|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » »» собственную труппу - Т-р Андреади. Лучшие образы, созданные А. в этом
театре,- Катарина ("Укрощение строптивой"), Нора; Гедда ("Гедда Габлер"
Ибсена), Мадам Сан-Жен (о. п. Сарду)-характеризуются тонкой,
психологической, проникновенной манерой исполнения, изяществом внешнего
рисунка роли. А. выступает также как режисс„р. Ей принадлежит одна из
первых пост. советских пьес в Греции "Дальняя дорога" Арбузова (1936). С
конца 40-х и в 50-е гг. А. играет в пьесах греч. драматургов Д. Псатаса,
Г. Руссоса. В то же время в е„ репертуаре значит. место занимают роли в
произв. совр. бульварной драматургии. Д. С.
АН1П‚ЕВ, Василий Васильевич [3 (15). 1.1861- 26. XII. 1918] - русский
композитор, виртуозна балалайке. Организатор и руководитель первого
оркестра русских нар. инструментов. С большим успехом концертировал в
России и за границей (Франция, Германия, Англия, США, Канада). По
инициативе А. была усовершенствована балалайка и организованы многочисл.
оркестры нар. инструментов. С ноября 1917 А. со своим оркестром
гастролировал в различных городах Советской республики, устраивал
концерты для бойцов Красной Армии. А.- автор ок. 40 произв. для рус.
нар. оркестра и балалайки, в т. ч. вальсов и др. Именем А. после его
смерти был назван основанный им оркестр нар. инструментов (Ленинград).
Лит.: Чагадаев А., В. В. Андреев, М.--Л., 1948; Г р а-н о в с к и и
Б., В. Андреев и его оркестр, "Советская музыка", 1959, ј 7; О б о л е н
с к и и П., Из воспоминаний о В. Андрееве, там же.
АНДРЕЕВ, Иван Петрович (3. II. 1847-15. VI. 1896) - русский
театральный художник. Ученик М. А. Шишкова. Работал в Петербурге в
Марнинском т-ре (с 1862- как ученик Шишкова, с 1863- пом. декораторя, в
1868-81 и 1887-96- декоратор). В 1881-87 жил в Москве, где оформил неск.
спектаклей в частных т-рах. А. создал декорации к операм:
"Юдифь" Серова, "Руслан и Людмила", "Аида" и др. Последняя крупная
работа А.- передний занавес для московского Большого театра "Вид на
Москву с Воробь„вых гор" (1895, по эскизу М. И. Бочарова).
Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895-1896 гг., СПБ, 1897, с. 486-87, "Театр", М.,
1956, ј б, с. 192. А. Л?н.
АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич [9 (21). VIII. 1871, Ор„л,- 12. IX. 1919,
дер. Нейвала близ Мус-тамяки (Финляндия)] - русский писатель и
драматург. Род. в семье чиновника. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та
(1897). Лит. деятельность начал в 1895. В нач. 1900-х гг. примыкал к
группе писателей "Знание". Произведения А. (повести, рассказы, драмы)
проникнуты протестом против капиталистич. строя, растления чувств,
бездушной и фальшивой цивилизации, за к-рой скрыты звериные инстинкты,
дух убийства и разрушения. Но отсутствие положит. идеалов снижает
обличительную силу творчества А., сообщает ему крайнюю противоречивость.
В нач. 1900-х гг. А. пишет несколько статей о постановках в МХТ пьес
А. П. Чехова, Г. Ибсена ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся", "Доктор
Штокман", "Дикая утка"), Г.Гауптмана ("Михаэль Крамер"). В этих статьях
А. да„т высокую оценку реализму МХТ. Однако собственные пьесы А.- одного
из самых популярных в предреволюц. т-ре драматургов - в полной мере
отражают противоречивый характер его творчества, проникнутого
упадочными, болезненными настроениями. Именно в драмах А. принципы
реализма оказываются в наибольшей степени разрушенными претенциозными
символистскими "исканиями" и экспрессионистич. тенденциями. В драмах А.
"К зв„здам" (1905; пост. 1906 нем. режисс„ром Вал-лентином в об-ве
"Свободная народная сцена" в Вено), "Савва" (1906, Вена), "Царь Голод"
(1908) выразилось анархо-индивидуалистич. понимание революции, острое
неприятие капиталистич. мира (эти пьесы были запрещены царской цензурой)
и одновременно неверие в возможность социального и нравственного
прогресса. Постановка его драмы "Жизнь Человека" (1907, Т-р В. Ф.
Комиссаржевской, реж. Мейерхольд), показывающей бессмысленность
человеческого существования, явилась значит, этапом в развитии
символистской режиссуры. В 1907 пьеса "Жизнь Человека" была поставлена в
МХТ (реж. Станиславский). Идея бесплодности борьбы, бессилия добра и
разума лежит в основе драмы А. "Анатэма", но в постановке МХТ (1909,
реж. Немирович-Дан-ченко, Анатэма - Качалов) пьеса приобрела углубл„нное
философское звучание, обличительный сарказм. Тема зыбкости человеческого
сознания, силы т„мных иррациональных начал выражена в драме "Ч„рные
маски" (1909, Т-р В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, Т-р Незлобина в
Москве). От символистской манеры А. отступает в пьесах "Анфиса" (1910,
Т-р Незлобина в Москве), "Профессор Сторицын" (1912, моек. Малый и
петерб. Александрийский т-ры), "Екатерина Ивановна" (1912, МХТ), "Мысль"
(1914, МХТ). Изображая в этих пьесах торжество злого, т„много, мелкого
над высоким, добрым, чистым, победу хаоса над разумом, А. решает эту
тему в рамках семейной бурж. драмы. Более последоват. обличение бурж.
действительности, пошлости и грязи бурж. общества достигнуто в пьесах
"Дни нашей жизни" (1908, петерб. Новый т-р) и "Gaudeamus"
(1910, Т-р Незлобина в Москве и петерб. Новый т-р). Во время первой
империалистич. войны А. написал дсевдо-патриотич. пьесу "Король, закон и
свобода" (1914, Моск. драм. т-р, петерб. Александрийский т-р). Среди его
последних пьес - мелодрамы "Тот, кто получает пощечины" (1915, моек. т-р
Суходольского;
Тот - Певцов, Консуэлла - Полевицкая) и "Собачий вальс" (1920,
московский Гос. показательный театр. пост. Сахновского и Певцова; Тиле -
Певцов). Последняя пьеса А.- "Милые призраки" (1917, петерб.
Александрийский т-р, т-р Незлобина в Москве), написанная по мотивам
биографии ф. М. Достоевского, проникнута характерными для А. этих лет
пессимистич. настроениями.
Последние годы жизни А. находился в состоянии тяжелой психич.
депрессии. Он не принял Октябрьской революции; жил и умер в Финляндии.
Соч. А.: Собрание сочинений, т. 1-17, СПБ, 1910-16. Лит.: Боровский
В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956, с. 288-310; Луначарский
А. В., Критические этюды, Л., 1925; Го р ь к и и М ,
Литературно-критические статьи, М., 1937; Станиславский К. С., Моя жизнь
в искусстве, Собр. соч., т.1,М.,1954; Эфрос Н. Е., Московский
Художественный театр. 1898-1923, М.-П. 1924; И. Н. Певцов. 1879-1934,
Л., 1935 (статьи В. Г. Сахновского, П. А. Маркова). J1 р
АНДРЕЕВ, Николай Андреевич [14 (26). X. 1873- 24. XII. 1932] -
русский советский скульптор, график, театральный художник. Засл. деят.
иск-в РСФСР (1931). Автор серии скульптурных и графич. портретов В. И.
Ленина, а также памятников Н. В. Гоголю (1909) и А. Н. Островскому
(1929) в Москве. Образование получил в Строгановском уч-ще, затем в
моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (учился у С. М. Волнухина). В
т-ре начал работать в 1913 ("Клеопатра" Пот„мкина, т-р "Летучая мышь").
Страницы: «« « 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |