Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 141   142   143   144   145   146   147   148   149  150   151   152   153   154   155   156   157   158   159  » »»

   АТВУД  (Attwood),  Томас  (23.XI.1765-24.III.  1838)   -   английский
композитор и органист. Музыке обучался у Ф. Чинкве, Г. Латилла в Неаполе
и в Вене у В.  А.  Моцарта,  к-рый  считал  А.  одним  из  своих  лучших
воспитанников. Сво„ первое произведение для сцены - "Узник" (Королевский
т-р, Лондон) написал  в  1792.  Был  одним  из  основателей  лондонского
Филармонич. об-ва (113). С 1823 А.- профессор Королевской муз. академии.
Написал мн. опер, большинство из к-рых было пост. в  Лондоне,  в  т.  ч.
"День в Риме"  (1798,  "Ковент-Гарден"),  "Матросы"  (1793,  Королевский
т-р), "Усыновл„нное дитя" (1795,  "Друри-Лейн"),  "Соррентийский  замок"
(1799, "Хеймаркет"), "Вечерний звон" (1807, "Друри-Лейн") и др. А.- один
из крупнейших англ. композиторов 18 - нач. 19 вв.  Его  сценич.  произв.
отличаются выразительностью и колоритностью муз.  языка,  мелодичностью,
экспрессией.
   Лит.: О 1 d m a ?  С.  В.,  Thomas  AttvoocTs  studies  witH  Mozart,
"Oedenboek...", Haage, 1925. Be. T.
   АТЕЛЛАНА (лат. atellana) - вид народных  импровизированных  сценок  в
Др. Риме. Название - от города. Ателла (Atella) в древней Кампании.  Гл.
действующими лицами А. были  постоянные  типы-маски  -  Буккон,  Доссен,
Макк,  Папп  и  др.  Наличие  традиционных   персонажей   предопределяло
однотипность сюжетных ситуаций А., в основе  к-рых  находились  глупость
Макка, плутовство  Буккона,  скупость  и  честолюбие  Паппа,  напыщенное
шарлатанство Дос-сена. А.  родственна  итал.  комедии  дель  арте,  рус.
представлениям Петрушки, нем. Кашперля и т. п. В 1 в. до н. э. Новием  и
Помпонием была сделана попытка превращения А.  в  лит.  жанр  с  заранее
написанным текстом; сохранились небольшие отрывки из их произведений. А.
как демократич. жанр, в к-ром допускались нам„ки  на  политику  правящих
кругов римского об-ва, подвергалась  в  период  империи  преследованиям;
пользовалась популярностью в широких массах  италийских  земледельцев  и
ремесленников. , В. Я.
   "АТЕЛЬЕ" (франц. atelier, 'букв.- мастерская)-  французский  театр  в
Париже. Открылся 23 ноября 1822 под назв. "Т-р Монмартра" (находится  на
Монмартре), здесь начинали свою деятельность  молодые  акт„ры.  До  1849
т-ром руководили представители семьи Севест (первый  директор  -  П.  Ж.
Севест).  В  дальнейшем  на  сцене  "А."  играли  различные  труппы.   В
репертуаре т-ра были представлены: драма, мелодрама, комедия,  водевиль,
оперетта. С 1914 здание использовалось как кинотеатр. В 1922 с  приходом
Ш. Дюллена театр получил название "А.". Дюллен  поставил  здесь  ок.  70
спектаклей и сыграл св. 30 ролей, впервые познакомив Францию  \  произв.
Л.  Пиранделло,  А.  Салакру.  С  1940  т-р  возглавляет  А.  Барсак.  В
репертуаре "А."- произв. совр. франи. и зарубежных авторов, в т. ч. рус.
и  сов.  ("Ревизор",  '  "Чайка";  инсценировка  "Братьев   Карамазовых"
Достоевского, "Клопа" Маяковского).
   Лит.: Т ? и о л е Э., Парижские театры,  "Театр",  1955,  JSo  9,  с.
122-29; Дюллен Ш., Воспоминания и заметки актера,  пер.  с  франц.,  М.,
1958. Н. Б.
   "АТЕНЕЙ" ("Athenee",  от  греч.  ????????  -  храм  богини  Афины)  -
французский театр. Открылся в Париже в 1866 как концертный зал. До  1883
в "А." ставились спектакли, оперетты. В 20-40-х гг. 20 в. в  т-ре  играл
со своей труппой известный франц. акт„р и режисс„р Л. Жуве. В  эти  годы
на сцене т-ра ставились пьесы Мольера ("Дон Жуан", "Тартюф", "Школа ж„н"
и др.), П. Клоделя ("Благовещение"), М.  Агсара  ("Корсар"),  Ж.  Жироду
("Ундина", "Электра", "Безумная из Шайо") и др. С 1953 после смерти Жуве
т-ром руководит известная водевильная актриса Э. Попеско.  В  репертуаре
т-ра - современная франц. и зарубежная драматургия.
   Лит.: "Театр", 1955, ј 9 (ст. Э. Триоле).  Н.  Б.  АТЕНЕУЛ  РУМЫНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (Ateneul RPR) -  концертный  зал  в  Бухаресте.  Был
построен по инициативе  группы  передовых  деятелей  рум.  культуры  (К.
Есарку, В. Ирекиа, А. Одобеску и  др.)  с  целью  организации  публичных
лекций, концертов и др. Сооруж„н в 1886-88 ?? проекту арх. А.  Галлерона
на месте недостроенного циркового манежа, что  определило  архитектурные
формы  здания:  круглый  вестибюль  и  центральный  зал   (архитектурное
оформление было закончено в 1896). Внутр. часть здания богато оформлена,
вестибюль и идущие от него четыре монумент,  лестницы  отделаны  розовым
мрамором. Центральный концертный зал имеет 600 кресел  в  партере  и  60
лож, расположенных двумя ярусами В А.  Р.  Н.  Р.  проводятся  междунар.
конгрессы, съезды, фестивали, диспуты, лекции и т. д. В концертном  зале
выступают выдающиеся музыканты мира и лучшие румынские муз.  коллективы.
В А. Р. Н. Р. помещается Гос. филармония им. Дж. Энеску. Н, Р.
   "АТЕН‚УМ" ИМ. С. ЯРАЧА - польский драматич.  театр.  Осн.  в  1929  в
Варшаве. В 1930-33, 1935-39 руководителем "Ас" был  С,  Ярач,  придавший
т-ру прогрессивную, демократич. направленность. Т-р ставил  произведения
польской  ("Месть",  "Пан  Гельдхаб"  Фредро,  "Судьи"  Выспянского)   и
зарубежной классики ("Женитьба", "Тартюф"). На сцене "А."  шли  произв.,
затрагивавшие  острые  социальные  темы  ("Туронь"  Жеромского,   "Майор
Барбара" Шоу, "Школа лицемерия"  Ромена  и  др.).  В  1931  в  "А."  был
поставлен спектакль "Человек с портфелем"  Файко.  Т-р  возобновил  свою
деятельность  после  освобождения  Польши   (1945).   Пост.:   "Беглецы"
Аудер-ской (1952), "Модные спазмы" Богуславского (1954), "Процесс" Кафки
(1958), "Ричард III" (1960) и  др.  В  труппе  т-ра:  Я.  Вощерович,  3.
Цыбульский, Б. Ко-бела идр. Б. Рос.
   АТЛЕТ  (???????)  -  1)  В  Древней  Греции  -  участник   спортивных
состязаний. 2) Артист цирка, выступающий с номерами атлетики,
   АТЛЕТИКА - вид спорта и циркового искусства. А. включает  упражнения,
требующие силы и ловкости. В спорте различают: А. л„гкую (бег,  метания,
прыжки и спортивная ходьба) и А. тяж„лую (поднятие  тяжестей,  борьба  и
бокс). Как цирковой жанр А. состоит  в  демонстрации  силовых  трюков  с
тяжестями (штанги, гири). Нек-рые трюки  исполняются  с  т.  н.  "живым"
весом  -  людьми,  крупными  живочными.  К  А.  близок   жанр   силового
жонглирования.
   В 17 в. в  России  на  нар.  гуляньях  выступали  силачи,  подымавшие
различные тяжести. В  18  и  19  вв.  демонстрация  силовых  номеров  на
ярмарочных и площадных  гуляньях  и  на  подмостках  балаганов  получила
большое распространение. Одним из первых атлетов,  выступавших  на  нар.
гуляньях в нач. 19 в., был Карл Раппо, разыгрывавший пантомимы, в  к-рые
включалась демонстрация "геркулесовой силы".  Интерес  зрителей  к  этим
номерам  побудил  антрепрен„ров  включить  их   в   программы   цирковых
представлений. Среди русских атлетов 19 в.: Ступин, Михайлов,  Ручкин  и
др. В конце  19  -  нач.  20  вв.  цирковыми  атлетами  стали  известные
спортсмены: С. Елисеев, Г. Моор-Знаменский, П. Крылов и др.
   В СССР жанр А. на арене цирка  возродился  с  30-?  гг.  Атлетические

Страницы: «« « 141   142   143   144   145   146   147   148   149  150   151   152   153   154   155   156   157   158   159  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия