Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  » »»

бурж. интеллигенции. Особое место в истории А.  д.  занимает  творчество
революц. демократа Дж.  Мамедкулизаде.  Его  комедии  "Мертвецы"  (1909,
ноет. 1916), "Книга моей матери" (1919), "Школа селения Дана-баш" (1921)
и "Собрание сумасшедших" (1927)  реалистически  изображают  жизнь  совр.
общества. Поли-тич. острота, проникновение в сущность социально-полнтич.
событий,  народность,  жизненность  конфликта  характеризуют  творчество
Мамедкулизаде,  особенно  его  комедию  "Мертвецы",   остро   обличающую
косность и фанатизм. В развитие комедийного  жанра  большой  вклад  вн„с
азерб. композитор У. Гаджибеков.  В  его  муз.  комедиях  "Муж  и  жена"
(1910), "Не та, так эта" (1910), "Аршин мал алан" (1913) отражена  жизнь
народа до  революции,  разоблачаются  общественные  пороки,  реакционные
традиции, лицемерие представителей высших классов, бурж. националистов.
   В годы первой русской революции появляется пьеса  С.  Мусеви  (М.  Г.
Мохсунов) "Медный рудник" (1907), рисующая  тяж„лое  положение  рабочего
класса, его нищету и бесправие; здесь  впервые  в  А.  д.  создан  образ
рабочего-большевика, организатора революционного  движения.  В  этот  же
период для  т-ра  пишут  С.  М.  Ганизаде,  М.  М.  Кязимовский,  Г.  К.
Сарабский.
   В нач. 20 в. А. д. обогащается  романтич.  пьесами  Гусейна  Джавида:
"Мать" (1910), "Шейх Санан" (1915), "Шойда" (1917),  "Сатана"  (1918)  и
др. В эти же годы появляются первые пьесы Дж. Джабарлы: "Верная  Сарийя"
(1915), "Насреддин-шах" (1918), "Увядшие цветы" (1917), "Айдын" (1919) и
др".
   В начале 20 в.  созда„тся  драматургия  для  детей.  В  этой  области
работали учителя и детские писатели.  Пьесы  Абдуллы  Шайка  "Прекрасная
весна" (1910), "Пастух Мемиш" (1912),  "Говорящая  кукла"  (1913)  и  А.
Сиххата "Плод невежества"  (1912)  неоднократно  ставились  на  школьных
сценах.
   Но  рост  азерб.  драматургии  был  ограничен  цензурными  запретами,
отсутствием широко развитого проф. т-ра.  После  Октябрьской  революции,
открывшей  неограниченные  возможности  для  расцвета   нац.   культуры,
началось бурное развитие А. д.  Уже  в  20-е  гг.  новые  пьесы  создали
писатели старшего поколения:
   С Ахундов, Н. Везиров, А. Ахвердов, М. С. Ордубады, А. Шаик. В пьесах
"Соколиное гнездо" (1921) о  борьбе  азерб.  крестьян  за  Сов.  власть,
"Колесо фортуны" (1921), "Из мрака  к  свету"  (1921),  "Дьявол"  1922),
"Новая жизнь" (1923) С. Ахундов отразил роволюц. борьбу  азерб.  народа,
подверг  резкой  критике  идеалистич.  воззрения,   показал   социальные
изменения в жизни и в сознании людей. Гусейн Джа-вид создал значительные
историч. пьесы "Сиявуш" (1934), "Хайям" (1935) и др.
   Основоположником азерб. советской драматургии является Дж.  Джабарлы.
В 1922 он написал пьесу "Октан эль оглы", где выступил с резкой критикой
собственнического мира, противопоставляя ему героя -  защитника  правды,
но еще дал„кого от понимания действительного пути  борьбы  с  социальной
несправедливостью. С 1928 в творчестве Джабарлы начинается  новый  этап,
связанный с овладением методом социалистич. реализма. Основной круг  тем
драматургии  Джабарлы  -   борьба   азерб.   народа   против   иноземных
завоевателей, феодалов и религии ("Невеста  огня",  1928),  рост  нового
человека,  раскрепощение  азерб.  женщины,  е„  участие  в  социалистич.
преобразовании   страны   ("Севиль",   1928,   "Алмас",   1931),    идея
пролетарского интернационализма и дружбы народов ("В 1905 году",  1931),
борьба советских людей за уничтожение остатков эксплуататорских  классов
("Яшар", 1932). Пьесы Джабарлы, обошедшие многие сов.  т-ры,  определяли
развитие азерб. т-ра.
   Традиции Джабарлы в дальнейшем были продолжены  азерб.  драматургами.
Темы советского патриотизма, бдительности нашли отражение  в  пьесах  М.
Ибрагимова "Хаят" (1937), "Мухаббет" (1942). В 30-х гг. развивается жанр
комедии. В пьесах Сабита Рахмана "Свадьба" (1939), "Счастливцы"  (1941),
"Невеста" (1954) осмеиваются пережитки прошлого,  отражены  социалистич.
мораль, новое отношение к труду. Появление героико-романтич. драм Самеда
Вургуна  "Вагиф"  (1938),  "Ханлар"  (1939),  "Фархад  и  Ширин"  (1941)
открывает ,новую страницу в развитии  А.  д.  Защита  родины,  интересов
народа, борьба против иноземных захватчиков,  мечта  о  светлом  будущем
составляют идейную основу этих драм. Пьесы Вургуна отличаются  романтич.
приподнятостью, острым столкновением характеров,  поэтически  изображают
историч. прошлое азерб. народа. С 30-х  гг.  получила  развитие  детская
драматургия. Пьесы для ТЮЗов пишут А. Шаик ("Хасай", 1937, "Сын народа",
1939, "Фитнэ", 1946, "Халиф на час", 1957), М. Сеидзаде, Э. Аббасов,  Ю.
Азимзаде ("Анаджан", 1957). В 40-х гг. созданы пьесы, показывающие  нар.
массы как основную движущую силу обществ, развития.  В  народно-ге-роич.
пьесе  "Гачах  Наби"  С.   Рустама   (1940)   отображены   революционные
выступления крестьянства в 19 в. в Азербайджане, в трагедии  "Джаваншир"
Мех-ти  Гусейна  (1942,  пост.   1957)   -   события   древней   истории
Азербайджана.  В  пьесе  "Тавриз  туманным"  Ордубады   (1945)   показан
патриотизм азербайджанского народа.
   Однако наряду с достижениями А. д. в послевоенные годы  были  созданы
пьесы, не отвечавшие  иден-но-художеств.  требованиям,  предъявляемым  к
сов. драматургии. Отсутствие в этих пьесах жизненного конфликта,  острой
борьбы характеров приводило к схематизму, искажению жизненной правды.
   Постановления Центрального Комитета КПСС  по  вопросам  литературы  и
искусства определили поворот А. д. к современной тематике. В 40-е и 50-е
гг. А. д. обогатилась новыми сценич.  произведениями.  В  создании  этих
пьес участвовали С. Рустам, М. С.  Ордубады,  М.  Гусейн,  И.  Эфендиев,
Расул Рза, Э. Мамедханлы, 3. Халил, М.  Г.  Тахмасиб,  И.  Ка-сумов,  Г.
Сеидбейли, Д. Меджнунбеков, Б. Вагабзаде, И. Сафарли и др.  Авторы  осн.
внимание уделяют образам современников,  мирному,  созидательному  труду
советских людей. Среди пьес этих лет:  "Вешние  воды"  (1948),  "Светлый
путь" (1947), "В семье  Ата-евых"  (1954)  Эфеыдиева;  "Большая  любовь"
(1950), "Ильдрым" (1955) Меджнунбекова;  "Заря  над  Каспием"  Касумова;
"Ширванская красавица" Мамедханлы (1957); "Глазной врач" Сафарли  (1955)
и др. Созданы пьесы о борьбе азерб. народа за установление  Сов.  власти
("Утро Востока" Мамедханлы, 1947); борьба за  новые  источники  нефти  в
годы становления  Сов.  государства  показана  в  пьесе  "Бухта  Ильича"
Меджнунбекова и др. Если  в  30-х  -  нач.  40-х  гг.  конфликты  А.  д.
строились на столкновении  советских  людей  с  враждебными  элементами,
борьбе с фашизмом, то с конца 40-х гг.  в  центре  внимания  драматургов
стало раскрытие  богатого  внутреннего  мира  советского  человека,  его
идеалов, показ героики мирного, созидательного труда.
   Лит.: А р и ф  М.,  Азербайджанский  народный  театр.  в  кн.:  Труды
Института литературы им. Низами, т.  1,  Баку,  1946  (на  азерб.  яз.);

Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия