|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 » »» сербско-турецкой войны, опер "Зейбеглер", "Индиана", лирич. оперы-феерии
"Земире". Большинство из этих произв. ставилось при жизни Чухаджяна.
Особым успехом пользовалась его оперетта "Леблебиджи хор-хор-ага",
исполнявшаяся в городах Закавказья, Ближнего Востока, на Балканах и в
Зап. Европе.
На создание опер, органично связанных с жизнью и культурой родного
народа, национальных по теме и по муз. языку, были направлены в конце
19- нач. 20 вв. усилия мн. арм. композиторов. Наряду с
иеторико-патриотич. темой они затрагивали в сво„м творчестве тяж„лую
жизнь арм. трудового крестьянства. Живой интерес к жанру оперы проявил
Комитас. Его замыслы опер "Вартан" из истории освободительной борьбы
армянского народа в 5 веке, "Сасунские богатыри" по эпосу "Давид
Сасунский", "Ануш" (по О. Туманяну), "Жертвы деликатности" (по А.
Па-роняну) свидетельствуют о стремлении композитора создать
реалистические оперы, основанные на арм. крестьянском песенном мелосе и
речевых интонациях. Крестьянская тема, нар. песенность лежали в основе и
оперы X. Кара-Мурзы "Шушан" по пьесе Атрпета. Она также не была
закончена, но е„ пролог и 1-е действие неоднократно исполнялись любит,
труппами и хорами.
В 1912 в Александрополе была показана опера "Ануш" А. Тиграняна (по
О. Туманяну). В ней были реалистически изображены быт и нравы армянской
дореволюц. деревни, ярко обрисованы бесправие и тяж„лая доля арм.
женщины. Музыка оперы отличается подлинной народностью; мелодичная,
искренняя и задушевная, она насыщена интонациями арм. нар. песни.
Песенность здесь становится действенным средством раскрытия переживаний
героев и драматич. ситуаций. Опера завоевала большую популярность и
исполнялась арм. любительскими и полупроф. траппами в городах
Закавказья, Ближнего Востока, Европы и США. Упорно искал своих путей в
нац. оперном творчестве А. Спендиаров (отрывки из неоконченной оперы
"Шамирам", 1909-10, начало работы над оперой "Алмаст", 1916). В 1913 в
Берлине русской труппой был показан балет "Семь дочерей короля джинов",
созд. на основе музыки симф. картины Спендиарова "Три пальмы" (сценарий
и постановка М. Фокина, в главной роли А. Павлова). В нач. 20 в. над
операми работали и др. арм. композиторы: В. Саргсян ("Ануш"), Е.
Багдасарян ("Ануш"), Г. Мирзоян ("Сюни"), С. Мурадян, С. Демурян и др.
Большинство из этих произв. йе были завершены. В это время появились и
исполнявшиеся в школах Еревана, Тифлиса, Баку первые арм. детские оперы
А. Манукяна ("Конец зла")" М. Мирзояна ("Стрекоза и муравей"), Е.
Багдасаряна ("Сказка бабушки Гюльназ"), А. Маиляна ("Чар Ми-кич", "Бахти
кориз", "Зайчик") и др. Небольшие арии, ансамбли, песни сочетаются в
этих операх с разговорными эпизодами. С сер. 60-х гг. 19 в. начали
создаваться первые арм. оперные либретто (Чизмеджя-ном, Терзяном,
позднее - Комитасом, Кара-Мурзой, А. Тиграняном и др.), переводились на
арм. язык тексты зап.-европ. и рус. опер.
В 60-70-х гг. возникли первые арм. любительские и проф. муз.-театр.
труппы под руководством Т. Чухаджяна, А. Вардовяна, а позднее -
Аристакесяна (1892), О. Восканяна (1910) и др. В репертуаре этих трупп
были водевили, муз. комедии, оперетты и оперы западно-европ., рус. и
арм. авторов (оперетты Т. Чухаджяна, оперы "Ануш" А. Тиграняна, "Аршин
мал алан" У. Гаджибекова и др.). Среди первых арм.' оперных певцов и
певиц: Н. Папаян, Е. Тэрян-Корганова, М. Генджан, Н. Шахламян, Т.
Налбандян, Б. Амирд-жанян, Ш. Тальян, В. Арцруни и др. ИногДа оперы
ставились в концертном исполнении (на арм. языке) артистами любительских
хоров под рук. X. Кара-Мурзы, А. Тиграняна, Е. Багдасаряна и др. В конце
19 в. в арм. прессе появляются статьи, посвящ„нные муз. театру (статьи
X. Кара-Мурзы, В. Корганова и др.). Вопросы развития нац. муз. т-ра
привлекали внимание передовых обществ, деятелей, писателей (М.
Налбандяна, О. Туманяна и др.), художников (В. Суренянца, М. Сарьяна и
др.).
Уже в первый период своего развития арм. муз. театр формировался в
осн. как т-р демократический, реалистический, связанный с передовыми
идейными устремлениями эпохи. Он опирался, с одной стороны, на нар.
творчество, с другой - на традиции рус. и зап.-европ. муз. классики.
Однако многочисл. трудности (отсутствие муз. учебных заведений, нац.
стационарных т-ров, запреты цензуры, сопротивление правящих кругов и т.
п.) ограничивали возможности развития арм. музыкального т-ра в
дореволюц. период. Подлинного расцвета арм. муз. т-р достиг лишь после
победы Советской власти в Армении. В 20-х гг. разв„ртывается
деятельность передвижных муз.-театр. трупп. В городах Армении, а также в
Баку, Тбилиси выступала оперно-опереточная труппа, возглавлявшаяся Ш.
Тальяном; в ней начинали свою деятельность певица А. Даниэлян, дириж„р
А. Мелик-Пашаев и др. Репертуар труппы включал наряду с опереттами оперы
"Евгений Онегин", "Кармен", "Ануш" и др. В Ростове-на-Дону работала
труппа, в состав к-рой входили Г. Айвазян, И. и Г. Данзасы, Ш. Лусинян и
др. Она ставила преимущественно музыкальные комедии и драмы, водевили,
оперетты, в т.ч. популярную арм. муз. комедию "Уш-лини - нуш-лини" Г.
Ерицяна. В муз. учебных заведениях Еревана, Москвы, Ленинграда шла
подготовка кадров для арм. муз. т-ра. В 1927 в Ереванской консерватории
был организован оперный класс.
В эти же годы создастся ряд новых арм. опер, среди к-рых "Седа" А.
Тер-Гевондяна (1921), "Алмаст" А. Спендиарова (1928), детские оперы
"Гарник ах-пер" К. Заваряна (1924), "Птенчик" М. Мазманяна (1926),
исполнявшиеся школьниками.
Задуманная еще до революции опера "Седа" на сюжет из арм.
средневековья не была пост., но отдельные арии, полифонич. развитые хоры
и оркестровые эпизоды исполнялись в концертах.
Выдающееся место в истории арм. оперы занимает героико-патриотич.
опера "Алмаст". Она относится к лучшим произв. нац. оперной классики.
Написанная на сюжет поэмы О. Туманяна "Взятие Тмкаберта", она повествует
о борьбе арм. народа в 18 в. против нашествия персов. Использовав
замечательные образцы арм. нар. мелодий, опираясь на традиции рус.
оперной классики, композитор создал оперу, отличающуюся развитой муз.
драматургией, меткой характеристикой действующих лиц и сценич. ситуаций,
сквозным оимф. развитием. Впервые "Алмаст" пост. в Москве (1930),
позднее - в Ереване и др. городах страны.
5 мая 1932 Совет Министров Армянской ССР принял решение об
организации в Ереване первого в истории Армении стационарного оперного
т-ра. Открытие т-ра состоялось 20 января 1933. В создании т-ра принимали
участие видные деятели армянского искусства: артисты А. Даниэлян, Ш.
Тальян, Л. Исец-кий-Иоаннисян, А. Каратов и др.; дириж„ры К. Са-раджев,
Страницы: «« « 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |