеджа-ков. В репертуар т-ра вошли
подготовленные в ГИТИСе спектакли - "Ревизор", "Коварство и любовь",
"Женитьба Фигаро" и пьеса адыгейского драматурга А. К. Евтыха
"Разорванные цепи", посв. классовой борьбе в аулах в период организации
первых колхозов.
В годы Великой Отечеств, войны (в период нем.-фашистской оккупации)
областной т-р прекратил сво„ существование, многие акт„ры ушли на фронт.
Деятельность рус. труппы возобновилась в 1943, сразу после изгнания
оккупантов из Адыгеи. В 1958 начала работать адыгейская труппа. В 1959
пост. спектакли:
"Женихи" адыгейского драматурга Е. Мамия, "Честь семьи" Мухтарова,
"Блудный сын" Раннета, "Забавный случай" Гольдони. Рус. труппа пост.
пьесу адыгейского драматурга Дж. Джагупова "Возмездие" (1958).
Объедин„нный майкопский областной т-р систематически обслуживает аулы rf
с„ла Адыгеи и Краснодар' ского края. В рус. труппе работают (I960):
засл. арт. РСФСР М. П. Лотков; Н. С. Схакумидова, Ю. А. АХРД-жакова и
др.; в адыгейской труппе - 3. М. Хаткова, У. С. Цей, А. Ш. Хачак, А. С.
Пармакова, Д. М. Млш, С. X. Татлок. Гл. режисс„р т-ра - засл. деят.
иск-в РСФСР М. С. Ахеджаков.
Лит.: Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957; А х е д-ж а к о в
М., К вопросу об истории адыгейского театра, в кн.:
"Дружба", альманах I, Майкоп, 1941; Кубань Родная. Сборник очерков,
Краснодар, 1958. Ек. Г,
АЖУРНАЯ (ПРОРЕЗНАЯ) ДЕКОРАЦИЯ (от франц. a jour - сквозной) - один из
видов плоской живописной декорации: часть живописной поверхности
декорационного холста вырезается и сквозь прорези виден фон,
изображающий небо, второй план архитектурной или пейзажной декорации и
т. п. А. (п.) д. при подвеске на нескольких планах созда„т иллюзию
пространственного сооружения или глубины пейзажа (особенно при удачном
использовании эффектов сценич. освещения). Ажурные архитектурные
декорации на сцене проектируются и строятся по законам условной сценич.
перспективы.
Лит.: Серебрякова Т., Мягкие и аппликационные декорации, М., 1952.
Вл. В.
АЗАГАРОВА, Анна Яковлевна (г. рожд. неизв.- ум. 19. IV. 1935) -
русская актриса. Сценич. деятельность начала в 1886 на петерб. клубной
сцене. В 1888-96, 1899-1914 играла в провинции (Самара, Саратов, Казань,
Вильно, Екатеринодар и др.). В 1896- 1899 и с 1914-актриса моек. т-ра
Корша. Роли: Кате-рина Негина, Евлалия ("Гроза", "Таланты и поклонники",
"Невольницы" Островского), Корделия, Офелия ("Король Лир", "Гамлет"),
Страницы: «« « 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |