|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 » »» деятельность; пела во мн. странах мира (в т. ч. в СССР, 1935). На
оперной сцене А. дебютировала в 1955 в роли Ульрики в. опере
"Бал-маскарад" Верди. Была первой негритянской певицей, выступавшей в
т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Обладает голосом большой широты и
выразительности, яркой музыкальностью, исполняет различные по характеру
и стилю произв.: от нар. негритянских песен до произв. Баха, Бетховена,
Брамса, Малера, Чайковского, Гершвина и др. композиторов.
Лит. с о ч.: My Lord, what a morninff, N. Y., 1956.
Лит.: V e h a n e n K., Marian Andersen ..., N. Y., 1941. Л. М.
АНДЕРСОН (Andersson), Франс (р. 23. V. 1911) - датский артист оперы
(баритон). Пению обучался в Копенгагене у В. Херольда и В. Линке. С 1941
А.- солист Королевской оперы в Копенгагене. Один из ведущих певцов
Дании. Партии: Краун ("Порги и Бесс" Гершвина), Дон Жуан (о. п.
Моцарта), Форд ("Фальстаф" Верди) и др. Ы. Г.
Г
АНДЕРСОН (Andersson), Эйнар (р. 13. VII. 1909) - шведский артист
оперы (лирич. тенор). Учился в Стокгольмской муз. академии у С.
Сван-хольма. Впервые выступил на оперной сцене в 1938 в Стокгольме. С
1939 А.- солист Королевской оперы (Стокгольм). Партии: Алладин (о. п.
Аттерберга), Феррандо ("Так поступают все" Моцарта), Альфред, Ричард
("Травиата", "Бал-маскарад" Верди); Кавара-досси ("Тоска"), Фауст;
Григорий ("Борис Годунов"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Ленский и
др. А.- один из лучших лирич. теноров швед. оперы. В 1958 гастролировал
в СССР. Лауреат междунар. конкурса вокалистов в Вене (1938).
Лит.: N у b 1 о m Т., Einar Andersson, вкн.:Пе nya herra-na, Stockh.,
1945. pp. 121-126. Я. Г.
АНДЖАПАРИДЗЕ, Вера (Верико) Ивлиановна Гр. 23. IX (6. X). 1900] -
грузинская советская актриса. Нар. арт. СССР (1950). Род. в Кутаиси в
семье нотариуса. Училась в драм. студии Айдарова в Москве (1916-17) и Г.
Джабадари в Тбилиси (1918- 1920). В 1920-26- актриса Т-ра им.Руставели
(Тбилиси), в 1926-28- груз. Батумско-го т-ра и Рабочего т-ра в Тбилиси.
В 1932-33 работала в моек. Реалистич. т-ре. Сыграла роль матери в пьесе
"Мать" по Горькому. С 1938-актриса Т-ра им. Марджанишвили в Тбилиси
(1957-59- руководитель т-ра). А.- одна из основоположников сов. груз.
т-ра. Ученица и последовательница К. А. Марджанишвили. Исполнительница
трагедийных и драматич. ролей, актриса яркой творческой
индивидуальности, она создала психологически глубокие образы. Игра А.
отличается тонким лиризмом, ч„ткостью сценич. рисунка, филигранной
отделкой деталей. А. обладает высоким мастерством, большой сценич.
культурой, в е„ творчестве получили развитие реалистич. и романтич.
традиции груз. т-ра. Роли в нац. драматургии: Лиз ("Дурач„к" Шиукшпвили,
1921), Гинатре ("Гурия Ниношвили" Дадиани, 1934), Цабу ("Из искры"
Дадиани, 1937), Айше ("Зависть" Вакели, 1938), Дареджан ("Повесть о них"
Габескирия, 1939), Джа-вара ("Изгнанник" Важа Пшавела, 1945), Маквала
("Пастырь" по Казбеги, 1948), Дареджан ("Его звезда" Мосашвили, 1951,
Ст. пр. 1952). В классич. и переводной драматургии - Офелия (1925);
Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкора, 1929), Дездемона (1932); Графиня
("Женитьба Фигаро", 1937), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира,
1951), Женя ("Дал„кое" Афиногенова, 1936), Королева ("Рюи Блаз" Гюго,
1941), Лариса ("Бесприданница", 1944), Маргарита ("Маргарита Готье"
("Дама с камелиями") Дюма-сына, 1940],Джес-си ("Русский вопрос", 1947),
Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты, 1949), Мехмене Бану ("Легенда о
любви" Назыма Хикмета, 1954), Мария Стюарт(1955);
Бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны, 1957).
С 1923 снималась в кино: княгиня Бараташвили ("Арсен", 1937), Русудан
("Георгий Саакадзе", Ст. пр. 1943, 1946), мать Ганса ("Падение Берлина",
2-я серия, 1949), Отарова вдова (в одноим. фильме, 1957) и др.
Занималась педагогич. работой в Тбилисском ин-те и студиях.
Лит.: Оленин А., Народная артистка Союза ССР Верико Анджапаридзе, М.,
1952; Гугушвили Э. и Джанелидзе Д., Грузинский государственный
драматический театр им. Котэ Марджанишвили, Тб., 1958.
Лит.: о CQ Ь u о d о 'Э., ЗО0 QO" orao(wobo, 1956;
330Jcn oSuouod, (дадо, 'ЗдсрЗОос"00 ' ur] Д '9 d " Ь Эо, oaoobp,
1957. Г. Б.
"АНДЖЕЛО"-опера Ц. Кюи, либр. В. Буренина по драме В. Гюго. Пост. 1
февр. 1876, Мариинский т-р (Анджело - Палечек, Катарина - Рааб, Тизба -
Каменская, Родольф - Орлов, Галеофа - Мельников, Асканио - Васильев 1-й,
Дафна - Шредер; дириж„р - Направник, реж. Кондратьев). Впервые в Москве4
янв. 1901, Большой т-р (Анджело- Трезвинский, Катарина - Салина, Галеофа
- Шаляпин, Тизба - Азерская, Асканио - Цветков, Родольф - Клементьев;
дириж„р-Альтани). Возобновлена в Мариинском т-ре в 1910 (Анджело -
Филиппов, Катарина - Больска, Тизба - Петренко, Родольф - Большаков,
Галеофа - Смирнов, Асканио-Григорович, Дафна-Дювернуа;
дириж„р-Направник). Издания.-"А", СПБ, Бессель, 1876. fJ Jn
АНДЖОЛИНИ (Angiolini), Гаспаро (1731, Флореть ция,- 5. II. 1803,
Милан) - итальянский балетмейстер, артист балета, либреттист и
композитор. Род. в театр. семье, первоначальное хореографич. образование
получил у своего отца Франческо А. В 1747-50 в Венеции состоялись первые
выступления А. в пантомимных ролях. В 1757 в Турине поставил первые
небольшие балетные представления на музыку Р. Джоаннетти. Позднее под
руководством Ф. Хилъ-фердинга углубил свои познания по теории и практике
пантомимного балета и начал работу над т. н. "действенным танцем" (па
д'аксъон). А. утверждал на сцене героич., трагедийный балет. Он считал,
что в балете внутренняя жизнь героя должна раскрываться во
взаимодействии танца, пантомимы и музыки. В 1759-66 работал в Вене как
танцовщик и балетмейстер. Здесь сблизился с X. Глюком и
поэтом-либреттистом Р. Кальцабиджи, по либретто к-рого Глюк сочинил
музыку к пантомимным балетам, а их первую постановку осуществил А.: "Дон
Жуан" (1761), "Семирамида" (по Вольтеру, 1765). Балет
"Дон Жуан", в к-ром А. исполнял заглавную партию, был первым трагич.
пантомимным балетом и имел большой успех. А. предпослал программе "Дон
Жуана" предисловие, носившее характер манифеста пантомимного балета.
Свои теоретические взгляды А. выразил в полемике с Ж. Ж. Новером о путях
развития действенного танца ("Письма к Новеру о пантомимных балетах
древних", 1765) и в предисловиях к либретто балетов "Семирамида"
("Рассуждения о пантомимных балетах древних", 1765) и "Оставленная
Дидона" (1766). В 1766 А. впер-вые посетил Россию, где пробыл до 1772,
затем был в 1776-79 и 1782-86. А. ставил балетные спектакли в Москве и
Петербурге: "Александр" Глюка (1767, Москва), "Семи-ра" (1772, муз. и
либретто А. по одноим„нной трагедии А. Сумарокова, Петербург), "Ариадна
Страницы: «« « 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |