Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 » »» АХМ‚ТОВ, Хусаин Файзуллович [р. 24. XII. 1913 (6.1. 1914)] - башкирский советский композитор. Засл. деят. иск-в Башк, АССР(1957). Член КПСС с 1948. Окончил Моск. консерваторию (по классу пения - 1941, по классу композиции - 1945). Автор балета "Горный ор„л" о народном герое Салавате Юлаеве (совм. с Н. Сабитовым, 1954, Уфа, Башк. т-р оперы и балета), симф., хоровых, камерно-инстру-мент. и др. соч. Д. Б. АХОЛАЙНЕН (Aholainen), Ирья (р. 27.XII. 1904) - финская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у Л. Линко в Хельсинки; совершенствовалась в Германии, Австрии, Италии, Франции. Впервые выступила на оперной сцене в Хельсинки в 1928. В 1928-54 А. - солистка "Финской оперы". Партии: Фиделио (о. п. Бетховена), Изольда ("Тристан и Изольда" Вагнера), Дездемона ("Отелло"), Леонора ("Трубадур" Верди), Манон (о. п. Массне), Галька (о. п. Монюшко), Татьяна, Лиза ("Евгений Онегин", "Пиковая дама") и др. А. создала ряд сце-нич. образов в операх фин. композиторов: Айно (о. п. Мелартина), Келмя ("Куллерво" Лауниса), дочь Ефты (о, п. Райтио), Майя ("Северьяни" Мадетоя) и др. С 1954 А. - преподаватель муз. училища в Хяменлинне. Выступает также как концертная певица. Гастролировала во мн. странах, в т. ч. в СССР (1956). С. А. АХОСПИР‚ЛИ (наст. фам. - Бегларидзе), Беглар Бегларович [22.Х(3.XI).1880-26.IV.1921]-грузинский поэт, драматург. Сценич. и лит. деятельность начал в 900-х гг. Выступал как акт„р в эпи-зодич. ролях. Был переводчиком драматургии Горького на груз. яз.; перев„л "На дне" (пост. 1908, т-р артистич. об-ва). Писал водевили. Автор пьес: "Моя песня", "Бездомный", "Сознательность и любовь" и др. Соч.: о Ь п Ь 3 о о (w о ., Р)оЭо БобоБо, cnoobo, 1912; 9 о Ь о Q n, ЗОО0 С00 "узСГ0' оооЬо, 1911; Э о Ь о-3 0 SO'j"0?0 С00 'ЭбооЬоо, (этооЬо, 1908. Н. Э. АХТАН (наст. фамилия и имя - Бабы и н Ахтан) (р. 1897) - монгольский поэт и драматург. Член МНРП. По национальности казах. Жив„т и работает в МНР. В 1930 написал первую пьесу "Джамал" для клубного театра Баин-Ульгийского казах, аймака. Среди пьес А.: "Ермалай", "Калкман и Мамыр", "Акай-ша", "Жас урен" и др. Г. У. АХУМЯН, Тигран Сем„нович [р. 17(29).1.1894] - армянский драматург, театровед. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1944). Лит. деятельность начал в 1914 по окончании Моск. ун-та. Написал 16 пьес и оперных либретто. Среди них "Ярость" (переделка одноим. пьесы Г. Яновского, 1929), "В когтях тьмы", "Враг" (1931) - о борьбе с кулачеством, "Жизнь, как песня" (1950), "На рассвете" (1932) и др. Некоторые пьесы А. пост. в Т-ре им. Сундукяна (Ереван). Перев„л ряд пьес на арм. яз. Автор монографии "Драматургия Д. Демирчяна" (изд. 1958) и статей по вопросам т-ра и драматургии (в т. ч. монографии о Чехове, Грибоедове). С 1944 в„л педагогич. работу в Ереванском театр. ин-те, затем в ун-те. Б. А. АХУНДОВ, Исмаил Гусейн оглы [р. 2 (15).IV. 1907] - азербайджанский советский театральный художник, график. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1940). Член КПСС с 1940. Окончил бакинский Художеств. техникум (1928) и Моск. полиграфич. ин-т (1932). В 1937-52 - художник Т-ра им. М. Азизбекова (Баку). Оформил спектакли: "Гаджи Кара" Ахундова (1937), "Мачеха" Бальзака (1939), "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (1939), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1940), "Яшар" Джабарлы (1947), "Гроза" (1943), "Без вины виноватые" (1948); "Победители" Чир-скова (1947), "Шейх Санан" Джавида (1956), "Грозовой год" Каплера и Златогоровой (1959) и др. В 1940-59 - директор музея им. Низами. Ст пр. (1950). АХУНДОВ, Мирза Фатали [30.VI(12.VII).1812, Hy-ха,- 26.11(10. III). 1878, Тифлис] - азербайджанский писатель, драматург, просветитель, философ. Основоположник азерб. реалистич. драматургии и прозы. Учился в духовной школе, где изучил арабский и персидский яз., затем в русско-азерб. уч-ще. В 1834, переехав в Тифлис, поступил переводчиком с восточных яз. в канцелярию царского наместника на Кавказе. Сблизился с декабристами А. А. Бестужевым-Мар-линским, А. И. Одоевским, польским поэтом-революционером А. Заблоцким и др. В 30-е гг. началась лит. деятельность А. (первое значительное произведение - поэма "На смерть Пушкина", 1837). В 1850 написал первую комедию "Молла Ибрагим Халил, алхимик, .обладатель философского камня". За короткое время (до 1856) создал ещ„ пять комедий: "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" (1850, пост. 1851, Петербург), "Везир .ленкоранского ханства" (1850), "Медведь, победитель разбойника" (1851), "Приключение скряги" ("Гаджи Кара", 1852), "Правозаступники в городе Тавризе" ("Восточные адвокаты", 1855). Комедии А. реалистически изображают азерб. действительность первой пол. 19 в. Они обличают пороки феод. общества, произвол правителей, социальную несправедливость, косность, невежество, ханжество, религиозный фанатизм, сатирически показывают разложение феодально-патриархальных отношений. Символом жадности и трусости купечества стал образ Гаджи Кара в комедии "Приключение скряги". Изображая отри-цат. явления жизни, драматург показал и передовые силы общества в образах поэта и просветителя Гаджи Нури ("Алхимик"), молодого Шахбазбека ("Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун"), стремящихся к знанию смелых, умных, волевых женщин, отстаивающих свои права,- Се-кина ханум ("Правозаступники в городе Тавризе"), Сона ("Приключение скряги"). Творчество А. проникнуто глубоким знанием народной жизни, любовью к родной стране, стремлением к благу народа, к культуре. Оно оказало огромное воздействие на развитие нац. литературы и т-ра. Первые пост. произведений А. были осуществлены в переводе автора на рус. сцене (в 1851-в Петербурге и в 1852 - в Тифлисе). Драматургия А. послужила основой для возникновения азерб. т-ра; 10 (22) марта 1873 в Баку был сыгран первый спектакль на азерб. языке - комедия А. "Везир ленкоранского ханства". С этого дня начал свою историю азерб. проф. т-р. В дальнейшем комедии А.. были переведены на персидский, франц., англ., нем., груз. и арм. языки. А. прин„с в азерб. лит-ру новую художеств. форму. Реализм, жизненная правда являются осн. принципом его творчества. А. отразил действительность в е„ существенных чертах, воспроизв„л социально-типич. характеры в типич. обстоятельствах. А.-критику принадлежит заслуга первой в Азербайджане научной разработки вопросов лит-ры и иск-ва. В своих литературных статьях, написанных в 60- 70-х гг., он подверг критике эпигонскую и ре-лигиозно-мистич. поэзию, выступал против безыдейности и формализма в лит-ре. Считая драматич. иск-во средством Страницы: «« « 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |