Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 45   46   47   48   49   50   51   52   53  54   55   56   57   58   59   60   61   62   63  » »»

1890, Мирчешть) - румынский и молдавский  писатель,  драматург.  Род.  в
семье боярина. Образование получил в Яссах  и  Париже  (1834-39).  Начал
литературную деятельность в 1840.
   Выступал за  демократич.  преобразования,  реалистич.  направленность
иск-ва и лит-ры. Драматургия А.  имела  большое  значение  для  развития
румынского  и  молдавского  нац.  т-ра  и  драматургии.   С   1940   был
руководителем (вместе с AI. Когэлничану и К . Нег-руцци) театра в Яссах.
А. насаждал на  национальной  сцене  оригинальный  репертуар.  Утверждал
воспитательные задачи т-ра. Написал св. 50 пьес,  в  т.  ч.:  "Йоргу  из
Садагуры" (1844), "Яссы во время карнавала"  (1845),  "Кирица  в  Яссах"
(1850).  В  сво„м  демократическом  и  романтическом  по  направленности
творчестве А. обличал продажность, лицемерие господствующих  классов.  В
сатирической сказке-феерии  "Сынзяна  и  Пепеля"  (1880),  созданной  по
мотивам молд. фольклора, А.  критикует  правителей  страны,  выражает  в
образе героя лучшие черты народа. Историч. драма "Овидий"  (1884,  Молд.
т-р в Кишин„ве,  1959)  проникнута  глубоким  лиризмом  и  поэтичностью,
др.-римский  поэт  изображ„н  гуманистом   и   патриотом.   Среди   пьес
А.-историч. драмы "Воевода-деспот" (1879), "Источник Бландузии"  (1882).
Пьесы А. "Сынзяна". "Пепеля", "Овидий" и др. до наф. времени сохраняются
в репертуаре молд. и рум. т-ров.
   Соч.: Опере ын 4 волумэ, вол. 1-4, Кишинэу, 1958- 1959 (вол. 2 и 3  -
Teatru, на молд. яз.); Избранное, иер. с румын, яз., М., 1959.
   Лит.: К о р о б а н В., Василе Александры, Кишинев, 1959; Teatru,  v.
1-2, Вис., 1952-53. Д fJ
   АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ   ТЕАТР   -   см.    Ленинградский    государственный
академический театр драмы. им. А. С, Пушкина.
   АЛЕКСАНДРОВ, Александр Александрович (род. 1905) - советский цирковой
артист; велофигурист. Член КПСС с 1937 . В 1931 окончил Уч-ще  циркового
иск-ва (Москва) и  начал  работу  в  цирке.  А.  является  создателем  и
руководителем одного из лучших в СССР номеров велофигуристов.
   АЛЕКСАНДРОВ, Александр Васильевич [20.  Ill  (1.  IV).  1883-8.  VII.
1946] - русский советский композитор и  дириж„р  хора.  Нар.  арт.  СССР
(1937).  Генерал-майор.  Член   КПСС   с   1939.   Музыке   обучался   в
хормейстерских классах Пе-терб. певческой капеллы,  а  также  в  Петерб.
(1900-02) и Моск. (1908-13) консерваториях. В 1913-18 работал  педагогом
и хоровым дириж„ром в Твери, с 1918 А.- преподаватель, с  1922  -  проф.
Моск.консерватории, в 1922- 1928- хормейстер Камерного т-ра, в 1926-30 -
дириж„р Гос. хоровой капеллы. А. -  организатор  (1928)  и  руководитель
Краснознам„нногоЛм-самбля песни и пляски  Советской  Армии  (ныне  имени
А.), с к-рым связана творч.  деятельность  композитора.  А.  принадлежат
хоры, песни, муз. монтажи, обработки нар. песен и песен гражд. войны  (в
т. ч. "По долинам и по взгорьям"), песни врем„н Великой Отечеств,  войны
(в т. ч. "Священная война", получившая всенародную популярность)  и  др.
А.-автор музыки Гос. гимна Советского Союза  (1943).  А.  принадлежит  к
числу крупнейших деятелей муз. культуры СССР,  был  выдающимся  мастером
сов. хорового  иск-ва.  Мужественная,  простая  и  выразительная  манера
исполнения  Ансамбля  сложилась   в   период   руководства   А.   Боевая
решительность, отвага и задор, живость и естественность муз. воплощения,
мастерство сопоставления динамич. эффектов, ч„ткая дикция  характеризуют
как  исполнит,  стиль  ансамбля,  так  и  творчество  А.,   дириж„ра   и
композитора. Деятельность А. имела большое значение для развития  иск-ва
хорового пения в Советской Армии  и  для  формирования  проф.  ансамблей
песни. Ст. пр. (1942, 1946).
   Лит.: Рабинович А., Музыкальная эмблема  Отечественной  войны,  "Сов.
музыка", 1946, ј 7; Шилов А., А. В. Александров, М., 1955.
   АЛЕКСАНДРОВ (наст. фам.-Ф едотов), Александр Николаевич (р.  1901)  -
советский цирковой артист;  дрессировщик  хищных  зверей.  Засл.  Артист
РСФСР (1939). Учился в школе живописи и ваяния. В годы гражд. войны  был
командиром пулем„тного эскадрона, затем - пом. командира полка. В  цирке
работает  с  1927,  сначала  в  качестве  джигита,  затем  -  воздушного
гимнаста.  Ряд  лет  успешно  выступал   с   номером,   построенным   на
демонстрации виртуозной  стрельбы.  В  1939  подготовил  сначала  группу
дрессированных леопардов  и  пантер,  затем  бенгальских  и  уссурийских
тигров. Характерной чертой иск-ва А. является глубокое понимание психики
животных, смелость и находчивость в работе с ними. М. 3.
   АЛЕКСАНДРОВ, Анатолий Николаевич  [р.  13  (25).  V.  1888]-  русский
советский композитор и педагог. Засл. доят. иск-в РСФСР (1946). Учился в
Моск. ун-те (1906-10). В 1916 окончил  Моск.  консерваторию  (по  классу
композиции - С. Н. Василенко, по классу фп. - К. Н. Игумнова). В  1907-Ю
брал уроки теории музыки у С . И. Танеева. Автор опер "Два  мира"  (соч.
1916) по драме Майкова, "Сорок  первый"  по  рассказу  Лаврен„ва  (1935,
неоконч.), "Бэла" по повести Лермонтова (1941, 2-я ред.  1945,  пост.  в
1946, Большой т-р), "Дикая Бара" (соч. 1958). Одна  из  лучших  опер  А.
"Бэла" продолжает традиции рус.  оперной  классики.  Поэтич.  по  своему
характеру, она  написана  в  лирико-психологич.  жанре.  А.  принадлежит
музыка  к  спектаклям:  "Арианна  и  Синяя  борода"  Метерлинка   (1920,
Показательный т-р, Москва), "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легу-ве  (1920,
Камерный т-р), "Ромео и Джульетта"  (1921,  там  же);  "Заговор  Фиеско"
(1924, Малый т-р), "Дон Карлос" (1933, там же) Шиллера, "Собор Парижской
богоматери"  по  Гюго  (1925,  там   же);   к   фильмам   -   "Ленин   в
Октябре","Тринадцать", "Красная шапочка", а  также  камерно-инструмент.,
вок. и др. соч. А. вед„т педагогическую работу; с  1926-профессор  Моск.
консерватории; доктор искусствоведения (1941). О. В.
   АЛЕКСАНДРОВ, Борис Александрович [р. 22. VJI (4.VIII).  1905]-русский
сов. композитор и дириж„р хора.  Нар.  арт.  СССР  (1958).Полковник.Член
КПСС с 1943. Сын А. В. Александрова. В 1929 окончил Моск.  консерваторию
по классу композиции проф. Р. М. Глиэра. В 1929-30 - дириж„р, в  1930-37
- дириж„р и зав. муз. частью Центр, т-ра Сов. Армии, в  1937-46  -  зам.
нач. Ансамбля песни и пляски Советской Армии по муз.  части;  с  1946  -
начальник и Д- РУ1- ансамбля. Автор балета "Левша"  (1955,  Свердловский
т-р оперы и балета), оперетт, в т. ч. "Свадьбы в Малиновке" (1937, Моск.
т-р оперетты), проникнутой интонациями народной,  преим.  украинской,  и
массовой сов. песни, "Год спустя" (1940, Москва), "Девушка из Барселоны"
(1942, Моск-ва), "Моя Гюзель" (1946, Москва), хоров, песен  и  др.  соч.
Творчество А. способствовало утверждению сов. тематики в жанре оперетты,
йт. пр. (1950).
   АЛЕКСАНДРОВ, Николай Григорьевич (21. XII. 1S70  -  3.  XI.  1930)  -
русский советский акт„р. Заслуженный артист РСФСР (1928). С 1895 играл в
Обществе иск-ва и лит-ры. С момента основания МХТ (1898) А. вош„л в  его
труппу. К. С. Станиславский высоко ценил А.  как  исполнителя  небольших

Страницы: «« « 45   46   47   48   49   50   51   52   53  54   55   56   57   58   59   60   61   62   63  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия