Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 142   143   144   145   146   147   148   149   150  151   152   153   154   155   156   157   158   159   160  » »»

номера строятся на лучших достижениях сов. спорта. Среди крупнейших сов.
атлетов:  Н.  Жеребцов,  б.  проф.  борец,  создавший  (1945)   атлетич.
аттракцион, в к-ром воссозда„тся образ былинного  богатыря,  б.  мировой
рекордсмен Г. Новак, сочетающий в  сво„м  номере  (с  1953)  атлетич.  и
акробатич.  трюки,  В.  Херца  (выступает  с  1947)  и  бр.   Нелипович,
объединяющие атлетич. упражнения с силовым жонглированием.
   АТТА (Atta) (наст. имя - Тит Квинций А т т а; ум. 78 г. до н.  э.)  -
древнеримский комедиограф. Видный  представитель  жанра  т.  н.  тсгаты,
Произведения А. посвящены преимущественно  изображению  нравов  простого
народа. Древние писатели  отмечали  высокое  мастерство  А.  в  создании
характеров, особенно в обрисовке женских образов (Фронтон, 2 в. н.  э.).
В комедиях А. выступали знаменитые акт„ры Эзоп и Росций.  До  нас  дошли
лишь незначит. отрывки произведений А. (ок. 20 стихов).
   И з д а н  и  я.-  Scaenicae  Romanorum  poesis  fragmenta,  rec.  0.
Ribbeck, t. 2, Lpz., 1898.
   Лит.: Модестов В., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888  и
доп., 1905; История римской литературы, под ред.  Н.  Ф.  Дератани,  М.,
1954. С. А.
   АТТАКАТХА - см. Катакхали.
   АТТЕРБ‚РГ (Atterberg), Курт (р. 12.XII.1887) - шведский композитор  и
музыкально-общественный  деятель.  Музыке   обучался   в   Стокгольмской
консерватории у А. Халлена. Творч. деятельность как композитор и дириж„р
Г„теборг-ского оперного т-ра начал  в  1912.  В  1916-22  был  дириж„ром
оркестра Драм. т-ра в Стокгольме. А. принадлежат оперы "Хервард  арфист"
(1919, Стокгольм), "Морской конь" по сказке Эстерлинга (1925,  там  же),
"Фаналь" на сюжет баллады Гейне  (1934,  Мюнхен),  "Алладдин"  на  сюжет
Эленшлегера (1941, там же), "Буря" на сюжет  Шекспира  (1948,  там  же);
балеты "Глупые барышни" (1920, Париж,  1923,  Стокгольм),  "ПерСвинопас"
(1921, Стокгольм), музыка к пьесам "Персей и чудовище" Хедберга  (1918),
"Турандот" Гоцци (1920), "Зимняя сказка"  Шекспира  (1923),  "Антоний  и
Клеопатра" (1926, поставлены в Стокгольме). Автор симф., камерных и  др.
соч. Отличит, чертой творчества
   А. является широкое использование нар.  мелодий  (особенно  в  балете
"Глупые    барышни").    С    1919    А.    сотрудничает    в     газете
"Стокгольмс-тиднинген"  в  качестве  муз.   критика.   В   1924-47   был
председателем  (с  1947  -  поч„тный   председатель)   Шведского   союза
композиторов.
   Лит.: Stuart E. M., Kurt Atterberg, Stockh., 1925. Я. Г.
   АТТИТЮД (от франц. attitude - поза, положение) - поза классич. танца,
при к-рой тело опирается на выпрямленную ногу, а другая нога  поднята  и
отведена назад в согнутом положении.
   АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ - жанр древ' негреческой  драматургии,  получивший
развитие с нач. 5 в. до н. э. в Аттике (область на Ю.-В. Средней  Греции
с гл.  городом  Афинами).  Понятие  "А.  к.  "включает  в  себя  Древнюю
аттическую  комедию,  Среднюю  аттическую  комедию  и  Новую  аттическую
коАТТРАКЦИОН(франц.
   attraction, буквально-  притяжение)  -  зрелищный  номер,  вызывающий
особый интерес. Понятие "А." было введено впервые в цирке  для  номеров,
основанных на механич. и технич. эффектах, трюках. Впоследствии вошло  в
обиход цирков и эстрадных  т-ров;  А.  стали  называть  особо  эффектные
номера, привлекающие публику.
   "Монтаж  аттракционов"  -  представление,  построенное  по   принципу
тематич. или сюжетного объединения входящих в программу номеров.
   АУРЕЛИ(АигеП),Аурелио(сер.17в.-1-япол. 18  в.)-  итальянский  оперный
либреттист. С 1652 по 1729 написал  ок.  50  либретто  для  композиторов
оперного т-ра в Венеции - Ф. Кавалли ("Герисмена", 1655), К. Паллавичино
("Массимо Пуппьяно", 1684), К. Поллароло ("Цирцея,  покинутая  Улиссом",
1697), Г. Легренци ("Лисимах, прощ„нный Александром",  1682),  П.  Циани
("Счастье Родопа и Дамиры", 1657) и др. Написал также  либретто  для  Б.
Сабадини ("Герон, тиран  Сиракузский",  1688,  Пья-ченца),  А.  Сарторио
("Орфей", 1673, Венеция), А.  Скар-латти  ("Отомщ„нная  Олимпия",  1685,
Неаполь), Генделя ("Адмет", 1727. Лондон) и др. Либретто А. написаны  на
характерные для венецианской оперы мифологич. и  аллегорич.  сюжеты;  А.
создавал также комич. либретто.
   Лит.: В e 1 1 о n  i  A.,  11  seicento,  в  кн.:  Storia  letteraria
d'Italia..., Milano, 1929, с. 428-30. Л. M.
   "АУСЕКЛИС" ("Auseklis") - латышский театр. существовавший  в  Риге  в
1901-06 при  Народном  доме  общества  трезвости  "Аусеклис"  ("Утренняя
звезда"). Являлся полупроф. коллективом. Находился в промышленном р-не и
обслуживал  преимущественно   рабочих   зрителей.   Театром   руководили
режисс„ры  Э.  Зелтматис  (1901-04),  Т.  Леяс-Круминь   (1904-05),   Р.
Таутмилис-Берзинь (1905).  В  труппе  были  Т.  Банга,  А.  Кактынь,  Т.
Подниек, Р. Вейц, ставшие впоследствии известными акт„рами. В репертуаре
преобладали латышские пьесы А. Алунана, Аспазии, Р. Блаумана и др.  "А."
прекратил сво„ существование после пожара.
   Лит.: E. Zeltmata darbiba "Ausekla teatri",  "Tea  tris  un  dzi-ve".
Almanhs III, Riga, 1959, с. 301-310. Я. J{,
   АУСТЕР,  Лидия  Мартыновна  (р.  30.V.1912)  -  эстонский   советский
композитор. Засл. деятель иск-в Эст. ССР (1957). Член  КПСС  с  1955.  В
1938 окончила Моск. консерваторию по кл. проф. В. Я. Шебалина (в 1945  -
аспирантуру). С 1949 А. работает художеств. руководителем радио Эстонии.
Автор балета "Тийна" (1955, Таллин, Т-р "Эстония") по драме А. Китцберга
"Оборотень". А. принадлежат также камерные и симфонич. произв., музыка к
радиопостановкам, драматич. спектаклям (в Эст.  Тюзе,  Кукольном  и  др.
т-рах) и др. соч. X. Кыр.
   АУТО (исп. и португ. auto) - род  драматич.  представлений  (в  одном
действии) на библейские и евангельские сюжеты. А. возникли  ок.  14  в.,
получили большое распространение в  Испании  и  Португалии.  Вначале  А.
носили примитивный характер и исполнялись  несколькими  любителями  (3-4
чел.), в 16-17 вв. они превратились в пышное зрелище. А.  ставились  под
открытым небом на специально сооружавшихся  подмостках,  сопровождались,
как правило, массовыми  процессиями-шествиями.  При  помощи  А.  церковь
пропагандировала идеи католицизма. Но исполнители бытовых ролей  вносили
в религиозную дидактику А. элементы  народного  фарса.  В  А.  появились
элементы сатиры на нравы  и  обычаи  дворян  и  духовенства.  Тексты  А.
создавали многие драматурги исп. Возрождения. Л. де Вега написал ок. 400
А., П. Кальдерон разрабатывал гл. обр. жанр религиозно-аллегорич.  драмы
- ауто сакра" менталь. Среди первых  А.  в  Португалии  -  "Пасторальное
кастильское ауто" Ж. Висенте (пост.  в  1502  при  королевском  дворе  в
Лисабоне). В 1517 в Лисабоне издано "Аутб о лодке ада", а в  1523  пост.

Страницы: «« « 142   143   144   145   146   147   148   149   150  151   152   153   154   155   156   157   158   159   160  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия