Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»

др.
   Льютер А. (р. 4.IV. 1903) - сын Якова и Сары А. Роли:  доктор  Гордон
("Люди в белом" Кингс-ли), Т„рнер ("Нищие приходят в  город"  Одетса)  и
др. В 1932 работал в "Групп т-ре", затем в "Беласко т-ре" и  др.  т-рах.
Снимался в кино.
   Труппа Якова А. знакомила евр.  зрителя  с  произведениями  передозой
евр. драматургии своего времени (Гордина, Кобрина,  Пинского  и  др.)  и
клас-сич. репертуаром.
   Лит.: Lexicon of the Jiddish theatre, v. 1,  N.  Y.,  1931  (на  евр.
яз.). А. Шн.
   АДУЕВ, Николай Альфредович (15.IX. 1895-  11.  IV.  1950)  -  русский
советский  поэт,  драматург,  либреттист.  Член  ВКП(б)  с  1941.   Лит.
деятельность  начал  в   1917.   Писал   пьесы   для   ((Синей   блузы",
полит-обозрения,  фельетоны  для  эстрадного  исполнения  и  др.   Автор
либретто муз. комедий "Акулина" Ков-нера (1948,  Свердловский  т-р  муз.
комедии), "Женихи" Дунаевского (1926,  Моск.  т-р  оперетты),  "Табачный
капитан" Щербач„ва (1944,  Свердловский  т-р  музыкальной  комедии).  А.
работал совм. с поэтом и драматургом  А.  М.  Арго.  Ими  созданы  новые
тексты к  классич.  опереттам:  "Жирофле-Жирофля"  Лекока  (1922,  моек.
Камерный т-р), "Прекрасная Елена" (1924, Большой т-р) и  "Орфей  в  аду"
(1925, Моск. т-р муз. комедии) Оффенбаха и др. С. Д.
   АДХИКАРИ  (сапскр.,  букв.-  главный,  руководитель)  -  наименование
руководителя труппы и  постановщика  спектакля  в  бенгальских  народных
представлениях  джагпра.  А.  в   определ„нные   моменты   представления
прерывает действие и объясняет смысл происходящего насцене. В. Э.
   АДХИКАРИКА  (санскр.,  букв.-  принадлежащий  главному)  -  один   из
терминов теории индийской  классической  драмы.  А.  называется  главная
сюжетная линия пьесы, определяющая действия героя пьесы, непосредственно
связанные с его стремлением к достижению цели. В. 9.
   АДЫГЕЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр.  искусства  адыгейского
народа - в  фольклоре:  былинах,  сказках,  баснях,  песнях  и  шуточных
сценках, входивших в бытовые, праздничные и  трудовые  обряды.  Элементы
театрализации имелись в свадебных обрядах, праздниках урожая и т.  д.  В
нач. 19 в.  при  дворах  князей  давались  театр.  представления  силами
крепостных акт„ров. По свидетельству нар. ашуга Адыгеи Ц. А.  Теучежема,
в одном из таких  крепостных  т-ров  выступал  акт„р,  певец,  танцор  и
музыкант, автор театрализованных сценок Ибрагим Шазо, позже руководивший
восстанием против феодалов.
   Октябрьская  революция  дала  адыгейскому  народу   возможность   для
формирования и развития нац. культуры, в т. ч. и т-ра. После образования
Адыгейской автономной области (1922) в Краснодаре под рук. педагогов  Е.
Л.  Урываевой  и  И.  Г.  Барабаша  были   созданы   кружки   художеств.
самодеятельности,   которые    стали    основой    ученического    т-ра,
организованного в 1927 и просуществовавшего до 1932. Здесь были показаны
первые пьесы адыгейских авторов:
   "Мосс  Шовгенов"   И.   Ашканова   -   о   деятельности   выдающегося
революционера  Адыгеи,  погибшего   от   рук   белогвардейцев,   "Касей"
Тхаркахова, "Кочас" И.Цея -  о  народном  герое,  борце  против  тирании
князей. В 1933 в Краснодаре был открыт адыгейский  театр.  техникум.  Из
выпускников техникума  в  1936  организован  первый  нац.  проф.  театр.
коллектив - Адыгейский обл. колхозно-совхозный т-р. В  1936-41  реж.  Е.
Кашерининовым и А. Артуновским пост. в этом т-ре спектакли: "Кочас" Цея,
"Честь" Мдивани, "Любовь Яровая", "Платон Кречет", "Коварство и любовь",
"Скупой" и др. В 1936 в Майкопе организован рус. драм. т-р, деятельность
к-рого сыграла значительную роль в становлении адыгейского  нац.  театр.
иск-ва. В 1941 в Майкопе создан объедин„нный (рус. и адыгейская  труппы)
обл. драм. Т-р им. А. С. Пушкина. В его творч. состав вошли акт„ры  Рус.
драм. т-ра и  Адыгейского  колхозно-совхозного  т-ра,  а  также  молодые
акт„ры, окончившие адыгейскую студию  ГИТИСа  в  Москве.  Руководителями
т-ра стали педагоги ГИТИСа К. Я. Тупоногов, О. С. Теракова и  окончивший
ГИТИС  режисс„р-адыгеец  М.  С.  Ахеджа-ков.  В  репертуар  т-ра   вошли
подготовленные в ГИТИСе спектакли -  "Ревизор",  "Коварство  и  любовь",
"Женитьба  Фигаро"  и  пьеса  адыгейского  драматурга   А.   К.   Евтыха
"Разорванные цепи", посв. классовой борьбе в аулах в период  организации
первых колхозов.
   В годы Великой Отечеств, войны (в период  нем.-фашистской  оккупации)
областной т-р прекратил сво„ существование, многие акт„ры ушли на фронт.
Деятельность рус. труппы возобновилась  в  1943,  сразу  после  изгнания
оккупантов из Адыгеи. В 1958 начала работать адыгейская труппа.  В  1959
пост. спектакли:
   "Женихи" адыгейского драматурга Е. Мамия,  "Честь  семьи"  Мухтарова,
"Блудный сын" Раннета, "Забавный случай"  Гольдони.  Рус.  труппа  пост.
пьесу  адыгейского  драматурга   Дж.   Джагупова   "Возмездие"   (1958).
Объедин„нный майкопский областной т-р систематически обслуживает аулы rf
с„ла Адыгеи и Краснодар' ского края.  В  рус.  труппе  работают  (I960):
засл. арт. РСФСР М. П. Лотков; Н. С. Схакумидова, Ю.  А.  АХРД-жакова  и
др.; в адыгейской труппе - 3. М. Хаткова, У. С. Цей, А. Ш. Хачак, А.  С.
Пармакова, Д. М. Млш, С. X. Татлок. Гл.  режисс„р  т-ра  -  засл.  деят.
иск-в РСФСР М. С. Ахеджаков.
   Лит.: Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957; А х е д-ж а  к  о  в
М., К вопросу об истории адыгейского театра, в кн.:
   "Дружба", альманах I, Майкоп, 1941; Кубань Родная.  Сборник  очерков,
Краснодар, 1958. Ек. Г,
   АЖУРНАЯ (ПРОРЕЗНАЯ) ДЕКОРАЦИЯ (от франц. a jour - сквозной) - один из
видов  плоской  живописной  декорации:  часть   живописной   поверхности
декорационного  холста  вырезается   и   сквозь   прорези   виден   фон,
изображающий небо, второй план архитектурной или пейзажной  декорации  и
т. п. А. (п.) д. при  подвеске  на  нескольких  планах  созда„т  иллюзию
пространственного сооружения или глубины пейзажа (особенно  при  удачном
использовании  эффектов  сценич.   освещения).   Ажурные   архитектурные
декорации на сцене проектируются и строятся по законам условной  сценич.
перспективы.
   Лит.: Серебрякова Т., Мягкие и аппликационные  декорации,  М.,  1952.
Вл. В.
   АЗАГАРОВА, Анна Яковлевна (г. рожд.  неизв.-  ум.  19.  IV.  1935)  -
русская актриса. Сценич. деятельность начала в 1886 на  петерб.  клубной
сцене. В 1888-96, 1899-1914 играла в провинции (Самара, Саратов, Казань,
Вильно, Екатеринодар и др.). В 1896- 1899 и с  1914-актриса  моек.  т-ра
Корша. Роли: Кате-рина Негина, Евлалия ("Гроза", "Таланты и поклонники",
"Невольницы" Островского), Корделия, Офелия  ("Король  Лир",  "Гамлет"),

Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия