Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99   100   101   102   103   104   105   106   107  » »»

песни и пляски Советской Армии. Вслед за этим коллективом  были  созданы
др. ан-1 самбли при военно-морском  флоте,  военных  округах,  отдельных
армейских частях, на ж.-д. и водном транспорте,  профсоюзные,  школьные,
пионерские. Ансамбли, пропагандирующие  творчество  народов  СССР,  были
созданы во мн. союзных и автономных республиках СССР.
   В репертуар ансамблей входят  произв.  советских  и  передовых  совр.
зарубежных  композиторов   и   поэтов,   старинные   и   совр.   образцы
пеенно-танце-вального   и    инструментального    фольклора,    классич.
произведения рус. и зарубежных композиторов. А.  п.  и  п.  являются  не
только исполнителями,  но  и  активно  собирают  фольклорные  материалы.
Программа ансамбля может объединяться сквозной темой  или  представлять,
собой совокупность самостоятельных номеров. А. п. и п.  исполняют  также
сюжетные вокально-хореографич.. композиции.
   В А. п. и п. входят: хор (мужской - для А. п. и п, военных, смешанный
- для остальных), таиц. груп-. па, оркестр  нац.  нар.  инструментов.  В
каждой  группе.  имеются  свои   руководители.   Ансамбль,   возглавляет
художеств. руководитель. А. п. и п. имеют солистов.  и  группы  солистов
(дуэты, трио, квартеты). В А. п. и п. привлекаются, как  правило,  особо
одар„нные испол-.  нители  из  участников  художеств.  самодеятельности,
отбираемые на спец. конкурсах, и артисты-профессионалы.
   Существуют также  ансамбли  народного  танца,  специализирующиеся  на
исполнении образцов народ-. ного танц. иск-ва СССР и др. стран...  Среди
них:
   Ансамбль народного  танца  СССР,  Ансамбль  народного  танца  Грузии,
Государственный хореогра-фич. ансамбль "Бер„зка" [см. Нароноц, пе,снц  и
пляски (танца) ансамбли}, Д Ши
   АНСАМБЛЬ   (франц.   ensemble,   букв.    -    единство,    созвучие,
согласованность)  -  1)  В  театральном   искусстве   -   стройность   и
согласованность  игры  акт„ров.  А.  служит  раскрытию  замысла  сценич.
произведения,  осуществлению  стилевого   единства   спектакля.   В   А.
проявляется особая природа театр. действия как иск-ва  синтетического  и
коллективного. Наличие  в  спектакле  А.  определяется  умением  каждого
акт„ра сочетать свой замысел и сценич. задачи с  задачами  др.  акт„ров,
добиться  гармоничности,  согласованности  исполнения,  поддерживать  на
сцене общий тон, ритм и настроение. А. возникает в результате длительной
работы  акт„ров  в  одном  коллективе  или  принадлежности  их  к  одной
художеств. школе. Напр., исключительным по А. ("концертным") исполнением
мн. спектаклей славился франц.  т-р  "Комеди  Франсез",  в  России-моек.
Малый т-р, позднее-МХТ.
   Понятие А. претерпело значит, изменения в процессе историч.  развития
т-ра. В 16 в. в игал. комедии делъ арте принцип  свободной  импровизации
акт„ров  поддерживался  органич.  взаимосвязью   партнеров,   породившей
принцип творчески согласованной игры. В  период  господства  классицизма
(17 в.), с его строгой регламентацией поведения акт„ра на сцене, А.  был
призван подчеркнуть главенствующее положение  героев,  ч„тко  ограничить
сферу действия второстепенных лиц и создать единый общий фон в  массовых
сценах. Требование внутренней  психоло-гич.  связи  между  исполнителями
выдвигал  в  своих  теоретич.  работах  Д.  Дидро.  Борьбу  с  акт„рским
индивидуализмом в„л в 18  в.  англ.  акт„р  и  реж.  Д.  Гар-рик,  также
добивавшийся постоянной связи акт„ра со своими  партн„рами.  В  немецком
т-ре 18 - нач. 19 вв. принцип  А.  утверждал  К.  Экгоф.  Единомышленник
Лессинга, руководитель Гамбургского  национального  т-ра  Ф.  Л.  Шредер
требовал соответствия трактовки каждой  роли  общему  смыслу  драматич..
произведения. Проблему А. разрабатывали А. В. Иф-фланд (Германия)  и  Г.
Лаубе (Австрия). Значит, развитие  принцип  А.  получил  в  режисс„рской
деятельности И. В. Г„те, стремившегося не только  к  согласованной  игре
акт„ров, но и к гармоничному  сочетанию  всех  изобразительно-живописных
средств т-ра.
   Становление реализма и возросшее в связи с  этим  значение  режисс„ра
(см. Искусство режисс„ра) как интерпретатора  и  организатора  спектакля
углубили и расширили возможности А. Стали различать внешний А.-  слияние
воедино всех компонентов спектакля (декорации, цвет, свет, звук, рисунок
мизансцен,  ритм  и  др.),  и  внутренний  А.-  общий  идейный  замысел,
определяющий трактовку характеров, взаимодействие игры всех акт„ров. Уже
в конце 19 в. требование А. стало необходимым условием сценич.  реализма
и легло в основу работы режисс„ра со всеми участниками спектакля, вплоть
до исполнителей массовых сцен. Большое внимание уделялось А. в  практике
нем. Mейнин венского театра. Руководитель т-ра- реж. Л. Кронек-стремился
найти особый постановочный стиль для каждой пьесы, добивался слаженности
всех элементов спектакля, заботился об А.  в  массовых  сценах,  поручая
эпизо-дич. роли  известным  акторам.  Естественности  и  согласованности
игры, внутреннего А. требовали представители натуралистич. направления в
т-ре - франц. режисс„р А. Антуан и нем. режисс„р О. Брам.
   В   России   проблему   А.    как    основы    формирования    труппы
акт„ров-единомышленников выдвигал еще Ф.  Г.  Волков.  Большое  внимание
уделял ансамблю М. С. Щепкин, заботившийся  о  "внутренней  гармонии"  и
согласованной  игре   исполнителей.   В.   Г.   Белинский   теоретически
обосновывал необходимость А., идейной и художественной общности акт„ров.
А. Н. Островский  мечтал  о  высокой  культуре  А.  акт„ров  реалистич.,
подлинно нар. т-ра (статьи и записки).  К  созданию  А.  стремились  мн.
крупные акт„ры - Г. Н. Федотова, В. Н. Давыдов, А. И. Южин и др.  А.  П.
Ленский в Новом  т-ре,  осуществляя  реформу  сценич.  иск-ва,  требовал
усиления репетиционной  работы,  добивался  стройного  А.  исполнителей.
Решающее значение приобр„л А.  в  творч.  жизни  МХТ.  Являясь  существ,
особенностью школы МХТ, А. достиг в творческой практике т-ра  наибольшей
полноты и  совершенства.  Руководители  т-ра  К.С.Станиславский  и  В.И.
Немирович-Данченко создавали сложную партитуру спектакля, объединявшую в
целостный А. все его разнообразные компоненты. В спектаклях МХТ  впервые
были гармонично  слиты  воедино  элементы  внешнего  и  внутреннего  А.,
помогавшего  раскрыть  тончайшие  особенности  стиля  автора,   передать
эмоциональную и социально-бытовую атмосферу, воссоздать эпоху. Идейное и
психо-логич. содержание каждой роли неразрывно связано в спектаклях  МХТ
с общим замыслом постановки.
   В  сов.  т-ре,  где  каждый  театр.  коллектив  объединяет   акт„ров,
режисс„ров,  художников,  воспитанных  согласно  принципам  и  традициям
данного т-ра (МХАТ, Малый т-р, Т-р им.  Вахтангова  и  др.),  выражающих
своеобразие нац. искусства (т-ры Грузии, Армении, Украины,  Узбекистана,
Латвии,  Эстонии  и  др.  республик),  принцип  А.  становится   основой
творческой практики.  Система  Станиславского,  принятая  в  большинстве
театр.  коллективов  (см.  Станиславского  система)   включает   понятия

Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99   100   101   102   103   104   105   106   107  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия