Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 136   137   138   139   140   141   142   143   144  145   146   147   148   149   150   151   152   153   154  » »»

   Лит.: Богданов-Березовский В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Оссовский А.,
Б. В. Асафьев, в кн.:
   Советская музыка. Сб. статей IV, М.-Л., 1945; Х у б о в Г., Музыкант,
мыслитель, публицист, там  же;  Памяти  академика  Бориса  Владимировича
Асафьева, в кн.: Памяти академика  Бориса  Владимировича  Асафьева.  Сб.
статей, М., 1951; К а-б а л e в с к и и Д.  Б.,  Б.  В.  Асафьев  (Игорь
Глебов), М., 1954. ,
   АСБАХЕ, Хуана Инее де ла - см. -Крус, Хуана Инее де ла.
   АСВАГОША - см. Ашвагхоша.
   АСЕВЕДО   ЭРНАНДЕС   (Acevedo   Hernandez),   Анто-нио   (р.   8.III.
1886)-чилийский писатель, драматург. Основатель рабочего  т-ра  в  Чили,
основоположник социального направления в чилийской драматургии.  Выходец
из бедной крестьянской семьи, А. Э.  был  близок  к  рабочему  движению.
Первые  его  пьесы  написаны  для  небольших  любительских  коллективов,
создававшихся при профсоюзах. Это  во  многом  определило  содержание  и
форму его пьес, простых по сюжету, написанных сочным нар.  языком  (исп.
яз.). В 1913 в т-ре "Колисео" (Сантьяго)  была  пост.  пьеса  А.  Э.  "В
ранчо", положившая начало  широкому  движению  в  чилийской  культуре  -
организации рабочих т-ров. Среди первых пьес А. Э.-"Ин-килино" (1914)  и
"Заблудшие  души"  (1915).  Острую  социальную  критику  политич.  строя
содержали пьесы "Кратчайшим пут„м" ("Por el atajo", 1920)  и  "Сломанная
песня" (1921). А. Э. написал ок. 40 пьес. Среди произведений А.Э.- пьесы
из городской жизни - "Заблудшие души", "Червоточина" ("Carcoma",  1916),
"Цветущие  шипы"  ("Espino  en  flor",  1917);   деревенские   драмы   -
"Кратчайшим пут„м", "Старое дерево" (1927), "Вода из  источника"  ("Aqua
de vertiente", 1925); пьесы, затрагивающие политич. темы,- "Без  выкупа"
("Trredentos", 1918), "Слепой гигант" (1932),  "Пути  господни"  (1937);
эпич.   драмы   -   "Хоакин   Мурьета"   (1932),"Чаньярсильо"    (1933);
театрализованные легенды -  "Дорогой  цветов"  (1916),  "Чудо  в  горах"
(1932); библейские драмы - "Каин" (1927), "Куртизанка в  храме"  (1933).
Кроме того, А. Э. написал ряд комедий: "Анхелика"  (1925),  "Кому  нужна
моя добродетель" (1927), "Треугольник имеет  четыре  стороны"  (1949)  и
несколько сайнетов (муз. комедии). А. Э. создал в  своих  пьесах  образы
людей, протестующих против социальной несправедливости. Он пишет о жизни
бедноты рабочих предместий Сантьяго, о бесправном положении батраков, об
арауканах,  согнанных  помещиками  со  своих  земель,  выступает  против
разграбления стран Латинской Америки монополиями США ("Слепой гигант") и
т. п. Наибольшим  успехом  пользуется  его  драма  "Чаньярсильо"  (1953,
Экспериментальный т-р Чилийского ун-та), рассказывающая о тяж„лой  жизни
рабочих серебряных рудников. Пьесы А. Э. ставились гл. обр. в Рабочем  и
Экспериментальном т-рах Сантьяго. А. Э. получил  более  50  литературных
премий (в 1936 Национальная премия по т-ру), его произведения переведены
на 17 иностр. яз.
   Лит.: Montes H.,0rlandi J., Historia de la  literatura  Chilena,  ed.
del Pacifico, 3 ed., [Santiago de Chile], 1957, с. 339-352. . Л. X,
   АСЕЕВ, Борис Николаевич (р. 14.IX.1909) - русский советский театровед
и  педагог.  Окончил   театроведческий   ф-т   ГИТИСа   (1934).   Доктор
искусствоведения (1955). Профессор (1959). Препода„т историю рус. театра
в ГИТИСе (с 1940). Работы А. посв. истории рус. театра 17-19 вв.
   С о ч.:  Александр  Евстафьевич  Мартынов.  1816-1860,  М.-Л.,  1946;
Русский драматический театр XVII-XVIII веков (Учебное пособие для высших
театральных учебных заведений), М., 1958. С. Г.
   ACEHKOBA, Александра Егоровна (1796-1858) - русская актриса. Окончила
Петерб. театр. уч-ще в 1814 (ученица А. А. Шаховского). В  том  же  году
дебютировала на петерб. сцене в роли Марфы в комедии "Марфа и Угар,  или
Лакейская война" (переделка с франц.). С блеском, живостью и  изяществом
играла роли субреток в высоких комедиях.  В  числе  лучших  ролей  А.  -
Дорина ("Тартюф"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"). Позднее  исполняла  роли
бойких барынь, старых дев, сварливых старух в комедиях  и  водеви'  лях.
Оставила сцену в сер. 30-х гг. Т. Р.
   АСЬНКОВА, "Варвара Николаевна  (10.IV.1817,  Петербург,-  19.IV.1841,
там же) - русская актриса. Дочь А. Е.  Асенковой.  В  1828  поступила  в
Петерб. театр. уч-ще, откуда вынуждена была  уйти  в  1830,  т.  к.,  по
мнению дирекции, "необыкновенных способностей  не  оказала".  Училась  в
частном пансионе, но, не закончив его, подготовилась  к  поступлению  на
сцену под рук.  И.  И.  Сосницкого.  21  янв.  1835  с  большим  успехом
дебютировала на сцене Александрийского т-ра в ролях Роксоланы  (водевиль
Фавара  "Сулейман  II,  или  Три  султанши")  и  Мины  (водевиль  Скриба
"Лорнет"); в состав труппы  была  зачислена  в  феврале  1836.  А.  была
блестящей исполнительницей ролей в водевилях. Наряду  с  ролями  молодых
героинь она с большим  мастерством  играла  мальчиков-подростков:  юнкер
Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата той же монетой" Орлова, 1835), Карл
II ("Пятнадцатилетний  король",  1838)  и  др.;  была  одной  из  лучших
исполнительниц ролей "травести" на русской  сцене.  Игра  А.  отличалась
естественностью,     изяществом,     умом,     обаянием.     Преодолевая
бессодержательность  водевильного   репертуара,   А.   создавала   живые
характеры, вносила в сво„ исполнение психологическую  правду,  лиризм  и
драматичность, предвосхищая реалистические  тенденции  искусства  А.  Е.
Мартынова.  Исполняла  роли  Марии  Антоновны  в  первом   представлении
"Ревизора" Гоголя (19 апр. 1836) и Софьи  в  "Горе  от  ума"  Грибоедова
(1839).
   Гуманизм   творчества   А.,   присущие   ей   душевная   глубина    и
эмоциональность полнее всего раскрылись в драматич. ролях:
   Мальвина ("Мальви-на, или Урок богатым невестам", переделка с  франц.
Д. Ленского), Эсмеральда ("Эс-меральда, или Четыре рода любви" по роману
Гюго "Собор парижской богоматери", 1837), Офелия и  Корделия  ("Гамлет",
1837,  и  "Король  Лир",  1838),  Дочь  мельника  ("Русалка"  Пушкина  в
переделке  А.  А.  Шаховского)  и  др.  Однако   дирекция   предпочитала
использовать А. как водевильную актрису, поскольку  е„  талант  и  слава
обеспечивали успех этому развлекательному жанру, усиленно насаждавшемуся
в ту эпоху. Напряж„нная работа (А. играла почти каждый день и разучивала
еженедельно по 2-3 новые роли) надломила здоровье А. Последний  раз  она
выступила  16  февр.1841.  Умерла  от  чахотки.  Некрасов  посвятил   ей
стихотворения "Офелия" и "Памяти А-ой". Т. Р.
   Лит.: С у ш к о в Д., В. Н.  Асенкова,  "Репертуар  русского  театра,
1841, т. 1, кн. 5; Каратыгин П. А., В. Н. Асенкова,  "Русская  старина",
1880, октябрь; Брянский А. М., В. Н. Асенкова, Л., 1947; Родина  Т.,  В.
Н. Асенкова, М., 1952; Воспоминания о В. Н. Асенковой. Публикация Л.  И.
Гительмана, в сб.: Театральное наследство, М., 1956.
   АСКИЯ (острословие)- жанр народного узбекского творчества, комический

Страницы: «« « 136   137   138   139   140   141   142   143   144  145   146   147   148   149   150   151   152   153   154  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия