Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 132   133   134   135   136   137   138   139   140  141   142   143   144   145   146   147   148   149   150  » »»

устраивать частные публичные спектакли в Петербурге и Москве.
   С осени 1867 "А. к." добился  разрешения  на  постановки  спектаклей,
сначала закрытых - для членов кружка, а с 1868 - и публичных. С 1869 т-р
"А.  к."  играл  в  Бронниковском  (Шелапутинском)  т-ре   (ныне   здесь
помещается Центр, детский т-р). Т-р "А. к." явился первым частным  т-ром
в Москве. Репертуар его составляли преим. произв. рус. драматургов,  гл.
обр. Островского. На сцене т-ра "А. к." наряду с проф. артистами (П.  М.
Садовский, В. А. Мак-шеев,  С.  В.  Шумский,  Е.  Н.  Васильева,  Н.  А.
Никулина, П. А. Стрепетова, М. И. Писарев, К. Ф. Берг, Н. X. Рыбаков-под
псевдонимом Волгин) выступали  также  начинающие  любители.  Так,  здесь
впервые проявилось дарование О. О. Садовской (тогда  Лазаревой),  М.  П.
Садовского и др. С 1879 при "А. к." функционировали драматич.  курсы,  в
состав преподавателей к-рых входили Г. Н. Новосельский, П. Д. Боборыкин,
А. Н. Веселовский и др. "А. к." был закрыт  в  1883  ввиду  материальных
затруднений.
   Лит.: Островский А.Н., Полное собр. соч., т. 12, М., 1952, с. 13-42 и
345-348; Р о с с и e в П. А., Артистический кружок в Москве (1865-1883),
"Исторический вестник", М., 1912, май-июль (май -  с.  482-498,  июнь-с.
878-901, июль-с. 111-136). А. Шн.
   APTO (Artot), Маргерит  Жозефин  Дезире  (21.VII.  1835,  Париж,-ЗЛУ.
1907, Берлин) - французская певица (меццо-сопрано). Родилась в  Бельгии.
Жена известного исп. баритона М. Падильи. В 1855-57 училась пению  у  М.
Одран и П. Виардо-Гарсиа. До  1857  выступала  в  концертах  в  Бельгии,
Голландии, Англии. В 1858 дебютировала на оперной сцене в Париже. В 1859
поселилась в Италии, выступала в оперной труппе  Лорини;  позже  пела  в
"Гранд-Опера". Гастролировала на мн. европ. сценах (в т.  ч.  в  России,
впер-вые в 1868). Обладая голосом обширного диапазона  и  высокоразвитой
техникой, А.  (после  60-х  гг.)  исполняла  также  партии  драматич.  и
колоратурного  сопрано.  Партии:  Фидес  ("Пророк"  Мейербера),  Розина,
Травиата, Джильда, Маргарита; Мария ("Дочь полка" Доницетти), Донна Анна
("Дон Жуан") и др. В  1889  оставила  сцену;  занималась  педагогической
деятельностью (среди учениц А.-С. Арнольд-сон и др.). И. Ш.
   "АРТС ТЙЭТР" (Arts Theatre Company) -  английский  театр  в  Лондоне.
Основан в 1942 акт„ром и режисс„ром А.  Клунсом  под  названием  "Группа
акт„ров театра Артс" на базе театр. клуба "Артс". Среди постановок т-ра:
"Андрокл и лев" (1943), "Дон Жуан  в  аду"  (1952)  Шоу;  "Верная  пара"
Фаркера (1944); "Гамлет" (1945); "Леди не  для  сожжения"  Фрая  (1948);
"Макбет" (1950); "Иванов" Чехова (1950). Сов р. англ.  критика  называет
"А. т." -"наш  карманный  Национальный  театр".  До  1953  руководителем
театра был Клуне, работавший также как акт„р и режисс„р; с 1953 "А.  т."
возглавляет К. Уильяме. Ф. Я.
   АРТСЕНБУЧ- (Hartzenbusch), Хуан Эухенио  (9.IX.1806-2.VIII.  1880)  -
испанский драматург  и  критик.  Род.  в  Мадриде.  В  1824  начал  лит.
деятельность. В  1829  впервые  выступил  как  драматург.  По  характеру
творчества был близок прогрессивным романтикам.  Драмы  А.  "Теруэльские
любовники" (1837), "Донья  Менсиа"  (1838)  отличаются  антиклерикальной
направленностью. В дальнейшем отош„л от романтич. традиций,  создав  ряд
пьес-сказок  и  семейно-бытовых  комедий:  "Волшебная  бутылка"  (1839),
"Первым - я" (1842), "Куртизанка" (1843) и  др.  Пьесы  А.  пользовались
успехом у зрителей. С 1852 был президентом Совета т-ров. С о ч.:  Obras,
v.  1-5,  Madrid,  1888-92.  Лит.:  Hartzenbusch  Е.,  Bibliografia   de
Hartzenbusch, formada por su hijo, Madrid, 1900;  Cotarelo  y  Mori  E.,
Sobre el origen y desarrollo de la leyenda de "Los amantes  de  Teruel",
"Revista de Archivos", Madrid, 1907,  VIII;  S  а  г  г  a  i  1  h  J.,
L'histoire et le drame romantique d'Hartzenbusch, "Bulletin Hispanique",
Bordeau-P., 1936, XXXVIII. В. ?.
   АРУТЧЯН, Михаил Аветович [р. 6(18).VII. 1897] -  армянский  советский
театральный художник. Нар. художник Арм. ССР (1958). Член КПСС  с  1939.
Спец. образование получил в Саратовском  ВХУТЕМАСе,  затем  в  Парижской
Академии художеств. Творчество А. способствовало развитию арм.  декорац.
иск-ва. Первая работа -  "Адвокат  Патлен"  в  Саратовском  т-ре  сатиры
(1919). В 1928- 1939 - гл. художник Т-ра им. Сундукяна (Ереван), оформил
спектакли: "Женитьба Фигаро" (1933); "Мятеж" по Фурманову (1928), "Рычи,
Китай" Третьякова (1927), "Отелло" (1940); "В кольце" Вагаршяна  (1930),
"Гроза" (1935); "Лиса и  виноград"  Фигейредо  (1958).  В  1939-49  -гл.
художник  Т-ра  оперы  и  балета  им.  Спендиарова   (Ереван),   оформил
спектакли:
   "Кармен" (1938), "Пиковая дама" (1956); "На  рассвете"  ("Лусабацин")
Степаняна (1938). Работает также в кино (фильмы "Пэпо",  "Давид  бек"  и
др.) и в области книжной графики. Л. Хал.
   АРУТЧЯН,  Сергей  Аветович  [р.  23.VI(6.VII).  1912]   -   армянский
советский театральный художник. Засл. деят. иск-в (1956).  Член  КПСС  с
1945. Окончил архитектурный  ф-т  Политехнического  института  (Ереван).
Работал вТ-реим. Сундукяна (Ереван) и Ленинаканском т-ре им. А. Мравяна.
Оформил спектакли: "Страна родная"  Демирчяна  (1940),  "Фронт"  (1942);
"Ленин в 1918 году"  Каплера  и  Златогоровой  (1946),  "Капказ  тамаша"
Чаренца (1957) и др. Л. Хал.
   АРУТЮНЯН,  Арцруни  Мартиросович  [p.5(18).V.   1910]   -   армянский
советский  акт„р.  Нар.  арт.  Арм.  ССР  (1950).  Член  КПСС.   Сценич.
деятельность начал в  1928  в  Ленинаканском  т-ре,  является  одним  из
основоположников и  бессменным  акт„ром  этого  т-ра.  Среди  ролей  А.:
Воскан, Элизбаров  ("Злой  дух",  "Из-за  чести"  Ширванзаде),  Зимзимов
("Пэпо" Сундукяна),  Дарчинян  ("Ярость"  Ахумяна),  Магистрос  ("Страна
родная"  Демирчяна),  Гарнакерян  ("Опытное  поле"  Заряна),  Подколесин
("Женитьба"), Бело-губов ("Доходное место"), Клещ  ("На  дне").  Образы,
созданные   А.,   отличаются   ч„ткостью   внешнего   рисунка,    острой
характерностью. Б. А.
   АРУТЮНЯН, Аршак Акопович (1869-27.VII. 1936)  -  армянский  советский
акт„р. Засл. арт. Арм. ССР (1934). Сценич. деятельность начал в  1889  в
арм. труппе в Тифлисе. Один из старейших акт„ров арм. т-ра.  Исполнитель
национального репертуара, гл. обр. драматургии Г.  Сундукяна,  в  пьесах
к-рЬго создал реалистич. образы - Пэпо  и  Зимзимов  ("Пэпо"),  Замбахов
("Хатабала"), Парсиг ("Разор„нный очаг"). Среди  ролей  А.:  Городничий;
Клавдий ("Гамлет") и др. В. А.
   АРУТЮНЯН, Гегам Степанович [р.15(28).XII. 1905] - армянский советский
акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Член КПСС с 1941. Сценич. деятельность
начал в 1931 в Ленинаканском т-ре. С  1946-  акт„р  Т-ра  им.  Сундукяна
(Ереван). Иск-ву А.  присущи  жизненная  достоверность  и  эмоциональная
сила, он созда„т острый, запоминающийся сценич. рисунок. Поэтичностью  и
вдохновенной силой наделяет А. положит. героев, образы к-рых приобретают

Страницы: «« « 132   133   134   135   136   137   138   139   140  141   142   143   144   145   146   147   148   149   150  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия