Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 79   80   81   82   83   84   85   86   87  88   89   90   91   92   93   94   95   96   97  » »»

деятельность; пела во мн. странах мира  (в  т.  ч.  в  СССР,  1935).  На
оперной  сцене  А.  дебютировала  в  1955  в  роли  Ульрики   в.   опере
"Бал-маскарад" Верди. Была первой негритянской  певицей,  выступавшей  в
т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Обладает голосом большой широты  и
выразительности, яркой музыкальностью, исполняет различные по  характеру
и стилю произв.: от нар. негритянских песен до произв. Баха,  Бетховена,
Брамса, Малера, Чайковского, Гершвина и др. композиторов.
   Лит. с о ч.: My Lord, what a morninff, N. Y., 1956.
   Лит.: V e h a n e n K., Marian Andersen ..., N. Y., 1941. Л. М.
   АНДЕРСОН (Andersson), Франс (р. 23. V. 1911) - датский  артист  оперы
(баритон). Пению обучался в Копенгагене у В. Херольда и В. Линке. С 1941
А.- солист Королевской оперы  в  Копенгагене.  Один  из  ведущих  певцов
Дании. Партии:  Краун  ("Порги  и  Бесс"  Гершвина),  Дон  Жуан  (о.  п.
Моцарта), Форд ("Фальстаф" Верди) и др. Ы. Г.
   Г
   АНДЕРСОН (Andersson), Эйнар (р. 13.  VII.  1909)  -  шведский  артист
оперы  (лирич.  тенор).  Учился  в  Стокгольмской  муз.  академии  у  С.
Сван-хольма. Впервые выступил на оперной сцене в 1938  в  Стокгольме.  С
1939 А.- солист Королевской оперы (Стокгольм). Партии:  Алладин  (о.  п.
Аттерберга), Феррандо ("Так поступают  все"  Моцарта),  Альфред,  Ричард
("Травиата",  "Бал-маскарад"  Верди);  Кавара-досси  ("Тоска"),   Фауст;
Григорий ("Борис Годунов"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Ленский и
др. А.- один из лучших лирич. теноров швед. оперы. В 1958  гастролировал
в СССР. Лауреат междунар. конкурса вокалистов в Вене (1938).
   Лит.: N у b 1 о m Т., Einar Andersson, вкн.:Пе nya herra-na, Stockh.,
1945. pp. 121-126. Я. Г.
   АНДЖАПАРИДЗЕ, Вера (Верико) Ивлиановна Гр. 23. IX  (6.  X).  1900]  -
грузинская советская актриса. Нар. арт. СССР (1950). Род.  в  Кутаиси  в
семье нотариуса. Училась в драм. студии Айдарова в Москве (1916-17) и Г.
Джабадари в Тбилиси (1918- 1920). В 1920-26- актриса  Т-ра  им.Руставели
(Тбилиси), в 1926-28- груз. Батумско-го т-ра и Рабочего т-ра в  Тбилиси.
В 1932-33 работала в моек. Реалистич. т-ре. Сыграла роль матери в  пьесе
"Мать" по Горькому. С 1938-актриса  Т-ра  им.  Марджанишвили  в  Тбилиси
(1957-59- руководитель т-ра). А.- одна из  основоположников  сов.  груз.
т-ра. Ученица и последовательница К. А.  Марджанишвили.  Исполнительница
трагедийных   и    драматич.    ролей,    актриса    яркой    творческой
индивидуальности, она создала психологически глубокие  образы.  Игра  А.
отличается  тонким  лиризмом,  ч„ткостью  сценич.  рисунка,  филигранной
отделкой деталей.  А.  обладает  высоким  мастерством,  большой  сценич.
культурой, в е„ творчестве  получили  развитие  реалистич.  и  романтич.
традиции груз. т-ра. Роли в нац. драматургии: Лиз ("Дурач„к" Шиукшпвили,
1921), Гинатре ("Гурия  Ниношвили"  Дадиани,  1934),  Цабу  ("Из  искры"
Дадиани, 1937), Айше ("Зависть" Вакели, 1938), Дареджан ("Повесть о них"
Габескирия, 1939), Джа-вара ("Изгнанник" Важа  Пшавела,  1945),  Маквала
("Пастырь" по Казбеги, 1948), Дареджан ("Его  звезда"  Мосашвили,  1951,
Ст. пр. 1952). В классич. и  переводной  драматургии  -  Офелия  (1925);
Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкора, 1929), Дездемона (1932); Графиня
   ("Женитьба Фигаро", 1937), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира,
1951), Женя ("Дал„кое" Афиногенова, 1936), Королева  ("Рюи  Блаз"  Гюго,
1941), Лариса  ("Бесприданница",  1944),  Маргарита  ("Маргарита  Готье"
("Дама с камелиями") Дюма-сына, 1940],Джес-си ("Русский вопрос",  1947),
Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты, 1949), Мехмене Бану ("Легенда о
любви" Назыма Хикмета, 1954), Мария Стюарт(1955);
   Бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны, 1957).
   С 1923 снималась в кино: княгиня Бараташвили ("Арсен", 1937), Русудан
("Георгий Саакадзе", Ст. пр. 1943, 1946), мать Ганса ("Падение Берлина",
2-я  серия,  1949),  Отарова  вдова  (в  одноим.  фильме,  1957)  и  др.
Занималась педагогич. работой в Тбилисском ин-те и студиях.
   Лит.: Оленин А., Народная артистка Союза ССР Верико Анджапаридзе, М.,
1952;  Гугушвили  Э.  и  Джанелидзе   Д.,   Грузинский   государственный
драматический театр им. Котэ Марджанишвили, Тб., 1958.
   Лит.: о CQ Ь u о d о 'Э., ЗО0 QO" orao(wobo, 1956;
   330Jcn oSuouod, (дадо, 'ЗдсрЗОос"00 ' ur] Д '9  d  "  Ь  Эо,  oaoobp,
1957. Г. Б.
   "АНДЖЕЛО"-опера Ц. Кюи, либр. В. Буренина по драме В. Гюго.  Пост.  1
февр. 1876, Мариинский т-р (Анджело - Палечек, Катарина - Рааб, Тизба  -
Каменская, Родольф - Орлов, Галеофа - Мельников, Асканио - Васильев 1-й,
Дафна - Шредер; дириж„р - Направник, реж. Кондратьев). Впервые в Москве4
янв. 1901, Большой т-р (Анджело- Трезвинский, Катарина - Салина, Галеофа
- Шаляпин, Тизба - Азерская, Асканио - Цветков,  Родольф  -  Клементьев;
дириж„р-Альтани). Возобновлена в  Мариинском  т-ре  в  1910  (Анджело  -
Филиппов, Катарина - Больска, Тизба -  Петренко,  Родольф  -  Большаков,
Галеофа     -     Смирнов,      Асканио-Григорович,      Дафна-Дювернуа;
дириж„р-Направник). Издания.-"А", СПБ, Бессель, 1876. fJ Jn
   АНДЖОЛИНИ (Angiolini), Гаспаро (1731,  Флореть  ция,-  5.  II.  1803,
Милан)  -  итальянский  балетмейстер,  артист   балета,   либреттист   и
композитор. Род. в театр. семье, первоначальное хореографич. образование
получил у своего отца Франческо А. В 1747-50 в Венеции состоялись первые
выступления А. в пантомимных ролях. В  1757  в  Турине  поставил  первые
небольшие балетные представления на музыку Р.  Джоаннетти.  Позднее  под
руководством Ф. Хилъ-фердинга углубил свои познания по теории и практике
пантомимного балета и начал работу над т. н.  "действенным  танцем"  (па
д'аксъон). А. утверждал на сцене героич., трагедийный балет. Он  считал,
что  в  балете   внутренняя   жизнь   героя   должна   раскрываться   во
взаимодействии танца, пантомимы и музыки. В 1759-66 работал в  Вене  как
танцовщик   и   балетмейстер.   Здесь   сблизился   с   X.   Глюком    и
поэтом-либреттистом Р. Кальцабиджи,  по  либретто  к-рого  Глюк  сочинил
музыку к пантомимным балетам, а их первую постановку осуществил А.: "Дон
Жуан" (1761), "Семирамида" (по Вольтеру, 1765). Балет
   "Дон Жуан", в к-ром А. исполнял заглавную партию, был первым  трагич.
пантомимным балетом и имел большой успех. А. предпослал  программе  "Дон
Жуана" предисловие, носившее  характер  манифеста  пантомимного  балета.
Свои теоретические взгляды А. выразил в полемике с Ж. Ж. Новером о путях
развития действенного танца ("Письма  к  Новеру  о  пантомимных  балетах
древних",  1765)  и  в  предисловиях  к  либретто  балетов  "Семирамида"
("Рассуждения о  пантомимных  балетах  древних",  1765)  и  "Оставленная
Дидона" (1766). В 1766 А. впер-вые посетил Россию, где пробыл  до  1772,
затем был в 1776-79 и 1782-86. А. ставил балетные спектакли в  Москве  и
Петербурге: "Александр" Глюка (1767, Москва), "Семи-ра"  (1772,  муз.  и
либретто А. по одноим„нной трагедии А. Сумарокова, Петербург),  "Ариадна

Страницы: «« « 79   80   81   82   83   84   85   86   87  88   89   90   91   92   93   94   95   96   97  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия