Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 81   82   83   84   85   86   87   88   89  90   91   92   93   94   95   96   97   98   99  » »»

собственную труппу - Т-р Андреади. Лучшие образы, созданные  А.  в  этом
театре,- Катарина ("Укрощение строптивой"), Нора; Гедда ("Гедда  Габлер"
Ибсена),   Мадам   Сан-Жен   (о.   п.   Сарду)-характеризуются   тонкой,
психологической, проникновенной манерой исполнения, изяществом  внешнего
рисунка роли. А. выступает также как режисс„р. Ей  принадлежит  одна  из
первых пост. советских пьес в Греции "Дальняя дорога" Арбузова (1936). С
конца 40-х и в 50-е гг. А. играет в пьесах греч. драматургов Д. Псатаса,
Г. Руссоса. В то же время в е„ репертуаре значит. место занимают роли  в
произв. совр. бульварной драматургии. Д. С.
   АН1П‚ЕВ, Василий Васильевич [3 (15). 1.1861- 26. XII. 1918] - русский
композитор, виртуозна  балалайке.  Организатор  и  руководитель  первого
оркестра русских нар. инструментов. С большим  успехом  концертировал  в
России и за  границей  (Франция,  Германия,  Англия,  США,  Канада).  По
инициативе А. была усовершенствована балалайка и организованы многочисл.
оркестры  нар.  инструментов.  С  ноября  1917  А.  со  своим  оркестром
гастролировал  в  различных  городах  Советской  республики,   устраивал
концерты для бойцов Красной Армии. А.- автор ок.  40  произв.  для  рус.
нар. оркестра и балалайки, в т. ч. вальсов и др.  Именем  А.  после  его
смерти был назван основанный им оркестр нар. инструментов (Ленинград).
   Лит.: Чагадаев А., В. В. Андреев, М.--Л., 1948; Г р а-н о в с к  и  и
Б., В. Андреев и его оркестр, "Советская музыка", 1959, ј 7; О б о л е н
с к и и П., Из воспоминаний о В. Андрееве, там же.
   АНДРЕЕВ,  Иван  Петрович  (3.  II.  1847-15.  VI.  1896)  -   русский
театральный художник. Ученик М.  А.  Шишкова.  Работал  в  Петербурге  в
Марнинском т-ре (с 1862- как ученик Шишкова, с 1863- пом. декораторя,  в
1868-81 и 1887-96- декоратор). В 1881-87 жил в Москве, где оформил неск.
спектаклей в частных т-рах. А. создал декорации к операм:
   "Юдифь" Серова, "Руслан и Людмила", "Аида" и  др.  Последняя  крупная
работа А.- передний занавес для  московского  Большого  театра  "Вид  на
Москву с Воробь„вых гор" (1895, по эскизу М. И. Бочарова).
   Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895-1896 гг., СПБ, 1897, с. 486-87, "Театр",  М.,
1956, ј б, с. 192. А. Л?н.
   АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич [9 (21). VIII. 1871, Ор„л,- 12. IX.  1919,
дер.  Нейвала  близ  Мус-тамяки  (Финляндия)]  -  русский   писатель   и
драматург. Род. в семье  чиновника.  Окончил  юридич.  ф-т  Моск.  ун-та
(1897). Лит. деятельность начал в 1895. В нач.  1900-х  гг.  примыкал  к
группе писателей "Знание". Произведения А.  (повести,  рассказы,  драмы)
проникнуты  протестом  против  капиталистич.  строя,  растления  чувств,
бездушной и фальшивой цивилизации, за к-рой скрыты  звериные  инстинкты,
дух убийства  и  разрушения.  Но  отсутствие  положит.  идеалов  снижает
обличительную силу творчества А., сообщает ему крайнюю противоречивость.
   В нач. 1900-х гг. А. пишет несколько статей о постановках в МХТ  пьес
А. П. Чехова, Г. Ибсена  ("Когда  мы,  м„ртвые,  пробуждаемся",  "Доктор
Штокман", "Дикая утка"), Г.Гауптмана ("Михаэль Крамер"). В этих  статьях
А. да„т высокую оценку реализму МХТ. Однако собственные пьесы А.- одного
из самых популярных в предреволюц. т-ре  драматургов  -  в  полной  мере
отражают   противоречивый   характер   его   творчества,    проникнутого
упадочными, болезненными  настроениями.  Именно  в  драмах  А.  принципы
реализма оказываются в наибольшей  степени  разрушенными  претенциозными
символистскими "исканиями" и экспрессионистич. тенденциями. В драмах  А.
"К зв„здам" (1905; пост.  1906  нем.  режисс„ром  Вал-лентином  в  об-ве
"Свободная народная сцена" в Вено), "Савва" (1906, Вена),  "Царь  Голод"
(1908) выразилось анархо-индивидуалистич.  понимание  революции,  острое
неприятие капиталистич. мира (эти пьесы были запрещены царской цензурой)
и  одновременно  неверие  в  возможность  социального  и   нравственного
прогресса. Постановка его  драмы  "Жизнь  Человека"  (1907,  Т-р  В.  Ф.
Комиссаржевской,   реж.   Мейерхольд),   показывающей    бессмысленность
человеческого  существования,  явилась   значит,   этапом   в   развитии
символистской режиссуры. В 1907 пьеса "Жизнь Человека" была поставлена в
МХТ (реж. Станиславский). Идея бесплодности  борьбы,  бессилия  добра  и
разума лежит в основе драмы А. "Анатэма", но  в  постановке  МХТ  (1909,
реж. Немирович-Дан-ченко, Анатэма - Качалов) пьеса приобрела углубл„нное
философское звучание, обличительный сарказм. Тема зыбкости человеческого
сознания, силы т„мных иррациональных  начал  выражена  в  драме  "Ч„рные
маски" (1909, Т-р В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге,  Т-р  Незлобина  в
Москве). От символистской манеры А. отступает в пьесах  "Анфиса"  (1910,
Т-р Незлобина в Москве),  "Профессор  Сторицын"  (1912,  моек.  Малый  и
петерб. Александрийский т-ры), "Екатерина Ивановна" (1912, МХТ), "Мысль"
(1914, МХТ). Изображая в этих пьесах торжество злого,  т„много,  мелкого
над высоким, добрым, чистым, победу хаоса над  разумом,  А.  решает  эту
тему в рамках семейной бурж. драмы. Более  последоват.  обличение  бурж.
действительности, пошлости и грязи бурж. общества  достигнуто  в  пьесах
"Дни нашей жизни" (1908, петерб. Новый т-р) и "Gaudeamus"
   (1910, Т-р Незлобина в Москве и петерб. Новый т-р). Во  время  первой
империалистич. войны А. написал дсевдо-патриотич. пьесу "Король, закон и
свобода" (1914, Моск. драм. т-р, петерб. Александрийский т-р). Среди его
последних пьес - мелодрамы "Тот, кто получает пощечины" (1915, моек. т-р
Суходольского;
   Тот - Певцов,  Консуэлла  -  Полевицкая)  и  "Собачий  вальс"  (1920,
московский Гос. показательный театр. пост. Сахновского и Певцова; Тиле -
Певцов).  Последняя  пьеса   А.-   "Милые   призраки"   (1917,   петерб.
Александрийский т-р, т-р Незлобина  в  Москве),  написанная  по  мотивам
биографии ф. М. Достоевского, проникнута характерными для  А.  этих  лет
пессимистич. настроениями.
   Последние  годы  жизни  А.  находился  в  состоянии  тяжелой  психич.
депрессии. Он не принял Октябрьской революции; жил и умер в Финляндии.
   Соч. А.: Собрание сочинений, т. 1-17, СПБ, 1910-16.  Лит.:  Боровский
В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956, с. 288-310; Луначарский
А.  В.,  Критические  этюды,  Л.,  1925;  Го   р   ь   к   и   и   М   ,
Литературно-критические статьи, М., 1937; Станиславский К. С., Моя жизнь
в  искусстве,  Собр.  соч.,  т.1,М.,1954;  Эфрос   Н.   Е.,   Московский
Художественный театр. 1898-1923, М.-П. 1924; И.  Н.  Певцов.  1879-1934,
Л., 1935 (статьи В. Г. Сахновского, П. А. Маркова). J1 р
   АНДРЕЕВ, Николай Андреевич [14  (26).  X.  1873-  24.  XII.  1932]  -
русский советский скульптор, график, театральный художник.  Засл.  деят.
иск-в РСФСР (1931). Автор серии скульптурных и графич. портретов  В.  И.
Ленина, а также памятников Н. В.  Гоголю  (1909)  и  А.  Н.  Островскому
(1929) в Москве. Образование получил  в  Строгановском  уч-ще,  затем  в
моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (учился у С. М.  Волнухина).  В
т-ре начал работать в 1913 ("Клеопатра" Пот„мкина, т-р "Летучая  мышь").

Страницы: «« « 81   82   83   84   85   86   87   88   89  90   91   92   93   94   95   96   97   98   99  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия