Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 134   135   136   137   138   139   140   141   142  143   144   145   146   147   148   149   150   151   152  » »»

острым драматизмом, ярким юмором, большой  лирической  выразительностью.
А.- одна из первых исп. танцовщиц, использовавших технику классич. танца
для создания сценич. формы нар. танца.
   Лит.: Levinson A., La Argentina. Essai sur la  danse  espagnole,  Р.,
1928; С o r de lie r S. F., La vie breve  de  la  Argentina,  Р.,  1936;
Hughes R. М. (псевд. La Meri), Spanish dancing, N. Y., 1948; Quijano  М.
de. Arte y artistas flamencos, Madrid, 1951. Ham. P.
   "АРХЕНТИНО" (Argentino) - театр в Буэнос-Айресе (Аргентина). Создан в
1804 под назв. "Малый или Временный Колисео". В репертуар театра входили
комедии исп. авторов (Кальдерона и др.), трагедии Вольтера,  Альфьери  и
др. В 1838 "Малый Колисео" получил название  "А.".  Во  время  диктатуры
Росаса (1835-52) репертуар т-ра  был  заполнен  пьесами,  прославлявшими
диктатора ("Ману-элита де Росас", 1847, "Лучший правитель", 1839, и др.)
или направленными против людей, боровшихся с ним ("Безвинный  Хуан,  или
Конец каждого предателя", 1851). В этот период в т-ре  играли  гл.  обр.
исп. и итал. акт„ры. Лишь в 1838 и  1847  здесь  выступали  аргентинские
труппы X. Касакуверты и В. Мо лины. После свержения Росаса нек-рое время
здесь ставились пьесы, показывавшие стремление народа  к  независимости:
"Свободная Америка" Демарии (1860), "Майская революция" Мансо де  Норона
(1864), "Лусия и Миранда" Ортиса  (1864)  и  др.  В  1869  т-р  поставил
"Макбета" Шекспира и "Мирру" Альфьери.
   С конца 19 в. "А." превращается в коммерческий т-р, на  сцене  к-рого
выступают гл. обр. иностр. труппы. В репертуар этих трупп входят л„гкие,
раз-влекат. пьесы, по преимуществу невысокого художеств. уровня.
   Лит.: Torre Revello J.M.A., Los teatros en le Buenos Aires del  siglo
XVIII, B. Aires, 1945; Bastianini R. yL.B. de Molina y Vedia, Literatura
americana y argentina, B. Aires, 1956. Д ?
   АРХИМЙМ (????-????, от ????  -  приставка  со  значением  -  главный,
старший) - в др.-греч. театре руководитель и первый акт„р труппы  мимов.
С. М.
   АРХИТЕКТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ с ? e к т  а  к  л  я  -  один  из  способов
декорационного  оформления  спектакля.  При  А.  о.   отдельные   детали
декораций  строятся  в  тр„х  измерениях  (в  то  время  как  живописные
декорации имеют лишь два измерения),  в  результате  чего  они  выглядят
объ„мными не только из зрительного зала, но и со  сцены.  А.  о.  широко
применяется в совр. т-ре,  несмотря  на  сложность  его  изготовления  и
монтировки.   Для   облегчения   хранения,   перевозок   и    монтировки
архитектурных декораций они делаются  разъ„мными,  каждый  крупный  блок
декорации состоит из ряда л„гких  портативных  мелких  деталей.  Большое
значение  в  архитектурных  декорациях  имеет   фактура   деталей.   Для
облегчения монтировки А. о. необходимо  стремиться  уменьшить  его  вес.
Поэтому  в  архитектурных  декорациях  широко  используются  новые  виды
синтетич. материалов и пластмасс, имеющих разнообразную фактуру и л„гкий
вес (винипласт, пенопласты  и  др.),  а  также  пустотелые  рельефные  и
объ„мные бутафорские детали.
   Лит.:  Коссаковский  А.,  Техника  постройки  декораций,  М.,   1954;
Барышников А. П., Перспектива, 3 изд., М.-Л., 1949. Вл. Б.
   АРЦРУНЙ, Григор Ер„мович (27. II.  1845-19.  XIL  1892)  -  армянский
публицист и общественный деятель. Основатель (1872)  и  редактор  газеты
"Мшак" ("Труженик", Тифлис). С конца  70-х  гг.-  член  театр.  комитета
постоянной тифлисской арм. труппы. На свои средства построил  в  Тифлисе
здание т-ра Арцруни (ныне т-р им. Грибоедова), где выступали арм., груз.
и рус. труппы. Автор ряда статей по вопросам т-ра и  драматургии.  Писал
рецензии в газете "Мшак", пропагандировал рус.  реалистич.  драматургию.
Г. С.
   АРЧЕР  (Archer),  Уильям  (23.IX.1856-27.  XII.  1924)  -  английский
театральный критик. Автор ряда книг  о  театре.  Учился  в  Эдинбургском
ун-те. Лит. деятельность начал  в  Австралии.  С  1878  жил  в  Лондоне.
Переводил и  пропагандировал  драматургию  Г.  Ибсена.  Отстаивая  совр.
реалистич. драму, А. подверг критич. пересмотру нек-рые традиц.  взгляды
и оценки классич. драматургии. Деятельность А. имела значение  в  борьбе
за реализм в англ. т-ре и драме в конце 19 - нач. 20  вв.  Вместе  с  X.
Гренвилл-Варкером А.  выдвинул  и  разработал  в  1907  проект  создания
национального  т-ра  в  Англии  (в  кн.  National  Theatre:  Scheme  and
Estimates, 1907), до сих пор  оставшийся  неосуществл„нным.  Автор  ряда
книг о т-ре.
   Соч.: English dramatists of today, L., 1882; Henry Irving, L.,  1883;
Masks or faces, L.,1888; William Charles Macready,  L.,  1890;  The  old
drama and the new, L., 1923; National theatre. Scheme and estimates, L.,
1907. A. A.
   " А РШЙН МАЛ АЛАН" ("Продавец ручного товара")- опера У. Гадэкибекоба
на соОств.  либретто.Пост.  25  окт.  1913,  Баку  (Аскер  -  Сарабский,
Гюльчохра - Агдамский, Тел-ли - Оленская, Сулейман - Терегулов,  Вели  -
Гусейнов, Султанбек - Гусейнзаде; реж. Сарабский). Новая пост. - 24 янв.
1938, Т-р оперы  и  балета  им.  Ахундова  (Баку)  (Аскер  -  Бюль-Бюль,
Сулейман  -  Гаджибабабеков,  Султанбек  -   Гусейнзаде,   Гюльчохра   -
Мустафьева, Асья - Ахундова, Телли - Рзаева, Джахан - Мамедова;  дириж„р
Рустамов, реж. Идаятзаде, худ. Султанова). В этой же  пост.  опера  была
показана на декаде азерб. иск-ва в Москве в 1938. Впервые пост. на моек.
сцене в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1952). Новый
текст Л. Зорина и Р. Халилова (Аскер - Матвеев, Гюльчохра  -  Лазаренко,
Сулейман - Филимонов, Асья - Смирнова-Не-мирович. Вели - Коршунов, Телли
- Браслис, Джахан - Големба, Султанбек - Канделаки; дириж„р Байн,  пост.
Канделаки, худ. Чиковани, хормейстер Степанов, балетм. Арбатов). В  1953
- в Ленингр. т-ре муз. комедии (Аскер - Араратян, Гюльчохра - Банщикова,
Вели  -  Фрадкин,  Телли  -  Попова,  Асья  -  Самеоненок,  Сулейман   -
Слонимский, Джахан - Габриэльянп, Султанбек - Соколов; дириж„р  Гроссер,
реж. Чистяков и Карасик, худ. Ананьян, балетм. Арбатов).
   Опера пост. в Ташкенте (1938), Фрунзе (1940), Одессе (1940), Уфе  (на
башк. яз., 1953), Сталинабаде (на тадж. яз., 1955)
   За рубежом - в Тегеране,  Каире,  Нью-Йорке  (1920),  Париже  (1925),
Лондоне, Берлине, Варшаве, Пекине (1959).
   Издания -"А. м. А.", Баку, Азерб. гос.  муз.  изд-во,  1948  (с  рус.
текстом).
   Лит.: Касимов К., Узеир Гаджибеков, Баку, 1945, стр. 34-38; А г а е в
а X., Узеир Гаджибеков, Баку, 1955, стр. 77-87. Я. Гр.
   АРЬЕРСЦЕНА (от франц. arriere,  в  сложных  словах  -  задний)-задняя
часть  сцены.  Является  продолжением  осн.  сцены  и  служит  резервным
помещением для установки декораций, к-рые создают  иллюзию  пространства
большой глубины. А. появилась одновременно с глубинной  сценой-коробкой.

Страницы: «« « 134   135   136   137   138   139   140   141   142  143   144   145   146   147   148   149   150   151   152  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия