Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»

1947  )  о  героич.  борьбе  Константина  Заслонова  против   фашистских
захватчиков, музыкальной комедии "Тарас на Парнасе" (соч. 1927), а также
симф., камерных и др. сочинений. В р. С.
   АЛАРКОН-И-МЕНДОСА, Хуан Руис де - см. Руис де Аларкон-и-Мендоса.
   АЛБАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки алб. т-ра  восходят  к  древней
культуре  иллирийских  плем„н,  живших  на  Балканском  п-ове   во   2-м
тысячелетии до н. э. Значит, роль в культурной жизни иллирийцев  сыграли
древнегреч. колонии - Коркира,
   Бутротон, Диррахий, Аполлония. В греч. городах на территории  Иллирии
устраивались театр.  представления.  Здесь  сохранились  остатки  театр.
зданий. До наших дней у албанцев распространены нар. игры, гл.  обр.  на
темы  из  жизни  крестьян,  возникшие   под   влиянием   древнегреческих
театральных представлений.
   Формированию   национального   театра   в   Албании    препятствовало
многовековое господство иностранных государств, особенно  турецкое  иго,
длившееся 5 веков. В  Италии  оригинальные  драматические  произв.  были
созданы в 19 в. алб. эмигрантами (арбре-шами). Известный писатель И.  Де
Рада  написал  трагедии  "Нумидийцы"  и  "Софонисба",   А.   Сантори   -
стихотворную романтич.  трагедию  "Иеробоам"  и  драму  "Эмира".  Первые
театр. представления в Албании относятся к концу 19 в.; в это время Кото
Ходжи организовал театр. кружок, просуществовавший 4 года. В 1879 в г. Ш
кодере ученики католич. школы пост. пьесу "Сын еврея" П.  Баби.  Вначале
представления шли на итал. или лат. яз., позже - на алб. яз.  К  периоду
освободит,  борьбы  албанцев  против  тур.  ига   относится   творчество
основоположника алб. драматургии С.  Фрашери,  автора  патриотич.  пьесы
"Клятва верности" (1880), пост. к-рой были осуществлены в колониях  алб.
эмигрантов в Америке, Румынии и др. странах. В это же время писатель  С.
Гечови написал пьесу "Князь Моиси Големи" на  историч.  тему.  Используя
выразит, диалект горцев, автор впервые вв„л в алб. драматургию нар.  яз.
Пьесы М. Дучи  "Судьба"  и  "Честь"  отличались  занимательным  сюжетом,
рааработкой характеров. В нач. 20 в. писатель-патриот М. Грамено написал
драмы  в  стихах:  "Проклятия  албанскому  языку"  (1905)-о   стремлении
албанцев к изучению родного языка, и "Смерть Пирра"
   (1906), отразившую политич. настроения в Албании конца 19 в. Ф.  Ноли
перев„л на албанский язык трагедии "Гамлет",  "Макбет",  "Юлий  Цезарь",
"Отел-ло" Шекспира и пьесу "Враг народа" Ибсена. Ему  принадлежит  драма
"Израильтяне и филистимляне"
   (1907), в которой он ставил актуальную для  своего  времени  проблему
борьбы против лжепатриотов в национальном антитурецком движении. В  1909
появилась драма "Любовь к родине" Н. Дельвина. Классик  алб.  литературы
поэт А. Зако-Чаюпи создал пьесы,  большинство  к-рых  до  наст.  времени
входит в репертуар нац. т-ров. В его комедии "Четырнадцатилетний  жених"
изображены быт и нравы алб. крестьян, с большим  мастерством  обрисованы
характеры   героев.   Патриотич.   пьеса   "После   смерти"   отличается
антитурецкой направленностью. В трагедию "Сын своей земли", написанную в
стиле франц. классицизма, Зако-Чаюпи вв„л образ нац. героя  Скандербега.
Важный вклад в алб. драматургию вн„с писатель  Ф.  Пос-толи,  написавший
пьесы "Незабудка", "Долг матери",  "Женитьба  адвоката".  К  историч.  и
обществ, темам обращались в своих пьесах Э. Харапи ("Мустафа-наша").  К.
Мирдита ("Смерть Скандербега"), X. Стер-мили  ("Страдающие  дибранцы"  и
"Любовь и верность"),  К.  Фл„чи  ("Вера  и  Родина"  и  "Карл  Топия").
Писатель Э. Хаджиадемк в своих стихотворных трагедиях на  античные  темы
следовал  канонам  "Поэтики"  Аристотеля,   стремясь   создать   образцы
албанской классической драмы.
   Большинство произв. алб. драматургии ставилось  любительскими  театр.
труппами. Особенно много таких трупп появилось после провозглашения нац.
независимости  Албании  в  1912.  По   окончании   1-й   мировой   войны
любительские труппы были созданы  во  всех  крупных  городах  Албании  -
Шкодере, Корче, Тиране, Эльбасане, Дурресе, Вл„ре, Нгирокастре. Возникли
театр. общества ("Братство", "Богдани", "Клятва албанцев" -  в  Шкодере;
"Молод„жь Корчи" и
   "Друг искусства" -  в  Корче),  пытавшиеся  в  условиях  реакционного
режима ставить пьесы на политич.  темы.  Ряд  постановок  об-ва  "Клятва
албанцев",  осуществл„нных  в  1928-39,  .был   запрещ„н   цензурой.   В
спектаклях театрального об-ва выступали видные акт„ры-любители: 3.  Хиль
Гега, Л. Ковачи, Г. Коле Дайя, М. Прендуши, А. Кастрати,  Ф.  Хаджимери,
Д. Радими, М. Попи и др. Значительную роль в развитии алб. театр. иск-ва
сыграл в этот период реж. С. Мио.
   С  1939,  после  вторжения   в   Албанию   итал.   фашистов,   театр.
представления в городах прекратились, но театр. кружки  были  созданы  в
партизанских  отрядах.  После  бо„в  в  освобожд„нных  городах  и  с„лах
партизаны устраивали театр. представления под открытым небом, иногда - в
церквах   и   мечетях.   Театр.   кружки   существовали   подпольно    в
концентрационных  лагерях,  в  оккупированных  городах  (Тирана,  Корча,
Дуррес и др.). Ставились пьесы, интермедии, скетчи на актуальные темы. В
начале   существования   партизанского   т-ра    представления    носили
импровизационный характер.  Устраивались  представления  теневого  т-ра,
пантомимы. В июле 1943,  когда  борьба  алб.  народа  против  оккупантов
приобрела особенно активный характер, появились первые  революц.  пьесы,
написанные партизанами и драматургами, работавшими в подполье (пьесы  не
сохранились или известны только по названиям). Подпольные театр.  труппы
Тираны пост. в  1943  спектакли  "Смерть  фашизму-  свобода  народу"  А.
Бануши, "Пятое мая" С. Вачари и X. Салаку. В Эльбасане была пост.  пьеса
К. Фл„чи "Триумф свободы".
   Важную  роль  в  воспитании  молод„жи  в  духе  патриотизма   сыграли
пионерские т-ры, самым значительным из к-рых был  т-р  в  Тиране;  здесь
была пост. пьеса "Разорванное знамя"  С.  Вачари,  отражавшая  ненависть
алб.  пионеров  к  оккупантам.  Партизанский  т-р,  проникнутый   идеями
революции, пафосом борьбы  за  светлое  будущее,  был  важным  звеном  в
политическом  воспитании  народа.   Здесь   начали   свою   деятельность
драматурги Б. Левоня, С. Вачари, режисс„р А. Пано, акт„ры Н. Фрашери, Л.
Филипп, Э. Аголи и др.
   В мае 1944 в г. Пермети была создана Центральная  театральная  группа
при нац.-освободит, армии. После освобождения страны  (ноябрь  1944),  в
январе 1945,  открылась  первая  драм.  школа  (Тирана)  для  подготовки
профессиональных акт„ров. В мае 1945 организован первый профессиональный
албанский театр - Государственный т-р, ныне Народный  т-р  в  Тиране.  В
1946 на сцене этого  т-ра  были  пост.:  "Женитьба"  Гоголя,  "Мать"  по
Горькому, "Портрет" Афиногенова, "Чудесный сплав" Киршона. Среди  первых
пост. алб. произв. - "Эпопея Баллы  Комбе-тар"  по  поэме  Ш.  Мусарайя,

Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия