Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 113   114   115   116   117   118   119   120   121  122   123   124   125   126   127   128   129   130   131  » »»

(Прага), т-ре "Юнити" (Лондон),  в  Нац.  т-ре  в  Осло,  в  ряде  т-ров
Болгарии, Китая и др. Пьеса переведена на англ.,  нем.,  норв.,  чешек.,
болг., кит. и др. яз.
   Издания.   -   Первая   публикация   "А."-"на    правах    руко-писих
(стеклографич.), М., Цедрам, 1934. Первое  типографское  издание  -  М.,
Гослитиздат, 1935. Из последующих изд.:
   "Пьесы советских писателей", т. 4, М., 1954. А.Шн.
   АРИСТОТЕЛЬ  (???????????)  (384-322  до  н.  э.)  -   древнегреческий
философ-энциклопедист. Для истории эстетич. учений и теории драмы особое
значение имеет его небольшой трактат "Об искусстве поэзии"  ("Поэтика").
Это сочинение (дошло  до  нас  не  полностью  и  в  плохой  сохранности)
является теоретич. обобщением художеств. практики греч. поэтов от Гомера
до  совр.  А.  драматургов.  Основой  художеств.  творчества  А.  считал
подражание, присущее людям  и  делающее  их  способными  к  приобретению
знаний,  т.  о.  признавая  познавательное  значение  иск-ва.   Объектом
изображения в поэзии служат, по А., действия людей;  при  этом  художник
воспроизводит  не  действительно  случившееся,  а  то,  что   могло   бы
случиться.  Наибольшее  внимание  в   сохранившихся   главах   "Поэтики"
уделяется эпосу и трагедии. Трагедию А.  характеризует  как  "подражание
действию  важному   и   законченному,   имеющему   определенный   объем,
[подражание]  при  помощи  речи,  в  каждой  из  своих  частей  различно
украшенной; посредством  действия,  а  не  рассказа,  совершающее  путем
сострадания и страха очищение подобных аффектов" (гл. 6) (см. Катарсис).
Развивая эти положения, А.  основой  трагедии  считал  фабулу  -  состав
происшествий, т. к. цель трагедии -  изображение  действия.  Изображение
характеров является, по А., производным  от  фабулы;  благодаря  участию
различных персонажей в действии раскрываются их  характеры.  Действующее
лицо будет обладать определ„нным характером, если в  речи  или  действии
обнаружит какое-либо направление воли. Речи действующих лиц, из к-рых не
ясно,  к  чему  данный  персонаж  стремится  или   чего   избегает,   не
способствуют  изображению  характера.  В  такой  постановке  вопроса  А.
отражается ограниченность  античной  трагедии  в  изображении  характера
человека.  Герои   в   трагедии   выступают   перед   зрителем   с   уже
сформировавшимися,  заранее  данными  характерами,  раскрытию  к-рых   и
способствует действие трагедии (фабула). А. выдвигал требование единства
действия  (в  сюжетном  и  композиционном  отношении),   определяющегося
соразмерностью и строго продуманным порядком отд.  частей  произведения.
Однако А. не устанавливал  никаких  количественных  норм;  наилучшей  по
объ„му он считал такую трагедию, "которая расширена до полного выяснения
[фабулы]". А. рассматривал в "Поэтике" различные возможности  построения
трагедии и используемые для этого при„мы (перипетия, узнавание), а также
стилистич. средства, присущие  поэтич.  речи  вообще.  Большую  ценность
представляют сообщаемые им данные о происхождении  и  эволюции  основных
театр. жанров - трагедии и комедии. "Поэтика" А. оказала большое влияние
на формирование европ. эстетич. мысли 16-18 вв. Под е„ воздействием были
написаны "Поэтика" Ю. Скалигера (1561), "Рассуждение" П. Корнеля  (1663)
и "Поэтика" Н. Буало (1674), в значит,  степени  догматизировавшая  отд.
положения А. в духе франц. классицизма. Горячим  поклонником  "Поэтики",
толковавшим  е„  с  позиций  просветительства,  был   Г.   Э.   Лес-синг
("Гамбургская  драматургия",  1767).   В   России   эстетич.   идеи   А.
пропагандировали В. К. Тредиаков-ский ("Мнение о начале поэзии",  1752),
С. П.  Шевыр„в  ("Теория  поэзии  в  историческом  развитии...",  1836).
Специальную статью анализу "Поэтики" посвятил  Н.  Г.  Чернышевский  ("О
поэзии. Сочинение Аристотеля", 1854).
   Соч.: Поэтика. Пер., введ. и прим. Н. И. Новосад" ского, Л., 1927; Об
искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г Аппельрота, ред. и комментарии
Ф. А. Петровского, М., 1957. Лит.: ГоловняВ. В., "Поэтика" Аристотеля  о
сценической  стороне  трагедии,  в  кн.:  Ежегодник  института   истории
искусств АН СССР. 1958. Театр. М., 1958,с.263-96. В. Я.
   АРИСТОФАН (???????????) (ок. 446-385  до  н.  э.)  -  древнегреческий
драматург. Выдающийся представитель афинской  комедии  5  в.  до  н.  э.
Творчество А. отличалось  острой  общественно-политич.  направленностью.
Написал ок. 40 комедий, из к-рых сохранилось 11. Деятельность А., начало
к-рой относится к 427 до н. э., проходила в  годы  Пелопоннесской  войны
(431-404 до н. э.) и последовавшего  за  ней  ослабления  Афин.  Выражая
интересы крестьянства, терпевшего в войне наибольшие бедствия, А. в ряде
коме-цнй ("Ахарняне", 425 до н. э.; "Мир", 421 до н. э.;
   "Лисистрата", 411 до  н.  э.)  подвергал  резкой  критике  зачинщиков
войны, ввергающих в не„  ради  собственной  наживы  государства  Греции.
Одновременно  А.  затрагивал  вопрос  о  судьбах  афинской   демократии.
Наиболее значительна комедия "Всадники" (424 до н.  э.),  где  в  образе
раба-кожевника,   сумевшего   мелкой   лестью   завоевать   расположение
поглупевшего Демоса - афинского народа, А. создал обобщ„нный тип хитрого
и алчного демагога, использующего  в  низменных  целях  доверие  народа.
Лицемерных "вождей" из богатой рабовладельческой верхушки А.  обличал  в
комедии "Осы" (422 до н. э.), направленной против сутяжничества. В своих
комедиях А. подвергал критике также новые идейные  и  эстетич.  течения,
подрывавшие традиц.  моральные  устои  афинской  демократии.  В  комедии
"Облака" (423 до н. э.) новую модную философию  олицетворяет  Сократ;  в
комедии "Женщины на празднике фесмофо-рий" (411 до н.  э.)  высмеивались
основные принципы и  художеств.  при„мы  драматургии  Еврипида.  Комедия
"Лягушки" (405 до н. э.) явилась первым в истории европ. лит-ры произв.,
затрагивающим вопросы эстетич. критики.  В  этой  комедии  А.  изобразил
происходящий в подземном царстве  спор  о  первенстве  между  Эсхилом  и
Еврипидом. Симпатии А. принадлежат Эсхилу  как  поэту  эпохи  укрепления
афинского  демокра-тич.  гос-ва.  Ориентация  А.  на  минувшие   времена
расцвета  "крестьянской  демократии"  свидетельствует  о  близости   его
воззрений  к  патриархальным  представлениям   аттич.   земледельцев   и
определяет  утопизм  его  идеалов,  отч„тливо   выявленный   в   комедии
"Богатством ("Плутос", 388 до н. э.). В форме социальной утопии написаны
комедии "Птицы" (414 до н. э.) и "Женщины в народном собрании"  (392  до
н. э.).
   Комедии А. построены на сочетании речевых эпизодов, бытовых, фарсовых
сценок с песнями хора, к-рый одновременно является и активным участником
действия и исполнителем партий,  не  связанных  с  содержанием  комедии,
обращ„нных непосредственно к зрителю (т.  н.  парабаза).  Комич.  эффект
часто достигается  свободным  переходом  сюжета  от  действительности  к
фантастике  или  смешением  реальных  жизненных  отношений.  А.   широко
использует методы гиперболы, материализации отвлеч„нных понятий,  комич.
переосмысления словесного образа.

Страницы: «« « 113   114   115   116   117   118   119   120   121  122   123   124   125   126   127   128   129   130   131  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия