Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 » »» Лит.: Богданов-Березовский В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Оссовский А., Б. В. Асафьев, в кн.: Советская музыка. Сб. статей IV, М.-Л., 1945; Х у б о в Г., Музыкант, мыслитель, публицист, там же; Памяти академика Бориса Владимировича Асафьева, в кн.: Памяти академика Бориса Владимировича Асафьева. Сб. статей, М., 1951; К а-б а л e в с к и и Д. Б., Б. В. Асафьев (Игорь Глебов), М., 1954. , АСБАХЕ, Хуана Инее де ла - см. -Крус, Хуана Инее де ла. АСВАГОША - см. Ашвагхоша. АСЕВЕДО ЭРНАНДЕС (Acevedo Hernandez), Анто-нио (р. 8.III. 1886)-чилийский писатель, драматург. Основатель рабочего т-ра в Чили, основоположник социального направления в чилийской драматургии. Выходец из бедной крестьянской семьи, А. Э. был близок к рабочему движению. Первые его пьесы написаны для небольших любительских коллективов, создававшихся при профсоюзах. Это во многом определило содержание и форму его пьес, простых по сюжету, написанных сочным нар. языком (исп. яз.). В 1913 в т-ре "Колисео" (Сантьяго) была пост. пьеса А. Э. "В ранчо", положившая начало широкому движению в чилийской культуре - организации рабочих т-ров. Среди первых пьес А. Э.-"Ин-килино" (1914) и "Заблудшие души" (1915). Острую социальную критику политич. строя содержали пьесы "Кратчайшим пут„м" ("Por el atajo", 1920) и "Сломанная песня" (1921). А. Э. написал ок. 40 пьес. Среди произведений А.Э.- пьесы из городской жизни - "Заблудшие души", "Червоточина" ("Carcoma", 1916), "Цветущие шипы" ("Espino en flor", 1917); деревенские драмы - "Кратчайшим пут„м", "Старое дерево" (1927), "Вода из источника" ("Aqua de vertiente", 1925); пьесы, затрагивающие политич. темы,- "Без выкупа" ("Trredentos", 1918), "Слепой гигант" (1932), "Пути господни" (1937); эпич. драмы - "Хоакин Мурьета" (1932),"Чаньярсильо" (1933); театрализованные легенды - "Дорогой цветов" (1916), "Чудо в горах" (1932); библейские драмы - "Каин" (1927), "Куртизанка в храме" (1933). Кроме того, А. Э. написал ряд комедий: "Анхелика" (1925), "Кому нужна моя добродетель" (1927), "Треугольник имеет четыре стороны" (1949) и несколько сайнетов (муз. комедии). А. Э. создал в своих пьесах образы людей, протестующих против социальной несправедливости. Он пишет о жизни бедноты рабочих предместий Сантьяго, о бесправном положении батраков, об арауканах, согнанных помещиками со своих земель, выступает против разграбления стран Латинской Америки монополиями США ("Слепой гигант") и т. п. Наибольшим успехом пользуется его драма "Чаньярсильо" (1953, Экспериментальный т-р Чилийского ун-та), рассказывающая о тяж„лой жизни рабочих серебряных рудников. Пьесы А. Э. ставились гл. обр. в Рабочем и Экспериментальном т-рах Сантьяго. А. Э. получил более 50 литературных премий (в 1936 Национальная премия по т-ру), его произведения переведены на 17 иностр. яз. Лит.: Montes H.,0rlandi J., Historia de la literatura Chilena, ed. del Pacifico, 3 ed., [Santiago de Chile], 1957, с. 339-352. . Л. X, АСЕЕВ, Борис Николаевич (р. 14.IX.1909) - русский советский театровед и педагог. Окончил театроведческий ф-т ГИТИСа (1934). Доктор искусствоведения (1955). Профессор (1959). Препода„т историю рус. театра в ГИТИСе (с 1940). Работы А. посв. истории рус. театра 17-19 вв. С о ч.: Александр Евстафьевич Мартынов. 1816-1860, М.-Л., 1946; Русский драматический театр XVII-XVIII веков (Учебное пособие для высших театральных учебных заведений), М., 1958. С. Г. ACEHKOBA, Александра Егоровна (1796-1858) - русская актриса. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1814 (ученица А. А. Шаховского). В том же году дебютировала на петерб. сцене в роли Марфы в комедии "Марфа и Угар, или Лакейская война" (переделка с франц.). С блеском, живостью и изяществом играла роли субреток в высоких комедиях. В числе лучших ролей А. - Дорина ("Тартюф"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"). Позднее исполняла роли бойких барынь, старых дев, сварливых старух в комедиях и водеви' лях. Оставила сцену в сер. 30-х гг. Т. Р. АСЬНКОВА, "Варвара Николаевна (10.IV.1817, Петербург,- 19.IV.1841, там же) - русская актриса. Дочь А. Е. Асенковой. В 1828 поступила в Петерб. театр. уч-ще, откуда вынуждена была уйти в 1830, т. к., по мнению дирекции, "необыкновенных способностей не оказала". Училась в частном пансионе, но, не закончив его, подготовилась к поступлению на сцену под рук. И. И. Сосницкого. 21 янв. 1835 с большим успехом дебютировала на сцене Александрийского т-ра в ролях Роксоланы (водевиль Фавара "Сулейман II, или Три султанши") и Мины (водевиль Скриба "Лорнет"); в состав труппы была зачислена в феврале 1836. А. была блестящей исполнительницей ролей в водевилях. Наряду с ролями молодых героинь она с большим мастерством играла мальчиков-подростков: юнкер Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата той же монетой" Орлова, 1835), Карл II ("Пятнадцатилетний король", 1838) и др.; была одной из лучших исполнительниц ролей "травести" на русской сцене. Игра А. отличалась естественностью, изяществом, умом, обаянием. Преодолевая бессодержательность водевильного репертуара, А. создавала живые характеры, вносила в сво„ исполнение психологическую правду, лиризм и драматичность, предвосхищая реалистические тенденции искусства А. Е. Мартынова. Исполняла роли Марии Антоновны в первом представлении "Ревизора" Гоголя (19 апр. 1836) и Софьи в "Горе от ума" Грибоедова (1839). Гуманизм творчества А., присущие ей душевная глубина и эмоциональность полнее всего раскрылись в драматич. ролях: Мальвина ("Мальви-на, или Урок богатым невестам", переделка с франц. Д. Ленского), Эсмеральда ("Эс-меральда, или Четыре рода любви" по роману Гюго "Собор парижской богоматери", 1837), Офелия и Корделия ("Гамлет", 1837, и "Король Лир", 1838), Дочь мельника ("Русалка" Пушкина в переделке А. А. Шаховского) и др. Однако дирекция предпочитала использовать А. как водевильную актрису, поскольку е„ талант и слава обеспечивали успех этому развлекательному жанру, усиленно насаждавшемуся в ту эпоху. Напряж„нная работа (А. играла почти каждый день и разучивала еженедельно по 2-3 новые роли) надломила здоровье А. Последний раз она выступила 16 февр.1841. Умерла от чахотки. Некрасов посвятил ей стихотворения "Офелия" и "Памяти А-ой". Т. Р. Лит.: С у ш к о в Д., В. Н. Асенкова, "Репертуар русского театра, 1841, т. 1, кн. 5; Каратыгин П. А., В. Н. Асенкова, "Русская старина", 1880, октябрь; Брянский А. М., В. Н. Асенкова, Л., 1947; Родина Т., В. Н. Асенкова, М., 1952; Воспоминания о В. Н. Асенковой. Публикация Л. И. Гительмана, в сб.: Театральное наследство, М., 1956. АСКИЯ (острословие)- жанр народного узбекского творчества, комический Страницы: «« « 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |