|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 » »» (Прага), т-ре "Юнити" (Лондон), в Нац. т-ре в Осло, в ряде т-ров
Болгарии, Китая и др. Пьеса переведена на англ., нем., норв., чешек.,
болг., кит. и др. яз.
Издания. - Первая публикация "А."-"на правах руко-писих
(стеклографич.), М., Цедрам, 1934. Первое типографское издание - М.,
Гослитиздат, 1935. Из последующих изд.:
"Пьесы советских писателей", т. 4, М., 1954. А.Шн.
АРИСТОТЕЛЬ (???????????) (384-322 до н. э.) - древнегреческий
философ-энциклопедист. Для истории эстетич. учений и теории драмы особое
значение имеет его небольшой трактат "Об искусстве поэзии" ("Поэтика").
Это сочинение (дошло до нас не полностью и в плохой сохранности)
является теоретич. обобщением художеств. практики греч. поэтов от Гомера
до совр. А. драматургов. Основой художеств. творчества А. считал
подражание, присущее людям и делающее их способными к приобретению
знаний, т. о. признавая познавательное значение иск-ва. Объектом
изображения в поэзии служат, по А., действия людей; при этом художник
воспроизводит не действительно случившееся, а то, что могло бы
случиться. Наибольшее внимание в сохранившихся главах "Поэтики"
уделяется эпосу и трагедии. Трагедию А. характеризует как "подражание
действию важному и законченному, имеющему определенный объем,
[подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно
украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем
сострадания и страха очищение подобных аффектов" (гл. 6) (см. Катарсис).
Развивая эти положения, А. основой трагедии считал фабулу - состав
происшествий, т. к. цель трагедии - изображение действия. Изображение
характеров является, по А., производным от фабулы; благодаря участию
различных персонажей в действии раскрываются их характеры. Действующее
лицо будет обладать определ„нным характером, если в речи или действии
обнаружит какое-либо направление воли. Речи действующих лиц, из к-рых не
ясно, к чему данный персонаж стремится или чего избегает, не
способствуют изображению характера. В такой постановке вопроса А.
отражается ограниченность античной трагедии в изображении характера
человека. Герои в трагедии выступают перед зрителем с уже
сформировавшимися, заранее данными характерами, раскрытию к-рых и
способствует действие трагедии (фабула). А. выдвигал требование единства
действия (в сюжетном и композиционном отношении), определяющегося
соразмерностью и строго продуманным порядком отд. частей произведения.
Однако А. не устанавливал никаких количественных норм; наилучшей по
объ„му он считал такую трагедию, "которая расширена до полного выяснения
[фабулы]". А. рассматривал в "Поэтике" различные возможности построения
трагедии и используемые для этого при„мы (перипетия, узнавание), а также
стилистич. средства, присущие поэтич. речи вообще. Большую ценность
представляют сообщаемые им данные о происхождении и эволюции основных
театр. жанров - трагедии и комедии. "Поэтика" А. оказала большое влияние
на формирование европ. эстетич. мысли 16-18 вв. Под е„ воздействием были
написаны "Поэтика" Ю. Скалигера (1561), "Рассуждение" П. Корнеля (1663)
и "Поэтика" Н. Буало (1674), в значит, степени догматизировавшая отд.
положения А. в духе франц. классицизма. Горячим поклонником "Поэтики",
толковавшим е„ с позиций просветительства, был Г. Э. Лес-синг
("Гамбургская драматургия", 1767). В России эстетич. идеи А.
пропагандировали В. К. Тредиаков-ский ("Мнение о начале поэзии", 1752),
С. П. Шевыр„в ("Теория поэзии в историческом развитии...", 1836).
Специальную статью анализу "Поэтики" посвятил Н. Г. Чернышевский ("О
поэзии. Сочинение Аристотеля", 1854).
Соч.: Поэтика. Пер., введ. и прим. Н. И. Новосад" ского, Л., 1927; Об
искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г Аппельрота, ред. и комментарии
Ф. А. Петровского, М., 1957. Лит.: ГоловняВ. В., "Поэтика" Аристотеля о
сценической стороне трагедии, в кн.: Ежегодник института истории
искусств АН СССР. 1958. Театр. М., 1958,с.263-96. В. Я.
АРИСТОФАН (???????????) (ок. 446-385 до н. э.) - древнегреческий
драматург. Выдающийся представитель афинской комедии 5 в. до н. э.
Творчество А. отличалось острой общественно-политич. направленностью.
Написал ок. 40 комедий, из к-рых сохранилось 11. Деятельность А., начало
к-рой относится к 427 до н. э., проходила в годы Пелопоннесской войны
(431-404 до н. э.) и последовавшего за ней ослабления Афин. Выражая
интересы крестьянства, терпевшего в войне наибольшие бедствия, А. в ряде
коме-цнй ("Ахарняне", 425 до н. э.; "Мир", 421 до н. э.;
"Лисистрата", 411 до н. э.) подвергал резкой критике зачинщиков
войны, ввергающих в не„ ради собственной наживы государства Греции.
Одновременно А. затрагивал вопрос о судьбах афинской демократии.
Наиболее значительна комедия "Всадники" (424 до н. э.), где в образе
раба-кожевника, сумевшего мелкой лестью завоевать расположение
поглупевшего Демоса - афинского народа, А. создал обобщ„нный тип хитрого
и алчного демагога, использующего в низменных целях доверие народа.
Лицемерных "вождей" из богатой рабовладельческой верхушки А. обличал в
комедии "Осы" (422 до н. э.), направленной против сутяжничества. В своих
комедиях А. подвергал критике также новые идейные и эстетич. течения,
подрывавшие традиц. моральные устои афинской демократии. В комедии
"Облака" (423 до н. э.) новую модную философию олицетворяет Сократ; в
комедии "Женщины на празднике фесмофо-рий" (411 до н. э.) высмеивались
основные принципы и художеств. при„мы драматургии Еврипида. Комедия
"Лягушки" (405 до н. э.) явилась первым в истории европ. лит-ры произв.,
затрагивающим вопросы эстетич. критики. В этой комедии А. изобразил
происходящий в подземном царстве спор о первенстве между Эсхилом и
Еврипидом. Симпатии А. принадлежат Эсхилу как поэту эпохи укрепления
афинского демокра-тич. гос-ва. Ориентация А. на минувшие времена
расцвета "крестьянской демократии" свидетельствует о близости его
воззрений к патриархальным представлениям аттич. земледельцев и
определяет утопизм его идеалов, отч„тливо выявленный в комедии
"Богатством ("Плутос", 388 до н. э.). В форме социальной утопии написаны
комедии "Птицы" (414 до н. э.) и "Женщины в народном собрании" (392 до
н. э.).
Комедии А. построены на сочетании речевых эпизодов, бытовых, фарсовых
сценок с песнями хора, к-рый одновременно является и активным участником
действия и исполнителем партий, не связанных с содержанием комедии,
обращ„нных непосредственно к зрителю (т. н. парабаза). Комич. эффект
часто достигается свободным переходом сюжета от действительности к
фантастике или смешением реальных жизненных отношений. А. широко
использует методы гиперболы, материализации отвлеч„нных понятий, комич.
переосмысления словесного образа.
Страницы: «« « 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |