Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» драматургич. образов. Роли: Улдис, Индулис ("Вей, ветерок!", 1914, "Индулис и Ария" Райниса, 1912), Атвасар ("Глина и фарфор" Григу -лиса, 1947, Ст. пр. 1948), Белугин ("Женитьба Белу-гина" Островского, 1929), Забелин ("Кремл„вские куранты", 1947), Кнуров ("Бесприданница", 1948). , Режисс„рская деятельность А.-Б. тесно связана с развитием латыш. театр. иск-ва. Особенно яркое сце-нич. воплощение в пост. А.-Б. получили пьесы, посв. совр. жизни и прошлому латыш. народа. В этих спектаклях творчески претворены лучшие нац. традиции латыш. т-ра. А.-Б. осуществил пост. пьес: "Илья Муромец" (1928), "Иосиф и его братья" (1956) Райниса, "Сын рыбака" (1949, Ст. пр. 1950) и "J новому берегу" (1954) Лациса, "Земля зел„ная" Упита (1950, Ст. пр. 1951), "Цеплис" Розита (1953) и др. Среди пост. рус. и зап.-европ. классики и совр. драматургии: "Женитьба Белугина" Островского (1929), "Буря" (1927) и "Мера за меру" (1930) Шекспира, "Фуэнте-Овехуна" ("Овечий источник", 1927); "Последние" Горького (1946), "Разлом" (1940), "Человек с ружь„м" (1949) и др. А.-Б.режисс„р большого темперамента, для его творчества характерны монументальные спектакли, в к-рых созданы эмоционально насыщенные, психологически правдивые сценич. образы. А.-Б. ставит также и комедийные спектакли. Ярким колоритом, нар. юмором, музыкальностью отмечен спектакль "Дни портных в Силмачах" Блаумана (1955). Вед„т педагогич. работу (с 1949- профессор театр. ф-та при Гос. консерватории Латв. ССР). Лит.: Zandersons R., Alfreds Amtmanis-Brieditis, [Riga, 1953]; Kundzins К., Pussimts gadu uz skatuves, "Karogs", 1953, ј 11. АМУНДСЕН (Amundsen), Сигне (р. 9. VI. 1899) - норвежская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Осло, Париже и Милане. Впервые выступила на оперной сцене в Осло в 1927. Пела в оперных т-рах Стокгольма, Рима, Неаполя, Турина, Ниццы, Бордо, Антверпена, Монте-Карло, Парижа ("Опера комик") и др. городов. Обладая ярким драматизмом, А. создавала запоминающиеся образы не только на оперной сцене, но и на концертной эстраде. Партии: Аида, Виолетта; Леонора ("Трубадур"), Брунгильда "("Валькирия" Вагнера), Маргарита ("Фауст"), Елена ("Мефистофель" Бойто), Мими ("Богема") и др. В. Ц. . АМУТБАЕВ, Сабир Гадельзянович (р. 1908)- татарский советский акт„р и режисс„р. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1954). В 1929 окончил театр. техникум в Казани. В 1929-35- акт„р Т-ра им. Камала (Казань). В 1935 организовал Мензелинский колх.-совх. т-р, является его бессменным руководителем. Пост. спектакли: "Галия бану" Файзи (1935), "В вороньем гнезде" Ш. Камала (1935), "Банкрот" Г. Камала (1935), "Неписанные законы" (1956), "Корни" (1959) Аминева, "Васса Железнова" (1936), "Коварство и любовь" (1941), "Женитьба" (1952). X. К. АМФИТЕАТР [лат. amphitheatrum, от греч. aliKpieatQov (ap,(pL - с обеих сторон и Oiatgov - зрелище)]-1) древнеримское монументальное здание для публичных зрелищ: бо„в гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений. Развился из греческого т-ра, представляя собой как бы соединение двух т-ров, образующих грандиозное сооружение с эллипсовидной, усыпанной песком ареной посредине. Арену окружала высокая стена - "подий", на к-рой размещались ряды кресел для привилегированных зрителей. За подиумом поднимались кверху 1-2 открытых яруса, завершавшихся крытой кольцевой колоннадой. Крыши у А. не было: зрителей защищал от солнца составной тент - "веларий", натянутый на мачты. Места для зрителей, образующие гигантскую, вытянутую по продольной оси воронку, базировались на системе радиальных стен и на размещ„нных концентрич. кольцами опорных столбах. Прол„ты между опорными столбами перекрывались бетонными сводами, образуя кольцевые галереи, к-рые использовались в качестве фойе и дополнит. переходов. Сообщение между ярусами осуществлялось при помощи радиальных и кольцевых лестниц. В подземельях, под ареной, помещались клетки зверей и сценич. машины. В центр, части арены, очевидно, имелись подъ„мнс-опускные устройства, служившие для театр. эффектов. Древнейший известный нам А. в Помпеях был построен в 70 г. до н. э. и вмещал около 15 тыс. зрителей. Наиболее грандиозным по размерам и совершенным по архитектуре А. был Колизей, сооруж„нный в Риме в 80 г. н. э. (сохранилась лишь часть наружной стены и конструкций). Длина Колизея равнялась 188 м, ширина 156 лс, высота 48,5 м\ длина арены 86 м, ширина 54 м. Предполагается, что он вмещал ок. 50 тыс. зрителей. Сохранились руины А. в Вероне, Арле, Ниме и др. городах Римской империи. 2) В совр. т-ре А. называют места в зрит. зале, расположенные поднимающимися уступами за партером. И. Ф. АМФИТЕАТР В ЛАЗЕЙКАХ (Amfiteatr w Lazienkach) - театральное здание, выстроенное в 1790 под открытым небом в Лазенковском парке в Варшаве 1 по приказу короля Станислава Августа Понятовского. Внешний парапет полукруглого каменного амфитеатра украшают статуи знаменитых драматургов мира. сцена находится на искусственно построенном острове и отделяется от зрителей каналом, наполненным водой. Постоянные декорации представляют собой живописные руины. Амфитеатр вмещает св. 1500 зрителей. В 18 в. здесь ставились оперы и балеты, позже - и драматич. спектакли. В народно-демокра-тич. Польше А. в Л. используется в летнее время для выступлений раг"л. проф. и нар. коллективов. Лит.: Tatarkiewicz W., Lazienki warszawskie, Warsz., 1957, s. 80-88; K o t w i c k i A., Teatr na Wyspie w Lazienkach, "Teatr", 1958, ј 11. АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ - см. Колизей. АМФИТЕАТРОВ (псевдоним-О Id Gentleman), Александр Валентинович [14 (26). XII. 1862-l. III. 1938] - русский писатель-фельетонист, драматург, критик. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1885). Сотрудничал сначала в либеральных изданиях, затем в консервативных "Санкт-Петербургских ведомостях" и "Новом времени" А. С. Суворина; был редактором националистич. газ. "Русская воля". Написал пьесы - "Полоцкое разорение" (1897, моек. Малый т-р), "Отравленная совесть" (1897, петерб. т-р Суворина), "Оруженосец" (1901, петерб. Александрийский т-р), "Чортуш-ка" (1906, петерб. т-р Красова) и др. Много выступал как театральный критик. Критич. статьи А. собраны в сб. "Маски Мельпо-мены" (1911) и "Склон„нные ивы" (1913). После 1920 А. эмигрировал за границу (жил гл. обр. в Италии), заняв враждебную позицию по отношению к СССР. Участвовал в ряде реакц. журналов. А. переводил на рус. яз. пьесы дтал. классиков - Макиавелли ("Мандрагора", 1913), Гольдони ("Комедии", т. 1-2, П.-M., 1922; здесь же помещена статья А.- "Карло Гольдони", стр. 7-107). С о ч.: Пять пьес, СПБ, 1908. Лит.: В. И. Ленин о культуре и искусстве. Сб., М., 1956. АМЭНО УДЗУМЭ - персонаж японской мифологии; богиня театра, музыки и'танца. Древний миф об А. У., исполнившей танец под аккомпанемент Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |