Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»

исполнении ролей Гейдарбека  ("Гаджи-Кара",  или  "Приключение  скряги",
Ахундова),  Наджаф-бека  ("Разор„нное  гнездо"  Ахвердова):  Хлестакова,
к-рую он играл с успехом в течение ряда лет. Выдающееся создание А.образ
Отолло  (1910),  отмеченный  благородством,   величием,   человечностью.
Вдохновенное, поэтичное пск-во А. поражало реа-листич. выразительностью,
мастерством  сценич.  характеристик.  Игре  его  были  присущи  огромный
темперамент и глубокая правда. Выступая как режисс„р,  А.  ставил  пьесы
Ахуп 'sa,. Ахвердова, Везирова, муз. драмы  У.  Гаджибе(  !.  переводную
классич.  драматургию:  пьесы  Гоголя,  Тургенева,  Шекспира,   Шиллера,
Сундукяна, Ширванзаде, с к-рыми он впервые  познакомил  азерб.  зрителя.
Особый интерес представляет пост.  А.  (в  1916)  комедии  Мамедкулизаде
"Мертвецы". Осуществлял пост. спектаклей как на проф.  сцене,  так  и  в
любительских кружках (Балаханский  и  др.).  А.  оказал  воздействие  на
творчество многих видных азерб. акт„ров (А. М. Шарифзаде, С. Рухулла, М.
Давудова и др.). Был первым  азерб.  акт„ром,  снимавшимся  в  кино  ("В
царстве миллионов и  нефти").  Выдающийся  азерб.  трагик,  утверждавший
своим творчеством народность и передовую  идейность  искусства,  А.  был
убит мусаватистом.
   Лит.: С а б и т Р а х м а н, Гусейн Ара-блинский,  в  сб.:  Искусство
Азербайджана, т. III. Материалы  по  истории  Азербайджан-ского  театра,
Баку, 1950, с. 243-251; Д ж а-фа ров Дж., Азербайджанский  драматический
театр. Баку, 1959; С а б и т Р а х м а н, Г. Араблинский. Баку, 1949;  С
а р  а  б-ский  Г.  К.,  Бир  актерун  хатилэлэри,  Бакы,  1930;  Hycejn
Эрэблински Мэгалэлэр, Бакы, 1949.
   АРАБСКИЕ ПРЫГУНЫ - труппа акробатов (первоначально арабов). Номер  А.
п. состоит из построения акроба-тич. пирамид и разнообразных  прыжков  в
партере. Носили стилизованные араб. костюмы. Среди  прыжков,  называемых
арабскими прыжками: арабское колесо (состоит  из  оборота  тела  прыгуна
впер„д, прыгун отталкивается одной ногой и, попеременно опираясь на руки
об пол, возвращается на другую ногу);  арабское  сальто  (в  отличие  от
обычного сальто, тело акробата делает  полный  оборот  в  воздухе  боком
через плечо. Акробат отталкивается одной  ногой  и  приходит  на  другую
ногу); бедуинский прыжок и др.
   АРАГВИСПИР‚ЛИ (наст. фам.- Дедабриш-в и л и), Шио Захарьевич (4. XII.
1867-2. I. 1926) - грузинский писатель, драматург. В своей первой  пьесе
"Повадился кувшин по воду" (1889) отобразил борьбу  крестьянства  против
дворян-помещиков, а в пьесе "Князь Шио" (1905,  пост.  1907)  создал  на
материале истории Грузии 17 в. психологич. драму патриотич. содержания.
   С О Ч.: ооз00 С' " ЬЪдпоооо ЬСДРО JOO, (e). II, отооЬо, 1947.
   Лит.: БарамидзеА.,РадианиШ,ЖгентпВ., История  грузинской  литературы,
Тб., 1958. д Д
   АРАД‚ЛИ-ИШХН‚ЛИ. Георгий Николаевич [8 (20). VI. 1882-1. II. 1920]  -
грузинский акт„р. Еще в ученические годы часто выступал  в  любительских
спектаклях и с художеств. чтением. Окончил юридич. ф-т Одесского  ун-та,
в 1906 - драм. курсы А. Долинова. С 1908 играл в Тифлисском и Кутаисском
т-рах. Искусство А.-И. отмечено реалистич.  и  демократич.  тенденциями.
Роли: Гела ("Патара Кахи" А. Церетели),  Арсен  (о.  п.  Казбеги),  Гиго
("Жертва" Гедеванишвили), Анания ("Измена" Сум-батова),  Тирезий  ("Царь
Эдип" Софокла), Карл Моор ("Разбойники") и др.
   "Л И Т.: COTOJO00 ч 00 ЬООО, 0)0(wobo, 1951; Э  о  L"  о  з  О?  оспо
оороо-оЬдоо, отооЬо, 1954. Т. Л.
   АРАЙЯ  (Araia,  Araja),  Франческо  [1700,   Неаполь,-1770   (1767?),
Болонья] - итальянский композитор. Музыке  обучался  в  консерватории  в
Неаполе. С 1729 выступал как оперный композитор (первая опера - "Свадьба
в Венеции", 1729, Флоренция). Оперы А. шли на итал. сценах. В 1735-59  и
1762 А.  работал  в  России  в  качестве  придворного  капельмейстера  и
композитора. Опера А. "Сила любви и ненависти" (1734,  Милан)  -  первый
оперный спектакль в России  (1736,  Петербург).  Особое  значение  имела
опера А. "Цефал и Прокрис" на текст А. Сумарокова (первая опера на текст
рус. автора), исполненная в 1755 молодыми рус. артистами. Этот спектакль
положил начало существованию рус. оперной труппы. А.-  автор  опер  "Кир
признанный" (1731, Рим), "Люций Вер"  (1735,  Венеция),  "Орфей"  (1736,
Лондон), "Притворный Нин, или Познанная Семирамида" (1737), "Артаксеркс"
(1738),  "Сципион"  (1745),  "Митридат"  (1747),  "Беллерофонт"  (1750),
"Титово милосердие" (1751),  "Александре  Индии"  (1756)  (поставлены  в
Петербурге), "Селевк" (1744, Москва)  и  др.  Оперы  А.,  написанные  на
историко-мифологич. сюжеты в  традиц.  стиле  итал.  опера-сериа,  имели
успех в придворном кругу. А. принадлежат также  кантаты,  сонаты  и  др.
соч.
   Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2,  вып.
5, M.-Л., 1928; M o o s e  r  R.-A..  Anna-les  de  la  musique  et  des
musiciens en Russie au XVIII siede, t. 1-3, Gen., 1948-51.
   АРАКИЛ1ВЙ.ЛИ (A p a к ч и e в), Димитрий  Игнатьевич  [11  (23).  II.
1873, Владикавказ,- 13. Vili.  1953,  Тбилиси]  -  грузинский  советский
композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.  Нар.  арт.  Груз.
ССР   (1929).Действительный   член   АН   Груз.   ССР   (1950).   Доктор
искусствоведческих  наук  (1943).  Окончил  муз.-драм.   училище   Моск.
филармонии (1901) и Моск. археологич.ин-т (1918). В 1908 основал  журнал
"Музыка и жизнь"; был  одним  из  инициаторов  создания  Моск.  народной
консерватории, собирателем и пропагандистом  груз.  нар.  музыки.  Автор
первой груз. оперы, поставленной  на  проф.  сцене,-  "Сказание  о  Шота
Руставели" (1919), оперы "Жизнь-радость" ("Динара")  (1927)  (обе  оперы
пост. в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили), "Нестан" (неоконч.), симф.,
вок. и  др.  соч.,  музыки  к  фильму  "Щит  Джургая"  (Ст.  пр.  1950),
многочисл.  трудов  по  муз.  фольклору  и  др.  Интонационной   основой
творчества А. была груз. нар. песня и  нац.  бытовая  музыка;  в  операх
преобладает романсно-ариозный стиль. С 1902 А. в„л педагогич. работу  (с
1918 - профессор Тбилисской консерватории).
   Лит.: Бегиджанов А., Димитрий Аракишвили, М., 1953. Я. Э.
   АРАКСМАНЯН, Александр Арменович [р.  3(16).  VI.  1911]  -  армянский
советский драматург. Член КПСС с 1942. Драматургич. деятельность начал в
1936. Автор пьес - "На вулкане" (1943), "Ми-каэл Налбандян" (совм. с  3.
Вартаняном, 1952), "Розы и кровь" (1958), "Огонь твоей  души"  (1959)  -
пост. в Т-ре им. Сундукяна (Ереван), "Когда  в  доме  нет  глаз"  (1956,
Ереванский ТЮЗ), "Месроп Маштоц" (1959,  Ленинаканский  т-р).  Пьесы  А.
посв. совр. и историко-революц. темам. В. А.
   АРАКСЯН, Ашхен  Ованесовна  [16  (28).  XII.  1875-16.  II.  1944]  -
армянская  советская  актриса.  Засл.  арт.  Арм.  ССР  (1934).  Сценич.
деятельность начала в 1896 в  Тифлисе.  С  1928-актриса  Ленин-аканского
театра.  Одна  из  старейших  деятельниц  арм.  сцены.  Роли  А.:   Хахо

Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия