|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 » »» песни и пляски Советской Армии. Вслед за этим коллективом были созданы
др. ан-1 самбли при военно-морском флоте, военных округах, отдельных
армейских частях, на ж.-д. и водном транспорте, профсоюзные, школьные,
пионерские. Ансамбли, пропагандирующие творчество народов СССР, были
созданы во мн. союзных и автономных республиках СССР.
В репертуар ансамблей входят произв. советских и передовых совр.
зарубежных композиторов и поэтов, старинные и совр. образцы
пеенно-танце-вального и инструментального фольклора, классич.
произведения рус. и зарубежных композиторов. А. п. и п. являются не
только исполнителями, но и активно собирают фольклорные материалы.
Программа ансамбля может объединяться сквозной темой или представлять,
собой совокупность самостоятельных номеров. А. п. и п. исполняют также
сюжетные вокально-хореографич.. композиции.
В А. п. и п. входят: хор (мужской - для А. п. и п, военных, смешанный
- для остальных), таиц. груп-. па, оркестр нац. нар. инструментов. В
каждой группе. имеются свои руководители. Ансамбль, возглавляет
художеств. руководитель. А. п. и п. имеют солистов. и группы солистов
(дуэты, трио, квартеты). В А. п. и п. привлекаются, как правило, особо
одар„нные испол-. нители из участников художеств. самодеятельности,
отбираемые на спец. конкурсах, и артисты-профессионалы.
Существуют также ансамбли народного танца, специализирующиеся на
исполнении образцов народ-. ного танц. иск-ва СССР и др. стран... Среди
них:
Ансамбль народного танца СССР, Ансамбль народного танца Грузии,
Государственный хореогра-фич. ансамбль "Бер„зка" [см. Нароноц, пе,снц и
пляски (танца) ансамбли}, Д Ши
АНСАМБЛЬ (франц. ensemble, букв. - единство, созвучие,
согласованность) - 1) В театральном искусстве - стройность и
согласованность игры акт„ров. А. служит раскрытию замысла сценич.
произведения, осуществлению стилевого единства спектакля. В А.
проявляется особая природа театр. действия как иск-ва синтетического и
коллективного. Наличие в спектакле А. определяется умением каждого
акт„ра сочетать свой замысел и сценич. задачи с задачами др. акт„ров,
добиться гармоничности, согласованности исполнения, поддерживать на
сцене общий тон, ритм и настроение. А. возникает в результате длительной
работы акт„ров в одном коллективе или принадлежности их к одной
художеств. школе. Напр., исключительным по А. ("концертным") исполнением
мн. спектаклей славился франц. т-р "Комеди Франсез", в России-моек.
Малый т-р, позднее-МХТ.
Понятие А. претерпело значит, изменения в процессе историч. развития
т-ра. В 16 в. в игал. комедии делъ арте принцип свободной импровизации
акт„ров поддерживался органич. взаимосвязью партнеров, породившей
принцип творчески согласованной игры. В период господства классицизма
(17 в.), с его строгой регламентацией поведения акт„ра на сцене, А. был
призван подчеркнуть главенствующее положение героев, ч„тко ограничить
сферу действия второстепенных лиц и создать единый общий фон в массовых
сценах. Требование внутренней психоло-гич. связи между исполнителями
выдвигал в своих теоретич. работах Д. Дидро. Борьбу с акт„рским
индивидуализмом в„л в 18 в. англ. акт„р и реж. Д. Гар-рик, также
добивавшийся постоянной связи акт„ра со своими партн„рами. В немецком
т-ре 18 - нач. 19 вв. принцип А. утверждал К. Экгоф. Единомышленник
Лессинга, руководитель Гамбургского национального т-ра Ф. Л. Шредер
требовал соответствия трактовки каждой роли общему смыслу драматич..
произведения. Проблему А. разрабатывали А. В. Иф-фланд (Германия) и Г.
Лаубе (Австрия). Значит, развитие принцип А. получил в режисс„рской
деятельности И. В. Г„те, стремившегося не только к согласованной игре
акт„ров, но и к гармоничному сочетанию всех изобразительно-живописных
средств т-ра.
Становление реализма и возросшее в связи с этим значение режисс„ра
(см. Искусство режисс„ра) как интерпретатора и организатора спектакля
углубили и расширили возможности А. Стали различать внешний А.- слияние
воедино всех компонентов спектакля (декорации, цвет, свет, звук, рисунок
мизансцен, ритм и др.), и внутренний А.- общий идейный замысел,
определяющий трактовку характеров, взаимодействие игры всех акт„ров. Уже
в конце 19 в. требование А. стало необходимым условием сценич. реализма
и легло в основу работы режисс„ра со всеми участниками спектакля, вплоть
до исполнителей массовых сцен. Большое внимание уделялось А. в практике
нем. Mейнин венского театра. Руководитель т-ра- реж. Л. Кронек-стремился
найти особый постановочный стиль для каждой пьесы, добивался слаженности
всех элементов спектакля, заботился об А. в массовых сценах, поручая
эпизо-дич. роли известным акторам. Естественности и согласованности
игры, внутреннего А. требовали представители натуралистич. направления в
т-ре - франц. режисс„р А. Антуан и нем. режисс„р О. Брам.
В России проблему А. как основы формирования труппы
акт„ров-единомышленников выдвигал еще Ф. Г. Волков. Большое внимание
уделял ансамблю М. С. Щепкин, заботившийся о "внутренней гармонии" и
согласованной игре исполнителей. В. Г. Белинский теоретически
обосновывал необходимость А., идейной и художественной общности акт„ров.
А. Н. Островский мечтал о высокой культуре А. акт„ров реалистич.,
подлинно нар. т-ра (статьи и записки). К созданию А. стремились мн.
крупные акт„ры - Г. Н. Федотова, В. Н. Давыдов, А. И. Южин и др. А. П.
Ленский в Новом т-ре, осуществляя реформу сценич. иск-ва, требовал
усиления репетиционной работы, добивался стройного А. исполнителей.
Решающее значение приобр„л А. в творч. жизни МХТ. Являясь существ,
особенностью школы МХТ, А. достиг в творческой практике т-ра наибольшей
полноты и совершенства. Руководители т-ра К.С.Станиславский и В.И.
Немирович-Данченко создавали сложную партитуру спектакля, объединявшую в
целостный А. все его разнообразные компоненты. В спектаклях МХТ впервые
были гармонично слиты воедино элементы внешнего и внутреннего А.,
помогавшего раскрыть тончайшие особенности стиля автора, передать
эмоциональную и социально-бытовую атмосферу, воссоздать эпоху. Идейное и
психо-логич. содержание каждой роли неразрывно связано в спектаклях МХТ
с общим замыслом постановки.
В сов. т-ре, где каждый театр. коллектив объединяет акт„ров,
режисс„ров, художников, воспитанных согласно принципам и традициям
данного т-ра (МХАТ, Малый т-р, Т-р им. Вахтангова и др.), выражающих
своеобразие нац. искусства (т-ры Грузии, Армении, Украины, Узбекистана,
Латвии, Эстонии и др. республик), принцип А. становится основой
творческой практики. Система Станиславского, принятая в большинстве
театр. коллективов (см. Станиславского система) включает понятия
Страницы: «« « 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |