Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 97   98   99   100   101   102   103   104   105  106   107   108   109   110   111   112   113   114   115  » »»

пьесами    А.    ставил     пьесы     натуралистические     и     иногда
мистико-символистские.
   В области акт„рского и режисс„рского иск-ва А. исходил из  положения,
что "новый т-р требует и новых  исполнителей";  учил  акт„ров  тщательно
разрабатывать внешний рисунок роли, раскрывать  психологию  действующего
лица, добивался естественности,  простоты  исполнения,  выступал  против
холодной,  условно-декламац.  манеры  игры  акт„ров  "Комеди   Франсез",
боролся  с  "премьерством",  ремесленничеством,  ратовал  за  постоянный
состав труппы, за спаянный акт„рский ансамбль. Наиболее  полно  эстетич.
принципы А. были воплощены в его собственном  акт„рском  творчестве.  А.
был замечательным характерным акт„ром. Среди его лучших ролей:
   Аким ("Власть тьмы"), Освальд ("Привидения"), Кузовкин ("Нахлебник").
В своих постановках А. ломал академические театр. каноны, строил  смелые
для своего времени, естественные мизансцены (напр., акт„р мог  говорить,
стоя спиной к зрительному залу, и т. п.),  вводил  в  спектакль  шумовые
эффекты (ветер,  дождь  и  т.  д.),  новые  принципы  освещения  сценич.
пространства  (уничтожение  света  рампы,  применение  верхнего   света,
оправданного обстановкой  действия).  Однако  в  нек-рых  спектаклях  А.
проявились  натуралистич.  тенденции  (напр.,  использование   настоящих
мясных туш в спектакле "Мясники" Икра,  1888).  В  постановках  массовых
сцен А. отказался  от  использования  невыразительной  толпы  статистов,
создавал  мизансцены,  в  к-рых  каждый  из   участников   был   надел„н
индивидуальным характером, имел определ„нную сценич.  задачу.  Благодаря
этому массовые сцены становились жизненными и  художественно-правдивыми.
Деятельность А.  способствовала  поднятию  сценич.  культуры,  улучшению
оформления  спектаклей.  Он  требовал  изготовления  спец.  декораций  и
костюмов к каждой постановке. Выступал против "дежурных"  павильонов,  в
к-рых  шли.  классич.  и   совр.   пьесы,   призывал   смело   применять
разнообразные постановочные средства,  помогающие  создавать  подлинную,
жизненно-достоверную атмосферу на сцене.
   Для того чтобы открыть доступ в театр  широкому  зрителю,  А.  считал
необходимым значительно удешевить цены  на  билеты,  стремился  к  тому,
чтобы в здании общедоступного т-ра не было неудобных мест.
   А.  понимал  т-р  как  средство  пропаганды  и  истолкования  лит-ры.
Акт„рское творчество он подчинял замыслу автора-драматурга и  режисс„ра,
лишая акт„ра права мыслить самостоятельно. Впоследствии это  привело  А.
фактически к отрицанию самостоятельности акт„рского творчества.
   Литературное  наследие  А.  обширно  и  представляет  собой   большую
теоретич.  ценность,  его  "Дневники..."  являются   одним   из   ценных
документов по истории франц. т-ра, театр. жизни конца 19 - нач. 20 вв.
   А работал в кино, широко используя натурные съ„мки. Поставил  фильмы:
"Братья-корсиканцы"  по  Дюма-отцу  (1917),  "Труженики  моря"  по  Гюго
(1917), "Арлезианка" по Доде  (1922).  В  1897  А.  с  группой  артистов
Свободного т-ра гастролировал  в  странах  Европы,  в  т.  ч.  в  России
(Петербург, Москва, Киев, Одесса).
   Творчество А. оказало большое влияние на франц.  и  мировой  т-р.  А.
развивал реалистич. тенденции в  театр.  иск-ве,  боролся  с  рутиной  и
штампами,  господствовавшими  на  сцене  в   конце   19   в.,   утвердил
режисс„рское иск-во как самостоятельную область сценич. творчества.
   Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur
le Theatre Antoine et sur l'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. изд.  Дневники
директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.-Л.,1939; La vie amoureuse
de Francois-Joseph Talma, P., 1925; Le theatre, v. 1-2, P., 1933-34.
   Лиги.: Мовшенсон А., Вступ. статья в кн.: АН-т у  а  н  А.,  Дневники
директора театра, сокращ. пер. с франц., М.-Л., 1939; Луначарский А. В.,
О театре и драматургии. Избр.  статьи,  т.  2,  М.,  1958,  с.  174-178;
Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже  XIX  и  XX  столетий.
Очерки, М.-Л.. 1939, с. 77-104; К оvatchevitch  M.,  La  vie,  l'oeuvre,
l'influence et le prestige de Andre Antoine, fondateur du Theatre Libre,
dans fe monde, Clermont-Ferrand-P., 1941; Roussou M., Andre Antoine, P.,
[1954]; Sarcey F., Quarante ans de theatre (Feuilletons dramatiques), v.
5-7, P., 1901 - 1902, p. 239-317. Ар. Г
   АНТУАНА  ТЕАТР  (Theatre  Antoine)  -  французский   театр.   Основан
выдающимся режисс„ром, акт„ром и театр. деятелем А. Антуаном  в  Париже.
Открылся 29 сент. 1897 в помещении "Меню-Плезир" спектаклем,  состоявшим
из пьес "Бланшетта" Бри„ и "Бубурош"  Куртелина.  Труппа  т-ра  состояла
преимущественно из акт„ров распавшегося в 1896 Свободного театра. В  не„
входили ф. Жемье, А. Ар-кильер, Жанвье, Л. Кола, Анрио,  А.  Дефонтен  и
др. Антуан ставил перед собой те же задачи, к-рые были выдвинуты им  при
создании Свободного театра; основанный им т-р утверждал  идеи  Э.  Золя,
натура-листич. школы, пропагандировал произв. молодых франц. писателей и
новую зарубежную драматургию, почти  не  проникавшую  на  франц.  сцену,
боролся против ремесленных и "кассовых" пьес. В  отличие  от  Свободного
театра, спектакли к-рого посещались узким кругом парижской интеллигенции
по абонементу, А. т. давал открытые платные спектакли,  рассчитанные  на
широкие слои зрителей. В т-ре были введены  умеренные  цены  на  билеты,
составлен обширный, часто обновляемый репертуар, резко  отличавшийся  от
репертуара др. т-ров Парижа, ставивших пустые,  бессодержательные  пьесы
модных авторов. В репертуар А. т. входили пьесы  франц.  драматургов  А.
Бека, Э. Бри„, Э. Фабра, П. Лоти, Л. Беньера, О. Мирбо, Ж. Куртелина, М.
Донне, Л. Декава и др., инсценировки произв. Г. Мопассана, О.  Бальзака,
Э. Золя; переводные пьесы  -  Л.  Толстого,  Г.  Ибсена,  Г.  Гауптмана,
Г.Хейерманса, Б. Бь„рнсона, Г. Зудермана, А. Стриндберга, А.Шниц-лера  и
др. В 1904 в т-ре был поставлен "Король Лир" Шекспира,  к-рый  до  этого
времени почти не был известен франц.  зрителям.  Значительным  этапом  в
истории т-ра  явились  постановки  пьес  Ж.  Ренара  -  "Рыжик"  (1900),
"Господин  Берне"  (1903)  и  др.  Вместе  с  тем  Антуан   недостаточно
последовательно проводил намеченную им вначале репертуарную линию; в  А.
т. ставились реакционные пьесы Ф. де Кюреля и  модные  боевики.  В  1906
Антуан уш„л из т-ра, заняв пост директора "Одеона". Во главе А. т.  стал
Ф. Жемъе, к-рый руководил им до 1921.  За  этот  период  Жемье  пополнил
репертуар  т-ра  постановкой  произв.  Шекспира   -   "Гамлет"   (1913),
"Венецианский купец" (1916), "Антоний и  Клеопатра"  (1917),  "Укрощение
строптивой" (1918). После ухода Жемье А. т. утратил значение  передового
художественного коллектива,  сплачивавшего  молодые  писательские  силы,
прогрессивную интеллигенцию, и превратился в рядовой т-р Парижа. Ар. Г.
   АНТЬЕ (Antier), Бенжамен (21. III. 1787-25. IV. 1870)  -  французский
драматург. Автор мелодрам, комедий и водевилей, написанных  гл.  обр.  в
соавторстве с А. Декомберусом, Г. де Пиксерекуром, Куальяком и др. Пьесы
А.  ставились  в  парижских   театрах   бульваров.   Республиканские   и

Страницы: «« « 97   98   99   100   101   102   103   104   105  106   107   108   109   110   111   112   113   114   115  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия