|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 » »» ("Бахчисарайский фонтан"). В 1950 окончила балетмейстерское отделение
ГИТИСа и осуществила в Т-ре им. Айни пост. балетов "Красный цветок"
(1951); "Доктор Айболит" Морозова (1952). Является также главным
балетмейстером Тадж. гос. филармонии. Н. Н.
АЗМАЙПАРАШВЙЛИ, Шалва Ильич [25.XII.1902 (7.1.1903)-17. V. 1957J -
грузинский советский дириж„р и композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР
(1941). Член КПСС с 1940. Деп.Верх. Совета Груз. ССР 1-3-го созывов.
Окончил Тбилисскую консерваторию по классам композиции и дирижирования
(1930) и аспирантуру по классу дирижирования (1933). С 1927 А. занимался
педагогич. деятельностью (с 1933 - в Тбилисской консерватории), выступал
как дириж„р. С 1932 А.- дириж„р Тбилисского т-ра оперы и балета. Под
руководством А. были пост. оперы "Тихий Дон" Дзержинского (1938),
"Броненосец Пот„мкин" Чишко (1938), "Депутат" Ш. Тактакишвили (1940),
"Ладо Кец-ховели" Киладзе, "Родина" Туския (1941), "Сказание о Тариэле"
Мшвелидзе (1946, Ст. пр. 1947) и др. А.--автор оперы "Хевисбери Гоча"
(1951), муз. комедий "Желанный жених" (1957), "Иные нынче времена"
(1952, Груз. т-р муз. комедии, Тбилиси), симф. и др. произв. В сво„м
творчестве А. опирался на груз. городской муз. фольклор. Н. Э.
АЗМАРИ - народные певцы в Эфиопии. Слагают патриотич. песни и песни
бытового характера. Острые шутки и реплики А. получили распространение в
народе. А. выступают обычно втроем (двое мужчин и одна женщина),
принимают участие в свадьбах, торжеств. праздниках и т. д. Песни А.
имеют большое значение в формировании муз. репертуара эфиопского
национального т-ра. " В. Дан.
АЗНЙВ РАЧЬЯ - см. Рачья Азнив.
"АИДА" ("Aida") - опера Дж. Верди, либр. А. Гис-ланцони по сценарию
О. Ф. Мариета. Пост. 24 декабря 1871, Каир (Амнерис - Гросси, Аида -
Поццони, Радамес - Монд-жини, Амонасро - Штеллер, Рамфис - Медини.
Дириж„р Беттезини).
В России впервые пост. итал. труппой 19 ноября 1875, Петербург (Аида
- Штольц, Амнерис - Кари, Радамес -
Николини, Амонасро - Котоньи, Рамфис - Каппони, Фараон - Строцци).
Впервые на рус. яз.-1 апр. 1877, Ма-риинский т-р, Петербург (Аида -
Меньшикова, Амнерис - Каменская, Радамес-Орлов,- Амонасро-Корсов, Рамфис
- Стравинский, Фараон - Палечек). Среди выдающихся рус. исполнителей
"А.": Павловская, Фигнер, Дейша-Сиониц-кая - Аида, Славина, Лавровская -
Амнерис, Мельников, Тартаков - Амонасро, Ершов, Фигнер, Ал-чевский -
Радамес.
На сов. сцене поставлена впервые 6 окт. 1922. Большой т-р (Аида -
Держинская, Амнерис - Обухова. Радамес - Евлахов, Амонасро - Савранский,
Рамфис - Осипов. Дириж„р Сук, реж. Лосский, худ. Федоровский), 23 дек.
1922 - Гос. т-р оперы и балета, Петроград (диршк„р Купер, реж. Лосский).
Новая пост.- Большой т-р (1951; Аида - Покровская, Амнерис - Давыдова,
Радамес - Ханаев, Рамфис - Петров, Амонасро - Лисициан, Фараон -
Соловь„в, Жрица - Иванова; дириж„р Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ.
Старженецкая, хормейстер Шорин, балетм. Захаров). "А." пост. также в
оперных т-рах Харькова (1938), Алма-Аты (1939), Еревана (1941)" Риги
(1953), Сталинабада (1954), Фрунзе (1960).
И з д а н и я.- Партитура, Milano, Gr. Ricordi Cie [1913], рус. изд.
клавира, перевод Г. Лишина и Г. Олизора, М., Юр-генсон, [1896].
Лит.: Соловцова Л., "Аида" Джузеппе Верди, М., 1954 (Путеводители по
западноевропейской музыке). Д\ Fp.
"АИСТ‚НОК" ("Д ружные сердца")- балет для детей Д. Л..Клебапова,
либр. М. Я. Пинчевского (о безрадостном детстве мальчика-негра и
счастливой жизни советской детворы). Пост. 6 июня 1937, Большой т-р
(Аист„нок - Ванкэ, Страус - Варламова, Петух- Леваш„в, Горилла -
Кондра-тов, Кошечка - Плисецкая, П„с - Авалиани, Негрит„нок - Швачкин;
балетмейстеры Радунский, Попко, Поспехин, дириж„р Файер, худ. Зимин,
Макаров, Дьякова). Новая редакция - "Дружные сердца", пост. 21 ноября
1948, тот же т-р (Аист„нок - Волкова, Оля - Стручкова, Петух - Швачкин,
Боря - Гербер, Кошечка - Орловская, П„с - Цар-ман, Страус - Варламов;
балетмейстеры Радунский, Попко, Поспехин, дириж„р Файер, худ. Зимин). Д,
JJ.
АЙВАЗЯН, Артемий Сергеевич [р. 12 (25). VI. 1902]-армянский советский
композитор, виолончелист и дириж„р. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1939).
Член КПСС с 1955. Окончил консерваторию в Тбилиси по классу виолончели
(1923), консерваторию (1932) и Школу высшего мастерства (1935) в Москве.
В 1923 брал уроки композиции у А. Спендиарова в Ереване. В 1938-42
А.-худ. рук. Гос. эстрадного оркестра Арм. ССР, в 1943-45-директор и
худ. рук. т-ра Музкомедии в Ереване. Автор оперы "Тапарни-кос" (1938,
Театр оперы и балета им. Спендиарова), оперетт "Ашуг Мурад" (1944),
"Счастливый день"
(1945), "Кадж Назар" (1946), "Восточный дантист"
(1946) по А. Пароняну, "Старая болезнь" (1953) (пост. в Ереване),
камерно-инструмент., вокальных и др. соч. Я. Г р.
АЙДАРОВ (наст. фам.- Вишневский), Сергей Васильевич (1867-16. Vili.
1938) - русский советский акт„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). В 1898
окончил драм. курсы Моск. театр. уч-ща (класс А. П. Ленского). В том же
году был принят в 'труппу моек. Малого т-ра, на сцене к-рого выступал до
конца жизни. Большое значение для А. имела его работа в Новом т-ре
(молод„жный филиал Малого т-ра) под рук. А. П. Ленского. А. обладал
большой культурой, творчество его было несколько рационалистично. Роли:
Крутицкий, Вышневский, Берендей, Иван Грозный ("На всякого мудреца
довольно простоты", "Доходное место", "Снегурочка", "Василиса
Мелентьева" Островского), Шпекин ("Ревизор"), Юлий Цезарь (о. п.
Шекспира), Аракчеев ("Аракчеевщина" Платона) и др. А. работал также как
режисс„р. Пост. в Малом т-ре пьесы Островского "Василиса Мелентьева"
(1914), "На бойком месте" (1915); "Перед зар„й" П. Гнедича (1910) и др.
В 1925- 1930 возглавлял студию им. Ермоловой. В„л педагогич. работу (с
1904). В. Мае.
АЙДАРОВ, Ситдик Ханифеевич (1895- 13.IX.1938)- татарский советский
акт„р, певец. Сценич. деятельность начал в 1912 в передвижной тат.
труппе "Сай-яр". В период гражданской войны - участник фронтовых театр.
бригад. С 1921 - артист Татарского показательного драм. т-ра в Казани
(ныне Т-р им. Г. Камала). Обладая хорошим голосом, А. выступал в муз.
спектаклях т-ра. Первый исполнитель ролей молодых лприч. героев. Роли:
Халиль ("Галия-бану Файзп), Батыржан ("На„мщик" Гиззата), Булат
("Голубая шаль" Тинчурина). Драматич. дарование А. раскрылось в ролях
шахт„ра Махмута ("В вороньем гнезде" Ш. Камала), Хлестакова, Фердинанда.
В 1934-38 учился в тат. оперной студии при Моск. консерватории. X. К.
Страницы: «« « 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |