Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 138   139   140   141   142   143   144   145   146  147   148   149   150   151   152   153   154   155   156  » »»

творчества, играя роли матерей, глубоко страдающих за судьбу своих детей
(Мариам - "Намус", Агюль - "Зангезур").
   С О Ч.: 4 ш и if ff Ь, РштЬпшЬшЪ П1.7Ьп1947, 193 .
   Л И Т.: d'ntniflif.wiufif rf.bfiwuwbnt.'fi г ш и-if /i If /r p h if ш
ff ш ii tf.nfini.bhni. ff j ш 'h 30-ш if-J ш If p f  (lignit),  bfiLtub,
Ьтршт,  1936  (цЬтЬш  ЬЬ  (/Q'ifbnLbriL bjni./ifhpfij,
   47 P. . РшшЬршр, UfUlf/lIfft fffunpfItf.Wfpb Wfllhuui)),
   bpLwb, 1936, M 8, 98-WO, (Ъ n L p Ь Ъ ш p ш Ъ,
   штЬшшЪ   if./iifwbifuifibhfif   ЬрЬ-шЪ)   wjlfUflfu/b   UUfb    9'/rw
ш1{1ирш1лшрш1/, 1956 f t;! 99-209, P. 3.
   А НЫК (Asnyk), Адам (11.IX.1838 -  2.VIII.  1897)  -  польский  поэт,
драматург  и  публицист.  Участник  восстания   1863,   А.   подвергался
преследованиям. После разгрома  восстания  написал  лирические  историч.
драмы, темы к-рых близки  совр.  А.  событиям:  "Кола  Риенци"  (1873)-о
борьбе за свободу, "Кейстут" (1878)  -  патриотич.  трагедия  в  стихах;
пьеса "Братья Лерхе" направлена против нац. вражды. В  бытовых  комедиях
А. развивал мотивы своих  лирических  и  сатирич.  стихов.  Развращающая
власть денег и  ложь,  ожесточающие  людей,  показаны  в  пьесе  "Еврей"
(1875); мнимую дружбу разоблачает пьеса "Друзья Иова" (1879). В "Комедии
для конкурса" (1888) высмеиваются нравы писательской среды.
   Лит.: Konopnicka M., Szkice..., Lwow, 1905; T r e-t i a  k  J.,  Adam
Asnyk jako wyraz swojej epoki, Krakow, 1922. P. B.
   АСПА (Aspa), Марио [1799(?) - 14.XII.1868]  -итальянский  композитор.
Музыке обучался в Мес-сине, в консерватории Палермо и у Н. Цинга-релли в
Неаполе.  Автор  св.  40  опер,   из   к-рых   наибольшей   известностью
пользовались "Два каторжника"  (1836),  "Ильдегондская  тюрьма"  (1830),
"Два  савояра"  (1838),  "Каменщик  из  Неаполя"  (1850,  поставлены   в
Неаполе),  "Пьетро  из  Кале"  (Мессина,  1872)  и  др.  Творчество   А.
способствовало становлению неаполитан. оперного т-ра середины 19  в.  Л.
M.
   АСПАЗИЯ (наст. имя и фам. - Эльза П л и  е  к-шан,  урожд.-Розенберг)
[4(16).III.1868-5.XI. 1943] - латышская поэтесса и драматург. Жена поэта
Я. Райниса. Первая пьеса А. - "Мститель-вица" (соч.  1888)  -  романтич.
протест  против  крепостного  права.  Пьесы  "Вайделоте"   ("Жрица")   и
"Утраченные права", пост. в 1894 в Рижском  латышском  т-ре,  показывают
борьбу женщины за свои права,  против  лицемерной  бурж.  морали.  Пьеса
"Серебряное  покрывало"  (1905)  отмечена  демократич.  направленностью,
воинствующим протестом против  угнетения  человеческой  личности  (долго
была  запрещена  цензурой).  А.  написала  пьесы:  "Недостигнутая  цель"
(1895), "Зелтите" (1901), "Аспазия" (1923)  и  др.  Пьесы  А.  исполнены
романтич. пафоса, поэтичности, насыщены идеями протеста  и  борьбы,  это
определило их значение для сов. театр. иск-ва. После поражения революции
1905-07 в творчество А. проникают индивиду а-листич. мотивы, она отходит
от социальной тематики.
   С о ч.: A s p a z i j  а,  Mana  dzive  un  darbi,  sej.  1-2,  Risa,
1931-40.
   Лит.: Latviesu literaturas vesture, sej. 3, Riga, 1956, с. 291-323. А
В.
   АСПЕСТРАНН        (Aspestrand),        Сигварт        (13.        XI.
1856-31.XII.1941)-норвежский композитор. Музыке обучался  в  Лейпцигской
консерватории и в Высшей муз. школе в Берлине. Автор ряда опер, из к-рых
7 на собственные  либретто,  в  т.  ч.  "Невеста  моряка"  (Гота,  1894,
Христиания, 1904), "В комнате Г„те",  ((Алтарь  Фрейи",  "Пари",  "Робин
Гуд", "Первонт" и др., а также  вок.,  камерно-инструмент.  и  др.  соч.
Музыка А. отличается ярким нац. своеобразием. В. Ц.
   АСРЯН, Арус Арутюновна (р. 1904) - армянская советская актриса.  Нар.
арт. Армянской ССР (1945). Сценическую деятельность начала в  т-ре  арм.
драмы в Тбилиси в 1920.  С  1930-актриса  Ленина-канского  т-ра  им.  А.
Мравяна. С 1940- Т-раим. Сун-дукяна (Ереван).
   Роли: Сусан ("Намус"Ширванзаде), Тереза  ("Ут„с"  Папазяна),  Шогакат
("Высокочтимые попрошайки" Пароняна), Ануш ("Дядя  Багдасар"  Пароняна),
Луиза   ("Коварство   и   любовь"),   Офелия;   Мирандо-лина   ("Хозяйка
гостиницы"), Диана ("Собака на сене" Лопе де Вега),  Сюзанна  ("Женитьба
Фигаро"), Таня (о. п. Арбузова), Люба Шевцова ("Молодая гвардия"),  Валя
("Русские люди"),  Джесси  ("Русский  вопрос").  Играет  также  сатирич.
характерные  роли.  Творчество  А.   отмечено   остротой   и   ч„ткостью
характеристик, л„гкостью, смелостью, изяществом.
   АССАМСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Издавна в Ассаме (Индия)  существовали
народные  представления  "бхаона"  и  "оджапали",  представлявшие  собой
драматизацию инд. эпоса и мифологич. сюжетов. Исполнители  ("бхаория"  и
"оджа") под аккомпанемент хора ("пали") декламировали стихи и пели песни
собственного сочинения, вступая в диалог с главой хора ("дайнапали").
   В  средние  века  при  дворах  правителей  получила   распространение
классич.    санскритская    драма.    В    15-16     вв.     религиозные
реформаторы-вишнуиты   Шанкардев   и   Мадхавдев    писали    одноактные
мистери-альные пьесы ("анкья ната"), посвящ„нные индуистским богам  Раме
и  Кришне,-  "Победа  Рамы",  "Рождение  Кришны"  и  др.  Эти  же   темы
использовали Г.  Ата  ("Джанма-Ятра")  к  Д.  Тхакур  ("Нрсимха-Ярра"  и
"Сиатанта Харана"), пьесы к-рых ставились уже в декорациях, с занавесом.
   В 17-18 вв. ассамская драма находилась в длительном упадке.  В  конце
18 в. на ассамский яз. с санскрита была переведена "Шакунтала" Калидасы.
Лишь  в  19  в.  с  развитием  нац.  лит-ры  начался  подъ„м  ас-самской
драматургии.  Впервые  появляются  пьесы  на  социальные  темы,  героями
драматич. произведений становятся  реальные  люди"  Гунабхирам  Баруа  в
пьесе "Рам Навами" выступил с требованием разрешать  замужество  вдовам,
X. Баруа в пьесе "Ка-ниар киртан" (1861) выразил' протест против курения
опиума. В нач. 20 в. создавались историч. и романтич. драмы, посвящ„нные
прошлому Индии. Их  появление  было  связано  с  ростом  нац.-освободит,
движения, с развитием нац. самосознания. Ведущими  драматургами  в  этот
период были Л. Безбаруа и П. Баруа. Безбаруа - основоположник  романтич.
направления. Его пьеса "Принцесса Джаямати" (1915) имела успех не только
в Ассаме, но и среди плем„н нага (пьеса была переведена на  яз.  племени
ао), т. к. в ней говорилось о древних историч. и культурных связях  двух
народов. Романтич. драму "Джеренгар Сати" пат-риотич. содержания  создал
Г. Гагай. В 30-40-х гг. 20 в. в творчестве драматургов  Д.  Прасада,  Г.
Гагая, П. Пхукана, Н. Дхуяна, А. Хазарика, А. Баруа, С. Раджхова  и  др.
ассамская драматургия достигла своего расцвета. Пьеса Прасада  "Лабхита"
отображала напряж„нное политич. положение в стране, рост нац.-освободит.

Страницы: «« « 138   139   140   141   142   143   144   145   146  147   148   149   150   151   152   153   154   155   156  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия