|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 » »» Борис, Беркутов ("Гроза", "Волки и овцы"), Грозный ["Иван Грозный"
("Смерть Иоанна Грозного") А. К. Толстого; Гос. пр. 1947 ], Войницкий
("Дядя Ваня"), Сатин, Васька Пепел ("На дне");
Дурново ("Семья" Попова, Гос. пр. 1951), Вожак ("Оптимистическая
трагедия" Вишневского). Б. был первым исполнителем роли В. И. Ленина на
словацкой сцене ("Кремл„вские куранты"). По инициативе Б. были созданы
т-р в Мартине (1943), Фронтовой т-р (1944), т-р в Кошице (1945). С 1949
- директор и профессор Высшей театр. школы в Братиславе. Л. Сол.
БАГ‚НА (Baguena), Энрике (1886-8. VII.1930)- чилийский акт„р. По
национальности испанец. Сце-нич. деятельность начал в Детском т-ре X.
Харкеса. Исполнял гл. роли в сарсуэлах (комедии с пением и танцами),
к-рые ставились псп. труппами (под руководством П. Вила, X. Монтеро и
др.), выступавшими в Чили. Б. выдвинулся и приобр„л популярность как
характерный акт„р в труппе Р. Пельисера. В 1918 вместе с А. Б„рлем Серда
организовал труппу "Багена-Б„рль", с к-рой выступал до конца своей
театр. деятельности (1924). Роли: старый крестьянин ("Пустой стул"
Родригеса), вес„лый старик ("Паяцы уходят" Доносе), креольский акт„р
("Кратчайшим пут„м" Эрнандеса) и др. Б. владел мастерством сценич.
перевоплощения, стремился передать нац. своеобразие создаваемых образов.
Деятельность Б. как одного из руководителей созданной при его участии
труппы сыграла заметную роль в развитии нац. т-ра. Л. X.
БАГЙРОВ, Мамед Таги Аббас оглы (р. 5.VII.1890)- азербайджанский
советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Пению
обучался в Бакинской консерватории. Впервые выступил на сцене в Баку в
1909, участвовал в азерб. труппах; с 1920 - артист Т-ра оперы (ныне Т-р
им. Ахундова). Партии:
Нофель, Керем ("Лейли и Меджнун", "Асли и Керем" У. Гаджибекова),
Араб-Зенш ("Шах Исмаил" Магомае-ва), Шах Вел ад ("Ашик Гариб" 3.
Гаджибекова), Аб-дулалибек ("Севиль" Амирова); Онегин и др. К. Кае.
БАГЛАНОВА, Роза Тажибаевна (р. 1.1.1922) - казахская советская певица
(сопрано). Нар. арт. Каз. ССР (1955). Исполнительница нар. песен.
Училась в педагогич. ин-те в Кзыл-Орде; пению обучалась самостоятельно.
Творч. деятельность начала в 1940 в Гос. ансамбле песни и танца Узб.
ССР. С 1947 Б.-солистка Казах, гос. филармонии. В репертуаре Б.- казах.,
рус., словацкие, польские, японские нар. песни, произв. сов.,
зап.-европ. и др. композиторов. Исполнительскому стилю певицы
свойственны искренность, простота и проникновенность. Выступала в
Австрии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Китае, Индии и др. странах. А.
К.
БАГРИНОВСКИЙ, Михаил Михайлович [р. 29. IX (11.Х).1885] - русский
советский дириж„р и композитор. В 1908 окончил Моск. филармонич. уч-ще.
В 1910-17 дирижировал в оперном т-ре Зимина (Москва), в 1913-21 - также
в Киеве и Харькове, затем в т-рах Ростова-на-Дону, Саратова, Москвы и
др. городов. Под управлением Б. была исполнена впервые в Москве опера Н.
А. Римского-Корсакова "Млада" (1913).
Одновременно с дириж„рской деятельностью Б. выступал как муз. критик;
занимался педагогич. деятельностью (с 1934 - профессор Моск.
консерватории). Б.- автор оперы "1812"год" (соч. 1918), муз. комедии
"Игра с Джокером" (1927, Моск. т-р оперетты), симф., камерных и др.
произв.
С о ч.: Дирижерская техника рук, М., 1947. О. В. БАГРОВ (наст.
фам.Топор), Михаил Ф„дорович (р. 1864 - год смерти неизв.) - русский
акт„р и театральный деятель (антрепрен„р). Сценич. деятельность начал в
1881 в т-ре Бренко в Москве. В 1883-98 играл в Малом т-ре, после чего
переш„л на работу в провинцию. Служил акт„ром в частных антрепризах (Н.
Н. Соловцова в Киеве и др.) и сам держал антрепризу. Роли: Карл VII
("Орлеанская дева" Шиллера), Тадеуш ("Снег" Пшибышевского), Ромео;
Вершинин ("Три сестры") и др. Б. создавал сильные труппы (в Одессе,
Киеве и др. городах),тратил значительные средства на постановки.
Лит.: Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сце- не, Харьков, 1935. А.
Кл.
БАДАЛБЕЙЛЙ, Афрасияб Бадал оглы [р. 6(19).IV. 1907] - азербайджанский
советский композитор и дириж„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Член КПСС с
1945. Окончил Азерб. ун-т (1930) и Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории
(1938). С 1930-дириж„р Т-ра оперы и балета в Баку. Автор опер "Гнев
народный" (соавтор Б. И. Зейдман, 1941), "Низами" (1948), балета
"Девичья башня" (1940) (поставлены в Т-ре оперы и балета им. Ахундова),
симф. произв., музыки к спектаклям и др. соч. К. Кае.
БАДАЛБЕЙЛЙ, Ахмед Башир оглы - см. Аг-дамский.
БАДАЛБЕЙЛЙ, Шамси Бадал оглы (р.23.II.1911) - азербайджанский
советский режисс„р. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Член КПСС с
1944. Учился в Бакинской консерватории. В 1932 начал сценич.
деятельность в Т-ре им. Азизбекова (Баку) ассистентом режисс„ра. С 1938
в„л там же самостоятельную режисс„рскую работу. Пост. спектакли "Мусье
Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" Ахундова
(1938), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1940), "Счастливцы" Рахмана (1941),
"Два брата" Лермонтова (1941) и др. В 1943-48 и с 1956 руководил Азерб.
т-ром муз. комедии (Баку). Пост. в этом т-ре спектакли "Аршин мал алан"
У. Гаджибекова (1953), "Ул-дуз" Алескерова (1948), "Радостная весть"
Амирова (1946). В 1949-56 - директор Азерб. филармонии. В Т-ре оперы и
балета им. Ахундова (Баку) пост.:
"Кето и Котэ" Долидзе (1947), "К„р-оглы" У. Гаджибекова (1950),
"Даиси" Палиашвили (1956). С 1959-директор Т-ра оперы и балета им.
Ахундова. Г.К-К.
БАДЕР (Bader), Карл Адам (10.1. 1789-14.IV. 1870) - немецкий артист
оперы (тенор). Сценич. деятельность начал в 1811 по совету Э. Т. А.
Гофмана. Выступал солистом в т-рах Мюнхена, Бремена, Гамбурга,
Брауншвейга. В течение 20 лет (начиная с 1820) был первым тенором
Берлинской королевской оперы. Особенно успешно выступал в операх
Спонтини (в т. ч. в "Весталке", "Фернандо Кортесе", "Олимпии"), Россини
("Отелло"), Вебера ("Оберон"), Мейер-бера ("Роберт-дьявол") и др. В 1845
Б. оставил сцену и занимался педагогич. деятельностью. Л. М.
БАДИАЛИ (Badiali), Чезаре (1810-17.XI. 1865)- итальянский артист
оперы (бас). Член Муз. академии Санта-Чечилия в Риме. Впервые выступил
на оперной сцене в Триесте в 1827, после чего пел в оперных т-рах
Италии, в т. ч. в Милане (1830-32), а также в Мадриде, Лисабоне, Вене,
Лондоне и др. городах. Последние годы жизни пел на сцене "Гранд-Опера" в
Париже. Исполнял гл. обр. партии в операх итал. композиторов, в т. ч.
Граф ("Тайный брак" Чимарозы), Гесслер, Ассур, Отелло ("Вильгельм
Телль", "Семирамида", "Отелло" Россини), Дон Паскуале, Эштон ("Дон
Страницы: «« « 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |