|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 » »» демократич. черты мировоззрения А. вносили в его творчество нек-рые
обличит, ноты. Написанные с участием А. мелодрама "Постоялый двор в Ад
ре" (соавторы По-лиант и Ж. А. Сент-Аман, 1823, т-р "Амбигю") и
са-тирич. комедия "Робер Макер" (соавторы Фредерик-Леметр, Ж. А.
Сент-Аман, Оверне и М. Алуа, 1834, т-р "Фоли драматик") прославились
благодаря блестящему исполнению Фредериком-Леметром роли Робера Макера.
Среди др. пьес А. наиболее известны:
"Извозчик" (1825), "Рочестер" (1829), "Поджигательница" (1830),
"Маска из смолы" (1855) и др.
Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a
l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, 1.1,P.,1878. Е. Ф.
АНТЬЕ (Antier), Мари (1687-3. XII. 1747) - французская артистка оперы
(сопрано). Пению обучалась в Париже у М. Рошуа. Впервые выступила там
же.в 1712. В 1712-41 пела в Парижской опере. Первая исполнительница
главных партий в операх "Идоменей" Кампра (1712), "Телемак" (1714),
"Семирамида" (1718) Детуша, "Ипполит и Арисия" (1733), "Галантная Индия"
(1735), "Кастор и Поллукс" (1737) Рамо, "Медея и Ясон" Саломона (1713) и
др. Выдающиеся сценич. и вокальные данные, а также особая
("царственная", по словам современников) манера держаться на сцене
обеспечили А. длительный успех в операх композиторов "галантного стиля".
В 1741 А. оставила сцену. Я. Ш.
АНТЭПЙРРЕМА - см. Эпиррема.
АНУЙ, А н у и л ь (Anouilh), Жан (р. 23.VI. 1910, Бордо) -
французский драматург. Лит. деятельность начал пьесой "Горностай" (1932,
т-р "Творчество"), в к-рой заметно влияние творчества Ф. М.
Достоевского. В пьесах "Бал воров" (1932, Т-р искусств- 1938), "Дикарка"
(1934, т-р "Матюрен" -1938), "Путешественник без багажа" (1937, там же),
"Ужин в Санлисе" (1937, т-р "Ателье"- 1941) и др. А. в остро сатирич.
или насмешливо-комедийной форме изображает противоречия бурж. об-ва,
конфликт междх богатыми и неимущими.
В творчестве А. обнаруживается кризис мировоззрения современной
франц. бурж. интеллигенции. В комедиях, к-рые он именует "розовыми
пьесами", звучат трагич. ноты разочарования в жизни; его драмы и
трагедии - "ч„рные пьесы" - проникнуты горькой мыслью о недостижимости
счастья и свободы для человека. А. создал оригинальные вариации на темы
античных трагедий-"Эвридика" (1939; 1941 - т-р "Ателье"), "Медея" (1946,
т-р "Ателье"-1953). Среди пьес этого цикла наиболее значительна трагедия
"Антигона" (1943, т-р "Ателье"), гл. мысль к-рой - лучше погибнуть, чем
покориться,- прозвучала в оккупированном гитлеровцами Париже как призыв
к сопротивлению против фашистского "нового порядка". Несмотря на то, что
А. настойчиво декларирует свою "аполитичность", в его драмах находят
отражение актуальные проблемы современности. Но творчество и
мировоззрение А. крайне противоречивы. Так, в трагедии "Жаворонок"
(1953, т-р "Мон-парнас"), посвящ„нной Жанне д'Арк, А. прославляет
подвиг, совершаемый во имя народа. Однако в пьесе "Бедняга Битое" (1956,
т-р "Монпарнас"), пародируя образ Робеспьера, А. стремится доказать, что
любое насилие, в т. ч. и революционное, является злом. В комедии
"Сумасброд, или Влюбленный реакционер" (1959, т-р Елисейских полей) А.
сатирически осмеивает стремление заменить демократию единоличной
диктатурой. Среди пьес А. на историч. сюжеты примечательны - "Маленькая
госпожа Мольер" (1959, "Одеон"), "Беккет, или Честь божья" (1959, т-р
"Монпарнас").
Пьесы А.- одного из наиболее популярных на Западе драматургов -
входят в репертуар многих т-ров Франции, Англии, США, Италии, Польши и
др. стран.
Соч.: Theatre, v. 1-2, [Р.], 1949-50; в рус. пер,-Пьесы, М., 1958.
Лит.: Б а ч e л и с Т.. Сокрушение иллюзий, "Театр", 1960, ј 2; Г а е
в с к и и В., Трагический фарс Жана Ануй-ля, "Театр", 1957, ј 6; 3 л о б
и н а М., Ануй и его пьесы, "Иностранная литература", 1959, ј 3. Т. Бач.
АНУФРИЕВ, Константин Тимофеевич (р. 27. XI. 1907) - нар. арт. ЯАССР
(1957). Член КПСС с 1959. Сценич. деятельность начал в 1929 в Русском
т-ре в Якутске. Работал там до 1935. В 1935-41 -акт„р т-ров в гг. Оха
(Сахалин), Ворошиловск (Сев. Кавказ), Красноярск. С 1943-снова в Рус.
т-ре в Якутске (в 1956-60 - также директор этого т-ра). Роли:
Белугин ("Женитьба Белугина"), Глаголев ("Кремл„вские куранты").
Воротов ("Золотопромышленники" Мамина-Сибиряка), Прохор ("Угрюм-река" по
Шишкову).
"АНУШ" - опера А. Тиграняни, его же либр. по одноим„нной поэме О.
Туманяна (о трагич. судьбе влюбл„нных, павших жертвой суеверия и
предрассудков). Пост. 4 авг. 1912, Александрополь (ныне Ленинакан) (Ануш
- Марикян, Саро - Шара Тальян, Моей - Мартиросян, мать Ануш - Тальян).
2-я редакция - Т-р оперы и балета им. Спендиарова в Ереване (1935, реж.
Гулакян, дириж„р Шатирян, худ. Арутчян, балетм. Аристакесян). В 3-й
редакции показана во время декады арм. иск-ва и лит-ры в Москве, 1939
(Ануш - Даниэлян, Саро - Шара Тальян, Моей - Лисициан, Сер-добов, мать
Ануш - Шахназарян, мать Саро - Седмар; дириж„р Тавризиан, реж. Гулакян,
худ. Ананян, хормейстер Никольский, балетм. Арбатов). 11 марта
1955-500-е представление оперы в новой пост. Т-ра оперы и балета им.
Спен-дпарова. Среди исполнителей этой оперы: Гаспарян, Микае-ляп,
Хачатурян - Ануш, Петросян - Саро, В. Григорян- Моей. "А." пост. также в
Т-ре оперы и балета им. Ахундова, Баку (1941 и 1956).
Издания.-"А.", Ереван, Айпетрат, 1954, текст на арм. п рус. яз. (рус.
пер. Н. Адамян;.
Лит.: Атаян Р., Мурадян М.,Армен Тигранян, Ереван,Айпетрат, 1955, с.
44-68 (на арм. яз.). Д\ Гр.
АНФЕСТЕРИИ ('AvOeoTcia, букв.- праздник цветов) - в древних Афинах
один из четыр„х праздников бога Диониса. А. праздновались в феврале -
марте и были посвящены весеннему обновлению природы. Многие обряды и
нар. игры, сопровождавшие А., заключали в себе элементы драматич.
действия и сыграли значит, роль в возникновении греч. т-ра.
Лит.: Латышев В. В:, Очерк греческих древностей, ч. 2, СПБ, 1889;
Deubner L., Attisclie Feste, В., 1956. С. А.
АНЦЕНГРУБЕР (AnzengTuber), Людвиг (29. 'XL 1839-10. XII. 1889) -
австрийский драматург. Род. в Вене. Лит. деятельность начал, работая в
1858-67 акт„ром странствующей труппы. Драматургия А. связана с
традициями венского нар. т-ра. В пьесах из крестьянской жизни -
"Священник из Кирх-фельда" (1870), "Крестьянин-клятвопреступник"(1871),
"Нашла коса на камень" (1877), А. ставил социальные проблемы, показывая
жизнь австр. деревни, растерянность мелкобурж. кругов перед
капитализмом, ломавшим патриархальные отношения. Однако, остро ощущая
Страницы: «« « 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |