|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 » »» бурж. интеллигенции. Особое место в истории А. д. занимает творчество
революц. демократа Дж. Мамедкулизаде. Его комедии "Мертвецы" (1909,
ноет. 1916), "Книга моей матери" (1919), "Школа селения Дана-баш" (1921)
и "Собрание сумасшедших" (1927) реалистически изображают жизнь совр.
общества. Поли-тич. острота, проникновение в сущность социально-полнтич.
событий, народность, жизненность конфликта характеризуют творчество
Мамедкулизаде, особенно его комедию "Мертвецы", остро обличающую
косность и фанатизм. В развитие комедийного жанра большой вклад вн„с
азерб. композитор У. Гаджибеков. В его муз. комедиях "Муж и жена"
(1910), "Не та, так эта" (1910), "Аршин мал алан" (1913) отражена жизнь
народа до революции, разоблачаются общественные пороки, реакционные
традиции, лицемерие представителей высших классов, бурж. националистов.
В годы первой русской революции появляется пьеса С. Мусеви (М. Г.
Мохсунов) "Медный рудник" (1907), рисующая тяж„лое положение рабочего
класса, его нищету и бесправие; здесь впервые в А. д. создан образ
рабочего-большевика, организатора революционного движения. В этот же
период для т-ра пишут С. М. Ганизаде, М. М. Кязимовский, Г. К.
Сарабский.
В нач. 20 в. А. д. обогащается романтич. пьесами Гусейна Джавида:
"Мать" (1910), "Шейх Санан" (1915), "Шойда" (1917), "Сатана" (1918) и
др. В эти же годы появляются первые пьесы Дж. Джабарлы: "Верная Сарийя"
(1915), "Насреддин-шах" (1918), "Увядшие цветы" (1917), "Айдын" (1919) и
др".
В начале 20 в. созда„тся драматургия для детей. В этой области
работали учителя и детские писатели. Пьесы Абдуллы Шайка "Прекрасная
весна" (1910), "Пастух Мемиш" (1912), "Говорящая кукла" (1913) и А.
Сиххата "Плод невежества" (1912) неоднократно ставились на школьных
сценах.
Но рост азерб. драматургии был ограничен цензурными запретами,
отсутствием широко развитого проф. т-ра. После Октябрьской революции,
открывшей неограниченные возможности для расцвета нац. культуры,
началось бурное развитие А. д. Уже в 20-е гг. новые пьесы создали
писатели старшего поколения:
С Ахундов, Н. Везиров, А. Ахвердов, М. С. Ордубады, А. Шаик. В пьесах
"Соколиное гнездо" (1921) о борьбе азерб. крестьян за Сов. власть,
"Колесо фортуны" (1921), "Из мрака к свету" (1921), "Дьявол" 1922),
"Новая жизнь" (1923) С. Ахундов отразил роволюц. борьбу азерб. народа,
подверг резкой критике идеалистич. воззрения, показал социальные
изменения в жизни и в сознании людей. Гусейн Джа-вид создал значительные
историч. пьесы "Сиявуш" (1934), "Хайям" (1935) и др.
Основоположником азерб. советской драматургии является Дж. Джабарлы.
В 1922 он написал пьесу "Октан эль оглы", где выступил с резкой критикой
собственнического мира, противопоставляя ему героя - защитника правды,
но еще дал„кого от понимания действительного пути борьбы с социальной
несправедливостью. С 1928 в творчестве Джабарлы начинается новый этап,
связанный с овладением методом социалистич. реализма. Основной круг тем
драматургии Джабарлы - борьба азерб. народа против иноземных
завоевателей, феодалов и религии ("Невеста огня", 1928), рост нового
человека, раскрепощение азерб. женщины, е„ участие в социалистич.
преобразовании страны ("Севиль", 1928, "Алмас", 1931), идея
пролетарского интернационализма и дружбы народов ("В 1905 году", 1931),
борьба советских людей за уничтожение остатков эксплуататорских классов
("Яшар", 1932). Пьесы Джабарлы, обошедшие многие сов. т-ры, определяли
развитие азерб. т-ра.
Традиции Джабарлы в дальнейшем были продолжены азерб. драматургами.
Темы советского патриотизма, бдительности нашли отражение в пьесах М.
Ибрагимова "Хаят" (1937), "Мухаббет" (1942). В 30-х гг. развивается жанр
комедии. В пьесах Сабита Рахмана "Свадьба" (1939), "Счастливцы" (1941),
"Невеста" (1954) осмеиваются пережитки прошлого, отражены социалистич.
мораль, новое отношение к труду. Появление героико-романтич. драм Самеда
Вургуна "Вагиф" (1938), "Ханлар" (1939), "Фархад и Ширин" (1941)
открывает ,новую страницу в развитии А. д. Защита родины, интересов
народа, борьба против иноземных захватчиков, мечта о светлом будущем
составляют идейную основу этих драм. Пьесы Вургуна отличаются романтич.
приподнятостью, острым столкновением характеров, поэтически изображают
историч. прошлое азерб. народа. С 30-х гг. получила развитие детская
драматургия. Пьесы для ТЮЗов пишут А. Шаик ("Хасай", 1937, "Сын народа",
1939, "Фитнэ", 1946, "Халиф на час", 1957), М. Сеидзаде, Э. Аббасов, Ю.
Азимзаде ("Анаджан", 1957). В 40-х гг. созданы пьесы, показывающие нар.
массы как основную движущую силу обществ, развития. В народно-ге-роич.
пьесе "Гачах Наби" С. Рустама (1940) отображены революционные
выступления крестьянства в 19 в. в Азербайджане, в трагедии "Джаваншир"
Мех-ти Гусейна (1942, пост. 1957) - события древней истории
Азербайджана. В пьесе "Тавриз туманным" Ордубады (1945) показан
патриотизм азербайджанского народа.
Однако наряду с достижениями А. д. в послевоенные годы были созданы
пьесы, не отвечавшие иден-но-художеств. требованиям, предъявляемым к
сов. драматургии. Отсутствие в этих пьесах жизненного конфликта, острой
борьбы характеров приводило к схематизму, искажению жизненной правды.
Постановления Центрального Комитета КПСС по вопросам литературы и
искусства определили поворот А. д. к современной тематике. В 40-е и 50-е
гг. А. д. обогатилась новыми сценич. произведениями. В создании этих
пьес участвовали С. Рустам, М. С. Ордубады, М. Гусейн, И. Эфендиев,
Расул Рза, Э. Мамедханлы, 3. Халил, М. Г. Тахмасиб, И. Ка-сумов, Г.
Сеидбейли, Д. Меджнунбеков, Б. Вагабзаде, И. Сафарли и др. Авторы осн.
внимание уделяют образам современников, мирному, созидательному труду
советских людей. Среди пьес этих лет: "Вешние воды" (1948), "Светлый
путь" (1947), "В семье Ата-евых" (1954) Эфеыдиева; "Большая любовь"
(1950), "Ильдрым" (1955) Меджнунбекова; "Заря над Каспием" Касумова;
"Ширванская красавица" Мамедханлы (1957); "Глазной врач" Сафарли (1955)
и др. Созданы пьесы о борьбе азерб. народа за установление Сов. власти
("Утро Востока" Мамедханлы, 1947); борьба за новые источники нефти в
годы становления Сов. государства показана в пьесе "Бухта Ильича"
Меджнунбекова и др. Если в 30-х - нач. 40-х гг. конфликты А. д.
строились на столкновении советских людей с враждебными элементами,
борьбе с фашизмом, то с конца 40-х гг. в центре внимания драматургов
стало раскрытие богатого внутреннего мира советского человека, его
идеалов, показ героики мирного, созидательного труда.
Лит.: А р и ф М., Азербайджанский народный театр. в кн.: Труды
Института литературы им. Низами, т. 1, Баку, 1946 (на азерб. яз.);
Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |