Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 » »» комедий "Похитители сердец" (1944), "Радостная весть" (1946) (поставлены в Азерб. т-ре муз. комедии), музыки к спектаклям "Ханлар), "Вагиф" Вургуна, "Заря над Каспием" Касумова (пост. в т-рах Баку), симф. мугамов "Шур", "Кюрди-Овшары" (1948; Ст. пр. 1949) и др. соч. Лит.: Исмаилова Г., Фикрет Амиров, Баку, 1956. К. Кае. АМИРХАН, Фатих Зарифович [1 (13). I. 1886- 9. III. 1926] - татарский писатель, драматург, пуб-лгицист. Представитель критич. реализма в тат. лит-ре. Лит. деятельность начал в 1907. Автор пьес: "Молод„жь" (1909), "Неравные" (1914), "Фатхулла Хазрат" (1921) Пьесы А., обличающие реакционное прошлое, ставились в первой тат. труппе "Сайяр" (опубликованы в сб. "Татарка", М., 1959). А. боролся за утверждение реалистич. направления в нац. т-ре. Опубликовал ряд статей по вопросам т-ра. С о ч.: Сайлан-ма эсэрлэр, т. 2, Казан. 1958; Татарка, Избр. произведения, пер. с татар., М., 1959. f. f{, АМЙЧИС (Amicis), Анна Лючия де (ок. 1740- 1816) - итальянская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у В. Тези. Впервые выступила на оперной сцене в 1755 в Болонье. В 1763 пела в Лондоне (в спектаклях, к-рыми дирижировал И. X. Бах). Среди лучших партий А.: Полисцена, Теофано, Ро-мильда ("Радамист", "Оттон", "Ксеркс" Генделя). Обладала голосом большой подвижности и звучности. В 1770-76 пела в т-ре "Сан-Карло" (Милан). В 1772 А. исполнила в Милане партию Жимины (опера "Лю-ций Сулла" Моцарта), в к-рую автор вн„с для А. изменения (написал виртуозные пассажи). Л. М. АММАН-,ДАЛЬСКАЯ, Е. К.- см. Далъская Е. К. АМПЛУА (франц. emploi - применение, роль) - род ролей, соответствующий сценическим данным акт„ра. В драм. театре путь развития А.-от типизированных персонажей (масок, аллегорий, символов) к индивидуализированным образам- находится в тесной взаимосвязи с состоянием драматургии и акт„рского иск-ва. Зачатки А. имелись в античном т-ре (трагич. и комич. акт„ры, деление ролей - протагонист, девте-рагонист, тритагонист; типизированные персонажи - маски в мимах и в древнеримских ателланах),в ср.-век. театре (комич. персонажи дурака, беса, отчасти аллего-рич. фигуры Зависти, Разума и т. д.). Итал. комедия делъ арте, специализировавшая акт„ров на исполнении ролей одного постоянного сценич. типа (Панталоне, Смеральдина, Арлекин и др.), способствовала дальнейшему формированию А. Устойчивые А., определявшиеся ч„ткой градацией образов, обществ, положением персонажа, создал франц. классицистический театр 17 в.: короли, тираны, любовники, наперсники и пр. Вариации этих А. вошли в европ. театр 18 в. В России А. были введены по образцу французских Указом ("Статом") от 1766 (составлен директором циркулярных т-ров и музыки И. П. Елагиным и утвержд„н Екатериной II). До нач. 20 в. в России были распространены следующие А.: мужские - любовник, герой, комик, простак, резон„р, фат; женские - комич. старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка и др. В странах Востока исполнительские традиции, передаваемые из поколения в поколение, породили строго стабилизировавшуюся систему А. В китайском традиционном театре сложилось 5 осн. групп А. (шэн, дань, цзин, или хуа лянь цзы, чоу, мо), каждая из к-рых дробилась на несколько разновидностей. К концу 17 в. в япон. т-ре Кабуки определилось 8 осн. групп А. (татияку" катакияку, докэяку, кояку, оядзигата, вакасюгата, ояма, или оннагата, кася). В индийском нар. т-ре катакали, где каждый персонаж представлял собой веками канонизированный мифологич. тип, вырабатывалось ок. 12 видов таких делений. На определ„нных стадиях развития театр. иск-ва деление на А. имело положит. значение, помогая акт„ру специализироваться на тех или иных ролях, совершенствовать исполнительское мастерство. Располагая готовым кругом ролей, акт„р мог в любое время вступить в любую труппу. С течением времени система А. стала порождать исполнительские стандарты, штампы. Герои мн. произв. классич. драматургии (напр., в пьесах Шекспира) не укладывались в рамки А. Отдельные крупные акт„ры, ломая "законы" А., создавали самые различные образы (Д. Гаррик, Э. Терри - в Англии, М. Барон - во Франции, К. Зейдельман - в Германии, М. С. Щепкин, А. П. Ленский, М. Г. Савина, А. Е. Мартынов - в России, и др.). Появление произведений реалистич. драматургии, утверждение в сценич. иск-ве ансамбля нанесли решит, удар системе А. В конце 19 в. против А. выступили крупные деятели нем. т-ра - Г. Лаубе, Э. Девриент, Ф. Дингелыптедт, мейнингенцы (см. Меинингенский театр) и др. В России борьбу с А. и порожд„нными им штампами в„л МХТ во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Следуя осн. творческим принципам Художественного т-ра, акт„ры МХТ (К. С. Станиславский, И. М. Москвин, В. И. Качалов и мн. др.) создали образцы искусства перевоплощения. В сов. т-ре, перед к-рым встала задача всестороннего и глубокого показа нового человека социалистич. общества, А. в старом смысле себя изживает. Появившиеся в 20-х гг. мнимо-новаторские "теории" замены всех А. одним "взволнованным докладчиком", так же как и попытки вульгарно-приспособленчески "осовременивать" старые названия А. ("социальный герой" и др.), себя не оправдали. Утверждая широкий творч. диапазон акт„ра, сов. театральное иск-во отказывается от закрепления за исполнителем узкого круга ролей, требует многообразия акт„рского творчества, подлинного перевоплощения, создания различных сценич. характеров. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели т-ров зарубежных стран. В музыкальном театре А. - род ролей (партий) определ„нного характера, исполняемых певцом в зависимости от его вокальных и сценич. данных (напр., бас-буфф, героич. тенор, а также травести и т. п.), положения, занимаемого певцом в труппе (примадонна, компримарио и т. п.). В европ. оперном т-ре деление труппы на А. было распространено до 2-й пол. 19 в. Композиторы сочиняли оперы в расч„те на определ„нные А. Постепенно в связи с индивидуализацией муз.-сценич. образов понятие А. отмирает (хотя и теперь в оперном т-ре существует деление по характеру голосов). В совр. театре оперетты А. сохраняется по роду ролей, исполняемых певцом (комик-буфф, комик-простак, каскадная певица, и т. п.). Лит.: Станиславский К. С., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953, с. 444-48; Работа режиссера над советской пьесой. Сб. статей, М.-Л., 1950, с. 94-98; Гу-р е в и ч Л., История русского театрального быта, т. 1, M.-Л., 1939, с. 177-78; Петров H., Поиски амплуа и диапазон советского актера, "Рабочий и театр", Л., 1935, .No 1, с. 8-9; Постановления Первой Всесоюзной конференции актеров 15-20 апр. 1930 г., М., 1930, с. 37; Троицкий 3.. Карл Зейдельман и формирование Страницы: «« « 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |