Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 65   66   67   68   69   70   71   72   73  74   75   76   77   78   79   80   81   82   83  » »»

драматургич. образов.  Роли:  Улдис,  Индулис  ("Вей,  ветерок!",  1914,
"Индулис и Ария" Райниса, 1912), Атвасар ("Глина и фарфор" Григу  -лиса,
1947, Ст. пр. 1948), Белугин ("Женитьба Белу-гина"  Островского,  1929),
Забелин ("Кремл„вские куранты", 1947), Кнуров ("Бесприданница", 1948). ,
   Режисс„рская деятельность А.-Б.  тесно  связана  с  развитием  латыш.
театр. иск-ва. Особенно яркое сце-нич. воплощение в пост. А.-Б. получили
пьесы, посв. совр. жизни и прошлому латыш.  народа.  В  этих  спектаклях
творчески претворены лучшие нац. традиции латыш. т-ра. А.-Б.  осуществил
пост. пьес: "Илья Муромец" (1928), "Иосиф и его братья" (1956)  Райниса,
"Сын рыбака" (1949, Ст. пр. 1950) и "J  новому  берегу"  (1954)  Лациса,
"Земля зел„ная" Упита (1950, Ст. пр. 1951), "Цеплис" Розита (1953) и др.
Среди пост. рус. и зап.-европ. классики и совр.  драматургии:  "Женитьба
Белугина" Островского (1929), "Буря" (1927)  и  "Мера  за  меру"  (1930)
Шекспира,  "Фуэнте-Овехуна"  ("Овечий  источник",   1927);   "Последние"
Горького (1946), "Разлом"  (1940),  "Человек  с  ружь„м"  (1949)  и  др.
А.-Б.режисс„р  большого  темперамента,  для  его  творчества  характерны
монументальные  спектакли,  в  к-рых  созданы  эмоционально  насыщенные,
психологически правдивые сценич. образы. А.-Б. ставит также и комедийные
спектакли.  Ярким  колоритом,  нар.   юмором,   музыкальностью   отмечен
спектакль "Дни портных в Силмачах"  Блаумана  (1955).  Вед„т  педагогич.
работу (с 1949- профессор театр. ф-та при Гос. консерватории Латв. ССР).
   Лит.:  Zandersons  R.,  Alfreds  Amtmanis-Brieditis,  [Riga,   1953];
Kundzins К., Pussimts gadu uz skatuves, "Karogs", 1953, ј 11.
   АМУНДСЕН (Amundsen), Сигне (р. 9. VI.  1899)  -  норвежская  артистка
оперы (сопрано). Пению  обучалась  в  Осло,  Париже  и  Милане.  Впервые
выступила на  оперной  сцене  в  Осло  в  1927.  Пела  в  оперных  т-рах
Стокгольма,   Рима,   Неаполя,   Турина,   Ниццы,   Бордо,   Антверпена,
Монте-Карло,  Парижа  ("Опера  комик")  и  др.  городов.  Обладая  ярким
драматизмом, А. создавала запоминающиеся образы  не  только  на  оперной
сцене, но и на  концертной  эстраде.  Партии:  Аида,  Виолетта;  Леонора
("Трубадур"), Брунгильда "("Валькирия"  Вагнера),  Маргарита  ("Фауст"),
Елена ("Мефистофель" Бойто), Мими ("Богема") и др.  В.  Ц.  .  АМУТБАЕВ,
Сабир Гадельзянович (р. 1908)- татарский  советский  акт„р  и  режисс„р.
Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1954). В 1929  окончил  театр.  техникум  в
Казани. В 1929-35- акт„р Т-ра им. Камала (Казань).  В  1935  организовал
Мензелинский колх.-совх. т-р,  является  его  бессменным  руководителем.
Пост. спектакли: "Галия бану"  Файзи  (1935),  "В  вороньем  гнезде"  Ш.
Камала (1935), "Банкрот" Г. Камала (1935), "Неписанные  законы"  (1956),
"Корни" (1959) Аминева, "Васса Железнова" (1936), "Коварство  и  любовь"
(1941), "Женитьба" (1952). X. К.
   АМФИТЕАТР [лат. amphitheatrum, от  греч.  aliKpieatQov  (ap,(pL  -  с
обеих сторон  и  Oiatgov  -  зрелище)]-1)  древнеримское  монументальное
здание для публичных зрелищ:  бо„в  гладиаторов,  травли  диких  зверей,
массовых театрализованных представлений. Развился  из  греческого  т-ра,
представляя собой как бы соединение двух т-ров,  образующих  грандиозное
сооружение с эллипсовидной, усыпанной  песком  ареной  посредине.  Арену
окружала высокая стена - "подий", на к-рой размещались ряды  кресел  для
привилегированных зрителей. За подиумом поднимались кверху 1-2  открытых
яруса, завершавшихся крытой кольцевой колоннадой. Крыши у  А.  не  было:
зрителей защищал от солнца составной  тент  -  "веларий",  натянутый  на
мачты.  Места  для  зрителей,  образующие   гигантскую,   вытянутую   по
продольной оси воронку, базировались на системе  радиальных  стен  и  на
размещ„нных концентрич. кольцами опорных столбах. Прол„ты между опорными
столбами перекрывались бетонными  сводами,  образуя  кольцевые  галереи,
к-рые использовались в качестве фойе и  дополнит.  переходов.  Сообщение
между ярусами осуществлялось при помощи радиальных и кольцевых  лестниц.
В подземельях, под ареной, помещались клетки зверей и сценич. машины.  В
центр, части  арены,  очевидно,  имелись  подъ„мнс-опускные  устройства,
служившие для театр. эффектов.
   Древнейший известный нам А. в Помпеях был построен в 70 г. до н. э. и
вмещал около 15  тыс.  зрителей.  Наиболее  грандиозным  по  размерам  и
совершенным по архитектуре А. был Колизей, сооруж„нный в Риме в 80 г. н.
э. (сохранилась лишь часть наружной стены и конструкций). Длина  Колизея
равнялась 188 м, ширина 156 лс, высота 48,5 м\ длина арены 86 м,  ширина
54 м. Предполагается, что он вмещал ок. 50  тыс.  зрителей.  Сохранились
руины А. в Вероне, Арле, Ниме и др. городах Римской империи.
   2) В совр.  т-ре  А.  называют  места  в  зрит.  зале,  расположенные
поднимающимися уступами за партером. И. Ф.
   АМФИТЕАТР В ЛАЗЕЙКАХ (Amfiteatr w Lazienkach) -  театральное  здание,
выстроенное в 1790 под открытым небом в Лазенковском парке в  Варшаве  1
по приказу короля Станислава Августа Понятовского.
   Внешний парапет полукруглого  каменного  амфитеатра  украшают  статуи
знаменитых драматургов мира. сцена находится на искусственно построенном
острове и отделяется от зрителей каналом, наполненным водой.  Постоянные
декорации представляют собой живописные  руины.  Амфитеатр  вмещает  св.
1500 зрителей. В 18 в.  здесь  ставились  оперы  и  балеты,  позже  -  и
драматич. спектакли. В народно-демокра-тич. Польше А. в Л.  используется
в летнее время для выступлений раг"л. проф. и нар. коллективов.
   Лит.: Tatarkiewicz W., Lazienki warszawskie, Warsz., 1957, s.  80-88;
K o t w i c k i A., Teatr na Wyspie w Lazienkach, "Teatr", 1958, ј 11.
   АМФИТЕАТР  ФЛАВИЕВ  -  см.  Колизей.  АМФИТЕАТРОВ   (псевдоним-О   Id
Gentleman), Александр Валентинович [14 (26). XII. 1862-l. III.  1938]  -
русский писатель-фельетонист, драматург,  критик.  Окончил  юридич.  ф-т
Моск. ун-та (1885). Сотрудничал сначала в либеральных изданиях, затем  в
консервативных "Санкт-Петербургских ведомостях" и "Новом времени" А.  С.
Суворина; был редактором националистич.  газ.  "Русская  воля".  Написал
пьесы - "Полоцкое  разорение"  (1897,  моек.  Малый  т-р),  "Отравленная
совесть" (1897,  петерб.  т-р  Суворина),  "Оруженосец"  (1901,  петерб.
Александрийский т-р), "Чортуш-ка" (1906,  петерб.  т-р  Красова)  и  др.
Много выступал как театральный критик. Критич. статьи А. собраны  в  сб.
"Маски Мельпо-мены" (1911) и "Склон„нные  ивы"  (1913).  После  1920  А.
эмигрировал за границу (жил гл. обр. в Италии), заняв враждебную позицию
по отношению к СССР. Участвовал в ряде реакц. журналов. А. переводил  на
рус. яз.  пьесы  дтал.  классиков  -  Макиавелли  ("Мандрагора",  1913),
Гольдони ("Комедии", т. 1-2, П.-M., 1922; здесь же помещена  статья  А.-
"Карло Гольдони", стр. 7-107).
   С о ч.: Пять пьес, СПБ, 1908.
   Лит.: В. И. Ленин о культуре и искусстве. Сб., М., 1956.
   АМЭНО УДЗУМЭ - персонаж японской  мифологии;  богиня  театра,  музыки
и'танца. Древний миф об  А.  У.,  исполнившей  танец  под  аккомпанемент

Страницы: «« « 65   66   67   68   69   70   71   72   73  74   75   76   77   78   79   80   81   82   83  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия