Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»

"Revue", P., 1904, 1; Notes sur le theatre, "La vie musicale", Lausanne,
1908, 1,15 Apr.; Die Musik  und  das  Buhnenbild,  в  кн.:  Katalog  der
Zuricher Theaterkunstausstellung..., Z., 1914;  L'oeuvre  d'art  vivant,
Gen.,  1921;  L'art  vivant  ou  nature  morte?.  P.,  1923;  Album   de
productions, Z., 1929;
   Goethes "Faust", Bonn, 1929.
   Лит.: Волконский С., Адольф Аппиа,  в  кн.:  Художественные  отклики,
СПБ, 1912; Бабенчиков ?.,?? Анпиа и  Крэга  к  будущему  театру,  "Новая
студия", М., 1912, сј 10; Гвоздев А.  А.,  Западноевропейский  театр  на
пубеже XIX - XX столетий, Л.-М., 1939; S i m o  n  s  ?  n  L.,  Adolphe
Appia, в кн.: The stage Is Set, N. Y.,  1946;  "Theatre  Arts  Monthly",
1932, August; G u e r r i e r i G.,ba Appia a Gordon Craig,  в  кн.:  La
regia teatrale, Roma, 1947. А. Мое.
   АППЛИКАЦИЯ в т е а т p e (от лат.  applicatio  -накладывание)  -при„м
изготовления декораций, обивки мебели, мягкой бутафории, костюмов. А.  в
декорациях созда„тся  пут„м  наложения  на  основу(непрозрачную-  холст,
просвечивающую - бязь, или прозрачную - сетка)  деталей,  вырезанных  из
материала различной плотности, фактуры и  окраски.  Для  А.  на  плоских
завесах применяются мягкие, л„гкие материалы (бязь, марля, тюль и  др.);
при апплицировании на объ„мных предметах также и более тяж„лые материалы
(холст,  байка,  плюш  и  др.).  Художник-исполнитель  наносит  на  осн.
материала рисунок А. Затем окрашенные куски А. нашивают  или  наклеивают
пластическим  клеем   на   основу   (предварительно   А.   пропитываются
огнезащитным составом и подкрахмаливаются). При подсвечивай ии  сбоку  и
освещении  сзади  декорации   с   А.   могут   создавать   разнообразные
выразительные эффекты.
   Лит.: Серебрякова Т., Мягкие и аппликационные декорации, М., 1952.
   "АПТЕКАРЬ" ("Der
   Apotheker")-опера  И.  Гайдна,  либр.  по   пьесе   К.   Гсль-дони"Lо
Speziale". Пост. осенью 1768,  замок  князя  Эстергази  в  Зйзентптадте.
Последующие пост.: Вена (1770, 1895,' 1899, 1909, 1932); Дрезден (1895);
   Гамбург (1895); Амстердам (1911);  Лондон  (1925);  Нью-Йорк  (1926);
Будапешт (1932). Изда ния.-"A.", W.-Lpz., A. J. Gutmann, 1895. Д\ Гр.
   АПУШКИН, Яков Владимирович [р. 2(14). X. 1899]  -  русский  советский
драматург. Окончил Военно-педагогич. институт (1921). Лит.  деятельность
начал в 1917. Автор одноактных пьес в стихах
   ("Невольник чести", "Солдатская  клятва",  "Горная  сказка"  и  др.),
ставящихся  коллективами  художественной   самодеятельности,   а   также
многоакт-ных пьес - "Богатырский сказ" (1945, Мичуринский тезтр)  и  др.
А. принадлежат переводы на рус. яз. пьес народов СССР: "Батыр Курманбек"
Джантошева (1944), "Чермен" Плиева (1957) и др.
   Соч.: Пьесы,  М.,  1957;  Камерный  театр.  1914-1927,  M.-Л.,  1927;
Живогазетный театр. М., 1930; К. Ф. Юон, М.. 1936.
   АПХАЙДЗЕ, Эммануил Элисеевич [р. 17(29).  VIII.  1899]  -  грузинский
советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Род.  в  Кутаиси,  в  семье
ремесленника. По окончании кутаисского реального  уч-ща  (1917)  работал
суфл„ром в Кутаисском т-ре. В 1921-23 - акт„р Батумского,  в  1923-24  -
Кутаисского т-ров, с 1924-в Т-ре им. Руставели (Тбилиси). В 1926 окончил
театр.  ин-т  в  Тбилиси.  А.  играет   преимущественно   комедийные   и
характерные роли. Созданные им сценич.  образы  отмечены  ярким  юмором,
нац. своеобразием. Среди ролей А.:
   Босо  ("Измена"  Сумбатова),  Гонджа  ("Арсен"  Шан-шиашвили),  Мирза
("Потопленные камни" Мосаш-вили, Ст. пр. 1951),  Нестор  ("Из  искры..."
Дадиани), Соломон Морбеладзе  ("Осенние  дворяне"  Клдиаш-вили),  Бублик
("Платон Кречет"), Городулин,  Дуд-кин  ("На  всякого  мудреца  довольно
простоты",  "Еез  вины  виноватые"),  Пандольфо  ("Невеста   из   афиши"
Гольдони), Диего ("Испанский  священник"  Флет-чера).  Снимался  в  кино
(фильмы "Клятва", "Арсен" и др.). , Г. Б.
   АРАБДАН  (1904-43)  -  монгольский  акт„р.  Засл.  арт.  МНР  (1942).
ЧленМНРП. С 1931 до конца жизни работал  в  драм.  т-ре  в  Улан-Баторе.
Исполнял характерные, гл. обр. отрицат. роли. Среди ролей:  лама-учитель
("Т„мная власть"), слуга ("Маньчжурский закон"),  тушмил,  лама  ("Новый
путь", "Три Шарайгольских хана" Намдака), Жеронт  ("Проделки  Скапена").
Г. У.
   АРАБЕСК (франц. arabesque, букв.- арабский) - одна  из  основных  поз
классич. танца. Во время выполнения А. тело  опирается  на  выпрямленную
ногу, другая, также прямая, 'поднимается  и  вытягивается  назад  вверх,
одна рука вытягивается впер„д,  другая  отведена  в  сторону  или  назад
корпус  наклон„н  впер„д,  спина  вогнута,   вытянутая   нога   и   рука
уравновешивают корпус. Существуют и др. варианты  этой  основной  схемы,
напр.  в  романтич.  балете  часто  применялся  А.,   при   к-ром   руки
скрещивались и сгибались над грудью. В совр.  балете  встречается  много
разнообразных форм А. (см. Поза).
   Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета,  3  изд.,  Л.--М.,
1948.
   АРАБЛЙНСКИЙ (наст. фам.- Х а л а ф о в), Гусей н  Мамед  оглы  [1881,
Баку,- март 1919, там же] - азербайджанский  акт„р,  режисс„р.  Род..  в
семье  моряка.  Учился  в  русско-татарской  школе,  где  участвовал   в
спектаклях ученич. театр. кружка под рук. педагога и театр.  деятеля  Г.
Махмудбекова. Изучал рус. и зап.-европ. драматургию,  посещал  спектакли
рус.т-ро. Впервые выступил в ученич. спектакле  в  1897  в  Баку;  играл
эпизодич. роль конюха в комедии "Везир ленкоранского ханства"  Ахундова.
С 1905 выступал как проф. акт„р (первая значительная роль - Рустамбек  в
"Горе  Фахред-дина"Везирова).  Играл  в  первых  проф.   азербайджанских
труппах об-в "Ниджат", "Сафа"  и  др.  Был  режисс„ром  и  организатором
спектаклей; гастролировал в городах Закавказья, Поволжья, Сев.  Кавказа,
Закаспия, в Иране.
   А. был основоположником азерб. театр. иск-ва, боролся за  демократич.
передовое  направление  нац.  т-ра  против  бурж.  руководителей  трупп,
насаждавших реакц. тенденции, пропагандировал  азерб.,  рус.  и  мировую
классич. драматургию. Творчество А. выражало прогрессивные демократич. и
гумани-стич. идеи, он создал пламенные  эмоциональные  образы  передовых
людей, выступающих против феодального гн„та, косности и бесправия,Фахрад
("Несчастный юноша" Ахвердова), Фахреддин ("Горе Фахреддина"  Везирова),
Бахадыр ("Бахадыр и Сона" Нариманова, 1916). Величие и  мощь  народа  А.
воплотил в образе ку: еца Гяве (о. п. Ш. Сами, в обработке  С.  Ахундова
(1908). Острые обличительные характеристики тиранов и деспотов были даны
А. в ролях - Ага Мухаммед-шах Каджар (о. п. Ахвердова, 1907) и Надир шах
(о. п. Нариманова, 1906). Обличение деспотии  было  продолжено  А.  и  в
образе Франца Моора (1907). Сатирнч.  сила  дарования  А.  проявилась  в

Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия