Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»

A.  Алябьев  в  изгнании,  М.,  195  9;  Глумов  А.,  Музыка  в  русском
драматическом театре, М., 1955; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России.
От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; Рабинович A.C., Русская опера  до
Глинки, М.,1958. В. ///.
   АЛЯБЬЕВ,  Юрий  Александрович  [р.  10  (23).  XIL  1903]  -  русский
советский акт„р и режисс„р. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1921 окончил  в
Москве студию драм. иск-ва при  Наркомпросе  РСФСР.  Работал  акт„ром  в
т-рах Тамбова, Могил„ва, Владивостока, Хабаровска,  Якутска,  Фрунзе.  С
1933 - режисс„р (с 1948 - гл. режисс„р) Самаркандского рус. т-ра.  Пост.
спектакли: "Ревизор" (1952), "Вишн„вый сад" (1951), "Последние"  (1950),
"Отелло" (1950),  "Тартюф"  (1950),  "Русский  вопрос"  (1957);  "Семья"
Попова (1952) и др. В мягкой реалистич. манере играет характерные  роли.
Среди работ А.: Скалозуб ("Горе  от  ума"),  Ляпкин-Тяпкин  ("Ревизор"),
Кошкин,  Горностаев  ("Любовь  Яровая"),  Берсенев  ("Разлом"),  Забелин
("Кремл„вские куранты"). В. Д.
   АМАГЛОБЕЛИ, Сергей  Иванович  [12  (24).  V.  1899-13.  IV.  1946]  -
грузинский советский театровед, театр. деятель. Член ВКП(б)  с  1923.  В
1920-24  учился  в  Тбилисском  ун-те  на  юридич.  и  экономич.  ф-тах.
Одновременно работал в редакции газеты "Трибуна". В 1924-28 читал лекции
в ун-те, консерватории и Закавказском коммунистич. ун-те, занимался лит.
деятельностью. В 1925 - директор Т-ра им. Руставели (Тбилиси). В 1926-27
- директор Госкинпрома Грузии.  С  1928  работал  в  Москве  в  Академии
художеств. наук, в Комакадемии и др. научных учреждениях.  В  1931-32  -
директор и худ. рук. Нового театра. В 1933-36 -  директор  и  худ.  рук.
Малого  т-ра.  Автор  пьес  "Хорошая  жизнь"  (1934,  МХТ  2-й),   "Сбор
мандаринов" (1935).
   С О Ч.'. иЗисосгаосо L.,  спдиоЬи  cou  обгЬ  Зха-СдЭпао,  OTaocwobo,
1928.
   Грузинский  театр  (основные  этапы  развития).  Предисловие  А.   В.
Луначарского, М., 1930. Я. Э.
   АМАНАТ, (наст. имя и фамилия - Сайд Ara Хасан) (1816-58) -  индийский
поэт, драматург. Работал при дворе Ваджида Али-шаха, наваба  (правителя)
Ауда. В 1853 написал комедию "Индар Сабха" ("Двор Инд-ры"), повествующую
о любви пери Сабз к принцу Гульфаму. В пьесе использовались персидские и
индийские поэтич. метры. Несмотря на значительные художеств.  недостатки
(отсутствие  действия,  слабо  развитый  диалог   и   т.   д.),   пьеса,
поставленная в Кай-сарбаге - резиденции  аудских  навабов,  имела  успех
благодаря пышной постановке, музыке, танцам и  обилию  песен,  куплетов.
Эта  пьеса  вошла  в  репертуар  большинства  театр.   компаний   парсов
(представителей  религиозной   общины,   последователей   зороастризма),
вызвала ряд подражаний (Мадарилал написал свой вариант  "Индар  Сабха"),
была переведена на несколько инд. языков и выдержала  40  изданий.  Инд.
литературоведы считают,  что  "Индар  Сабха"  положила  начало  развитию
драматургии на языках урду и хинди. Св. П.
   АМАНОВ, Базар (р.5.V.1908) - туркменский советский актор,  драматург.
Нар. арт. Туркм. ССР (1944). Чл. КПСС с 1941.  В  1929  после  окончания
Ашхабадской театр. студии вош„л в труппу Туркм. драм. т-ра им.  Сталина.
Яркий характерный акт„р. Обладает высокой  речевой  культурой;  богатые,
разнообразные интонации  являются  у  А.  одним  из  важнейших  выразит,
средств. Создал монументальные нар. образы. Играет также отрицат.  роли.
Среди ролей А.: поэт  ("Д  жахан"  Сейтлиева),  Надир-шах  ("Кеймир-К„р"
Аманова и Бурунова), Непес ("Сын пастуха"  Сейтлиева),  Швандя  ("Любовь
Яровая"),  Гайдай  ("Гибель  эскадры"),  Огнев  ("Фронт"),   Яго;   Осип
("Ревизор"),  Яков  Бардин  ("Враги"),  Незнакомец  ("Легенда  о  любви"
Хикмета). Автор пьес "Кемине", "Солтан Сонджар", "Кеймир-К„р"  (совм.  с
К. Буру-новым), инсц. "Зохре и Тахир".
   АМАРЙЛИС (Amarilis), наст. имя и фам.-  Мария  де  Кордова-и-делаВега
(1600-около 1678),- испанская актриса.  Была  прозвана  "Красавицей".  В
1617-49 играла в т-рах Мадрида. Лучшая роль -  донья  Анна  в  пьесе  "И
стены имеют уши" Аларкона. С большим успехом  выступала  также  в  пьесе
"Хитрость за хитрость"  Аларкона  и  Тирсо  де  Мо-лины.  Об  иск-ве  А.
восторженно отзывались драматурги Г. де Кастро и П. Кальдерон. Я. Т.
   AMATO (Amato), Паскуале (21. III. 1878-12. Vili. 1942) -  итальянский
артист оперы (баритон). Пению обучался в  консерватории  "Сан-Пьетро"  в
Неаполе. Впервые выступил на оперной сцене  в  Милане  в  1900.  Пел  на
сценах крупнейших оперных т-ров Европы и Америки.  В  1909-21  -  солист
т-ра "Метрополитен-опера"  (Нью-Йорк).  Партии:  граф  Луна  ("Трубадур"
Верди), лорд Эштон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Эскамильо и  др.  С
1921 А. занимался педагогич. деятельностью в Нью-Йорке. Л. M.
   "АМБАССАД‚Р" (Ambassadeur)-французский театр. Находится в  Париже  на
авеню Габриель. Открыт в  1830  как  кафе  с  концертной  эстрадой,  где
выступали   эстрадные   артисты.   В   1897-1914   здесь    устраивались
представления ревю, затем  "А."  становится  мюзик-холлом.  В  1929  это
здание было снесено и на его месте выстроено новое. С конца 1940-х гг. в
"А." ставятся гл. обр. комедии - А. Бернстейна, А. Юссона, А. Руссена  и
др. Т-р не имеет постоянной труппы, здание сда„тся  в  аренду  различным
театр. коллективам, формируемым режисс„ром для определ.  постановки.  На
сцене "А." выступали акт„ры-М. Бель, Ж. Габен, Г. Сильвия, Э. Пердриер и
др. С 1953 во главе т-ра - Г. Рефуле. Я. Б.
   АМБЙВИЙ ТУРПИОН, Луций Амбивий Т у р п и о н (Lucius Ambivius Turpio)
(2 в. до н. э.) - римский акт„р. Современники высоко  ценили  мастерство
А. Т. и сравнивали его с знаменитым актером Росцием.  Возглавлял  театр.
труппу; ставил комедии Теренция и играл в них.
   "АМБИГЮ  КОМИК"  (франц.  "L'Ambigu-Comique"-  комическая  смесь)   -
французский театр.  Один  из  первых  бульварных  т-ров  Парижа.  Создан
антрепрен„ром ярмарочных т-ров Н. М. Одино на бульваре Тампль в 1769.  В
"А.к." шли пьесы разных жанров (отсюда назв. т-ра); играли - ф.  Бордье,
Моро, Л. Массон. После пожара (1827)  было  выстроено  новое  здание  на
бульваре Сен-Мартен. В 1-й  пол.  19  в.  "А.к."  стал  одним  из  самых
популярных бульварных т-ров Парижа; здесь ставились  феерии,  пантомимы,
мелодрамы; выступали Фредерик-Леметр, М. Дор-валь,  П.  Бокаж  и  др.  В
наст. время в "А.к." играют различные труппы.
   Лит.: В e a u I i e и H., Les theatres du  Boulevard  du  Crime,  P.,
1905; Cain .,  Anciens  theatres  de  Paris,  P.,  1906;  Albert  M.,Les
theatres des Boulevards, P.,1902. E. Ф.
   AMEHTA (Amenta), Никколо (18. X. 1659, Неаполь,- 25. VII.  1719,  там
же) - итальянский драматург и публицист. А. написал 7 комедий, в  т.  ч.
"Гостанца"  (1699),  "Форка"  (1700),  "Карлотта"  (1708).  А.  отвергал
драматургию 17 в., следовавшую образцам исп.  "комедии  плаща  и  шпаги"
(пьесы  А.  и  Дж.  Чиконьини  и   др.),   отличавшуюся   напыщенностью,

Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия