Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 150   151   152   153   154   155   156   157   158  159   160   161   162   163   164   165   166   167   168  » »»

нар. просвещения, А. писал:  "Целью  драматического  искусства  является
облагораживание нравов людей, показ поучительных  примеров  зрителю  или
читателю" (Ахундов М. Ф., Избр. философские произведения, Баку, 1953, с.
240).
   Пьесы А., ПОЛОЖИВШЕГО основу нац. т-ра, не сходят с азерб. сцены,  их
ставили дореволюц. труппы, они широко вошли в репертуар  сов.  т-ров  (в
частности,  Т-ра  им.  Азизбекова),  способствуя  освоению  сов.  театр.
иск-вом нац. художественных традиций.
   Соч.: Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы, 1949-1955; Эсэрлэри Уч  чилддэ,  ч.  1,
Бакы,;1958-; Избранные художеств. произведения, Баку,  1950;  Избранное,
пер. с азерб. яз., М., 1956; Избр. философские произведения, Баку, 1953;
Комедии..., Тифлис, 1853.
   Лит.: Р а фил и М. Г., М. Ф. Ахундов, Баку, 1939;
   Ч э ф эр М., М. Ф. Ахундовун  эдэби-тэнгиди  кврушлэри,  Бакы,  1950;
Джафаров Дж., Драматургия М. Ф.  Ахундова,  Баку,  1950;  Джафаров  Дж.,
Ахундов и традиции русского реализма, "Дружба народов", 1952, ј  2;  Мир
Ахмедов А., М. Ф. Ахундов, Баку, 1953; Р а ф и л и М. Г., М. Ф. Ахундов.
Ждань и творчество, Баку, 1957; Гули-з а д е М.  А.,  М.  Ф.  Ахундов  и
передовая русская  культура,  "Литературный  Азербайджан",  1953,  ј  2;
Мамедов Н., Реализм комедии "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах,
знаменитый колдун" М. Ф. Ахундова, "Изв. АН Аяерб. ССР", 1958, ј  3.  Я.
Т.
   АХУНДОВ, С. Р.- азербайджанский советский акт„р. См. Рухулла С.
   АХУНДОВ, Сулейман (Сани) (21.IX.1875 -29.III. 1939) - азербайджанский
советский писатель, драматург.  После  окончания  горийской  учительской
семинарии в„л преподавательскую работу. Драма-тургич. деятельность начал
в 1899 пьесой "Стяжатель", разоблачающей  алчность  богачей.  В  комедии
"Дибдад бек" (1906) А. высмеивает систему выборов в царскую Думу. Пьесы,
написанные  А.  после   установления   Сов.   власти   в   Азербайджане,
способствовали развитию азерб. театр. иск-ва. В 1920 первый сов.  азерб.
т-р открылся пьесой А. "Кузнец Гяве" (переделка пьесы Ш. Сами).  В  этом
театре были пост. пьесы:
   "Соколиное гнездо" (1921), изображающая борьбу азерб. народа за  Сов.
власть, "Любовь и месть" (1922), разоблачающая  феодальные  отношения  в
дореволюц. Азербайджане. А. принадлежат также пьесы:
   "Колесо фортуны" (1921), "Дьявол" (1922), "Из мрака к свету"  (1921),
"Новая  жизнь"  (1923),  к-рые  ставились  в  Сатир-агиттеатре   (Баку).
Продолжая лучшие реалистич. традиции М. Ф. Ахундова, А.  вн„с  в  азерб.
драматургию  новые  революц.  темы,  отразил  в  своих  пьесах  развитие
классового самосознания трудящихся.
   Соч.: Сечилмиш эсэрлари, Бакы, 1951.
   Лит.: А р и ф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; В э
л и j е в М., CynejMaH Сани Ахундов, Бакы, 1956. Я. Т.
   АХЬДЗЫРТВЫО (букв. - обличитель) - абхаз ский народный певец. В своих
импровизационных, насыщенных социальным содержанием песнях  А.  бичевали
феодалов  и  царских  чиновников,  подвергаясь  за  это   преследованиям
властей. В 19--20 вв. популярностью пользовались Ч. Пилиа, Ж.  Ачба,  Ч.
Чачв, А. Гунба, X. Гамсония, Ш. Сангулия, К. Чагава. Исполнение сатирич.
песен  А.  сопровождали  импровизац.  драматич.  сценами,  в  к-рых  они
изображали  персонажей  своего  повествования  в   лицах.   А.   владели
мастерством имитации, мимики, меткой образной характеристики. Творчество
их содержало элементы театр. зрелищности. Один из видов выступлений  А.-
так наз. "самакуа" (исполнение),  устраиваемое  в  годовщину  (накануне)
поминок, включал комич. представления "кече-ков"  -  шутов,  скоморохов,
разыгрывавших импро-виз. представления;  они  стремились  рассмешить  не
смеявшихся весь год (при народе) родных умершего, имитировали  известных
зрителям, подчас присутствующих тут же  людей,  высмеивали  самодурство,
жадность,  лень,  невежество.   В   песнях-импровизациях   А.   обличали
социальную несправедливость.
   Лит.:  Лакербай  М.,  Очерки  истории  абхазского  театр.  искусства,
Сухуми, 1957; его же, Из истории абхазского театра, Тб., 1957. М. Л.
   А ЦЗЙ (р. 1910) - китайский режисс„р.  Член  Коммунистической  партии
Китая. Руководил труппой пекинской муз. драмы при Академии искусств  им.
Лу Синя в Яньане, был акт„ром  и  режисс„ром  в  этой  труппе.  Принимал
участие в работе по реформе китайского т-ра. А Ц. работает в  Кит.  т-ре
пекинской муз. драмы; пост. "Три удара по Чжуцзячжуану";
   "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин  Ни  и  др.  Автор  ряда'статей  по
вопросам кит. акт„рского иск-ва.
   АЦКУР‚ЛИ (наст. фам. - Гамкрелидзе), Давид Мерабович (1863-9.IV.1928)
- грузинский акт„р. Сценич. деятельность начал в 1883 в Тифлисской груз.
труппе. Играл гл.  обр.  комедийные  и  характерные  роли:  Акоп,  Петуа
("Ханума", "Сибиряк" Цагарели), Бесо ("Измена" Сумбатова) и др. Принимал
активное участие в деятельности нар.  т-ров  в  Тифлисе  и  др.  городах
Грузии. А. принадлежат переводы на груз. яз. и переделки ряда пьес.
   АЧЕРЧ   (Achurch),   Джанет   (1864-1916)   -   английская   актриса.
Дебютировала в  т-ре  "Олимпик"  (Лондон)  в  1883.  Выступала  в  ролях
классич. репертуара, в т. ч. в пьесах В. Шекспира. А. - одна  из  первых
англ. актрис, игравших в пьесах  Г.  Ибсена:  е„  исполнение  роли  Норы
("Кукольный дом", 1889, т-р "Но-велти"), а также пост. пьесы  "Маленький
Эйольф"  (1896,  "Авеню  т-р";  исполн.  роль  Риты)  явились   крупными
событиями в борьбе за утверждение реализма в англ. т-ре 19  в.  В  числе
др. ролей А.- Кан-дида и Сесиль ("Кандида" и "Обращение капитана
   Брассбаунда" Шоу). По отзыву Б. Шоу, А. была  гениальной  трагической
актрисой. Оставила сцену в 1913.
   Лит.: Shaw Gr. В., Our theatres in the nineties,  v.  l-3,  L.,  1932
(см. v. l). . А. А.
   АШ, Шолом (1.1.1880-10. VI I.I 957)- еврейский писатель и  драматург.
Родом из Польши. В 1914 эмигрировал в США; последние годы жизни пров„л в
Израиле. Умер в Лондоне. Лит. деятельность начал в 1900.  Автор  св.  20
пьес  и  ряда  автоинсценировок.  Большая   часть   этих   произведений,
написанных  на  библейские  сюжеты  и  воссоздающих  предания   старины,
пронизана духом националистич. романтики:
   "Саббатай Цви" (1907), "Дочь Иевфая" (1913), "Мараны" (1922), "Иосиф"
(1924) и др. Из пьес А.  известностью  пользовалась  драма  "Бог  мести"
(1907, Берлин,  реж.  Рейнгардт;  в  России-1907,  "Современный  театр",
Петербург; Т-р Корша, Москва;  Товарищество  новой  драмы).  Произв.  А.
переведены на рус., нем., англ. и др. языки. А. Шн.
   АШАР (Achard), Марсель (р. 5. VII.1900) - французский драматург. Род.
в крестьянской семье.  В  возрасте  18  лет  приехал  в  Париж.  Работал
слесарем-сборщиком, репорт„ром, суфл„ром в т-ре "Вь„ коломбье".  В  1923

Страницы: «« « 150   151   152   153   154   155   156   157   158  159   160   161   162   163   164   165   166   167   168  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия