Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 146   147   148   149   150   151   152   153   154  155   156   157   158   159   160   161   162   163   164  » »»

напр., в Париже "Бургундский отель" выпускал А. красного цвета,  "Комеди
Франсез" - зел„ного, "Гранд-Опера" - ж„лтого.  Позднее  в  обиход  вошли
А.-плакаты, достигшие в 18 и 19 вв. высокого художественного уровня.  По
мере роста и совершенствования полиграфич. базы в  разных  странах  этот
род иллюстрированных А. получает особо широкое распространение.
   А. бывают поспектакльные - на каждый спектакль отдельно, и сводные  -
на группу спектаклей каждого т-ра в отдельности (или всех  т-ров  города
вместе). А.  на  премьеры  составляются  подробно:  указываются  авторы,
исполнители, режисс„ры, художники, композиторы, балетмейстеры и т. д. По
каждому спектаклю, в дополнение к А., в т-рах (цирках и пр.) выпускаются
г. н. программы (наз.  ранее  афишками)  с  перечислением  исполнителей.
Печатание, выпуск и распространение А. в разные периоды в разных странах
регулировались специальными организационными и  правовыми  нормами  (см.
Законодательство театральное}. Л. Шн.
   АФИШНАЯ   МОНОПОЛИЯ-в   России    исключительное    право    дирекции
императорских т-ров  и  е„  контрагентов  (напр.,  Гопп-  в  Петербурге,
Левин-сон - в Москве) печатать афиши для всех т-ров Петербурга и  Москвы
(по произвольным ценам). Частные антрепренеры  в  течение  40  лет  вели
безуспешную  борьбу  против  А.  м.  После  Октябрьской  революции  была
отменена. M. И.
   ???????, Григорий Иванович [31.1(12.11). 1894-14.IV.1959] - советский
эстрадный артист. Окончил (1913) уч-ще живописи, ваяния  и  зодчества  в
Москве. Учился в студии МХТ. В годы  гражданской  войны  был  участником
артистич. бригады, выступавшей на фронте. Сочинял  рифмованные  лозунги,
сатирич. частушки, райки, боевые куплеты, В 20-е гг. начал выступать  на
эстраде как исполнитель устных сатирич. фельетонов. Для  исполнительской
манеры А. характерны скороговорка и ч„ткие смысловые акценты.
   В конце 20  -  нач.  30-х  гг.  А.  создал  фельетоны,  разоблачающие
приспособленцев, бюрократов,  мещанство:  "Не  болтайтесь  под  ногами",
"Гражданин,  вы  лицо  потеряли",  "Да„шь   изящную   жизнь",   "Критика
гражданина нытикам и др.  Позже  форма  райка  сменяется  прозой.  Среди
лучших работ А. фельетоны:
   "Жить, чорт возьми, жить"  (1933),  "О  дураках"  (1937),  "Об  одной
минуте" (1939), "К жизни не приспособлено" (1941), "Спасибо  за  помощь"
(1946), "Вас не беспокоит?." (1954).
   Лит.: Ж а т к и н П-, Григорий Афонин, М., 1928. M. 3.
   АФРАНИЙ  (Afranius)  (2-я  пол.  2  в.  до  н.  э.)  -  древнеримский
комедиограф. Наиболее крупный представитель жанра т. н. тогаты.  Испытал
сильное влияние образцов новой аттической комедии., в т. ч. Менандра.  В
комедиях А., по сравнению с его предшественниками -  Титинием  и  Аттой,
нац.-бытовые признаки тогаты значительно ослаблены. Сохранились названия
произведений А. ("Двоюродные братья", "Отданное на хранение", "Ложар"  и
др.), а также отрывки (ок 430 стихов). Комедии А. ставились еще в сер. 1
в. н. э. Цитаты из его произведений встречаются у Апулея (2 в.  н.  э.).
Иск-во А. высоко ценили Цицерон и Гораций.
   Из дани я.- Scaenicae Romanorum poesis fragmenta, rcc., 0. Ribbeck, t
2, Lpz., 1898.
   Лит: Модестов В., Лекции по истории римской  литературы,  СПБ,  1888;
доп., 1905; История римской литературы, под ред.  Н.  Ф.  Дератани,  М.,
1954. С. А.
   "АФРИКАНКА"("Ь africaine") - опера Д. Мейербера,  лгибр.  Э.  Скриба.
Пост. 28 апро 1865, Париж (Васко да Гама - Ноден,  Дон  Альвар  -  Варо,
Нелюско - Фор, Дон Педро - Белъваль, Дон  Диего-  Кастельмар,  Селика  -
Сас, Инесса - Баттю), В России впервые ггост. на итал. яз. 19 янв. 1866,
Петербург. На рус. яз. пост. 31 авг. 1890, Большой т-р  (Васко  да  Гама
-Преображенский, Селика - Дворец, Нелюско - Борисов, Инесса - Каратаева,
Инквизитор - Матчин-ский. Дон Педро - Власов, Дон Диего - Майборода, Дон
Альвар - Григорьев, Брамин - Трезвинский. Дириж„р  Аль-тани),  11  февр.
1890- Марфинский т-р (Петербург).
   И з д а н  и  я.-  М.,  Юргенсон,  [1888];  перевод  Г.  Лишина,  М.,
Гутхейль, [1890]. Я. Гр.
   АФРИКАНСКИЙ ТЕАТР. Со врем„н глубокой древности в  Африке  существуют
нар. традиционные представления, насыщенные  танцами  и  песнями.  Танцы
народов  Африки  изображают   пол„т   птицы,   движения   змеи,   трепет
распускающегося цветка  и  т.  д.  Существуют  танцы,  содержание  к-рых
связано с историч. событиями или обрядами.  Возвращение  воина,  удачная
охота или примирение вождей разных плем„н отмечаются танцами  под  звуки
барабанов  с  разнообразным  ритмом,  импровизирующимся  танцующими.   В
танцах, изображающих сцены охоты, применяются маски.
   В провинциях Бугуни и  Бамако  в  Зап.  Судане  по  случаю  различных
праздников (сбор  урожая,  окончание  полевых  работ  и  т.  д.)  жители
деревень по вечерам в зимний период (октябрь - март)  устраивают  театр.
представления. Сценич. площадкой  служит  центральная  площадь  деревни.
Зрители  располагаются   кругом,   оставляя   проходы   для   участников
представления.  Спектакль  начинается  сценкой,  исполняемой   небольшой
группой танцоров в сопровождении различных по  тембру  барабанов.  Затем
следует пролог, к-рый произносит ведущий, представляющий зрителям героев
пьесы.  Спектакль  состоит  из  одной  или  нескольких  комич.   сценок,
действующими лицами к-рых обычно "являются муж, жена и  любовник.  Пьесы
создают импровизационно сами исполнители, текст не фиксируется в записи.
Женские роли играют мужчины. В  большинстве  спектаклей  участвует  хор"
текст сопровождается танцем под аккомпанемент тамтама.
   Нар. т-р  тесно  связан  со  старинными  религиозными  верованиями  и
особенно древними анимистич. культами. Элементы театр действия  содержат
религиозные обряды, в к-рых активное участие принимают зрители.
   У нек-рых мусульманских народностей, населяющих долину реки  Нигер  и
районы Юж.  Нигерии,  развит  т-р  марионеток.  Куклы  изготовляются  из
дерева, в представлениях, гл. обр, на темы семейной жизни, участвует  до
20 разл. персонажей (дед, бабка, отец, мать, старший  сын  и  его  жена,
нищий и др.).
   В афр. гос-вах доколониального  периода,  достигших  высокого  уровня
экономич. и культурного развития (напр., в период  расцвета  мандингской
цивилизации в Мали),  были  созданы  драматич.  произведения,  гл.  обр.
сатирич. характера.
   Политика колонизаторов и деятельность миссионеров разрушали  традиции
афр. нар. культуры и препятствовали развитию нац. театр.  иск-ва.  Любое
проявление  художеств.  творчества  негров,   связанное   с   анимизмом,
объявлялось миссионерами греховным.  Предпринимались  попытки  создавать
небольшие   любительские   кружки,    состоявшие    из    представителей
интеллигенции, близких колонизаторам, оторванных от народа. В 1920-х гг.

Страницы: «« « 146   147   148   149   150   151   152   153   154  155   156   157   158   159   160   161   162   163   164  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия