Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 125   126   127   128   129   130   131   132   133  134   135   136   137   138   139   140   141   142   143  » »»

   60 1лшрр ш1 р1иУр 1рШ) Ьр1лшЬ, 1954. ФшфшшЪ БрИ-шЬ, 1955-57. шрп.ХУ/пг.Ь/шЪ и .1 ршяш ЪЬрири/шЬ ЬрЬ.шЪ, 1958.
   Р'ЬррршшЪ "/., штТЬЬ, Ьр11шЪ, 1959.
   АРМЯНСКИЙ ТЕАТР ИМ. Г. СУНДУКЯНА (А р мянский Государственный  ордена
Трудового  Красного  Знамени   драматиче-скийтеатр   им.Г.Сундукяна)   -
крупнейший драматический театр Армении. Создан в Ереване в августе  1921
(под назв. 1-й Гос. т-р Армении). Первые спектакли -"Пэпо" Сундукяна (25
янв. 1922, реж. И. Алиханян); "Разбойники" (7  февр.  1922,  реж.  Л.  К
алан-тар). Сочетая лучшие  традиции  арм.  дореволюц.  театр.  иск-ва  с
опытом рус. т-ра, коллектив боролся за утверждение  сценич.  реализма  и
стал центром развития театр. культуры  республики.  В  первые  годы  т-р
ставил преим. пьесы классич. драматургии. С сер. 20-х гг.  в  репертуаре
т-ра утверждается сов.  драматургия;  ставятся  пьесы:  "Любовь  Яровая"
(1927, реж. Калантар, Любовь - Асмик, Яровой - Джанан), "Разлом"  (1928,
Годун - Джанан, Берсенев - Р. Нер-сесян); "Мятеж" по  Фурманову  (1928),
"Бронепоезд 14-69" (1928); "Огненный мост"  Ромашова  (1929),  "Поэма  о
топоре" (1931), "Темп"  (1931)  Погодина,  "Первая  конная"  Вишневского
(1930). Т-р способствует росту  арм.  драматургии;  здесь  впервые  были
пост. пьесы "Кум Моргана" Ширванзаде (1927, реж. Бурд-жалян),  "Наполеон
Коркотян" (1934), "Фосфорическое сияние" (1932)  Демирчяна,  "В  кольце"
Вагаршяна (1930,  реж.  Гулакян,  Мелик-Ага  -  Р.  Нерсесян,  Ми-сак  -
Аветисян, Ашот - Джанибекян, Аслан-Ами - Вагаршян, Анна - Асмик), "Враг"
Ахумяна (1931) и др. Больших успехов достиг т-р в  пост.  нац.  классич.
драматургии: "Хатабала" (1927, Замбахов - Аветисян, Наталия  -  Гулазян,
Масисян - Джанибекян), "Пэпо" (1929, реж.  Гулакян),  "Разор„нный  очаг"
Сундукяна  (1938),  "Из-за  чести"  Ширванзаде  (1939,   реж.   Аджемян,
Элизбаров - Р. Нерсесян, Маргарит - Восканян, Сагател - Аветисян,  Сурен
- Вагаршян, Отарян - Малян). Много и плодотворно работает т-р  над  рус.
классикой; в 30-х гг. на его сцене были осуществлены  пост.  спектаклей:
"Ревизор" (1923,  реж.  Бурджалян),  "Доходное  место"  (1929,  реж.  Р.
Симонов), "Гроза", "Без  вины  виноватые"  (1935,  1939,  реж.  Гулакян,
Сарян; Катерина,  Кручинина  -  Восканян,  Кабаниха  -  Асмик,  Шмага  -
Аветисян). Большое значение для творч. истории  т-ра  имели  пост.  пьес
Горького: "На дне" (1932), "Егор Булычев и другие" (1933,  реж.  Захава,
Егор - Вагаршян, Абелян, Шура - Вартанян, Игуменья  -  Асмик,  Ксения  -
Гулазян, и др.), "Достигаев и другие" (1934, реж. Вагаршян, Достигаев  -
Аветисян), "Васса Железнова"  (1937,  Васса  -  Асмик).  Из  зап.-европ.
классич. драматургии - "Женитьба Фигаро" (1933, реж. Гулакян),  "Отелло"
(1940, реж. Гулакян, Отелло - Р. Нерсесян, Папазян,  Джанибекян,  Яго  -
Манвелян, Аветисян, Дездемона - Вартанян).
   30-е  гг.  отмечены  также  значительными  пост.  пьес  русских  сов.
авторов: "Платон Кречет" (1935, реж. Гулакян,  Платон  -  Р.  Нерсесян);
"Интервенция" Славина (1934, реж.  Шамирханян),  "Беспокойная  старость"
Рахманова  (1938,  реж.   Вартанян,   Полежаев-   Вагаршян),   "Дал„кое"
Афиногенова (1936), "Человек с ружь„м" (1938); "Ленин в 1918" Каплера  и
Златогоро-вой  (1940,  реж.  Вартанян,  Ленин  -  Вагаршян,   Шадрин   -
Аветисян). В 1937 т-ру присвоено имя Сундукяна. В 1941  гастролировал  в
Москве.
   В годы Великой Отечеств, войны т-р создал ряд  значит,  спектаклей  -
"Фронт" (реж. Аджемян, Горлов - Джанибекян), "Русские люди" и др. Борьбе
советского народа  посв.  спектакли:  "Месть"  Заряна,  "В  глуши  леса"
Саряна, "На вулкане" Араксманяна. В эти годы  с  новой  силой  зазвучала
историч.  драма  "Страна  родная"   Демирчяна   (1940,   реж.   Аджемян,
Гагин-Вагаршян, Вест-Саркис - Малян). Была пост. историч. драма  "Геворк
Марзпетуни" по Мурацану. Т-р продолжал работу над классикой,  осуществил
пост. спектаклей  "Ут„с"  Вр.  Папазяна  (реж.  Аджемян,  Гри-кор-ага  -
Джанибекян), "Гамлет"  (реж.  Бурджалян,  Гамлет  -  Вагаршян);  "Убитый
голубь" Нар-Д оса (Тусян - Малян).
   В 40-50-х гг. т-р осуществил пост. пьес "Молодая гвардия" (1947, реж.
Аджемян),  "Русский  вопрос"  (1947);  "Монастырское  ущелье"  Вагаршяна
(1945) и др. Осн. внимание т-р  уделяет  созданию  спектаклей  на  совр.
темы, широко привлекая арм. драматургов. Были пост.: "Эти  зв„зды  наши"
Тер-Григоряна и Кара-гезяна (1949, Ст. пр. 1950), "Опытное поле"  Заряна
(1953,  Балабек  -  Сарян,  Аветисян,   Карсецян   -   Малян),"Последние
гвоздики"Тер-Григоряна (1958). Пост. историке-революц.  спектакли:  "Под
одной крышей" Бо-ряна  (1957,  реж.Аджемян,  Арташес-Малян,  Геворк-  Б.
Нерсесян),  "Розы  и  кровь"  Араксманяна  (1958).  Среди  лучших  пост.
классики в этот период "Дядя Багдасар"  Пароняна  (1954,  реж.  Аджемян,
Багдасар- Р. Нерсесян), "Намус" Ширванзаде (1955), "Хаос" по  Ширванзаде
(1959, реж. Аджемян, Смбат - Малян, Микаэл -  Б.  Нерсесян),  "Маскарад"
(1949,  реж.  Гулакян,  Арбенин-Вагаршян,   Папазян,   Нина-   Симонян),
"Вишн„вый сад" (1951, реж. Аджемян),  "Живой  труп"  (1951,  Протасов  -
Вагаршян, Р. Нерсесян, Джанибекян). В 1956 т-р принял участие  в  декаде
арм. иск-ва в Москве.
   В разные периоды режисс„рами театра были В. Аджемян  (с  1953  -  гл.
реж. т-ра), А. Бурджалян, В.  Вартанян,  А.  Гулакян,  Л.  Калантар,  Т.
Шамирханян и др.
   В т-ре работали акт„ры: О. Абелян, Асмик, А. Воска-аян, В.  Вагаршян,
И. Алиханян,  Г.  Аветян,  М.  Ман-велян,  А.  Хачанян,  М.  Джанан,  Р.
Вартанян, Г. Габ-риелян. В труппе театра (1960)  -  нар.  арт.  СССР  Р.
Нерсесян, нар. арт. Арм. ССР А.  Аветисян,  О.  Ава-кян,  А.  Асрян,  Г.
Арутюнян, О. Буниатян, О. Гула-зян, Г. Джанибекян, Д. Малян,  Т.  Сарян,
засл. арт. Арм. ССР С. Аллавердян, А. Аразян, Т. Дилакян,  М.  Костанян,
В.  Маргуни,  Б.  Нерсесян,  Г.  Хажакян.  В  50-е  гг.  коллектив  т-ра
пополнился молод„жью, выпускниками Ереванского художеств.  театр.  ин-та
Х. Абрамян, М. Мурадян, Ф. Мкртчян, засл. арт. М. Симонян и Др.). С. Р.
   РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
   (в скобнах указаны фамилии постановщиков)
   1922:  "Пэпо"  Сундукяна;   "Разбойники"   (Калантар);   "Пото-дувший
колокол" Гауптмана (.Калантар); "На дне" (Алиханян); "Гибель  "Надежды""
Хейерманса (Калантар); "Зел„ный Шшугай" Шницлера;  "Хозяйка  гостиницы";
"Дурак" Фульды;
   "Привидения"   Ибсена;   "Нора"   (Папазян);   "Вартазар"   Геворкяна
(Калантар); "Суд" Демирчяна (Кспантар); "Антигона"  Софокла  (Калантар);
"Брак  поневоле"  Мольера  (Калантар);  "Дон  Жуан"  Мольера  (Папазян);
"Ученик дьявола" Шоу (Папазян).
   1923: "14 июля" Сукенникова (Калантар); "Отелло" Шекспира  (Папазян);
"Слуга двух  господ"  (Папазян);  "Уриэль  Ако-ста"  Гуцкова  (Папазян);
"Монна Ванна" Метерлинка (Папазян); "Саломея" Уайльда (Калантар);  "Чудо
св. Антония" Метерлинка (Калантар); "Из-за чести" Ширванзаде (Калантар);

Страницы: «« « 125   126   127   128   129   130   131   132   133  134   135   136   137   138   139   140   141   142   143  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия