|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 » »» "Revue", P., 1904, 1; Notes sur le theatre, "La vie musicale", Lausanne,
1908, 1,15 Apr.; Die Musik und das Buhnenbild, в кн.: Katalog der
Zuricher Theaterkunstausstellung..., Z., 1914; L'oeuvre d'art vivant,
Gen., 1921; L'art vivant ou nature morte?. P., 1923; Album de
productions, Z., 1929;
Goethes "Faust", Bonn, 1929.
Лит.: Волконский С., Адольф Аппиа, в кн.: Художественные отклики,
СПБ, 1912; Бабенчиков ?.,?? Анпиа и Крэга к будущему театру, "Новая
студия", М., 1912, сј 10; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на
пубеже XIX - XX столетий, Л.-М., 1939; S i m o n s ? n L., Adolphe
Appia, в кн.: The stage Is Set, N. Y., 1946; "Theatre Arts Monthly",
1932, August; G u e r r i e r i G.,ba Appia a Gordon Craig, в кн.: La
regia teatrale, Roma, 1947. А. Мое.
АППЛИКАЦИЯ в т е а т p e (от лат. applicatio -накладывание) -при„м
изготовления декораций, обивки мебели, мягкой бутафории, костюмов. А. в
декорациях созда„тся пут„м наложения на основу(непрозрачную- холст,
просвечивающую - бязь, или прозрачную - сетка) деталей, вырезанных из
материала различной плотности, фактуры и окраски. Для А. на плоских
завесах применяются мягкие, л„гкие материалы (бязь, марля, тюль и др.);
при апплицировании на объ„мных предметах также и более тяж„лые материалы
(холст, байка, плюш и др.). Художник-исполнитель наносит на осн.
материала рисунок А. Затем окрашенные куски А. нашивают или наклеивают
пластическим клеем на основу (предварительно А. пропитываются
огнезащитным составом и подкрахмаливаются). При подсвечивай ии сбоку и
освещении сзади декорации с А. могут создавать разнообразные
выразительные эффекты.
Лит.: Серебрякова Т., Мягкие и аппликационные декорации, М., 1952.
"АПТЕКАРЬ" ("Der
Apotheker")-опера И. Гайдна, либр. по пьесе К. Гсль-дони"Lо
Speziale". Пост. осенью 1768, замок князя Эстергази в Зйзентптадте.
Последующие пост.: Вена (1770, 1895,' 1899, 1909, 1932); Дрезден (1895);
Гамбург (1895); Амстердам (1911); Лондон (1925); Нью-Йорк (1926);
Будапешт (1932). Изда ния.-"A.", W.-Lpz., A. J. Gutmann, 1895. Д\ Гр.
АПУШКИН, Яков Владимирович [р. 2(14). X. 1899] - русский советский
драматург. Окончил Военно-педагогич. институт (1921). Лит. деятельность
начал в 1917. Автор одноактных пьес в стихах
("Невольник чести", "Солдатская клятва", "Горная сказка" и др.),
ставящихся коллективами художественной самодеятельности, а также
многоакт-ных пьес - "Богатырский сказ" (1945, Мичуринский тезтр) и др.
А. принадлежат переводы на рус. яз. пьес народов СССР: "Батыр Курманбек"
Джантошева (1944), "Чермен" Плиева (1957) и др.
Соч.: Пьесы, М., 1957; Камерный театр. 1914-1927, M.-Л., 1927;
Живогазетный театр. М., 1930; К. Ф. Юон, М.. 1936.
АПХАЙДЗЕ, Эммануил Элисеевич [р. 17(29). VIII. 1899] - грузинский
советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Род. в Кутаиси, в семье
ремесленника. По окончании кутаисского реального уч-ща (1917) работал
суфл„ром в Кутаисском т-ре. В 1921-23 - акт„р Батумского, в 1923-24 -
Кутаисского т-ров, с 1924-в Т-ре им. Руставели (Тбилиси). В 1926 окончил
театр. ин-т в Тбилиси. А. играет преимущественно комедийные и
характерные роли. Созданные им сценич. образы отмечены ярким юмором,
нац. своеобразием. Среди ролей А.:
Босо ("Измена" Сумбатова), Гонджа ("Арсен" Шан-шиашвили), Мирза
("Потопленные камни" Мосаш-вили, Ст. пр. 1951), Нестор ("Из искры..."
Дадиани), Соломон Морбеладзе ("Осенние дворяне" Клдиаш-вили), Бублик
("Платон Кречет"), Городулин, Дуд-кин ("На всякого мудреца довольно
простоты", "Еез вины виноватые"), Пандольфо ("Невеста из афиши"
Гольдони), Диего ("Испанский священник" Флет-чера). Снимался в кино
(фильмы "Клятва", "Арсен" и др.). , Г. Б.
АРАБДАН (1904-43) - монгольский акт„р. Засл. арт. МНР (1942).
ЧленМНРП. С 1931 до конца жизни работал в драм. т-ре в Улан-Баторе.
Исполнял характерные, гл. обр. отрицат. роли. Среди ролей: лама-учитель
("Т„мная власть"), слуга ("Маньчжурский закон"), тушмил, лама ("Новый
путь", "Три Шарайгольских хана" Намдака), Жеронт ("Проделки Скапена").
Г. У.
АРАБЕСК (франц. arabesque, букв.- арабский) - одна из основных поз
классич. танца. Во время выполнения А. тело опирается на выпрямленную
ногу, другая, также прямая, 'поднимается и вытягивается назад вверх,
одна рука вытягивается впер„д, другая отведена в сторону или назад
корпус наклон„н впер„д, спина вогнута, вытянутая нога и рука
уравновешивают корпус. Существуют и др. варианты этой основной схемы,
напр. в романтич. балете часто применялся А., при к-ром руки
скрещивались и сгибались над грудью. В совр. балете встречается много
разнообразных форм А. (см. Поза).
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3 изд., Л.--М.,
1948.
АРАБЛЙНСКИЙ (наст. фам.- Х а л а ф о в), Гусей н Мамед оглы [1881,
Баку,- март 1919, там же] - азербайджанский акт„р, режисс„р. Род.. в
семье моряка. Учился в русско-татарской школе, где участвовал в
спектаклях ученич. театр. кружка под рук. педагога и театр. деятеля Г.
Махмудбекова. Изучал рус. и зап.-европ. драматургию, посещал спектакли
рус.т-ро. Впервые выступил в ученич. спектакле в 1897 в Баку; играл
эпизодич. роль конюха в комедии "Везир ленкоранского ханства" Ахундова.
С 1905 выступал как проф. акт„р (первая значительная роль - Рустамбек в
"Горе Фахред-дина"Везирова). Играл в первых проф. азербайджанских
труппах об-в "Ниджат", "Сафа" и др. Был режисс„ром и организатором
спектаклей; гастролировал в городах Закавказья, Поволжья, Сев. Кавказа,
Закаспия, в Иране.
А. был основоположником азерб. театр. иск-ва, боролся за демократич.
передовое направление нац. т-ра против бурж. руководителей трупп,
насаждавших реакц. тенденции, пропагандировал азерб., рус. и мировую
классич. драматургию. Творчество А. выражало прогрессивные демократич. и
гумани-стич. идеи, он создал пламенные эмоциональные образы передовых
людей, выступающих против феодального гн„та, косности и бесправия,Фахрад
("Несчастный юноша" Ахвердова), Фахреддин ("Горе Фахреддина" Везирова),
Бахадыр ("Бахадыр и Сона" Нариманова, 1916). Величие и мощь народа А.
воплотил в образе ку: еца Гяве (о. п. Ш. Сами, в обработке С. Ахундова
(1908). Острые обличительные характеристики тиранов и деспотов были даны
А. в ролях - Ага Мухаммед-шах Каджар (о. п. Ахвердова, 1907) и Надир шах
(о. п. Нариманова, 1906). Обличение деспотии было продолжено А. и в
образе Франца Моора (1907). Сатирнч. сила дарования А. проявилась в
Страницы: «« « 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |