Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 135   136   137   138   139   140   141   142   143  144   145   146   147   148   149   150   151   152   153  » »»

Уже сцена т-ра Фарнезе в Парме  (1619)  была  разделена  на  переднюю  и
заднюю сцены. Вполне  определившуюся  по  пропорциям  А.  имел  т-р  "Ла
Скала", сооруж„нный в Милане в 1776-78. Обширную А. имеет Большой т-р. В
т-рах 18-19 вв. ширина А. обычно не намного превышала ширину  портальной
арки (см. Арка портальная), глубина составляла ок. 30% от  глубины  осн.
сцены, высота - половину высоты  осн.  сцены.  Про„м,  соединяющий  осн.
сце.ну с А., образовывался с помощью арки, имевшей  ширину  примерно  на
20% меньше ширины портальной арки.  В  совр.  театр.  зданиях  А.  часто
делается шире и глубже; на ней размещаются также фурки  или  вращающийся
накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх А. оборудуется
колосниками с декорационными подъ„мами и световой аппаратурой. Под полом
размещают   склады   навесных   декораций    --    огнестойкие    сейфы.
Механизированная  А.  в  сочетании  с   боковыми   карманами   позволяет
осуществлять  перемены  декораций  целыми  картинами.  Большое  значение
приобретает А. в связи с развитием светопроекции декораций. И. Ф.
   АСАКИ (Asachi),  Георге  (1.III.1788,  Херпя,-12.Х1.  1869,  Яссы)  -
румынский и  молдавский  деятель  культуры,  просветитель,  писатель.  В
период освободительной" борьбы рум. и молд. народов против турок А.  был
поборником развития нац. культуры. Значительную роль А. отводил т-ру. По
его инициативе в Яссах в 1816 был создан частный т-р,  в  к-ром  показан
первый любительский спектакль на  рум.  языке  -  пастораль  Флориана  и
Геснера "Миртил и Хлоя", в переработке  и  переводе  А.  Этот  спектакль
положил начало развитию нац. т-ра. А.  принимал  участие  в  организации
"Фило-драматической консерватории" (1836),  готовившей  профессиональных
акт„ров для румынской и молдавской сцен.
   А.- автор ряда пьес, заложивших основу нац. драматургии: "Михай-герой
румын", "Драгош- первый господарь  Молдовы",  "Русский  царь  Петр  I  в
Яссах", пасторали "Праздник молдавских: пастухов" и др.  А.  принадлежит
ряд переработок и переводов произведений зарубежной драматургии.
   С о ч.: Teatrul, Jasi, 1854; Опере алесе, Кишинэу, 1957
   Лит.: Lovinescu Е., Gr. Asachi. Viata si operasa" Bue., 1927; A 1 t e
re s с u S. si Т о г n е a F., Teatrul Natio  nal,  "J.  L.  Caragiale",
Bue.,  1955;  "Teatrui  National  Jasi"   tagiunea   1952-1953,   ј   5;
Georgescu-Buzau Gh. "85 de an! de la moartea lui Grheorghe Asachi,  газ.
"Scinteia" Bue., 1954, 12/XI. Я. Р
   АСАФЬЕВ,  Борис   Владимирович   (лит.   псевд.   -   Игорь   Глебов)
(17(29).VII.1884, Петербург,- 27.1.1949,  Москва]  -  русский  советский
музыковед, ко мпозитор и музыкально-общественный деятель. Нар. арт. СССР
(1946). Действит. член Академии Наук СССР (1943). Ст. пр. (1943,  1948).
В 1908 окончил филологич. ф-т Петерб. ун-та. Музыкеобучал-ся  в  Петерб.
консерватории по кл. А. К. Лядова (окончил в  1910).  С  этого  же  года
работал  пианистом-концертмейстером   балета   в   Мариинском   т-ре   в
Петербурге. Как композитор А. начал выступать ,с 1906 (детские сказочные
оперы и балеты; романсы, фп. пьесы  и  др.),  как  музыкальный  критик-с
1914.
   В 1919--30 А. работал в  Гос.ин-те  истории  иск-в  в  Ленинграде.  С
1925-профессор Ленингр.  консерватории.  С  1943  жил  в  Москве.  Автор
крупных  научно-исследоват.  работ  по  истории  рус.  муз.  культуры  и
зарубежной музыки, проблемам теории музыки, многочисл.  критич.  статей.
Оказал  значит.  влияние  на  развитие   сов.   музыкознания.   В   ряде
исследований  он  по-новому  осветил  историч.  роль  Глинки,   правдиво
воссоздав облик художника-патриота. Мн. работы А.  посвящены  творчеству
Чайковского. Он активно боролся за  признание  подлинно  новаторского  и
ярко демократии, оперного наследия Мусоргского. А. написал ряд  опер,  в
т. ч. "Казначейша" по  поэме  Лермонтова  (1937,  Ленинград),  "Минин  и
Пожарский"  (соч.  1936,   отрывки   исполнены   в   1938),   "Алтынчеч"
("Золотоволосая", 1938, не  пост.),  "Гроза"  по  Островскому  (1941,  в
концертном исполнении), "Пир во время  чумы"  (1940),  "Медный  всадник"
(1942) (обе по Пушкину, не  пост.),  "Славянская  красавица"  (1941,  не
пост.), 5-е действие к опере Серова "Вражья сила" (1947), детские оперы:
"Красная шапочка" (1906) по сказке  Перро,  "Золушка"  (1906),  "Снежная
королева" (1908) по сказкам Андерсена (пост. в Петербурге), "Ал„нушка  и
братец Иванушка" (1945, не пост.) и др. А. - автор мн. балетов, в т.  ч.
"Бабочка" (1909,  Мариинский  т-р),  "Дар  феи"  (1910),  "Белая  лилия"
(1911), "Лукавая Флорента" (1912), "Пьерро и маска" (1915,  "Петербург),
"Карманьола" (1918, Петроград); "Сольвейг, или Ледяная дева", на  основе
произв. Грига,  сценарий  В.  Романова  (1922,  Петроград),  "Утраченные
иллюзии" по роману Бальзака (1935,  Т-р  оперы  и  балета  им.  Кирова),
"Партизанские дни",(1935, Т-р им. Ленсовета), "Степан Разин"  (неоконч.)
и др. Лучшие балеты А.-  "Пламя  Парижа"  (первонач.  название  -"Триумф
республики") (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) (Т-р оперы и  балета
им. Кирова) и "Кавказский пленник" (1938, Ленингр. Малый  оперный  т-р).
Развивая  реалистич.  традиции  балетного   творчества   Чайковского   и
Глазунова, А. наполняет свои балеты многообразным жизненным содержанием.
Он часто пользуется нар. мелодиями и темами муз.  произв.,  созданных  в
одно время с  лит.  произведением,  положенным  в  основу  оперного  или
балетного соч. (в балете "Пламя Парижа" композитор обращается  к  франц.
музыке конца 18 в., в "Бахчисарайском фонтане" - к польской и кавказской
нар. музыке). А. принадлежит музыка к  спектаклям  "Царь  Эдип"  Софокла
(1918, Т-р Трагедии, Петроград), "Макбет" Шекспира (1918, там же),  "Дон
Карлос" (1919, Большой драматич. т-р, Петроград),  "Слуга  двух  господ"
Гольдони  (1921,  там  же),  "Интервенция"  Славина   (1933,   Т-р   им.
Вахтангова), "Двенадцать месяцев" Маршака (1947, МХАТ) и  др.,  а  также
симф., камерно-инструмент. и др. соч. Балеты А. сыграли  важную  роль  в
развитии сов. балетного иск-ва, в  его  идейно-  художеств.  обогащении,
расширении тематики и жанровых типов. В них претворены сюжеты выдающихся
произв. рус. и мировой классич. литературы, тонко  переданы  черты  муз.
стиля изображаемой эпохи. В ряде балетов  А.  используются  и  творчески
перерабатываются мелодии народов СССР. В  муз.  драматургии  сценических
(оперных  и  балетных)  произв.  А.  важную  роль  играют  лейтмотивы  и
интонации,  характеризующие  гл.  действующих  лиц,  сценич.   ситуации.
Большое значение в музыке А. имеет мелодич. начало.
   Лит. соч.: Избр. труды, т. 1-5, М.,1952-57; отд. изд.:
   Симфонические этюды. П., 1922;  К  восстановлению  "Бориса  Годунова"
Мусоргского. Сб. статей,  М.,  1928;  Книга  о  Стравинском,  Л.,  1929;
Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л.,  1930;  Музыкальная  форма
как процесс, кн. 1-2, М., 1930-47; Николай  Андреевич  Римский-Корсаков,
М., 1944;
   Евгений Онегин, М., 1944; Глинка, М.,  1947,  2  изд.,  М.-Л.,  1950;
Григ, М.-Л., 1948.

Страницы: «« « 135   136   137   138   139   140   141   142   143  144   145   146   147   148   149   150   151   152   153  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия