|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 » »» сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; Мейерхольд В. Э., Бебутов
В. М., Аксенов И. А., Амплуа актера, М., 1922; Poupin A., Dictionnaire
historique et pittoresque du theatre et des arts, qui s'y rattachent,
P., 1885, p. 326-29; D o е r r у П., Das .Rollenfach und seine Bedeutung
fur die Entwicklung der Schauspielkunst, в сб.: Der Schauspieler, hrsg.
von Ed. G-eiss-ler, B., 1926, S. 114-24; D l e b o l d B., Das
Rollenfach im deutschen jehen Theaterbetrieb des XVIII Jahrhunderts,
Lpz., 1913; D о е r r у П., Das Rollenfach im deutschen Theaterbetrieb
des XIX Jahrhunderts, B., 1926; Olagnier P., Le droit des artistes,
interpretes et executants. P., 1937. A. Шн.
АМРИКЯН, Михрдат Ованесович [1 (13). V. 1843, Тифлис,- 5 (17). II.
1879, Константинополь] - армянский акт„р. Один из основоположников арм.
т-ра нового времени. Окончил духовную семинарию Нерсесян в Тифлисе. С
1859 принимал участие в школьных спектаклях. Завоевал признание
исполнением роли Михрдата в трагедии "Смерть Михрдата" Ва-нандеци. С
1863 работал в труппе Г. Чмшкяна. Вместе с Ч мшкяном боролся за
утверждение реализма в армянском т-ре, отстаивал обществ, значение
театр. иск-ва. С именем А. связаны традиции сценич. воплощения образов в
пьесах Г. Сундукяна.С обличительной силой играл роли Замбахова, Саркиса,
Зимзимова ("Хатабала", "Ещ„ одна жертва", "Пэпо"). Одна из лучших ролей
А.- Франц Моор. С успехом играл роли в водевилях Тер-Григоряна и др.
Творчество А. отмечено ярким нац. колоритом, острой характерностью,
мастерством ведения диалога. А. выступал как театральный критик,
следовал эстетическим взглядам Белинского, в одной из своих работ
подверг критике националистич. историч. трагедии. Последние годы жизни
пров„л в Константинополе. Вследствие материальных трудностей кончил
жизнь самоубийством. Р. 3.
ЛИТ.: 9". Sziflwb, iipfl-шт U.tfp/i/llwbg, уФпрАл,
fi-fil/iu, 1879, Л? 3, k! 154-161. h r, S nnlmb,
Vrttl.wm U.ifp/illjUib. ((/штрпЬл, ft'bit111 1S95, Л! 3, S2-72, П' n
L p Ь Ъ S ш fi l ш b l IT/i uil tl.hifnll[iwuiw-Ilwb luphui/illu/l/f
ululurifntliflntb/ig. xU nilbwwlluiil il.fiuilluinLfffnLii L шрЬит",
bpLmi, 1955, ј 2, 144-151.
АМСТЕРДАМ-столица Нидерландов (871,6 тыс. жит. на 1958). В средние
века в дни церковных празднеств на улицах А. силами любителей ставились
религиозные "действа". В конце 15 в. в А. возникают первые "камеры
риторов", соревнующиеся между собой в постановке моралите и фарсов.
(Первое такое состязание в А. произошло в 1496. В н„м участвовало 28
камер). В результате объединения камеры л'Эг-лантье и театр. Академии С.
Костера возник первый т-р А.-"Амстердамский городской т-р". Он открылся
3 янв. 1638 пост. патриотической трагедии голландского драматурга И.
Вондела "Гейсбрехт ван Амстел" (с тех пор в "Городском т-ре"
установилась традиция ежегодной пост. этой пьесы). В 17-18 вв.
"Городской т-р" был центром театр. жизни Нидерландов. Наряду с драм.
спектаклями здесь ставились и оперы. В 1772 здание т-ра сгорело. В 1774
на его месте выстроен "Новый Амстердамский городской т-р", в к-ром
выступали гл. обр. гастролирующие труппы. В 1890 это здание также было
уничтожено пожаром и восстановлено в 1894. С этого времени "Городской
т-р" был гл. обр. драм. т-ром. Вторым по значению т-ром А. был
"Гран-театр", открытый здесь в 1852. На сцене "Гран-театра" выступала
гл. обр. нем. опера. В 19 в., помимо названных, в А. существовали также
театры:
"Салон де варьете", "Салон ван Боас эн Юделс", "Водевиль Франсе",
"Т-р франсе", "Фраскати", "Тиволи". Большинство из них не имело пост.
трупп. Подъ„му национального театра способствовала организация в А. в
1870 культурного объединения "Сценический союз Нидерландов". С 1871 это
объединение издавало театр. журнал "Нидерландская сцена", в 1874 открыло
театр. школу, а в 1875 - т-р, также носивший назв. "Нидерландская сцена"
и возглавленныи В. Ройярдсом. Т-р "Нидерландская сцена" вскоре занял
ведущее место в художеств. жизни А. В 1888 в А. возник т-р
"Нидерландское сценическое объединение", неск. раз обновлявший своих
рук. и акт„ров. В 1912 он наз. "Новое Нидерландское сценическое
объединение", и руководил им драматург Г. Хейерманс, затем т-р был
переименован в "Королевское Нидерландское сценическое объединение". С
1917 его руководителем был Э. Феркаде. В 1920 Хейерманс открыл "Карре
т-р". В 1932-38 и 1946-53 в здании "Городского т-ра" давала спектакли
нац. труппа "Амстердамское сценическое объединение", способствовавшая
развитию нац. драматургии. С 1946 до 1953 параллельно с "Амстердамским
сценическим объединением", а с 1953 самостоятельно здесь выступает
"Нидерландская опера".
Лит.: Worp J. A., Geschiedenis van den Amsterdamschen schouwburg,
Amst., 1920; Hunninher B., Het toneel in de Amsterdamse schouwburg
van 1637, Amst., 1959 (Mededelingen der koninklijke Nederlandse Akademie
van wetenschappen, afd letterkunde, nieuwe reeks, dl 22, JVo. 4.
AMTMAH, Теодор (1884-1938) - латышский акт„р и режисс„р. Брат А.Ф.
Амтмана-Бриедита. А. способствовал своей деятельностью развитию
прогрессивного латыш. театр. иск-ва, утверждению на нац. сцене реализма.
В 1909-13 работал в Новом рижском т-ре, где пост. "Индулис и Ария"
Райниса (1912), "Голос и эхо" Упита (1911), "Живой труп" (1911), "Юдифь"
Хеббеля (1911) и др. Среди лучших ролей А.: Антынь, Угис ("Золотой
конь", "Индулис и Ария" Райниса), Протасов ("Живой труп"), Уриэль Акоста
(о. п. Гуцкова). В 1911-13 А. был директором Нового рижского т-ра, в
1915-17 руководил латыш. спектаклями в Таллине. После Октябрьской
революции работал в латыш. т-рах СССР, в 1918-19- режисс„р Моск. латыш.
рабочего т-ра (пост. "Враги"),в 1921-22 возглавлял латыш. агиттеатр в
Москве. Работал также в моек. Реалистич. т-ре.
Лит.: Klusais E., Teodors Amtmans, "Darbs", 192.'; ј 2. ff
АМТМАН-БРЙЕДИТ (наст. фам.- Амтманис), Альфред Фрицевич [р. 24. VII
(5. VIII). 1885] -латышский советский режисс„р и акт„р. Нар. артист СССР
(1953). Депутат Верх. Совета Латв. ССР 5-го созыва. Учился у Е. Дубура
на драм. курсах в Риге (1909-12). Сценич. деятельность начал в 1903 в
качестве акт„ра в Новом латыш. т-ре в Риге. В 1905-07 был акт„ром т-ра
"Аполло". С 1908 работал в
Новом Рижском т-ре как режисс„р и акт„р.В 1915-18- в латыш. т-ре в
Петрограде. В 1919 вступил в Рабочий т-р Советской Латвии (ныне
Академич. т-р драмы Латв. ССР), открывшийся (1919) спектаклем
"Воскресение" Паэгле в пост. А.-Б. С 1944
А.-Б.- худ. рук. (с 1949- гл. режисс„р) этого т-ра. А.-Б.- один из
крупнейших мастеров реалистич. акт„рского иск-ва Латвии. Творчество его
отмечено большой выразительностью, стремлением к глубокому раскрытию
Страницы: «« « 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |