Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»

   Лит.: Рудницкий К., Драматургия Арбузова, "Театр", 1957, ј 4. Я. Р.
   АРВЕЛО (Arvelo), Ритва  (р.  11.  III.  1921)  -  фин  екая  актриса,
режисс„р и театральный деятель. В 1945 окончила финскую Театр. школу.  В
1945-46 играла в Народном т-ре; в 1946-48 и 1949-52  -  в  Финском  нац.
т-ре; с 1952 - в "Интимном т-ре". Роли:
   Нлона  ("Каменное  гнездо"  Вуолийоки),  Элиза   ("Пигмалион"   Шоу),
Розалинда  ("Как  вам  это  понравится")  и  др.   С   1951   занимается
режисс„рской  деятельностью  в  "Интимном  т-ре"   (1952-53,   1959-60);
Народном т-ре (1953); "Рабочем т-ре"  (1953-55);  объедин„нном  Народном
рабочем т-ро (1956-58). Пост. "Кавказский меловой круг", "Добрый человек
из Сецуана" Брехта (1954, 1955; А.- автор переводов этих  пьес  на  фин.
яз.),  "Ребро  мужчины",   "Золотой   тел„нок"   ‚туни   (1957,   1959),
"Лисистрата" Аристофана (1959) и др.  С  1952-  педагог  финской  Театр.
школы. А.- автор очерков о т-рах СССР, Китая, Франции и Германии. С.  Л.
АРГЕНТИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
   У  индейских  плем„н,  населявших  территорию  современной  Аргентины
(кечуа, гуарани и др.), до исп. завоевания (16 в.) не существовало проф.
театр.  искусства,  хотя  в  танцах  и  ритуальных  обрядах  содержались
элементы театр. действия. В 17  в.  иезуиты,  пропагандируя  католицизм,
использовали   элементы   нар.   иск-ва,   устраивали   театрализованные
религиозные шествия и представления на  сюжеты  библейских  сказаний.  В
1626 Л. Бергер (француз по происхождению) обучил танцам группу индейцев,
к-рые принимали участие в религиозных представлениях. Во 2-й пол. 17  в.
при дворах исп. вельмож и в учебных заведениях создавались  любительские
труппы, в репертуар к-рых входили исп. ay/no и комедии.
   Первое  драматич.  произведение  в  Аргентине   -   лоа   (одноактная
аллегорич. пьеса), А. Фуэнтеса дель Ар-ко, пост. в 1717  в  Санта-Фе.  В
ноябре  1747  в  связи  с  коронацией  исп.  короля  Фердинанда  VI   на
центральной площади Буэнос-Айреса были построены  крытые  подмостки,  на
к-рых разыграны комедии "Оружие красоты", "Плоды любви  и  ненависти"  и
"Жизнь есть сон" Кальдерона, "Честь  прежде  всего"  Морето.  В  1760  в
Буэнос-Айресе пост. драма "Второй Сципион" и ряд опер. В  1783  построен
первый гор. т-р "Дом Комедии", или "Ранчерия". В конце 18 в.  появляются
драм. произведения, отражающие рост нац. самосознания. К ним принадлежит
героич. трагедия "Сирипо" М. X. Ла-вардена  на  сюжет  истории  индейцев
(1789, "Ранчерия"). Получают развитие жанры  сай  нете  (муз.  комедия),
лоа, тонадилъяс и др. В сайнете "Любовь эстансьеры" неизв.автора  (1792)
скромный труженик  -  аргент.  крестьянин  -  противопоставлен  знатному
иностранцу - фанфарону и трусу.
   В конце 1804 вместо сгоревшего в 1792 "Дома Комедии" был построен т-р
Малый, или Временный Коли-сео (с 1838 работает под  назв.  "Архентичо").
До 1810 здесь шли преим.  произв.  исп.  авторов.  В  период  борьбы  за
независимость и после провозглашения 25 мая 1810 независимости Аргентины
пьесы исп. авторов были исключены  из  репертуара.  Особую  популярность
приобрела в это время нац. драма "25-е мая", написанная группой  аргент.
авторов в  ознаменование  2-й  годовщины  нац.  независимости.  Развитию
революц.  классицизма  на  аргент.  сцене   в   1-й   четверти   19   в.
способствовало "Общество  хорошего  вкуса"  в  Буэнос-Айресе  (1817-27),
созданное передовыми акт„   Драматурги периода борьбы за независимость Л. А. Моранте, К. Энрикес,
X.  М.  Санчес  использовали  в   качестве   образца   трагедии   франц.
просветителей и
   В.  Альфьери.  Моранте  в  пьесе  "Тупак-Амару"  и  Энрикес  в  пьесе
"Ками-ла, или Патриотка Южной Америки" обратились к теме борьбы индейцев
за независимость. Традициям классицизма  в  20-е  гг.  19  в.  следовали
авторы любовно-психологических трагедий М. Бельграно - "Молина" (1824) и
X. К. Варела- "Дидона" (1823) и "Ар-хиа" (1824). Одновременно появляются
сайнете "Свадьба Чивико и Пан-ча" (1823), "Праздничный день в  Барракас"
неизв.  авторов,  характеризующиеся   нац.   колоритом,   нар.   языком,
сатирически изображавшие представителей  господствующих  классов.  Среди
известных акт„ров этого времени В. Ортега, Ф. Касерес, X.  Каса-куверта,
Т. Гевара.
   Становление нац. ар-гент. т-ра было прервано приходом в 1829 к власти
Росаса. Во  время  реакционной  диктатуры  Росаса  (до  1852)  передовые
драматурги подвергались  преследованиям,  часть  из  них  ушла  в  армию
сопротивления.
   В 19 в. в А. т. ид. получило развитие романтич.  направление,  начало
к-рого было ознаменовано постановкой в 1830 пьесы "Атала" X.  Фернандеса
Мадрида (по Ф. Р. Шатобриану). Наиболее известные драматурги  этих  лет:
К. М. Куэнка (комедия "Дон Тадео"), X. Б. Альберди ("Гигант  Амаполас"),
революционные эмигранты - X. Мармоль (трагедии "Поэт" и "Крестоносец") и
П. Эчагуэ (автор ряда комедий и драмы "Рссас", соч. 1852,  пост.  1860).
После падения Росаса национально-освободит. тема возродилась  в  60-70-х
гг. в историч. драмах романтиков М. Ортеги ("Люсия де Миранда", 1864)  и
Ф. Фернандеса ("Монтеагудо", 1880). В 80-е  гг.  возник  жанр  романтич.
мелодрамы с гл. героем гаучо (крестьянин-скотовод) - жертвой  социальной
несправедливости,   объявившим   войну   обществу.   Тема   гаучо   была
заимствована  из  народного  творчества  и  аргентинской  литературы,  в
частности из поэмы "Мартин Фьер-ро" X. Эрнандеса.  Начало  новому  жанру
(см. Гаучо театр) положила пантомима "Хуан Морейра" (по мотивам  одноим.
романа Э. Гуть-ерреса),пост. в 1884 акт„ром и директором  цирка  "Пепино
88" в Буэнос-Айресе - X. Подестой. Нац. колорит пантомимы, нар. песни  и
танцы определили е„ популярность.
   В конце 19 - нач. 20 вв. в т-рах "Виктория",  "Аполо"  (Буэнос-Айрес)
ставились пьесы "Каландрия"  М.  Легисамона,  "В  деревню"  Н.  Гранады,
"Камень преткновения" М. Коронадо, "Страна", "Хесус Назарено" Э.  Гарсиа
Вельосо и др., в которых развивались мотивы социального протеста.
   В нач. 20 в. в репертуар аргент. т-ров входили комедии  Г.  Лаферрере
"Летние безумцы" (1905), "Семья Барранко" (1908),  "Под  пятой"  и  др.,
пьесы Р. Пай-ро "Марко Севери", "Плоды пожинают другие", "На развалинах"
и др. Многие аргент. т-ры ставили сарсуэлы (комедии с пением и  танцами)
-  "92-й  год"  Э.  Со-рия  и  сайнете  "Друзья",  "Батрак"  Н.   Трехо,
"Экскурсанты" А. Вакаресы (1911). Расцвету А.  т.  и  д.  способствовало
творчество крупнейшего аргент. драматурга Ф. Санчеса - автора пьес  "Мой
сын - доктор", "Чужеземка", "Разлад в семье Барранко" и  др.  Лучшие  из
этих пьес - реалистические по своему  характеру;  им  присущи  гуманизм,
сочувствие эксплуатируемым народным массам.
   В нач. 1920-х  гг.  А.  т.  и  д.  переживали  кризис,  обусловленный
непрерывной сменой правительств, проводивших политику закабаления страны
в интересах иностранного капитала, и  конкуренцией  голливудского  кино.

Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия