|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 » »» нар. просвещения, А. писал: "Целью драматического искусства является
облагораживание нравов людей, показ поучительных примеров зрителю или
читателю" (Ахундов М. Ф., Избр. философские произведения, Баку, 1953, с.
240).
Пьесы А., ПОЛОЖИВШЕГО основу нац. т-ра, не сходят с азерб. сцены, их
ставили дореволюц. труппы, они широко вошли в репертуар сов. т-ров (в
частности, Т-ра им. Азизбекова), способствуя освоению сов. театр.
иск-вом нац. художественных традиций.
Соч.: Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы, 1949-1955; Эсэрлэри Уч чилддэ, ч. 1,
Бакы,;1958-; Избранные художеств. произведения, Баку, 1950; Избранное,
пер. с азерб. яз., М., 1956; Избр. философские произведения, Баку, 1953;
Комедии..., Тифлис, 1853.
Лит.: Р а фил и М. Г., М. Ф. Ахундов, Баку, 1939;
Ч э ф эр М., М. Ф. Ахундовун эдэби-тэнгиди кврушлэри, Бакы, 1950;
Джафаров Дж., Драматургия М. Ф. Ахундова, Баку, 1950; Джафаров Дж.,
Ахундов и традиции русского реализма, "Дружба народов", 1952, ј 2; Мир
Ахмедов А., М. Ф. Ахундов, Баку, 1953; Р а ф и л и М. Г., М. Ф. Ахундов.
Ждань и творчество, Баку, 1957; Гули-з а д е М. А., М. Ф. Ахундов и
передовая русская культура, "Литературный Азербайджан", 1953, ј 2;
Мамедов Н., Реализм комедии "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах,
знаменитый колдун" М. Ф. Ахундова, "Изв. АН Аяерб. ССР", 1958, ј 3. Я.
Т.
АХУНДОВ, С. Р.- азербайджанский советский акт„р. См. Рухулла С.
АХУНДОВ, Сулейман (Сани) (21.IX.1875 -29.III. 1939) - азербайджанский
советский писатель, драматург. После окончания горийской учительской
семинарии в„л преподавательскую работу. Драма-тургич. деятельность начал
в 1899 пьесой "Стяжатель", разоблачающей алчность богачей. В комедии
"Дибдад бек" (1906) А. высмеивает систему выборов в царскую Думу. Пьесы,
написанные А. после установления Сов. власти в Азербайджане,
способствовали развитию азерб. театр. иск-ва. В 1920 первый сов. азерб.
т-р открылся пьесой А. "Кузнец Гяве" (переделка пьесы Ш. Сами). В этом
театре были пост. пьесы:
"Соколиное гнездо" (1921), изображающая борьбу азерб. народа за Сов.
власть, "Любовь и месть" (1922), разоблачающая феодальные отношения в
дореволюц. Азербайджане. А. принадлежат также пьесы:
"Колесо фортуны" (1921), "Дьявол" (1922), "Из мрака к свету" (1921),
"Новая жизнь" (1923), к-рые ставились в Сатир-агиттеатре (Баку).
Продолжая лучшие реалистич. традиции М. Ф. Ахундова, А. вн„с в азерб.
драматургию новые революц. темы, отразил в своих пьесах развитие
классового самосознания трудящихся.
Соч.: Сечилмиш эсэрлари, Бакы, 1951.
Лит.: А р и ф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; В э
л и j е в М., CynejMaH Сани Ахундов, Бакы, 1956. Я. Т.
АХЬДЗЫРТВЫО (букв. - обличитель) - абхаз ский народный певец. В своих
импровизационных, насыщенных социальным содержанием песнях А. бичевали
феодалов и царских чиновников, подвергаясь за это преследованиям
властей. В 19--20 вв. популярностью пользовались Ч. Пилиа, Ж. Ачба, Ч.
Чачв, А. Гунба, X. Гамсония, Ш. Сангулия, К. Чагава. Исполнение сатирич.
песен А. сопровождали импровизац. драматич. сценами, в к-рых они
изображали персонажей своего повествования в лицах. А. владели
мастерством имитации, мимики, меткой образной характеристики. Творчество
их содержало элементы театр. зрелищности. Один из видов выступлений А.-
так наз. "самакуа" (исполнение), устраиваемое в годовщину (накануне)
поминок, включал комич. представления "кече-ков" - шутов, скоморохов,
разыгрывавших импро-виз. представления; они стремились рассмешить не
смеявшихся весь год (при народе) родных умершего, имитировали известных
зрителям, подчас присутствующих тут же людей, высмеивали самодурство,
жадность, лень, невежество. В песнях-импровизациях А. обличали
социальную несправедливость.
Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театр. искусства,
Сухуми, 1957; его же, Из истории абхазского театра, Тб., 1957. М. Л.
А ЦЗЙ (р. 1910) - китайский режисс„р. Член Коммунистической партии
Китая. Руководил труппой пекинской муз. драмы при Академии искусств им.
Лу Синя в Яньане, был акт„ром и режисс„ром в этой труппе. Принимал
участие в работе по реформе китайского т-ра. А Ц. работает в Кит. т-ре
пекинской муз. драмы; пост. "Три удара по Чжуцзячжуану";
"Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни и др. Автор ряда'статей по
вопросам кит. акт„рского иск-ва.
АЦКУР‚ЛИ (наст. фам. - Гамкрелидзе), Давид Мерабович (1863-9.IV.1928)
- грузинский акт„р. Сценич. деятельность начал в 1883 в Тифлисской груз.
труппе. Играл гл. обр. комедийные и характерные роли: Акоп, Петуа
("Ханума", "Сибиряк" Цагарели), Бесо ("Измена" Сумбатова) и др. Принимал
активное участие в деятельности нар. т-ров в Тифлисе и др. городах
Грузии. А. принадлежат переводы на груз. яз. и переделки ряда пьес.
АЧЕРЧ (Achurch), Джанет (1864-1916) - английская актриса.
Дебютировала в т-ре "Олимпик" (Лондон) в 1883. Выступала в ролях
классич. репертуара, в т. ч. в пьесах В. Шекспира. А. - одна из первых
англ. актрис, игравших в пьесах Г. Ибсена: е„ исполнение роли Норы
("Кукольный дом", 1889, т-р "Но-велти"), а также пост. пьесы "Маленький
Эйольф" (1896, "Авеню т-р"; исполн. роль Риты) явились крупными
событиями в борьбе за утверждение реализма в англ. т-ре 19 в. В числе
др. ролей А.- Кан-дида и Сесиль ("Кандида" и "Обращение капитана
Брассбаунда" Шоу). По отзыву Б. Шоу, А. была гениальной трагической
актрисой. Оставила сцену в 1913.
Лит.: Shaw Gr. В., Our theatres in the nineties, v. l-3, L., 1932
(см. v. l). . А. А.
АШ, Шолом (1.1.1880-10. VI I.I 957)- еврейский писатель и драматург.
Родом из Польши. В 1914 эмигрировал в США; последние годы жизни пров„л в
Израиле. Умер в Лондоне. Лит. деятельность начал в 1900. Автор св. 20
пьес и ряда автоинсценировок. Большая часть этих произведений,
написанных на библейские сюжеты и воссоздающих предания старины,
пронизана духом националистич. романтики:
"Саббатай Цви" (1907), "Дочь Иевфая" (1913), "Мараны" (1922), "Иосиф"
(1924) и др. Из пьес А. известностью пользовалась драма "Бог мести"
(1907, Берлин, реж. Рейнгардт; в России-1907, "Современный театр",
Петербург; Т-р Корша, Москва; Товарищество новой драмы). Произв. А.
переведены на рус., нем., англ. и др. языки. А. Шн.
АШАР (Achard), Марсель (р. 5. VII.1900) - французский драматург. Род.
в крестьянской семье. В возрасте 18 лет приехал в Париж. Работал
слесарем-сборщиком, репорт„ром, суфл„ром в т-ре "Вь„ коломбье". В 1923
Страницы: «« « 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |