|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 » »» написал первую драму на нац. сюжет - "Афонсу д'Албукерки". В 1821 в
Лисабоне была пост. трагедия А.-Г. "Ка-тон", проникнутая идеями
революции 1820, борьбы против англ. оккупации и феод. реакции. В конце
30-х гг. 19 в. А.-Г. разработал план создания нац. португ. т-ра. По его
инициативе были открыты школы драматич. иск-ва и начато строительство
Нац. т-ра в Лисабоне (открыт 1846). Работая в 1836-42 генеральным
инспектором т-ров, А.-Г. боролся за создание нац. репертуара, за.
вытеснение второсортных переводных пьес, господствовавших в то время на
португ. сцене. В этот период А.-Г. написал пьесы: "Ауту Жила Висенте"
(1838, т-р "Руа душ Кондиш" Лисабон), "Дона Филиппа ди Вильена" (1840),
"Оружейник из Сантарена" (1842), "Брат Луиж ди Соуза" (1843, т-р "Квинта
ду Пиньейру" в Ларанжейраше; самА.-Г. играл роль Телмо). Эти пьесы посв.
различным периодам истории Португалии, связанным с борьбой против исп.
завоевателей; в них созданы яркие характеры суровых, стойких, гордых
героев, порой погибающих в тяж„лой борьбе. Пьесы А.-Г. исполнены поэзии,
написаны со знанием законов сцены; оказали значит, влияние на
последующее развитие порту г. т-ра.
Соч.: Obras completas, v. l-2, Rio de Janeiro - Lisboa, 1904. Ал. С.
АЛМИ (Almi), Алфонс (р. 20. VIU. 1904) - финский артист оперы
(драматический тенор). Пению обучался в Хельсинки у X. Гранфельт.
Впервые выступил на оперной сцене в 1931 в Сортавала. С 1934 А.- ведущий
певец "Финской оперы". Партии: Ше-мейкка, Антти ("Юха", "Северьяне"
Мадетои), Тристан ("Тристан и Изольда" Вагнера), Канио, Хозе, Радамес,
Герман и др. Выступает в концертах. С 1938 А. - активный участники
руководитель различных фин. театр.-обществ. организаций. А. С., С. Л.
АЛОГИЗМ (от греч. a - частица отрицания и Кбуос - разум) -
литературно-стилистический при„м, характеризующийся логич. разрывами
речи, нарушением логич. связи между речевыми оборотами, фразами, отд.
частями диалога. Применяется обычно для большего ко-мич. эффекта. А. -
существенный элемент народной драмы, употребляется нередко и "в
профессиональных лит.-драматич. произведениях. Особенно значительна роль
А. в эстрадно-цирковой драматургии (в клоунских репризах, диалогич.
конферансах, сатирич. монологах и пр.). А. является осн. при„мом в
эксцентрике (в цирке, на эстраде). Л. Шн.
АЛОНСО (Alonso), Алисия (наст. фам. М а р т и-н e с, Martinez) (р.
21. XII. 1921) - кубинская артистка балета. Училась хореографич. иск-ву
в Гаване, затем в Нью-Йорке. В 1941-42, 1943-48, 1951-56 работала в
труппе "Балле тиэтр" (Нью-Йорк), исполняла гл. партии в т. н.
"психопатологических" балетах ("Подводное течение" на муз. Шумена и
др.). А. выступала также и в классич. балетах: Коппелия, Жизель,
Одетта-Одиллия и др. Среди др. партий А.:
Терпсихора ("Аполлон" Стравинского), Флоринда ("Синяя Борода"
Оффенбаха), партия балерины ("Темы и вариации" на муз. Чайковского) и
др. Исполнение А. отличается ч„ткостью танц. рисунка, большой драматич.
насыщенностью, остротой решения образов. Однако натуралистич. детали,
к-рыми изобиловали балеты репертуара "Балле тиэтр", наложили нек-рый
отпечаток и на творчество А. В 1948 А. совм. с танцовщиком Ф. Алонсо
организовала кубинскую труппу "Балет Алисии Алонсо" (в наст, время
"Балет Кубы"). Работала также как балетмейстер. В 1958, 1960
гастролировала в СССР.
Лит.: A m b e r g (т., Ballet in America, N. Y., 1949. Ham. P.
АЛПЕРС, Борис Владимирович [р. 11 (23). III. 1894] - русский
советский театровед. Доктор искусствоведения (1946). Окончил юридич. ф-т
Петроградского ун-та (1918). Был художеств. руководителем т-ра Новой
драмы в Петрограде (1921-24), зав. лит. частью в Моск. т-ре Революции
(1924-27). Лит. деятельность начал в 1921. Занимается гл. обр. рус.
дореволюционным и сов. театром. Автор ряда статей и книг. Осн. работа А.
- "Актерское искусство в России" (1945). С 1925 вед„т педагогич. работу
(с 1939 - в ГИТИСе). Профессор (с 1943).
Соч.: Театр Революции, М., 1928; Театр социальной маски, М.-Л., 1931;
М. С. Щепкин, М., 1943; Актерское искусство в России, т. 1, М.- Л.,
1945; Путь советского театра, М., 1947; Творческий путь МХАТ, "Сов.
театр", 1931, "ј 6; "Беспокойная жизнь" (о В. Билль-Белоцерковском),
"Лит. критик", 1935, ј 6; Б. В. Щукин, "Сов. театр", 1936, ј 9;
Островский в постановках Мейерхольда, "Театр", 1937, ј 1; "Сердце не
камень" и поздний Островский, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954,
М., 1956. Я. Лит.
"АЛТЫНЧЕЧ" ("Золотоволосая") -опера Н. Жиганова, либр. М. Джалиля по
его поэме (о героич. борьбе тат. народа против монг.
ханов-поработителей). Пост. 12 июля 1941, Татарский оперный т-р, Казань
(Алтынчеч - Кайбицкая, Джик - Даутов. Дириж„р Са-дрижиганов, режисс„ры
Бара-тов и Сафин, худ. Матрунин). 24 мая 1957 опера была показана на
Декаде тат. иск-ва и лит-ры в Москве (Алтынчеч - Билялова, Джик -
Насретдинов, Тугзак-Булатова, Кара-каш -Хисматуллин, Тансы-лу-Тимирова,
Хан-Аполлонов, Урмай - Альмеев, Бу-раш - Галкин. Дириж„р Сад-рижиганов,
пост. Даутова, худ. Людмилин, хормейстер Гай-мерль, балетм.
ГаскаровиБай-давлетов). Н. Г р.
АЛУНАН, Адольф Петрович [29. IX (11. X). 1848, Елгава, - 22. VI (5.
VII). 1912] - латышский акт„р, режисс„р, театральный деятель и
драматург. Основоположник латыш. театра. Сце-нич. деятельность начал в
1866; работал акт„ром в нем. т-рах в Дерпте (Тарту) - 1866. в Ревеле
(Таллин) - 1867 и 1869- 70, в Петербурге в 1868- 69. Исполнял гл. обр.
комедийные роли. В 1870 вернулся в Латвию и организовал первый нац.
театр при Рижском латыш. об-ве (Рижский латышский т-р), работал
директором, режисс„ром и акт„ром. А. пропагандировал рус. классич.
драматургию. В 1870 пост. "Ревизор" и с большим успехом играл
Хлестакова. Среди пост. А.:
"Ленора" Голтея (1880), "Скупой рыцарь" Пушкина (1882), "Редактор"
Бь„рнсона (1883), "Женитьба" Гоголя (1884) и др. Роли: Барон ("Скупой
рыцарь"), Жевакин ("Женитьба"), Ицик ("Ицик Мозес" Алунана). Труппа под
рук. А. гастролировала по стране. Под воздействием этого т-ра в латыш.
городах и с„лах возникают в 70-х гг. драм. кружки. Первые латыш. акт„ры
- Б. Румниеце, А. Бригадер-Майя, Ю. Скай-дрите, Ф. Лепшевиц и др. - были
учениками А.
А. явился также основоположником латыш. драматургии. Сатирич.
одноактная комедия А. "Доморощенный" (1869) - первая латыш. оригинальная
пьеса. Для созданного им т-ра А. написал комедии:
"Радость и горе" (1871), "Бондарь и его жена" (1872), "Ицик Мозес"
(1874), сатирическую пьесу "Джон Ней-ланд"(1881), высмеивающую латышскую
буржуазию, и др.
Страницы: «« « 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |