Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»

демократич. черты мировоззрения А.  вносили  в  его  творчество  нек-рые
обличит, ноты. Написанные с участием А. мелодрама "Постоялый двор  в  Ад
ре" (соавторы  По-лиант  и  Ж.  А.  Сент-Аман,  1823,  т-р  "Амбигю")  и
са-тирич.  комедия  "Робер  Макер"  (соавторы  Фредерик-Леметр,  Ж.   А.
Сент-Аман, Оверне и М. Алуа, 1834,  т-р  "Фоли  драматик")  прославились
благодаря блестящему исполнению Фредериком-Леметром роли Робера  Макера.
Среди др. пьес А. наиболее известны:
   "Извозчик"  (1825),  "Рочестер"  (1829),  "Поджигательница"   (1830),
"Маска из смолы" (1855) и др.
   Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France  et  a
l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, 1.1,P.,1878. Е. Ф.
   АНТЬЕ (Antier), Мари (1687-3. XII. 1747) - французская артистка оперы
(сопрано). Пению обучалась в Париже у М. Рошуа.  Впервые  выступила  там
же.в 1712. В 1712-41 пела  в  Парижской  опере.  Первая  исполнительница
главных партий в операх  "Идоменей"  Кампра  (1712),  "Телемак"  (1714),
"Семирамида" (1718) Детуша, "Ипполит и Арисия" (1733), "Галантная Индия"
(1735), "Кастор и Поллукс" (1737) Рамо, "Медея и Ясон" Саломона (1713) и
др.  Выдающиеся   сценич.   и   вокальные   данные,   а   также   особая
("царственная", по  словам  современников)  манера  держаться  на  сцене
обеспечили А. длительный успех в операх композиторов "галантного стиля".
В 1741 А. оставила сцену. Я. Ш.
   АНТЭПЙРРЕМА - см. Эпиррема.
   АНУЙ, А н  у  и  л  ь  (Anouilh),  Жан  (р.  23.VI.  1910,  Бордо)  -
французский драматург. Лит. деятельность начал пьесой "Горностай" (1932,
т-р  "Творчество"),  в  к-рой   заметно   влияние   творчества   Ф.   М.
Достоевского. В пьесах "Бал воров" (1932, Т-р искусств- 1938), "Дикарка"
(1934, т-р "Матюрен" -1938), "Путешественник без багажа" (1937, там же),
"Ужин в Санлисе" (1937, т-р "Ателье"- 1941) и др. А.  в  остро  сатирич.
или насмешливо-комедийной форме  изображает  противоречия  бурж.  об-ва,
конфликт междх богатыми и неимущими.
   В  творчестве  А.  обнаруживается  кризис  мировоззрения  современной
франц. бурж. интеллигенции.  В  комедиях,  к-рые  он  именует  "розовыми
пьесами", звучат  трагич.  ноты  разочарования  в  жизни;  его  драмы  и
трагедии - "ч„рные пьесы" - проникнуты горькой мыслью  о  недостижимости
счастья и свободы для человека. А. создал оригинальные вариации на  темы
античных трагедий-"Эвридика" (1939; 1941 - т-р "Ателье"), "Медея" (1946,
т-р "Ателье"-1953). Среди пьес этого цикла наиболее значительна трагедия
"Антигона" (1943, т-р "Ателье"), гл. мысль к-рой - лучше погибнуть,  чем
покориться,- прозвучала в оккупированном гитлеровцами Париже как  призыв
к сопротивлению против фашистского "нового порядка". Несмотря на то, что
А. настойчиво декларирует свою "аполитичность",  в  его  драмах  находят
отражение   актуальные   проблемы   современности.   Но   творчество   и
мировоззрение А.  крайне  противоречивы.  Так,  в  трагедии  "Жаворонок"
(1953,  т-р  "Мон-парнас"),  посвящ„нной  Жанне  д'Арк,  А.  прославляет
подвиг, совершаемый во имя народа. Однако в пьесе "Бедняга Битое" (1956,
т-р "Монпарнас"), пародируя образ Робеспьера, А. стремится доказать, что
любое насилие, в  т.  ч.  и  революционное,  является  злом.  В  комедии
"Сумасброд, или Влюбленный реакционер" (1959, т-р Елисейских  полей)  А.
сатирически  осмеивает  стремление   заменить   демократию   единоличной
диктатурой. Среди пьес А. на историч. сюжеты примечательны -  "Маленькая
госпожа Мольер" (1959, "Одеон"), "Беккет, или Честь  божья"  (1959,  т-р
"Монпарнас").
   Пьесы А.- одного из  наиболее  популярных  на  Западе  драматургов  -
входят в репертуар многих т-ров Франции, Англии, США, Италии,  Польши  и
др. стран.
   Соч.: Theatre, v. 1-2, [Р.], 1949-50; в рус. пер,-Пьесы, М., 1958.
   Лит.: Б а ч e л и с Т.. Сокрушение иллюзий, "Театр", 1960, ј 2; Г а е
в с к и и В., Трагический фарс Жана Ануй-ля, "Театр", 1957, ј 6; 3 л о б
и н а М., Ануй и его пьесы, "Иностранная литература", 1959, ј 3. Т. Бач.
   АНУФРИЕВ, Константин Тимофеевич (р. 27. XI. 1907) - нар.  арт.  ЯАССР
(1957). Член КПСС с 1959. Сценич. деятельность начал в  1929  в  Русском
т-ре в Якутске. Работал там до 1935. В 1935-41 -акт„р т-ров  в  гг.  Оха
(Сахалин), Ворошиловск (Сев. Кавказ), Красноярск. С  1943-снова  в  Рус.
т-ре в Якутске (в 1956-60 - также директор этого т-ра). Роли:
   Белугин  ("Женитьба  Белугина"),  Глаголев  ("Кремл„вские  куранты").
Воротов ("Золотопромышленники" Мамина-Сибиряка), Прохор ("Угрюм-река" по
Шишкову).
   "АНУШ" - опера А. Тиграняни, его же либр.  по  одноим„нной  поэме  О.
Туманяна  (о  трагич.  судьбе  влюбл„нных,  павших  жертвой  суеверия  и
предрассудков). Пост. 4 авг. 1912, Александрополь (ныне Ленинакан) (Ануш
- Марикян, Саро - Шара Тальян, Моей - Мартиросян, мать Ануш  -  Тальян).
2-я редакция - Т-р оперы и балета им. Спендиарова в Ереване (1935,  реж.
Гулакян, дириж„р Шатирян, худ.  Арутчян,  балетм.  Аристакесян).  В  3-й
редакции показана во время декады арм. иск-ва и лит-ры  в  Москве,  1939
(Ануш - Даниэлян, Саро - Шара Тальян, Моей - Лисициан,  Сер-добов,  мать
Ануш - Шахназарян, мать Саро - Седмар; дириж„р Тавризиан, реж.  Гулакян,
худ.  Ананян,  хормейстер  Никольский,  балетм.   Арбатов).   11   марта
1955-500-е представление оперы в новой пост. Т-ра  оперы  и  балета  им.
Спен-дпарова.  Среди  исполнителей  этой  оперы:  Гаспарян,   Микае-ляп,
Хачатурян - Ануш, Петросян - Саро, В. Григорян- Моей. "А." пост. также в
Т-ре оперы и балета им. Ахундова, Баку (1941 и 1956).
   Издания.-"А.", Ереван, Айпетрат, 1954, текст на арм. п рус. яз. (рус.
пер. Н. Адамян;.
   Лит.: Атаян Р., Мурадян М.,Армен Тигранян, Ереван,Айпетрат, 1955,  с.
44-68 (на арм. яз.). Д\ Гр.
   АНФЕСТЕРИИ ('AvOeoTcia, букв.- праздник цветов) -  в  древних  Афинах
один из четыр„х праздников бога Диониса. А. праздновались  в  феврале  -
марте и были посвящены весеннему обновлению  природы.  Многие  обряды  и
нар. игры,  сопровождавшие  А.,  заключали  в  себе  элементы  драматич.
действия и сыграли значит, роль в возникновении греч. т-ра.
   Лит.: Латышев В. В:, Очерк греческих древностей,  ч.  2,  СПБ,  1889;
Deubner L., Attisclie Feste, В., 1956. С. А.
   АНЦЕНГРУБЕР (AnzengTuber), Людвиг (29.  'XL  1839-10.  XII.  1889)  -
австрийский драматург. Род. в Вене. Лит. деятельность начал,  работая  в
1858-67  акт„ром  странствующей  труппы.  Драматургия   А.   связана   с
традициями  венского  нар.  т-ра.  В  пьесах  из  крестьянской  жизни  -
"Священник из Кирх-фельда" (1870),  "Крестьянин-клятвопреступник"(1871),
"Нашла коса на камень" (1877), А. ставил социальные проблемы,  показывая
жизнь   австр.   деревни,   растерянность   мелкобурж.   кругов    перед
капитализмом, ломавшим патриархальные отношения.  Однако,  остро  ощущая

Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия