Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 71   72   73   74   75   76   77   78   79  80   81   82   83   84   85   86   87   88   89  » »»

паперть, где возводились спец. декорац. сооружения.  Присущие  литургич.
драме элементы клоунады (связанные с изображением дьявола) противоречили
торжественности церк. обряда и вызвали в 1210 папский эдикт, запрещавший
духовным  лицам  участвовать  в  спектаклях.  Организация  представлений
перешла в руки средневековых гильдий и ремесленных цехов (под  контролем
духовных властей), а сами представления  были  перенесены  из  храма  на
городскую  площадь.  Так  было  положено  начало   нар.   мистериальному
средневековому  т-ру,  достигшему   высшего   развития   в   14-15   вв.
Постановлением  Венского  собора  католич.  церкви  в  1311  для  театр.
празднеств был выделен один день в году - день праздника "тела Христова"
(в июне месяце).  Мистерии,  тексты  к-рых  писались  духовными  лицами,
охватывали важнейшие эпизоды  т.  н.  "священного  писания"  и  в  целом
составляли грандиозную инсценировку  легендарной  истории  мира  от  его
сотворения до мифов о Христе. Профессиональных  акт„ров  не  было,  роли
исполняли любители. Каждому цеху поручалось представление одного эпизода
(так, напр., пьесу о всемирном потопе играл  цех  плотников,  к-рый  мог
изготовить Ноев ковчег; цех виноделов ставил "Брак в Канне  Галилейской"
и  т.  д.).  Костюмы  и  реквизит  изготовлялись  мастеровыми  за   сч„т
общецеховых средств. Каждая группа исполнителей владела своим  педжентом
-  высоким  помостом,  установленным  на  повозку.  Под   помостом   (за
занавесками)  одевались  акт„ры,  на  помосте  они  играли.  Празднество
открывалось процессией всех педжентов, на к-рых размещались  исполнители
в  костюмах  и  гриме.  На   другой   день   происходило   представление
коллективной мистерии, во время  к-рой  педженты  давали  представления,
передвигаясь в определ„нной последовательности с улицы на улицу.
   Другой метод постановки мистерий, где перемещались уже не  акт„ры,  а
зрители, наз. постановкой "В круге". В этом случае мистерия  исполнялась
на окруж„нной  амфитеатром  большой  площадке  или  же  за  городом,  на
открытой поляне.  Зрители  обходили  расположенные  по  кругу  "домики",
обозначавшие определ„нное место действия отдельных эпизодов мистерии. "В
круге" первоначально ставился  и  другой  характерный  для  Англии  жанр
средневековой драмы - моралите. Впоследствии (с 15 в.)  моралите  начали
исполнять в закрытых помещениях.
   Разложение феодализма в Англии и рост  городов  (14-16  вв.)  создали
условия для появления в конце 16 в. профессионального А. т. Его развитие
было обусловлено возникновением светской драматургии, явившейся  в  свою
очередь результатом эволюции бытовых сцен мистериального т-ра. В  16  в.
возникло  несколько  бродячих  трупп,  пополнявшихся   из   числа   слуг
разорявшихся феодалов и подмастерьев обедневших гильдий, обладавших  уже
известным сценич. опытом, почерпнутым из  участия  в  пост.  мистерий  и
моралите. Эти труппы, исполнявшие как светские пьесы,  так  и  моралите,
состояли обычно из 5-6 чел. Каждый акт„р  играл  в  одном  спектакле  по
нескольку ролей. Представления происходили преим. во дворах гостиниц.  В
одном конце двора, у стены, строился  помост,  служивший  сценой.  Часть
публики стояла во дворе,  другая  -  располагалась  на  крытой  галерее,
проходившей вдоль наружной стены здания гостиницы, на уровне  бельэтажа.
Спектакли во дворах определили впоследствии планировку первых  пост.  А.
т. Для  защиты  от  законов  против  бродяжничества,  установленных  при
Генрихе VIII и Елизавете, акт„ры  прибегали  к  покровительству  знатных
лиц, к-рые записывали их в состав своей челяди. Соответственно и  труппы
стали именоваться по имени своего покровителя: "Слуги королевы",  "Слуги
графа Лестера", "Слуги лорда-адмирала", "Слуги лорда-камергера" (труппа,
в к-рой состоял Шекспир) и т. д. Для публичных представлений требовалось
спец.  разрешение  (патент),  выдававшееся  придворным   "распорядителем
уве.селений" (должность учреждена в 1545) - цензором. С 1606  цензорские
функции перешли к лорду-камергеру (министру двора).
   Конец 16- нач. 17 вв.- "золотой век"  А.  т.  Гума-нистич.  идеология
эпохи Возрождения  послужила  основой  развития  новой  драматургии  (К.
Марло, Р. Грин, Т. Кид, Дж. Лили, Шекспир, Б. Джонсон,  Ф.  Бомонт,  Дж.
Флетчер и др.). Тесно связанная с жизнью народа, выросшая на  подмостках
общедоступного демократич. т-ра, англ. драма эпохи  Возрождения,  будучи
реалистич. в сво„м существе, выражала вместе с тем и романтику эпохи, е„
авантюрный  дух.  Внимание  драматургов  к  развитию  личности   оказало
огромное влияние на акт„рское иск-во, центральной задачей  к-рого  стало
изображение человека во вс„м богатстве его индивидуальных особенное! ей.
В эту эпоху существовало  3  вида  А.  т.:  городской  любительский  т-р
ремесленников, дававший представления мистерий и новых  "светских"  пьес
(такое представление пародийно изобразил Шекспир в комедии "Сон в летнюю
ночь"); "школьный", любительский  т-р  при  ун-тах,  колледжах,  юридич.
школах, где ставились спектакли сначала на латинском, а потом  на  англ.
яз.; наконец, т-р  профессиональный,  вс„  более  вытеснявший  оба  типа
любительских т-ров.
   Попытки проф. т-ра  закрепиться  в  столице  встретили  оппозицию  со
стороны пуританских властей, воспретивших строительство постоянных т-ров
в  черте  города.  В  результате  этого  "публичные"  т-ры  возникали  в
предместьях Лондона - к  северу  от  городской  черты  или  к  югу,  "за
Темзой". В 1576 акт„р  Дж.  Б„рбедж  построил  для  своей  труппы  спец.
здание, названное им "Театр". Вскоре возводятся здания т-ров  "Куртина))
(1577), "Роза"  (1587),  "Лебедь"  (1596),  "Глобус"  (1599),  "Фортуна"
(1600) и др. Эти и подобные им открытые общедоступные т-ры  представляли
собой помещения, огороженные высокой стеной, без крыши.  Основная  масса
зрителей  стояла  в  партере  (земляной  пол)  и  на   ярусах   галереи.
Аристократы сидели на низких тр„хногих табуретках по бокам сцены.  Сцена
т-ра  примыкала  к  задней  стене  здания.  Над  е„   глубинной   частью
возвышалась верхняя сце-нич. площадка,  т.  н.  "галерея",  а  еще  выше
находился "домик" - строение с одним  окном.  Т.  о.,  имелось  4  места
действия: просцениум, глубоко вдававшийся в зрительный зал и  окруж„нный
публикой с тр„х сторон (на н„м разыгрывалась  большая  часть  действия);
глубинная сцена, или род ниши, под галереей,  к-рая  могла  быть  скрыта
занавесом (здесь разыгрывались сцены, происходившие во внутренних покоях
замка, в пещерах и т. п.); верхняя сцена,  или  галерея  (использовалась
обычно для изображения крепостной стены или балкона, напр.  в  "Ромео  и
Джульетте"), и "домик", в окне к-рого, как в амбразуре стены или  башни,
могли показываться акт„ры.
   Декораций в А. т. эпохи  Возрождения  почти  не  было,  зато  костюмы
отличались большой  роскошью.  Место  действия  обозначалось  отдельными
аксессуарами (трон обозначал королевский дворец, стол -  таверну,  и  т.
п.). Иногда место действия определял  только  авторский  текст  (монолог
Лоренцо в 5-м акте "Ромео и Джульетты").  Труппы  А.  т.,  как  правило,
состояли из 15 акт„ров. Женщин-актрис в  т-рах  не  было.  Роли  молодых

Страницы: «« « 71   72   73   74   75   76   77   78   79  80   81   82   83   84   85   86   87   88   89  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия