Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 » »» сербско-турецкой войны, опер "Зейбеглер", "Индиана", лирич. оперы-феерии "Земире". Большинство из этих произв. ставилось при жизни Чухаджяна. Особым успехом пользовалась его оперетта "Леблебиджи хор-хор-ага", исполнявшаяся в городах Закавказья, Ближнего Востока, на Балканах и в Зап. Европе. На создание опер, органично связанных с жизнью и культурой родного народа, национальных по теме и по муз. языку, были направлены в конце 19- нач. 20 вв. усилия мн. арм. композиторов. Наряду с иеторико-патриотич. темой они затрагивали в сво„м творчестве тяж„лую жизнь арм. трудового крестьянства. Живой интерес к жанру оперы проявил Комитас. Его замыслы опер "Вартан" из истории освободительной борьбы армянского народа в 5 веке, "Сасунские богатыри" по эпосу "Давид Сасунский", "Ануш" (по О. Туманяну), "Жертвы деликатности" (по А. Па-роняну) свидетельствуют о стремлении композитора создать реалистические оперы, основанные на арм. крестьянском песенном мелосе и речевых интонациях. Крестьянская тема, нар. песенность лежали в основе и оперы X. Кара-Мурзы "Шушан" по пьесе Атрпета. Она также не была закончена, но е„ пролог и 1-е действие неоднократно исполнялись любит, труппами и хорами. В 1912 в Александрополе была показана опера "Ануш" А. Тиграняна (по О. Туманяну). В ней были реалистически изображены быт и нравы армянской дореволюц. деревни, ярко обрисованы бесправие и тяж„лая доля арм. женщины. Музыка оперы отличается подлинной народностью; мелодичная, искренняя и задушевная, она насыщена интонациями арм. нар. песни. Песенность здесь становится действенным средством раскрытия переживаний героев и драматич. ситуаций. Опера завоевала большую популярность и исполнялась арм. любительскими и полупроф. траппами в городах Закавказья, Ближнего Востока, Европы и США. Упорно искал своих путей в нац. оперном творчестве А. Спендиаров (отрывки из неоконченной оперы "Шамирам", 1909-10, начало работы над оперой "Алмаст", 1916). В 1913 в Берлине русской труппой был показан балет "Семь дочерей короля джинов", созд. на основе музыки симф. картины Спендиарова "Три пальмы" (сценарий и постановка М. Фокина, в главной роли А. Павлова). В нач. 20 в. над операми работали и др. арм. композиторы: В. Саргсян ("Ануш"), Е. Багдасарян ("Ануш"), Г. Мирзоян ("Сюни"), С. Мурадян, С. Демурян и др. Большинство из этих произв. йе были завершены. В это время появились и исполнявшиеся в школах Еревана, Тифлиса, Баку первые арм. детские оперы А. Манукяна ("Конец зла")" М. Мирзояна ("Стрекоза и муравей"), Е. Багдасаряна ("Сказка бабушки Гюльназ"), А. Маиляна ("Чар Ми-кич", "Бахти кориз", "Зайчик") и др. Небольшие арии, ансамбли, песни сочетаются в этих операх с разговорными эпизодами. С сер. 60-х гг. 19 в. начали создаваться первые арм. оперные либретто (Чизмеджя-ном, Терзяном, позднее - Комитасом, Кара-Мурзой, А. Тиграняном и др.), переводились на арм. язык тексты зап.-европ. и рус. опер. В 60-70-х гг. возникли первые арм. любительские и проф. муз.-театр. труппы под руководством Т. Чухаджяна, А. Вардовяна, а позднее - Аристакесяна (1892), О. Восканяна (1910) и др. В репертуаре этих трупп были водевили, муз. комедии, оперетты и оперы западно-европ., рус. и арм. авторов (оперетты Т. Чухаджяна, оперы "Ануш" А. Тиграняна, "Аршин мал алан" У. Гаджибекова и др.). Среди первых арм.' оперных певцов и певиц: Н. Папаян, Е. Тэрян-Корганова, М. Генджан, Н. Шахламян, Т. Налбандян, Б. Амирд-жанян, Ш. Тальян, В. Арцруни и др. ИногДа оперы ставились в концертном исполнении (на арм. языке) артистами любительских хоров под рук. X. Кара-Мурзы, А. Тиграняна, Е. Багдасаряна и др. В конце 19 в. в арм. прессе появляются статьи, посвящ„нные муз. театру (статьи X. Кара-Мурзы, В. Корганова и др.). Вопросы развития нац. муз. т-ра привлекали внимание передовых обществ, деятелей, писателей (М. Налбандяна, О. Туманяна и др.), художников (В. Суренянца, М. Сарьяна и др.). Уже в первый период своего развития арм. муз. театр формировался в осн. как т-р демократический, реалистический, связанный с передовыми идейными устремлениями эпохи. Он опирался, с одной стороны, на нар. творчество, с другой - на традиции рус. и зап.-европ. муз. классики. Однако многочисл. трудности (отсутствие муз. учебных заведений, нац. стационарных т-ров, запреты цензуры, сопротивление правящих кругов и т. п.) ограничивали возможности развития арм. музыкального т-ра в дореволюц. период. Подлинного расцвета арм. муз. т-р достиг лишь после победы Советской власти в Армении. В 20-х гг. разв„ртывается деятельность передвижных муз.-театр. трупп. В городах Армении, а также в Баку, Тбилиси выступала оперно-опереточная труппа, возглавлявшаяся Ш. Тальяном; в ней начинали свою деятельность певица А. Даниэлян, дириж„р А. Мелик-Пашаев и др. Репертуар труппы включал наряду с опереттами оперы "Евгений Онегин", "Кармен", "Ануш" и др. В Ростове-на-Дону работала труппа, в состав к-рой входили Г. Айвазян, И. и Г. Данзасы, Ш. Лусинян и др. Она ставила преимущественно музыкальные комедии и драмы, водевили, оперетты, в т.ч. популярную арм. муз. комедию "Уш-лини - нуш-лини" Г. Ерицяна. В муз. учебных заведениях Еревана, Москвы, Ленинграда шла подготовка кадров для арм. муз. т-ра. В 1927 в Ереванской консерватории был организован оперный класс. В эти же годы создастся ряд новых арм. опер, среди к-рых "Седа" А. Тер-Гевондяна (1921), "Алмаст" А. Спендиарова (1928), детские оперы "Гарник ах-пер" К. Заваряна (1924), "Птенчик" М. Мазманяна (1926), исполнявшиеся школьниками. Задуманная еще до революции опера "Седа" на сюжет из арм. средневековья не была пост., но отдельные арии, полифонич. развитые хоры и оркестровые эпизоды исполнялись в концертах. Выдающееся место в истории арм. оперы занимает героико-патриотич. опера "Алмаст". Она относится к лучшим произв. нац. оперной классики. Написанная на сюжет поэмы О. Туманяна "Взятие Тмкаберта", она повествует о борьбе арм. народа в 18 в. против нашествия персов. Использовав замечательные образцы арм. нар. мелодий, опираясь на традиции рус. оперной классики, композитор создал оперу, отличающуюся развитой муз. драматургией, меткой характеристикой действующих лиц и сценич. ситуаций, сквозным оимф. развитием. Впервые "Алмаст" пост. в Москве (1930), позднее - в Ереване и др. городах страны. 5 мая 1932 Совет Министров Армянской ССР принял решение об организации в Ереване первого в истории Армении стационарного оперного т-ра. Открытие т-ра состоялось 20 января 1933. В создании т-ра принимали участие видные деятели армянского искусства: артисты А. Даниэлян, Ш. Тальян, Л. Исец-кий-Иоаннисян, А. Каратов и др.; дириж„ры К. Са-раджев, Страницы: «« « 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |