Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 93   94   95   96   97   98   99   100   101  102   103   104   105   106   107   108   109   110   111  » »»

   АНТИЧНЫЙ  ТЕАТР  -  понятие,  объединяющее   древнегреческий   театра
развивавшийся под  его  влиянием  т-р  нек-рых  стран  Ближнего  Востока
(входивших в круг т. н. эллинистич. культуры) и т-р Древнего  Рима  (см.
Древне римский театр). В период развития А. т. (6 в. до н. э.-  4-5  вв.
н. э.) в Европе  впервые  было  создано  подлинное  театр.  иск-во  (см.
Античная  драматургия  Искусство  акт„ра},   возникли   первые   образцы
постоянных  театр.  сооружений,  театр.  машин  и  декорац.   оформления
спектакля. Опыт и традиции А. т. оказали огромное влияние  на  теорию  и
практику европ. т-ра нового времени. С. А.
   АНТОДА - см. Ода.
   АНТОКбЛЬСКИЙ,  Павел  Григорьевич  [р.  19.  VI  (1.  VII).  1896]  -
советский поэт, режисс„р, театральный деятель. Член КПСС с 1943. С  1915
был  акт„ром  Студенческой  (т.  н.  Мансуровской)  студии   в   Москве,
руководимой Е. Б. Вахтанговым. В 1919 студийцами  была  пост.  романтич.
пьеса А. "Обручение во сне". В 1919-20 работал в др. театрах, затем  (до
1934) - в Т-ре им. Вахтангова. Среди работ А.  этого  периода  -  тексты
загадок и песен к "Принцессе Турандот" Гоцци, песен - к "Много  шума  из
ничего", режиссура спектаклей "Карета святых даров" Мериме, "Коварство и
любовь" (совм. с О. Н. Басовым и Б. Е. Захавой).  В  1934-45  А.  ставил
спектакли в 4-м колхозном т-ре Горьковской обл.  (впоследствии  -  Драм.
т-р им. Чкалова). В 1942 написал и пост. в  этом  т-ре  драматич.  поэму
"Чкалов". А.- автор либретто опер "Севильский цирюльник" (1933,  Оперный
т-р им. Станиславского)  и  "Тиль  Уленшпигель"  Лотара  (Муз.  т-р  им.
Немировича-Данченко, 1931), а также статей по вопросам театр. иск-ва  (в
т. ч. о Вахтангове, М. А. Чехове, о драматургии М.  Горького).  Ст.  пр.
(1946).
   Соч.: Детство и юность Е. Б. Вахтангова, в кн.: В а х-тангов  Е.  Б.,
Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939.
   АНТОН (Anton), Вацлав (16. V. 1850-18. II.  1917)  -  чешский  артист
оперы, оперетты (баритон) и драмы, режисс„р. Пению обучался  в  Пражской
консерватории; брал уроки у И. Матеса. Впервые выступил на оперной сцене
в Пльзене в 1871. С 1873- солист, с  1881  -  режисс„р,  с  1900  -  гл.
режисс„р  оперной  и  опереточной  трупп  в  Загребе.  Партии:  Валентин
("Фауст"), Риголетто, Тонио ("Паяцы"). Выступал в  опероттах  Оффенбаха,
Штрауса, Целлера, исполняя характерные и комедийные роли.  Участвовал  в
драм. спектаклях (Рагно, "Сирано де Бержерак" Ростана и др.). В 1911  А.
оставил сцену. В. И.
   АНТОН‚Т (Anfconefc), наст. имя и фам. - Умберто Гиллауме  (Guillaume)
(1872-20. X. 1935),итальянский цирковой артист; "белый клоун". Работал с
братом Вебе. В  1907  выступал  с  клоуном  Г  рок.  С  1919  -  премьер
Парижского цирка. В 1919-  1933  А.  работал  с  А.  Фредиани  в  номере
"Антонет и Бебе". А. был инициатором всех проделок, входивших  в  номер,
командовал своим партн„ром. Создавал  образ  недал„кого,  самоуверенного
человека. Внешний облик А.- белое от  пудры  лицо,  карминное  пятно  на
кончике носа  и  черта  над  левым  глазом,  пышный  атласный  костюм  с
причудливой отделкой из мишуры, головной убор с цветным пером.
   АНТОНЙЦЕС ВАН ДЕР ГУС  (Antonides  van  der  Goes),  Йоаннес  (3.  V.
1647-18.  IX.  1684)  -  голландский  поэт,  драматург.  Автор  историч.
трагедии "Тразил, или Застигнутый врасплох Китай" (1666),  об  одном  из
эпизодов  завоевания  Китая  маньчжурами.  Эта  трагедия,   отличавшаяся
живостью обрисовки характеров, нарушавшая классицистские каноны, явилась
вкладом в развитие голл. драматургии. А. Вис,
   "АНТОНИЙ И КЛЕОПАТРА"("Ап1опу and Cleopatra")-трагедия  В.  Шекспира.
Соч. ок. 1607. Пост. впервые 20 мая 1608 "Энтертейнмент стейшонерс холл"
(Лондон). В 18-19 вв. "А. и К. о (преимущ. в различных обработках, в  т.
ч.  в  обработке  Драйдена  под  назв.  "Вс„  для  любви")  ставилась  в
лондонских т-рах "Друри-Лейн" (1890), "Олим-пик" (1897) и др. В 1908 "А.
и К." по тексту Шекспира ставил т-р Манчестера. Роль Клеопатры исполняла
Э. Дузе во время своих гастролей по странам мира. В 1957 "А. и К." пост.
"Олд Вик", Лондон (реж. Хелпмен; Антоний - Мичелл, Клеопатра - Уайтинг);
в 1953 - Мемориальный Шекспировский т-р (Стратфорд-он-Эйвон) (Антоний  -
Редгрев, Цезарь - Горинг, Клеопатра - Эшкрофт).
   Первая пост. "А. и К." в России - 26 янв. 1887 в Малом т-ре (на сцене
Большого т-ра) (перевод  С.  Юрьева,  музыка  Кленовского,  худ.  Вальц;
Антоний - К. Рыбаков, Цезарь - Южин,  Энобарб  -  Ленский,  Клеопатра  -
Федотова,  Лепид  -  Невский,  Октавия  -  Шумская);  затем-  Новый  т-р
Яворской, Петербург (1903, реж. Н. Попов; Клеопатра - Яворская).
   На сов. сцене первым поставил "А. и К."25 янв. 1923 Ленингр. т-р  им.
Пушкина (реж. Раппопорт, худ. Щуко; Антоний - Юрьев, Цезарь - Студенцов,
Лепид - Малютин, Энобарб - Любош, Клеопатра - Тиме и  Юренева,  и  др.).
Последующие  пост.:  Т-р  им.  Марджанишвили  (Тбилиси,  1951)  (перевод
Ма-чабели, реж. Таблиашвили,  худ.  Сумбаташзили,  музыка  Кере-селидзе;
Клеопатра - Анджапаридзе, Антоний - Кобахид-зе.  Цезарь  -  Шавгулидзе),
Т-р им. Кингисеппа(Таллин, 1955; реж. Таммур, он же -  исполнитель  роли
Помпея, худ. Рен-тер,  композитор  Ото;  Антоний  -  Карм,  Клеопатра  -
Тальви, Цезарь - А. Эскола, Лепид - Ребане, Энобарб - О. Эскола, Октавия
- Кязи), Ленпнгр. т-р им. Ленсовета (1956; реж. Бромлей, е„ же  перевод;
Антоний - В. Лебедев, Клеопатра -  Будрейко),  Свердловский  т-р  (1957;
реж. Битюцкий, худ. Ула-новский, музыка  Кацмана;  Антоний  -  Молчанов,
Клеопатра - Шатрова и Малиновская, Цезарь -  Гецов,  Лепид  -  Максимов,
Энобарб - Буйный), Саратовский т-р (1959; реж. Бондарев  и  Лядов,  худ.
Аредаков; Антоний - Сальников, Клеопатра - Шутова, Цезарь - Лядов, Лепид
- Василевский, Энобарб - Колобаев, и др.).
   И з д а н и я.-Первое изд.-1623 (на англ. яз.); первый рус-скийпер. в
Приложении к "Репертуару Русского театра",  1840,  ј  1,  прозаич.  пер.
Леонтьева. Из последующих переводов: С. Кетчера - 1850; С. А.  Юрьева  -
пер. и приспособление для сцены,журн. "Библиотека для чтенияо, 1879,ј 4;
А.Н. Островского (отрывки), в  Сборнике  Общества  любителей  российской
словесности, М., 1891; Суворина, П., 1910; А. Радловой, Л.-М., 1940;  Б.
Пастернака, М., 1944.
   Лит.: Мастера театра в образах  Шекспира,  М.-Л.,  1939,  с.  99-106;
Шекспировский сборник, М., 1958, с. 245-255, 424-430, 448-452,  459-461.
А. Ши.
   АНТОНИО (Antonio), Антонио  Руис  Со-л  е  р  (р.  4.  XI.  1923),  -
испанский танцовщик и балетмейстер.  Ученик  исп.  педагогов:  М.  Реаль
(испанские танцы), Фраскильо (танцы в стиле "фламенко")  и  А.  Перисета
(классич. танец). В 1930 дебютировал в "Театро  дель  Дуке"  в  Севилье.
Исполнение А. характеризуется гибкостью, л„гкостью" виртуозным владением
кастаньетами, акробатич. прыжками. В  40-е  гг.  с  успехом  выступал  в
Европе  и  Америке.  В  1953  организовал  балетную  труппу.  А.  ставит

Страницы: «« « 93   94   95   96   97   98   99   100   101  102   103   104   105   106   107   108   109   110   111  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия