Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74   75   76   77   78  » »»

Bruscoli, v.  1-3,  Bari,  1946-47;  в  рус.  пер.-  Виргиния,  "Вестник
Европы", 1871, кн. 7; Мирра, СПБ, 1860; Октавия, СПБ,  1861;  Розамунда,
СПБ, 1861; Филипп. Трагедия в  5  актах,  "Невский  сборник",  1864,  с.
297374; Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим, пер.  fc
итал.], М., 1904.
   Лит.: Гливенко И. И., Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т.  1,
СПБ, 1912; Ф р и ч e В., Итальянская литература XIX в., ч. 1, M.,  1916;
M o к у л ь с к и и С. С., История  западноевропейского  театра,  т.  2,
M.-Л., 1939, с. 109-16; Bertana  E.,  Vittorio  Alfieri  studiato  nella
vita, nel pensiero e nell'arte, Torino, 1904; Croce В., Alfieri, в кн.:
   Poesia e non poesia.  Bari,  1923;  Fu  bini  M.,  Vittorio  Alfieri,
Firenze, F1953J. P. X.
   "АЛЬЦЕСТА"  ("Alceste")  -  i)  Опера  X.  Глюка,  итал.   либр.   Р.
Кальцабиджи (по Еврипиду). Пост. 26 дек. 1767, Вена; в  России  -  пост.
1798, Петербург. На рус.  языке  -  в  т-ре  Шереметева,  Кусково  (близ
Москвы), после 1785.
   2) Опера Т. Раупаха, текст А. Сумарокова. Первая рус. опера  на  рус.
текст. Пост. 28 июня 1758, Петергоф, Придворный т-р. Исполнялась  силами
придворных певчих. В 1764  пост.  в  Петербурге  (Адмет  -  Бортнянский,
Альцеста - Соколовский, Геркулес - Сичевский, Прозерпина -  Носа-ченко).
Новая пост.- 8 дек. 1774 во дворце  гр.  С.  К.  Нарышкина  (Петербург).
Исполнители: Кралевна, Санковская, Ки-риаков. Опера шла в  сопровождении
оркестра духовых (роговых) инструментов.
   Издания.-"А." Глюка-партитура, Vienne, 1769; нов. изд., Р., Richault,
[1874J. Н.Гр.
   АЛЬШВАНГ, Арнольд Александрович [19.IX  (1.Х).  1898-28.  VII.  1960]
-русский советский  музыковед.  Окончил  Киевскую  консерваторию  (покл.
фп.1920, по кл. композиции -  1922).  Автор  работ  по  истории  рус.  и
зарубежной музыки 19--20 вв., а также по вопросам сов. муз. творчества и
исполнительства.  Проф.   Киевской   и   Моск.   консерваторий,   доктор
искусствоведения (1944).
   Соч.: Клод Дебюсси, М.-Л., 1935; Бетховен, М.-Л., 1952; Опыт  анализа
творчества П. И. Чайковского (1864- 1878), М.-Л., 1951; Чайковский,  M.,
1959; Избранные статьи, M., 1959, и др.
   Лит.:  Бернандт  Гр.,  А.  А.  Алыпванг,  "Советская  музыка",  1941,
;ј1;Кулаковский Л., Талантливый музыковед, там же, 1955, ј 9.
   АЛЯБЬЕВ, Александр Александрович (4(15). VIIJ. 1787,  Тобольск,-  22.
II (6. III). 1851, Москва]- русский композитор. С 1797 жил в Петербурге,
с 1804 - в Москве. Участник Отечественной войны 1812. До 1823 состоял на
военной службе. В 1825 был арестован по ложному обвинению, в 1828 сослан
(Тобольск, Кавказские Минеральные Воды, Оренбург). Со 2-й пол. 30-х  гг.
снова жил в Москве. Композиторскую деятельность начал до войны; учителем
А. называют композитора И. Я. Миллера. Наиб. известность А. приобр„л как
автор романсов, из к-рых всемирную славу завоевал "Соловей" (П. Ви-ардо,
М. Зембрих, А. Патти и другие певицы исполняли этот романс в сцене урока
в   опере"Севильский   цирюльник"   Россини).   А.   принадлежат   также
оркестровые, камерно-инструмент., фортепьянные, хоровые и  др.  соч.  На
сцене пост. его комич. опера "Лунная ночь, или Домовые" на  либретто  П.
А. Муханова и П. Н.Арапова (1823, Большой т-р, Петербург) и комич. балет
"Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты" (1827, Большой  т-р,
Москва). Оба произведения не удержались в репертуаре, хотя они  содержат
много красивой музыки, особенно в лирич. эпизодах, а  также  в  овеянных
тонким  юмором  комич.  сценах.  Сценарий   балета,   поставленного   Ф.
Бернаделли, не сохранился. На открытие моек. Большого театра в  1825  А.
совм. с А. Н. Верстовским и Ф.  Е.  Шольцем  написал  музыку  к  прологу
"Торжество муз" М. А. Дмитриева. В  истории  русской  театр.  музыки  А.
занимает видное место как наиболее значительный, наряду  с  Верстовским,
автор  опер-водевилей.  Им  написана  музыка  к  опере-водевилю  Н.   И.
Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное сражение" (с Верстовским  и
Л. В. Маурером, 1822, Большой т-р, Петербург), к комедии-водевилю М.  Н.
Загоскина "Деревенский философ" (1823, т-р на  Моховой,  Москва;  та  же
музыка - в комедии-водевиле "Путешествующая тап-цовщица-актриса, или Три
сестры-невесты"  П.  Н.  Арапова,  1824,  Большой  т-р,  Петербург),   к
операм-водевилям А. И. Писарева: "Учитель и ученик,  или  В  чужом  пиру
похмелье" (с Верстовским и  Шольцем,  1824,  т-р  на  Моховой,  Москва),
"Проситель" (те же композиторы и Мих. Ю. Виельгорский,  1824,  там  же),
"Хлопотун, или Дело мастера боится" (с Верстовским,  1824,  Малый  т-р),
"Встреча дилижансов" (с Верстовским, 1825, Большой т-р, Москва), "Забавы
калифа, или Шутки на одни сутки" ( с Верстовским и  Шольцем,  1825,  там
же), "Три десятки, или Новое двухдневное  приключение"  (с  Верстовским,
1825, там же). Для Большого т-ра А., находившийся ко  времени  написания
"Забав калифа" в заключении, написал в 1827  музыку  к  операм-водевилям
Писарева "Две записки,  или  Без  вины  виноват",  "Пастушка,  старушка,
волшебница, или Что нравится женщинам" ( по  Фавару)  (в  обоих  случаях
совм. с Верстовским), к опере-водевилю А. А. Шаховского "Молодая мать  и
жених в 48 лет, или Домашний спектакль", комедии-водевилю Н. А. Шатилова
(по Скрибу и Дюпену) "Нераздельные, или Новое  средство  платить  долги"
(вставные номера-Шольца) и опере-водевилю Н. И. Малышева  (по  Скрибу  и
Варнеру) "Лучший день в  жизни,  или  Урок  богатым  женихам"  (совм.  с
Шольцем и Верстовским). В Петербурге был пост. водевиль Р.  М.  Золотова
(по Дартуа и Эжену) "Утро и  вечер,  или  Ветер  переменился"  (1826)  с
музыкой А, Почти все эти пьесы шли в  обеих  столицах,  а  нек-рые  и  в
провинции. Музыка А. из прежних  водевилей  использовалась  и  в  других
пьесах, в т. ч. водевилях Д. Т. Ленского "Муж и жена" (1830)  и  "Старый
гусар, или Пажи Фридриха II" (1831), шедших  в  Большом  т-ре  (Москва).
Применение наряду с куплетами более  развитых  вок.  форм  и  расширение
при„мов муз.  характеристики  приближают  нек-рые  оперы-водевили  А.  к
комич.  опере  (так,  в  принадлежащем  А.  2-м  акте   "Забав   калифа"
встречаются арии, хоры,  балетный  дивертисмент  и  разв„рнутый  финал).
Увертюры А. к этим пьесам написаны нередко на уровне оперных увертюр.
   А. написал  также  музыку  к  ряду  драм.  спектаклей  Большого  т-ра
(Москва), в т.  ч.  "Виндзорские  кумушки"  Шекспира  (1838),  "Русалка"
Пушкина (1838), "Безумная" по И. И.  Козлову  (1841).  Нет  сведений  об
исполнении его муз.-драм. сцены "Кавказский пленник" по повести  Пушкина
(партитура относится предположительно к 20-м годам, клавираусцуг  А.  И.
Дюбюка издан в 1859). Оперы А. "Аммалат-Бек" по  Бес-тужеву-Марлипскому,
"Волшебная ночь" по комедии "Сон  в  летнюю  ночь"  Шекспира,  "Рыбак  и
русалка, или Злое зелье" (опера-балет) не были поставлены.
   Лит.: Тимофеев Г., А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества, М., 1912;
Штейнпресс Б., Страницы ив жизни А. А. Алябьева, М., 1956; e г о ж e, A.

Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74   75   76   77   78  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия