Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 » »» нар. просвещения, А. писал: "Целью драматического искусства является облагораживание нравов людей, показ поучительных примеров зрителю или читателю" (Ахундов М. Ф., Избр. философские произведения, Баку, 1953, с. 240). Пьесы А., ПОЛОЖИВШЕГО основу нац. т-ра, не сходят с азерб. сцены, их ставили дореволюц. труппы, они широко вошли в репертуар сов. т-ров (в частности, Т-ра им. Азизбекова), способствуя освоению сов. театр. иск-вом нац. художественных традиций. Соч.: Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы, 1949-1955; Эсэрлэри Уч чилддэ, ч. 1, Бакы,;1958-; Избранные художеств. произведения, Баку, 1950; Избранное, пер. с азерб. яз., М., 1956; Избр. философские произведения, Баку, 1953; Комедии..., Тифлис, 1853. Лит.: Р а фил и М. Г., М. Ф. Ахундов, Баку, 1939; Ч э ф эр М., М. Ф. Ахундовун эдэби-тэнгиди кврушлэри, Бакы, 1950; Джафаров Дж., Драматургия М. Ф. Ахундова, Баку, 1950; Джафаров Дж., Ахундов и традиции русского реализма, "Дружба народов", 1952, ј 2; Мир Ахмедов А., М. Ф. Ахундов, Баку, 1953; Р а ф и л и М. Г., М. Ф. Ахундов. Ждань и творчество, Баку, 1957; Гули-з а д е М. А., М. Ф. Ахундов и передовая русская культура, "Литературный Азербайджан", 1953, ј 2; Мамедов Н., Реализм комедии "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" М. Ф. Ахундова, "Изв. АН Аяерб. ССР", 1958, ј 3. Я. Т. АХУНДОВ, С. Р.- азербайджанский советский акт„р. См. Рухулла С. АХУНДОВ, Сулейман (Сани) (21.IX.1875 -29.III. 1939) - азербайджанский советский писатель, драматург. После окончания горийской учительской семинарии в„л преподавательскую работу. Драма-тургич. деятельность начал в 1899 пьесой "Стяжатель", разоблачающей алчность богачей. В комедии "Дибдад бек" (1906) А. высмеивает систему выборов в царскую Думу. Пьесы, написанные А. после установления Сов. власти в Азербайджане, способствовали развитию азерб. театр. иск-ва. В 1920 первый сов. азерб. т-р открылся пьесой А. "Кузнец Гяве" (переделка пьесы Ш. Сами). В этом театре были пост. пьесы: "Соколиное гнездо" (1921), изображающая борьбу азерб. народа за Сов. власть, "Любовь и месть" (1922), разоблачающая феодальные отношения в дореволюц. Азербайджане. А. принадлежат также пьесы: "Колесо фортуны" (1921), "Дьявол" (1922), "Из мрака к свету" (1921), "Новая жизнь" (1923), к-рые ставились в Сатир-агиттеатре (Баку). Продолжая лучшие реалистич. традиции М. Ф. Ахундова, А. вн„с в азерб. драматургию новые революц. темы, отразил в своих пьесах развитие классового самосознания трудящихся. Соч.: Сечилмиш эсэрлари, Бакы, 1951. Лит.: А р и ф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; В э л и j е в М., CynejMaH Сани Ахундов, Бакы, 1956. Я. Т. АХЬДЗЫРТВЫО (букв. - обличитель) - абхаз ский народный певец. В своих импровизационных, насыщенных социальным содержанием песнях А. бичевали феодалов и царских чиновников, подвергаясь за это преследованиям властей. В 19--20 вв. популярностью пользовались Ч. Пилиа, Ж. Ачба, Ч. Чачв, А. Гунба, X. Гамсония, Ш. Сангулия, К. Чагава. Исполнение сатирич. песен А. сопровождали импровизац. драматич. сценами, в к-рых они изображали персонажей своего повествования в лицах. А. владели мастерством имитации, мимики, меткой образной характеристики. Творчество их содержало элементы театр. зрелищности. Один из видов выступлений А.- так наз. "самакуа" (исполнение), устраиваемое в годовщину (накануне) поминок, включал комич. представления "кече-ков" - шутов, скоморохов, разыгрывавших импро-виз. представления; они стремились рассмешить не смеявшихся весь год (при народе) родных умершего, имитировали известных зрителям, подчас присутствующих тут же людей, высмеивали самодурство, жадность, лень, невежество. В песнях-импровизациях А. обличали социальную несправедливость. Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театр. искусства, Сухуми, 1957; его же, Из истории абхазского театра, Тб., 1957. М. Л. А ЦЗЙ (р. 1910) - китайский режисс„р. Член Коммунистической партии Китая. Руководил труппой пекинской муз. драмы при Академии искусств им. Лу Синя в Яньане, был акт„ром и режисс„ром в этой труппе. Принимал участие в работе по реформе китайского т-ра. А Ц. работает в Кит. т-ре пекинской муз. драмы; пост. "Три удара по Чжуцзячжуану"; "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни и др. Автор ряда'статей по вопросам кит. акт„рского иск-ва. АЦКУР‚ЛИ (наст. фам. - Гамкрелидзе), Давид Мерабович (1863-9.IV.1928) - грузинский акт„р. Сценич. деятельность начал в 1883 в Тифлисской груз. труппе. Играл гл. обр. комедийные и характерные роли: Акоп, Петуа ("Ханума", "Сибиряк" Цагарели), Бесо ("Измена" Сумбатова) и др. Принимал активное участие в деятельности нар. т-ров в Тифлисе и др. городах Грузии. А. принадлежат переводы на груз. яз. и переделки ряда пьес. АЧЕРЧ (Achurch), Джанет (1864-1916) - английская актриса. Дебютировала в т-ре "Олимпик" (Лондон) в 1883. Выступала в ролях классич. репертуара, в т. ч. в пьесах В. Шекспира. А. - одна из первых англ. актрис, игравших в пьесах Г. Ибсена: е„ исполнение роли Норы ("Кукольный дом", 1889, т-р "Но-велти"), а также пост. пьесы "Маленький Эйольф" (1896, "Авеню т-р"; исполн. роль Риты) явились крупными событиями в борьбе за утверждение реализма в англ. т-ре 19 в. В числе др. ролей А.- Кан-дида и Сесиль ("Кандида" и "Обращение капитана Брассбаунда" Шоу). По отзыву Б. Шоу, А. была гениальной трагической актрисой. Оставила сцену в 1913. Лит.: Shaw Gr. В., Our theatres in the nineties, v. l-3, L., 1932 (см. v. l). . А. А. АШ, Шолом (1.1.1880-10. VI I.I 957)- еврейский писатель и драматург. Родом из Польши. В 1914 эмигрировал в США; последние годы жизни пров„л в Израиле. Умер в Лондоне. Лит. деятельность начал в 1900. Автор св. 20 пьес и ряда автоинсценировок. Большая часть этих произведений, написанных на библейские сюжеты и воссоздающих предания старины, пронизана духом националистич. романтики: "Саббатай Цви" (1907), "Дочь Иевфая" (1913), "Мараны" (1922), "Иосиф" (1924) и др. Из пьес А. известностью пользовалась драма "Бог мести" (1907, Берлин, реж. Рейнгардт; в России-1907, "Современный театр", Петербург; Т-р Корша, Москва; Товарищество новой драмы). Произв. А. переведены на рус., нем., англ. и др. языки. А. Шн. АШАР (Achard), Марсель (р. 5. VII.1900) - французский драматург. Род. в крестьянской семье. В возрасте 18 лет приехал в Париж. Работал слесарем-сборщиком, репорт„ром, суфл„ром в т-ре "Вь„ коломбье". В 1923 Страницы: «« « 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |