|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 » »» напр., в Париже "Бургундский отель" выпускал А. красного цвета, "Комеди
Франсез" - зел„ного, "Гранд-Опера" - ж„лтого. Позднее в обиход вошли
А.-плакаты, достигшие в 18 и 19 вв. высокого художественного уровня. По
мере роста и совершенствования полиграфич. базы в разных странах этот
род иллюстрированных А. получает особо широкое распространение.
А. бывают поспектакльные - на каждый спектакль отдельно, и сводные -
на группу спектаклей каждого т-ра в отдельности (или всех т-ров города
вместе). А. на премьеры составляются подробно: указываются авторы,
исполнители, режисс„ры, художники, композиторы, балетмейстеры и т. д. По
каждому спектаклю, в дополнение к А., в т-рах (цирках и пр.) выпускаются
г. н. программы (наз. ранее афишками) с перечислением исполнителей.
Печатание, выпуск и распространение А. в разные периоды в разных странах
регулировались специальными организационными и правовыми нормами (см.
Законодательство театральное}. Л. Шн.
АФИШНАЯ МОНОПОЛИЯ-в России исключительное право дирекции
императорских т-ров и е„ контрагентов (напр., Гопп- в Петербурге,
Левин-сон - в Москве) печатать афиши для всех т-ров Петербурга и Москвы
(по произвольным ценам). Частные антрепренеры в течение 40 лет вели
безуспешную борьбу против А. м. После Октябрьской революции была
отменена. M. И.
???????, Григорий Иванович [31.1(12.11). 1894-14.IV.1959] - советский
эстрадный артист. Окончил (1913) уч-ще живописи, ваяния и зодчества в
Москве. Учился в студии МХТ. В годы гражданской войны был участником
артистич. бригады, выступавшей на фронте. Сочинял рифмованные лозунги,
сатирич. частушки, райки, боевые куплеты, В 20-е гг. начал выступать на
эстраде как исполнитель устных сатирич. фельетонов. Для исполнительской
манеры А. характерны скороговорка и ч„ткие смысловые акценты.
В конце 20 - нач. 30-х гг. А. создал фельетоны, разоблачающие
приспособленцев, бюрократов, мещанство: "Не болтайтесь под ногами",
"Гражданин, вы лицо потеряли", "Да„шь изящную жизнь", "Критика
гражданина нытикам и др. Позже форма райка сменяется прозой. Среди
лучших работ А. фельетоны:
"Жить, чорт возьми, жить" (1933), "О дураках" (1937), "Об одной
минуте" (1939), "К жизни не приспособлено" (1941), "Спасибо за помощь"
(1946), "Вас не беспокоит?." (1954).
Лит.: Ж а т к и н П-, Григорий Афонин, М., 1928. M. 3.
АФРАНИЙ (Afranius) (2-я пол. 2 в. до н. э.) - древнеримский
комедиограф. Наиболее крупный представитель жанра т. н. тогаты. Испытал
сильное влияние образцов новой аттической комедии., в т. ч. Менандра. В
комедиях А., по сравнению с его предшественниками - Титинием и Аттой,
нац.-бытовые признаки тогаты значительно ослаблены. Сохранились названия
произведений А. ("Двоюродные братья", "Отданное на хранение", "Ложар" и
др.), а также отрывки (ок 430 стихов). Комедии А. ставились еще в сер. 1
в. н. э. Цитаты из его произведений встречаются у Апулея (2 в. н. э.).
Иск-во А. высоко ценили Цицерон и Гораций.
Из дани я.- Scaenicae Romanorum poesis fragmenta, rcc., 0. Ribbeck, t
2, Lpz., 1898.
Лит: Модестов В., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888;
доп., 1905; История римской литературы, под ред. Н. Ф. Дератани, М.,
1954. С. А.
"АФРИКАНКА"("Ь africaine") - опера Д. Мейербера, лгибр. Э. Скриба.
Пост. 28 апро 1865, Париж (Васко да Гама - Ноден, Дон Альвар - Варо,
Нелюско - Фор, Дон Педро - Белъваль, Дон Диего- Кастельмар, Селика -
Сас, Инесса - Баттю), В России впервые ггост. на итал. яз. 19 янв. 1866,
Петербург. На рус. яз. пост. 31 авг. 1890, Большой т-р (Васко да Гама
-Преображенский, Селика - Дворец, Нелюско - Борисов, Инесса - Каратаева,
Инквизитор - Матчин-ский. Дон Педро - Власов, Дон Диего - Майборода, Дон
Альвар - Григорьев, Брамин - Трезвинский. Дириж„р Аль-тани), 11 февр.
1890- Марфинский т-р (Петербург).
И з д а н и я.- М., Юргенсон, [1888]; перевод Г. Лишина, М.,
Гутхейль, [1890]. Я. Гр.
АФРИКАНСКИЙ ТЕАТР. Со врем„н глубокой древности в Африке существуют
нар. традиционные представления, насыщенные танцами и песнями. Танцы
народов Африки изображают пол„т птицы, движения змеи, трепет
распускающегося цветка и т. д. Существуют танцы, содержание к-рых
связано с историч. событиями или обрядами. Возвращение воина, удачная
охота или примирение вождей разных плем„н отмечаются танцами под звуки
барабанов с разнообразным ритмом, импровизирующимся танцующими. В
танцах, изображающих сцены охоты, применяются маски.
В провинциях Бугуни и Бамако в Зап. Судане по случаю различных
праздников (сбор урожая, окончание полевых работ и т. д.) жители
деревень по вечерам в зимний период (октябрь - март) устраивают театр.
представления. Сценич. площадкой служит центральная площадь деревни.
Зрители располагаются кругом, оставляя проходы для участников
представления. Спектакль начинается сценкой, исполняемой небольшой
группой танцоров в сопровождении различных по тембру барабанов. Затем
следует пролог, к-рый произносит ведущий, представляющий зрителям героев
пьесы. Спектакль состоит из одной или нескольких комич. сценок,
действующими лицами к-рых обычно "являются муж, жена и любовник. Пьесы
создают импровизационно сами исполнители, текст не фиксируется в записи.
Женские роли играют мужчины. В большинстве спектаклей участвует хор"
текст сопровождается танцем под аккомпанемент тамтама.
Нар. т-р тесно связан со старинными религиозными верованиями и
особенно древними анимистич. культами. Элементы театр действия содержат
религиозные обряды, в к-рых активное участие принимают зрители.
У нек-рых мусульманских народностей, населяющих долину реки Нигер и
районы Юж. Нигерии, развит т-р марионеток. Куклы изготовляются из
дерева, в представлениях, гл. обр, на темы семейной жизни, участвует до
20 разл. персонажей (дед, бабка, отец, мать, старший сын и его жена,
нищий и др.).
В афр. гос-вах доколониального периода, достигших высокого уровня
экономич. и культурного развития (напр., в период расцвета мандингской
цивилизации в Мали), были созданы драматич. произведения, гл. обр.
сатирич. характера.
Политика колонизаторов и деятельность миссионеров разрушали традиции
афр. нар. культуры и препятствовали развитию нац. театр. иск-ва. Любое
проявление художеств. творчества негров, связанное с анимизмом,
объявлялось миссионерами греховным. Предпринимались попытки создавать
небольшие любительские кружки, состоявшие из представителей
интеллигенции, близких колонизаторам, оторванных от народа. В 1920-х гг.
Страницы: «« « 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |