Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»

развитию комедийно-фарсового жанра драматургии и т-ра. Большое  развитие
получила в А. т. 18 в. также пантомима, истоки к-рой  восходят  к  итал.
комедии дель арте, известной в Англии через гастрол„ров со  второй  пол.
16 в. Первая англ.  пантомима  "Трактирные  плуты"  была  пост.  в  т-ре
"Друри-Лейн" в 1702. С 1716 благодаря деятельности Дж. Уивера, Т„рмонд и
Дж.  Рича  пантомима  занимает  значит,  место  в  репертуаре   А.   т.,
способствуя развитию акт„рского иск-ва и постановочной культуры (в т. ч.
декорационного иск-ва).
   На протяжении всего 18  в.  в  Лондоне  сохранялась  монополия  т-ров
"Друри-Лейн" (с 1663) и "Ковент-Гарден" (с 1732).  Вместе  с  тем  здесь
возникали  также  и   др.   т-ры,   напр.   "Гудменс-Филдс"   (1729-42).
Основывались т-ры и в др. больших городах Англии, Шотландии и  Ирландии.
Провинция становилась источником пополнения  столичных  сцен  даровитыми
акт„рами. Наряду с театр. антрепризами существовали также т-ры, носившие
характер паевых товариществ, к-рые, однако,  существенно  отличались  от
подобных компаний эпохи Возрождения. В 18 в. гл. пайщик, владеющий более
чем половиной паев, являлся полноправным распорядителем т-ра. Такими гл.
пайщиками были, напр., акт„р Гаррик и  драматург  Шеридан,  руководившие
т-ром "Друри-Лейн" (первый с 1747 по 1776, второй - с 1776 по  1809).  К
18 в. относится возникновение англ. драматич. критики, игравшей  большую
роль в развитии А. т. (критики допускались в т-ры и  на  репетиции,  где
они давали советы участникам спектакля).
   Начало 18 в. отмечено деятельностью акт„ров клас-сицистич. школы  Дж.
Бутса, Р. Уилкса  и  др.;  середина  18  в.-  Дж.  Куина.  В  комедийном
репертуаре первой пол. 18 в. выдвинулись  К.  Сиббер  и  А.  Олдфилд.  К
середине 18 в.  относится  деятельность  К.  Клайв,  П.  Уоффингтон,  Ч.
Маклина.
   Крупнейшим деятелем театр. иск-ва в  эпоху  Просвещения  был  великий
англ. акт„р 18 в. Д. Гаррик.
   Его борьба за  просветительский  репертуар,  поражавшая  простотой  и
психологич.  глубиной  игра,  деятельность  по  формированию  образцовой
труппы  и  воспитанию  акт„ров,  реформы  в  -области  режиссуры   имели
важнейшее значение для утверждения  реализма  в  сценич.  иск-ве  18  в.
(Гаррик  окончательно  изгнал  публику  со  сцены,  вв„л   ряд   технич.
усовершенствований, напр. сделал источники сценич. освещения не видимыми
для публики).
   Развитию декорационного иск-ва в 18 в. способствовал Ф. Ж.  Лутербур.
Однако до конца 18 в. акт„ры продолжали  играть  в  совр.  или  условных
театр. костюмах.
   Крупнейшими англ. акт„рами конца 18- нач. 19 вв. были Дж. Кембл и его
сестра С. Сиддонс - мастера  монументального  трагического  стиля.  Если
первый был во многом еще связан с  традициями  классицизма,  то  Сиддонс
осталась в истории А. т. как одна из самых выдающихся  актрис  благодаря
органическому  сочетанию  блестящей   декламационной   манеры   речи   с
искренностью чувств и страстей воплощаемых ею персонажей.
   19  в.  отмечен  падением  репертуара  А.  т.   Трагедии   крупнейших
поэтов-романтиков - Байрона,  Шелли,  на  сценах  не  утвердились.  Т-ры
ставили преим. мелодрамы и фарсы. Среди репертуарных пьес середины 19 в.
лишь  драмы  Э.  Булвер-Литтона  и   Т.   Робертсона   имели   некоторые
художественные достоинства. Раз- витие т-ра  было  связано  гл.  обр.  с
пост. классич. и переводной драматургии. В нач. 19 в. в А.  т.  получает
развитие романтич. направление, связанное с деятельностью Э.  Кипа.  Его
игра,  исполненная  мощи  и  огня,   свободная   от   сковывающих   норм
классицизма, по-своему отражала романтический культ выдающейся личности,
не приемлющей косности и фальши англ. общества.
   После отмены монополии "Друри-Лейн" и "Ко-вент-Гарден" (1843)  т.  н.
"малые"  т-ры,  специализировавшиеся  до  этого  на  муз.   и   цирковых
представлениях, бурлесках, "водных пантомимах" и т. д.,  получили  право
постановки пьес любого жанра.  В  Лондоне  было  построено  неск.  новых
театр. зданий, количество т-ров значительно  возросло,  появились  новые
актеры и режисс„ры: Э. Мэтъюс, У. Макреди, Ч. Кин, позднее - Г. Ирвинг и
Э. Терри. Артистка балета, оперы и драмы, первая женщина-режисс„р  в  А.
т., Вестрис в созданном ею т-ре  "Олимпик"  и  в  др.  т-рах  добивалась
сценич. ансамбля, реалистич. показа жизни простых людей,  естественности
в игре артистов. Макреди на сценах т-ров "Ковент-Гарден" и  "Друри-Лейн"
первый  восстановил  не  искаж„нные  переделками  тексты  Шекспира,  был
зачинателем борьбы  за  историзм  в  сценическом  оформлении,  стремился
ставить лучшие из пьес совр. авторов. Ч. Кин, возглавлявший в  50-е  гг.
19 в. т-р "Принсесс", осуществил серию пост.  пьес  классич.  репертуара
(гл. обр. Шекспира), отличавшихся историч. точностью  оформления,  общей
слаженностью  ансамбля,  разработкой  массовых   сцен,   но   чрезмерной
громоздкостью. Мн. черты, присущие режисс„рской  деятельности  Ч.  Кина,
получили дальнейшее развитие в творчестве Ирвинга и Терри на сцене  т-ра
"Лицеум".  Уход  от  тем  современности  принял  у  Ирвинга  программный
характер. Его пост. классич. пьес отличались академизмом и  декоративной
пышностью. Вместе с тем высокая культура спектаклей  Ирвинга  определила
их значение для развития нац. иск-ва.  Рационалистичность  игры  Ирвинга
искупалась  глубиной  замысла,  умением  акт„ра   раскрыть   философскую
сущность роли, тщательной отработкой сценич. деталей. Иск-во Терри  было
более непосредственным и эмоциональным.
   В конце 19 в. на А. т. значит, влияние  оказывает  европ.  реалистич.
драматургия (в частности, пьесы
   Ибсена) и движение "свободных т-ров",  доследовавших  аримеру  франц.
т-ра Антуана. Новым требованиям к еценич. иск-ву  в  наибольшей  степени
отвечала драматургия Б. Шоу и Дж. Голсуорси. В  1891  критик  Дж.  Грейн
основал  в  Лондоне  т.  н.  "Независимый   театр",   пропагандировавший
драматургию Шоу, Ибсена и др. За "Независимым т-ром"  последовали:  "Т-р
нового века", "Общество литературного т-ра", "Олд Вик" (1894) и др.
   Большое  значение  в  утверждении  еценич.  реализма  имел  в  первое
десятилетие 20 в. т-р "Корт", возглавлявшийся X. Гренвилл-Варкером и Дж.
Ведренном. Здесь ставились пьесы Шоу, Ибсена,  Гренвилл-Бар-кера  и  др.
Реалистич. характер носила и режисс„рская деятельность А.  Э.  Хорнимен,
возглавлявшей в 1908-21 "Гейети т-р" в Манчестере.  С  целью  пропаганды
значительных драм. произведений передовые деятели А.т. учредили  в  1899
"Сценическое общество", закрытые  спектакли  к-рого  миновали  цензурные
запреты. Здесь впервые в Англии  были  пост.  произв.  Л.  Н.  Толстого,
Чехова,  Горького,  влияние  к-рых  на  А.  т.  усиливается  особенно  в
последние  десятилетия   (1950-60-е   гг.).   Многие   т-ры   реалистич.
направления, просуществовав несколько сезонов, как правило,  закрывались
из-за отсутствия гос. и общественной материальной поддержки.

Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия