Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»

сербско-турецкой войны, опер "Зейбеглер", "Индиана", лирич. оперы-феерии
"Земире". Большинство из этих произв.  ставилось  при  жизни  Чухаджяна.
Особым  успехом  пользовалась  его  оперетта  "Леблебиджи  хор-хор-ага",
исполнявшаяся в городах Закавказья, Ближнего Востока, на  Балканах  и  в
Зап. Европе.
   На создание опер, органично связанных с жизнью  и  культурой  родного
народа, национальных по теме и по муз. языку, были  направлены  в  конце
19-   нач.   20   вв.   усилия   мн.   арм.   композиторов.   Наряду   с
иеторико-патриотич. темой они затрагивали  в  сво„м  творчестве  тяж„лую
жизнь арм. трудового крестьянства. Живой интерес к жанру  оперы  проявил
Комитас. Его замыслы опер "Вартан"  из  истории  освободительной  борьбы
армянского народа  в  5  веке,  "Сасунские  богатыри"  по  эпосу  "Давид
Сасунский", "Ануш"  (по  О.  Туманяну),  "Жертвы  деликатности"  (по  А.
Па-роняну)   свидетельствуют   о    стремлении    композитора    создать
реалистические оперы, основанные на арм. крестьянском песенном мелосе  и
речевых интонациях. Крестьянская тема, нар. песенность лежали в основе и
оперы X.  Кара-Мурзы  "Шушан"  по  пьесе  Атрпета.  Она  также  не  была
закончена, но е„ пролог и 1-е действие неоднократно  исполнялись  любит,
труппами и хорами.
   В 1912 в Александрополе была показана опера "Ануш" А.  Тиграняна  (по
О. Туманяну). В ней были реалистически изображены быт и нравы  армянской
дореволюц. деревни,  ярко  обрисованы  бесправие  и  тяж„лая  доля  арм.
женщины. Музыка  оперы  отличается  подлинной  народностью;  мелодичная,
искренняя и  задушевная,  она  насыщена  интонациями  арм.  нар.  песни.
Песенность здесь становится действенным средством раскрытия  переживаний
героев и драматич. ситуаций.  Опера  завоевала  большую  популярность  и
исполнялась  арм.  любительскими  и   полупроф.   траппами   в   городах
Закавказья, Ближнего Востока, Европы и США. Упорно искал своих  путей  в
нац. оперном творчестве А. Спендиаров  (отрывки  из  неоконченной  оперы
"Шамирам", 1909-10, начало работы над оперой "Алмаст", 1916). В  1913  в
Берлине русской труппой был показан балет "Семь дочерей короля  джинов",
созд. на основе музыки симф. картины Спендиарова "Три пальмы"  (сценарий
и постановка М. Фокина, в главной роли А. Павлова). В  нач.  20  в.  над
операми работали  и  др.  арм.  композиторы:  В.  Саргсян  ("Ануш"),  Е.
Багдасарян ("Ануш"), Г. Мирзоян ("Сюни"), С. Мурадян, С. Демурян  и  др.
Большинство из этих произв. йе были завершены. В это время  появились  и
исполнявшиеся в школах Еревана, Тифлиса, Баку первые арм. детские  оперы
А. Манукяна ("Конец  зла")"  М.  Мирзояна  ("Стрекоза  и  муравей"),  Е.
Багдасаряна ("Сказка бабушки Гюльназ"), А. Маиляна ("Чар Ми-кич", "Бахти
кориз", "Зайчик") и др. Небольшие арии,  ансамбли,  песни  сочетаются  в
этих операх с разговорными эпизодами. С  сер.  60-х  гг.  19  в.  начали
создаваться  первые  арм.  оперные  либретто  (Чизмеджя-ном,   Терзяном,
позднее - Комитасом, Кара-Мурзой, А. Тиграняном и др.), переводились  на
арм. язык тексты зап.-европ. и рус. опер.
   В 60-70-х гг. возникли первые арм. любительские и  проф.  муз.-театр.
труппы  под  руководством  Т.  Чухаджяна,  А.  Вардовяна,  а  позднее  -
Аристакесяна (1892), О. Восканяна (1910) и др. В репертуаре  этих  трупп
были водевили, муз. комедии, оперетты и  оперы  западно-европ.,  рус.  и
арм. авторов (оперетты Т. Чухаджяна, оперы "Ануш" А.  Тиграняна,  "Аршин
мал алан" У. Гаджибекова и др.). Среди первых  арм.'  оперных  певцов  и
певиц: Н. Папаян,  Е.  Тэрян-Корганова,  М.  Генджан,  Н.  Шахламян,  Т.
Налбандян, Б. Амирд-жанян, Ш. Тальян, В.  Арцруни  и  др.  ИногДа  оперы
ставились в концертном исполнении (на арм. языке) артистами любительских
хоров под рук. X. Кара-Мурзы, А. Тиграняна, Е. Багдасаряна и др. В конце
19 в. в арм. прессе появляются статьи, посвящ„нные муз.  театру  (статьи
X. Кара-Мурзы, В. Корганова и др.).  Вопросы  развития  нац.  муз.  т-ра
привлекали  внимание  передовых   обществ,   деятелей,   писателей   (М.
Налбандяна, О. Туманяна и др.), художников (В. Суренянца, М.  Сарьяна  и
др.).
   Уже в первый период своего развития арм. муз.  театр  формировался  в
осн. как т-р демократический,  реалистический,  связанный  с  передовыми
идейными устремлениями эпохи. Он опирался,  с  одной  стороны,  на  нар.
творчество, с другой - на традиции рус.  и  зап.-европ.  муз.  классики.
Однако многочисл. трудности (отсутствие  муз.  учебных  заведений,  нац.
стационарных т-ров, запреты цензуры, сопротивление правящих кругов и  т.
п.)  ограничивали  возможности  развития  арм.   музыкального   т-ра   в
дореволюц. период. Подлинного расцвета арм. муз. т-р достиг  лишь  после
победы  Советской  власти  в  Армении.   В   20-х   гг.   разв„ртывается
деятельность передвижных муз.-театр. трупп. В городах Армении, а также в
Баку, Тбилиси выступала оперно-опереточная  труппа,  возглавлявшаяся  Ш.
Тальяном; в ней начинали свою деятельность певица А.  Даниэлян,  дириж„р
А. Мелик-Пашаев и др. Репертуар труппы включал наряду с опереттами оперы
"Евгений Онегин", "Кармен", "Ануш"  и  др.  В  Ростове-на-Дону  работала
труппа, в состав к-рой входили Г. Айвазян, И. и Г. Данзасы, Ш. Лусинян и
др. Она ставила преимущественно музыкальные комедии и  драмы,  водевили,
оперетты, в т.ч. популярную арм. муз. комедию "Уш-лини  -  нуш-лини"  Г.
Ерицяна. В муз.  учебных  заведениях  Еревана,  Москвы,  Ленинграда  шла
подготовка кадров для арм. муз. т-ра. В 1927 в Ереванской  консерватории
был организован оперный класс.
   В эти же годы создастся ряд новых арм. опер, среди  к-рых  "Седа"  А.
Тер-Гевондяна (1921), "Алмаст"  А.  Спендиарова  (1928),  детские  оперы
"Гарник ах-пер" К.  Заваряна  (1924),  "Птенчик"  М.  Мазманяна  (1926),
исполнявшиеся школьниками.
   Задуманная  еще  до  революции  опера  "Седа"  на   сюжет   из   арм.
средневековья не была пост., но отдельные арии, полифонич. развитые хоры
и оркестровые эпизоды исполнялись в концертах.
   Выдающееся место в истории  арм.  оперы  занимает  героико-патриотич.
опера "Алмаст". Она относится к лучшим произв.  нац.  оперной  классики.
Написанная на сюжет поэмы О. Туманяна "Взятие Тмкаберта", она повествует
о борьбе арм. народа  в  18  в.  против  нашествия  персов.  Использовав
замечательные образцы арм.  нар.  мелодий,  опираясь  на  традиции  рус.
оперной классики, композитор создал оперу,  отличающуюся  развитой  муз.
драматургией, меткой характеристикой действующих лиц и сценич. ситуаций,
сквозным оимф.  развитием.  Впервые  "Алмаст"  пост.  в  Москве  (1930),
позднее - в Ереване и др. городах страны.
   5  мая  1932  Совет  Министров  Армянской  ССР  принял   решение   об
организации в Ереване первого в истории Армении  стационарного  оперного
т-ра. Открытие т-ра состоялось 20 января 1933. В создании т-ра принимали
участие видные деятели армянского искусства:  артисты  А.  Даниэлян,  Ш.
Тальян, Л. Исец-кий-Иоаннисян, А. Каратов и др.; дириж„ры К.  Са-раджев,

Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия