|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 » »» Лит.: Богданов-Березовский В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Оссовский А.,
Б. В. Асафьев, в кн.:
Советская музыка. Сб. статей IV, М.-Л., 1945; Х у б о в Г., Музыкант,
мыслитель, публицист, там же; Памяти академика Бориса Владимировича
Асафьева, в кн.: Памяти академика Бориса Владимировича Асафьева. Сб.
статей, М., 1951; К а-б а л e в с к и и Д. Б., Б. В. Асафьев (Игорь
Глебов), М., 1954. ,
АСБАХЕ, Хуана Инее де ла - см. -Крус, Хуана Инее де ла.
АСВАГОША - см. Ашвагхоша.
АСЕВЕДО ЭРНАНДЕС (Acevedo Hernandez), Анто-нио (р. 8.III.
1886)-чилийский писатель, драматург. Основатель рабочего т-ра в Чили,
основоположник социального направления в чилийской драматургии. Выходец
из бедной крестьянской семьи, А. Э. был близок к рабочему движению.
Первые его пьесы написаны для небольших любительских коллективов,
создававшихся при профсоюзах. Это во многом определило содержание и
форму его пьес, простых по сюжету, написанных сочным нар. языком (исп.
яз.). В 1913 в т-ре "Колисео" (Сантьяго) была пост. пьеса А. Э. "В
ранчо", положившая начало широкому движению в чилийской культуре -
организации рабочих т-ров. Среди первых пьес А. Э.-"Ин-килино" (1914) и
"Заблудшие души" (1915). Острую социальную критику политич. строя
содержали пьесы "Кратчайшим пут„м" ("Por el atajo", 1920) и "Сломанная
песня" (1921). А. Э. написал ок. 40 пьес. Среди произведений А.Э.- пьесы
из городской жизни - "Заблудшие души", "Червоточина" ("Carcoma", 1916),
"Цветущие шипы" ("Espino en flor", 1917); деревенские драмы -
"Кратчайшим пут„м", "Старое дерево" (1927), "Вода из источника" ("Aqua
de vertiente", 1925); пьесы, затрагивающие политич. темы,- "Без выкупа"
("Trredentos", 1918), "Слепой гигант" (1932), "Пути господни" (1937);
эпич. драмы - "Хоакин Мурьета" (1932),"Чаньярсильо" (1933);
театрализованные легенды - "Дорогой цветов" (1916), "Чудо в горах"
(1932); библейские драмы - "Каин" (1927), "Куртизанка в храме" (1933).
Кроме того, А. Э. написал ряд комедий: "Анхелика" (1925), "Кому нужна
моя добродетель" (1927), "Треугольник имеет четыре стороны" (1949) и
несколько сайнетов (муз. комедии). А. Э. создал в своих пьесах образы
людей, протестующих против социальной несправедливости. Он пишет о жизни
бедноты рабочих предместий Сантьяго, о бесправном положении батраков, об
арауканах, согнанных помещиками со своих земель, выступает против
разграбления стран Латинской Америки монополиями США ("Слепой гигант") и
т. п. Наибольшим успехом пользуется его драма "Чаньярсильо" (1953,
Экспериментальный т-р Чилийского ун-та), рассказывающая о тяж„лой жизни
рабочих серебряных рудников. Пьесы А. Э. ставились гл. обр. в Рабочем и
Экспериментальном т-рах Сантьяго. А. Э. получил более 50 литературных
премий (в 1936 Национальная премия по т-ру), его произведения переведены
на 17 иностр. яз.
Лит.: Montes H.,0rlandi J., Historia de la literatura Chilena, ed.
del Pacifico, 3 ed., [Santiago de Chile], 1957, с. 339-352. . Л. X,
АСЕЕВ, Борис Николаевич (р. 14.IX.1909) - русский советский театровед
и педагог. Окончил театроведческий ф-т ГИТИСа (1934). Доктор
искусствоведения (1955). Профессор (1959). Препода„т историю рус. театра
в ГИТИСе (с 1940). Работы А. посв. истории рус. театра 17-19 вв.
С о ч.: Александр Евстафьевич Мартынов. 1816-1860, М.-Л., 1946;
Русский драматический театр XVII-XVIII веков (Учебное пособие для высших
театральных учебных заведений), М., 1958. С. Г.
ACEHKOBA, Александра Егоровна (1796-1858) - русская актриса. Окончила
Петерб. театр. уч-ще в 1814 (ученица А. А. Шаховского). В том же году
дебютировала на петерб. сцене в роли Марфы в комедии "Марфа и Угар, или
Лакейская война" (переделка с франц.). С блеском, живостью и изяществом
играла роли субреток в высоких комедиях. В числе лучших ролей А. -
Дорина ("Тартюф"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"). Позднее исполняла роли
бойких барынь, старых дев, сварливых старух в комедиях и водеви' лях.
Оставила сцену в сер. 30-х гг. Т. Р.
АСЬНКОВА, "Варвара Николаевна (10.IV.1817, Петербург,- 19.IV.1841,
там же) - русская актриса. Дочь А. Е. Асенковой. В 1828 поступила в
Петерб. театр. уч-ще, откуда вынуждена была уйти в 1830, т. к., по
мнению дирекции, "необыкновенных способностей не оказала". Училась в
частном пансионе, но, не закончив его, подготовилась к поступлению на
сцену под рук. И. И. Сосницкого. 21 янв. 1835 с большим успехом
дебютировала на сцене Александрийского т-ра в ролях Роксоланы (водевиль
Фавара "Сулейман II, или Три султанши") и Мины (водевиль Скриба
"Лорнет"); в состав труппы была зачислена в феврале 1836. А. была
блестящей исполнительницей ролей в водевилях. Наряду с ролями молодых
героинь она с большим мастерством играла мальчиков-подростков: юнкер
Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата той же монетой" Орлова, 1835), Карл
II ("Пятнадцатилетний король", 1838) и др.; была одной из лучших
исполнительниц ролей "травести" на русской сцене. Игра А. отличалась
естественностью, изяществом, умом, обаянием. Преодолевая
бессодержательность водевильного репертуара, А. создавала живые
характеры, вносила в сво„ исполнение психологическую правду, лиризм и
драматичность, предвосхищая реалистические тенденции искусства А. Е.
Мартынова. Исполняла роли Марии Антоновны в первом представлении
"Ревизора" Гоголя (19 апр. 1836) и Софьи в "Горе от ума" Грибоедова
(1839).
Гуманизм творчества А., присущие ей душевная глубина и
эмоциональность полнее всего раскрылись в драматич. ролях:
Мальвина ("Мальви-на, или Урок богатым невестам", переделка с франц.
Д. Ленского), Эсмеральда ("Эс-меральда, или Четыре рода любви" по роману
Гюго "Собор парижской богоматери", 1837), Офелия и Корделия ("Гамлет",
1837, и "Король Лир", 1838), Дочь мельника ("Русалка" Пушкина в
переделке А. А. Шаховского) и др. Однако дирекция предпочитала
использовать А. как водевильную актрису, поскольку е„ талант и слава
обеспечивали успех этому развлекательному жанру, усиленно насаждавшемуся
в ту эпоху. Напряж„нная работа (А. играла почти каждый день и разучивала
еженедельно по 2-3 новые роли) надломила здоровье А. Последний раз она
выступила 16 февр.1841. Умерла от чахотки. Некрасов посвятил ей
стихотворения "Офелия" и "Памяти А-ой". Т. Р.
Лит.: С у ш к о в Д., В. Н. Асенкова, "Репертуар русского театра,
1841, т. 1, кн. 5; Каратыгин П. А., В. Н. Асенкова, "Русская старина",
1880, октябрь; Брянский А. М., В. Н. Асенкова, Л., 1947; Родина Т., В.
Н. Асенкова, М., 1952; Воспоминания о В. Н. Асенковой. Публикация Л. И.
Гительмана, в сб.: Театральное наследство, М., 1956.
АСКИЯ (острословие)- жанр народного узбекского творчества, комический
Страницы: «« « 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |