Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 53   54   55   56   57   58   59   60   61  62   63   64   65   66   67   68   69   70   71  » »»

написал первую драму на нац. сюжет -  "Афонсу  д'Албукерки".  В  1821  в
Лисабоне  была  пост.  трагедия  А.-Г.  "Ка-тон",   проникнутая   идеями
революции 1820, борьбы против англ. оккупации и феод. реакции.  В  конце
30-х гг. 19 в. А.-Г. разработал план создания нац. португ. т-ра. По  его
инициативе были открыты школы драматич. иск-ва  и  начато  строительство
Нац. т-ра в  Лисабоне  (открыт  1846).  Работая  в  1836-42  генеральным
инспектором т-ров,  А.-Г.  боролся  за  создание  нац.  репертуара,  за.
вытеснение второсортных переводных пьес, господствовавших в то время  на
португ. сцене. В этот период А.-Г. написал пьесы:  "Ауту  Жила  Висенте"
(1838, т-р "Руа душ Кондиш" Лисабон), "Дона Филиппа ди Вильена"  (1840),
"Оружейник из Сантарена" (1842), "Брат Луиж ди Соуза" (1843, т-р "Квинта
ду Пиньейру" в Ларанжейраше; самА.-Г. играл роль Телмо). Эти пьесы посв.
различным периодам истории Португалии, связанным с борьбой  против  исп.
завоевателей; в них созданы яркие  характеры  суровых,  стойких,  гордых
героев, порой погибающих в тяж„лой борьбе. Пьесы А.-Г. исполнены поэзии,
написаны  со  знанием  законов  сцены;  оказали   значит,   влияние   на
последующее развитие порту г. т-ра.
   Соч.: Obras completas, v. l-2, Rio de Janeiro - Lisboa, 1904. Ал. С.
   АЛМИ (Almi), Алфонс  (р.  20.  VIU.  1904)  -  финский  артист  оперы
(драматический тенор).  Пению  обучался  в  Хельсинки  у  X.  Гранфельт.
Впервые выступил на оперной сцене в 1931 в Сортавала. С 1934 А.- ведущий
певец "Финской оперы".  Партии:  Ше-мейкка,  Антти  ("Юха",  "Северьяне"
Мадетои), Тристан ("Тристан и Изольда" Вагнера), Канио,  Хозе,  Радамес,
Герман и др. Выступает в концертах.  С  1938  А.  -  активный  участники
руководитель различных фин. театр.-обществ. организаций. А. С., С. Л.
   АЛОГИЗМ  (от  греч.  a  -  частица  отрицания  и  Кбуос  -  разум)  -
литературно-стилистический  при„м,  характеризующийся  логич.  разрывами
речи, нарушением логич. связи между речевыми  оборотами,  фразами,  отд.
частями диалога. Применяется обычно для большего ко-мич. эффекта.  А.  -
существенный  элемент  народной  драмы,  употребляется  нередко   и   "в
профессиональных лит.-драматич. произведениях. Особенно значительна роль
А. в эстрадно-цирковой  драматургии  (в  клоунских  репризах,  диалогич.
конферансах, сатирич. монологах и  пр.).  А.  является  осн.  при„мом  в
эксцентрике (в цирке, на эстраде). Л. Шн.
   АЛОНСО (Alonso), Алисия (наст. фам. М а р т и-н e  с,  Martinez)  (р.
21. XII. 1921) - кубинская артистка балета. Училась хореографич.  иск-ву
в Гаване, затем в Нью-Йорке. В  1941-42,  1943-48,  1951-56  работала  в
труппе  "Балле  тиэтр"  (Нью-Йорк),  исполняла  гл.  партии  в   т.   н.
"психопатологических" балетах ("Подводное  течение"  на  муз.  Шумена  и
др.). А.  выступала  также  и  в  классич.  балетах:  Коппелия,  Жизель,
Одетта-Одиллия и др. Среди др. партий А.:
   Терпсихора  ("Аполлон"  Стравинского),   Флоринда   ("Синяя   Борода"
Оффенбаха), партия балерины ("Темы и вариации" на  муз.  Чайковского)  и
др. Исполнение А. отличается ч„ткостью танц. рисунка, большой  драматич.
насыщенностью, остротой решения образов.  Однако  натуралистич.  детали,
к-рыми изобиловали балеты репертуара  "Балле  тиэтр",  наложили  нек-рый
отпечаток и на творчество А. В 1948 А. совм.  с  танцовщиком  Ф.  Алонсо
организовала кубинскую труппу  "Балет  Алисии  Алонсо"  (в  наст,  время
"Балет  Кубы").  Работала  также  как   балетмейстер.   В   1958,   1960
гастролировала в СССР.
   Лит.: A m b e r g (т., Ballet in America, N. Y., 1949. Ham. P.
   АЛПЕРС,  Борис  Владимирович  [р.  11  (23).  III.  1894]  -  русский
советский театровед. Доктор искусствоведения (1946). Окончил юридич. ф-т
Петроградского ун-та (1918). Был  художеств.  руководителем  т-ра  Новой
драмы в Петрограде (1921-24), зав. лит. частью в  Моск.  т-ре  Революции
(1924-27). Лит. деятельность начал в  1921.  Занимается  гл.  обр.  рус.
дореволюционным и сов. театром. Автор ряда статей и книг. Осн. работа А.
- "Актерское искусство в России" (1945). С 1925 вед„т педагогич.  работу
(с 1939 - в ГИТИСе). Профессор (с 1943).
   Соч.: Театр Революции, М., 1928; Театр социальной маски, М.-Л., 1931;
М. С. Щепкин, М., 1943; Актерское искусство в  России,  т.  1,  М.-  Л.,
1945; Путь советского театра, М.,  1947;  Творческий  путь  МХАТ,  "Сов.
театр", 1931, "ј 6; "Беспокойная  жизнь"  (о  В.  Билль-Белоцерковском),
"Лит. критик", 1935, ј  6;  Б.  В.  Щукин,  "Сов.  театр",  1936,  ј  9;
Островский в постановках Мейерхольда, "Театр", 1937,  ј  1;  "Сердце  не
камень" и поздний Островский, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954,
М., 1956. Я. Лит.
   "АЛТЫНЧЕЧ" ("Золотоволосая") -опера Н. Жиганова, либр. М. Джалиля  по
его   поэме   (о   героич.   борьбе    тат.    народа    против    монг.
ханов-поработителей). Пост. 12 июля 1941, Татарский оперный т-р,  Казань
(Алтынчеч - Кайбицкая, Джик - Даутов. Дириж„р  Са-дрижиганов,  режисс„ры
Бара-тов и Сафин, худ. Матрунин). 24 мая 1957  опера  была  показана  на
Декаде тат. иск-ва и лит-ры  в  Москве  (Алтынчеч  -  Билялова,  Джик  -
Насретдинов, Тугзак-Булатова, Кара-каш -Хисматуллин,  Тансы-лу-Тимирова,
Хан-Аполлонов, Урмай - Альмеев, Бу-раш - Галкин. Дириж„р  Сад-рижиганов,
пост.   Даутова,   худ.   Людмилин,   хормейстер   Гай-мерль,    балетм.
ГаскаровиБай-давлетов). Н. Г р.
   АЛУНАН, Адольф Петрович [29. IX (11. X). 1848, Елгава, - 22.  VI  (5.
VII).  1912]  -  латышский  акт„р,  режисс„р,  театральный   деятель   и
драматург. Основоположник латыш. театра. Сце-нич. деятельность  начал  в
1866; работал акт„ром в нем. т-рах в Дерпте (Тарту)  -  1866.  в  Ревеле
(Таллин) - 1867 и 1869- 70, в Петербурге в 1868- 69. Исполнял  гл.  обр.
комедийные роли. В 1870 вернулся в  Латвию  и  организовал  первый  нац.
театр  при  Рижском  латыш.  об-ве  (Рижский  латышский  т-р),   работал
директором, режисс„ром  и  акт„ром.  А.  пропагандировал  рус.  классич.
драматургию.  В  1870  пост.  "Ревизор"  и  с  большим   успехом   играл
Хлестакова. Среди пост. А.:
   "Ленора" Голтея (1880), "Скупой рыцарь"  Пушкина  (1882),  "Редактор"
Бь„рнсона (1883), "Женитьба" Гоголя (1884) и др.  Роли:  Барон  ("Скупой
рыцарь"), Жевакин ("Женитьба"), Ицик ("Ицик Мозес" Алунана). Труппа  под
рук. А. гастролировала по стране. Под воздействием этого т-ра  в  латыш.
городах и с„лах возникают в 70-х гг. драм. кружки. Первые латыш.  акт„ры
- Б. Румниеце, А. Бригадер-Майя, Ю. Скай-дрите, Ф. Лепшевиц и др. - были
учениками А.
   А.  явился  также  основоположником  латыш.   драматургии.   Сатирич.
одноактная комедия А. "Доморощенный" (1869) - первая латыш. оригинальная
пьеса. Для созданного им т-ра А. написал комедии:
   "Радость и горе" (1871), "Бондарь и его жена"  (1872),  "Ицик  Мозес"
(1874), сатирическую пьесу "Джон Ней-ланд"(1881), высмеивающую латышскую
буржуазию, и др.

Страницы: «« « 53   54   55   56   57   58   59   60   61  62   63   64   65   66   67   68   69   70   71  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия