|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» Лит.: Рудницкий К., Драматургия Арбузова, "Театр", 1957, ј 4. Я. Р.
АРВЕЛО (Arvelo), Ритва (р. 11. III. 1921) - фин екая актриса,
режисс„р и театральный деятель. В 1945 окончила финскую Театр. школу. В
1945-46 играла в Народном т-ре; в 1946-48 и 1949-52 - в Финском нац.
т-ре; с 1952 - в "Интимном т-ре". Роли:
Нлона ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Элиза ("Пигмалион" Шоу),
Розалинда ("Как вам это понравится") и др. С 1951 занимается
режисс„рской деятельностью в "Интимном т-ре" (1952-53, 1959-60);
Народном т-ре (1953); "Рабочем т-ре" (1953-55); объедин„нном Народном
рабочем т-ро (1956-58). Пост. "Кавказский меловой круг", "Добрый человек
из Сецуана" Брехта (1954, 1955; А.- автор переводов этих пьес на фин.
яз.), "Ребро мужчины", "Золотой тел„нок" ‚туни (1957, 1959),
"Лисистрата" Аристофана (1959) и др. С 1952- педагог финской Театр.
школы. А.- автор очерков о т-рах СССР, Китая, Франции и Германии. С. Л.
АРГЕНТИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
У индейских плем„н, населявших территорию современной Аргентины
(кечуа, гуарани и др.), до исп. завоевания (16 в.) не существовало проф.
театр. искусства, хотя в танцах и ритуальных обрядах содержались
элементы театр. действия. В 17 в. иезуиты, пропагандируя католицизм,
использовали элементы нар. иск-ва, устраивали театрализованные
религиозные шествия и представления на сюжеты библейских сказаний. В
1626 Л. Бергер (француз по происхождению) обучил танцам группу индейцев,
к-рые принимали участие в религиозных представлениях. Во 2-й пол. 17 в.
при дворах исп. вельмож и в учебных заведениях создавались любительские
труппы, в репертуар к-рых входили исп. ay/no и комедии.
Первое драматич. произведение в Аргентине - лоа (одноактная
аллегорич. пьеса), А. Фуэнтеса дель Ар-ко, пост. в 1717 в Санта-Фе. В
ноябре 1747 в связи с коронацией исп. короля Фердинанда VI на
центральной площади Буэнос-Айреса были построены крытые подмостки, на
к-рых разыграны комедии "Оружие красоты", "Плоды любви и ненависти" и
"Жизнь есть сон" Кальдерона, "Честь прежде всего" Морето. В 1760 в
Буэнос-Айресе пост. драма "Второй Сципион" и ряд опер. В 1783 построен
первый гор. т-р "Дом Комедии", или "Ранчерия". В конце 18 в. появляются
драм. произведения, отражающие рост нац. самосознания. К ним принадлежит
героич. трагедия "Сирипо" М. X. Ла-вардена на сюжет истории индейцев
(1789, "Ранчерия"). Получают развитие жанры сай нете (муз. комедия),
лоа, тонадилъяс и др. В сайнете "Любовь эстансьеры" неизв.автора (1792)
скромный труженик - аргент. крестьянин - противопоставлен знатному
иностранцу - фанфарону и трусу.
В конце 1804 вместо сгоревшего в 1792 "Дома Комедии" был построен т-р
Малый, или Временный Коли-сео (с 1838 работает под назв. "Архентичо").
До 1810 здесь шли преим. произв. исп. авторов. В период борьбы за
независимость и после провозглашения 25 мая 1810 независимости Аргентины
пьесы исп. авторов были исключены из репертуара. Особую популярность
приобрела в это время нац. драма "25-е мая", написанная группой аргент.
авторов в ознаменование 2-й годовщины нац. независимости. Развитию
революц. классицизма на аргент. сцене в 1-й четверти 19 в.
способствовало "Общество хорошего вкуса" в Буэнос-Айресе (1817-27),
созданное передовыми акт„ Драматурги периода борьбы за независимость Л. А. Моранте, К. Энрикес,
X. М. Санчес использовали в качестве образца трагедии франц.
просветителей и
В. Альфьери. Моранте в пьесе "Тупак-Амару" и Энрикес в пьесе
"Ками-ла, или Патриотка Южной Америки" обратились к теме борьбы индейцев
за независимость. Традициям классицизма в 20-е гг. 19 в. следовали
авторы любовно-психологических трагедий М. Бельграно - "Молина" (1824) и
X. К. Варела- "Дидона" (1823) и "Ар-хиа" (1824). Одновременно появляются
сайнете "Свадьба Чивико и Пан-ча" (1823), "Праздничный день в Барракас"
неизв. авторов, характеризующиеся нац. колоритом, нар. языком,
сатирически изображавшие представителей господствующих классов. Среди
известных акт„ров этого времени В. Ортега, Ф. Касерес, X. Каса-куверта,
Т. Гевара.
Становление нац. ар-гент. т-ра было прервано приходом в 1829 к власти
Росаса. Во время реакционной диктатуры Росаса (до 1852) передовые
драматурги подвергались преследованиям, часть из них ушла в армию
сопротивления.
В 19 в. в А. т. ид. получило развитие романтич. направление, начало
к-рого было ознаменовано постановкой в 1830 пьесы "Атала" X. Фернандеса
Мадрида (по Ф. Р. Шатобриану). Наиболее известные драматурги этих лет:
К. М. Куэнка (комедия "Дон Тадео"), X. Б. Альберди ("Гигант Амаполас"),
революционные эмигранты - X. Мармоль (трагедии "Поэт" и "Крестоносец") и
П. Эчагуэ (автор ряда комедий и драмы "Рссас", соч. 1852, пост. 1860).
После падения Росаса национально-освободит. тема возродилась в 60-70-х
гг. в историч. драмах романтиков М. Ортеги ("Люсия де Миранда", 1864) и
Ф. Фернандеса ("Монтеагудо", 1880). В 80-е гг. возник жанр романтич.
мелодрамы с гл. героем гаучо (крестьянин-скотовод) - жертвой социальной
несправедливости, объявившим войну обществу. Тема гаучо была
заимствована из народного творчества и аргентинской литературы, в
частности из поэмы "Мартин Фьер-ро" X. Эрнандеса. Начало новому жанру
(см. Гаучо театр) положила пантомима "Хуан Морейра" (по мотивам одноим.
романа Э. Гуть-ерреса),пост. в 1884 акт„ром и директором цирка "Пепино
88" в Буэнос-Айресе - X. Подестой. Нац. колорит пантомимы, нар. песни и
танцы определили е„ популярность.
В конце 19 - нач. 20 вв. в т-рах "Виктория", "Аполо" (Буэнос-Айрес)
ставились пьесы "Каландрия" М. Легисамона, "В деревню" Н. Гранады,
"Камень преткновения" М. Коронадо, "Страна", "Хесус Назарено" Э. Гарсиа
Вельосо и др., в которых развивались мотивы социального протеста.
В нач. 20 в. в репертуар аргент. т-ров входили комедии Г. Лаферрере
"Летние безумцы" (1905), "Семья Барранко" (1908), "Под пятой" и др.,
пьесы Р. Пай-ро "Марко Севери", "Плоды пожинают другие", "На развалинах"
и др. Многие аргент. т-ры ставили сарсуэлы (комедии с пением и танцами)
- "92-й год" Э. Со-рия и сайнете "Друзья", "Батрак" Н. Трехо,
"Экскурсанты" А. Вакаресы (1911). Расцвету А. т. и д. способствовало
творчество крупнейшего аргент. драматурга Ф. Санчеса - автора пьес "Мой
сын - доктор", "Чужеземка", "Разлад в семье Барранко" и др. Лучшие из
этих пьес - реалистические по своему характеру; им присущи гуманизм,
сочувствие эксплуатируемым народным массам.
В нач. 1920-х гг. А. т. и д. переживали кризис, обусловленный
непрерывной сменой правительств, проводивших политику закабаления страны
в интересах иностранного капитала, и конкуренцией голливудского кино.
Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |